ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Простая двух - и трехчастная форма.Простая двухчастная форма – это такая форма, которая состоит из двух частей: первая часть – период, а вторая – не сложнее периода. Возникла такая форма в народно-песенном творчестве, затем перешла в инструментальную музыку. Характерна для бытовой и вокальной музыке, для небольших миниатюр песенного склада.
Л. Бетховен «Сурок».
Существует несколько разновидностей простой двухчастной формы: а) безрепризная – состоящая из двух разных периодов. б) репризная – форма, в которой во втором периоде повторяется одно из предложений первого.
Простая трехчастная форма – это такая форма, которая состоит из трех частей. Обычно крайние части (первая и третья) – одинаковые или похожие, а средняя (вторая) отличается от них и иногда контрастирует им. Третья часть называется репризой (повторение).
Простая трехчастная форма – это такая форма, каждая часть которой не сложнее периода.
«Похороны куклы» – это еще одна пьеса из«Детского альбома» П. Чайковского. Настроение печали в этой пьесе создается при помощи жанра похоронного марша. Здесь отчетливо проявились его черты – темп медленного шага, пунктирный ритм, аккордовая фактура, минорный лад:
Форма этой пьесы – простая трехчастная. Крайние части одинаковы (это периоды повторного строения). А средняя часть, более свободная по построению, отличается от крайних гармонической неустойчивостью, диссонантностью, что связано с выражением усиливающейся скорби. Сложная трехчастная форма – это форма из трех частей, в которой хотя бы одна из который сложнее периода.
Средняя часть – В – называется трио, если она написана в какой-либо завершенной форме. Если построение неустойчиво, такая часть называется – эпизод. П. Чайковский «Похороны куклы» из Детского альбома».
«Вальс» из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего музицирования. С простой напевной мелодией и характерным вальсовым аккомпанементом: это бас и два легких аккорда. Мелодические фразы невелики и плавны.
Начинаясь в светлом ми-бемоль мажоре, мелодия постепенно уходит в «тень», модулируя в соль минор. Так впервые мы встретились с модулирующим периодом. Далее следует второй период, где возвращается тональность ми-бемоль мажор.
Так из двух периодов образовалась простая двухчастная форма. Но характер музыка меняется – наступает до минорный эпизод – средняя часть сложной трехчастной формы. Квинты в басах, изломанная мелодическая линия в двухдольном размере разрушает мягкое трехдольное движение танца.:
Но эпизод тут же промелькнул и вновь вернулся вальс.
П. Чайковский «Вальс» из «Детского альбома». Вариации. Вариации – это форма, состоящая из темы и нескольких ее повторений с изменениями (вариациями).
Сам принцип варьирования возник в народно-песенном творчестве, когда певец при повторе основной мелодии каждый раз видоизменял ее.
Тема вариаций – это законченная музыкальная мысль, отличающая яркостью и узнаваемостью. Благодаря различным изменениям она появляется все время в новом виде, все более отдаляясь от первоначального образа, но остается узнаваемой во всех вариациях. Каждая вариация вносит новый характер, новый взгляд на тему. Чем дальше от темы, тем меньше с ней явных связей. Иногда композитор в конце произведения вновь повторяет тему в первоначальном ее варианте.
В. Моцарт Соната №11, I часть.
Рондо. Рондо – это такая форма, в которой несколько раз (не менее трех) повторяется одна тема (она называется – рефрен), а между ее повторениями звучат другие различные темы (эпизоды).
Слово «рондо» в переводе с французского означает «круг». Возникла она в народной музыке, а именно в старинных французских хороводных песнях, где солисты пели разные куплеты, а хор исполнял неизменный припев. Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то от поэзии. Ведь еще в Средние века были известны стихи, в которых отдельные строки повторялись, чередуясь с новыми. Они тоже назывались «рондо». Вот отрывок стихотворения-рондо французского поэта ХIХ века Пьера Беранже:
Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот!
Старик-король, укрывшись в башне-келье, – О нем нам страшно и шепнуть, – Решил на наше скромное веселье Сегодня издали взглянуть.
Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот!
Народ поет, смеется, веселится… Король чурается людей. Вельмож, народа, бога он боится, Наследника – всего сильней.
Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, И флейты, и фагот!
В классической музыке форма рондо используется очень широко как в вокальных, так и в инструментальных произведениях. Может быть самостоятельным произведением и как часть крупной формы.
Прослушайте рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над соперником и думать не может ни о чем другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!»
Формы каких музыкальных произведений изображены на рисунке:
Проанализируйте форму произведения:
Тема 8: Музыкальные жанры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|