Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация мужских и женских голосов.




Выуже знаете, что в музыке очень важен тембр. Человеческий голос также имеет тембр. Например, выражения «знакомы голос», «незнакомый голос» наверняка понятны. Это потому, что каждый голос звучит по-разному, имеет свою окраску, то есть тембр. И если тебе знаком тембр его голоса, ты называешь его «знакомым», и наоборот, если тембр голоса чужого человека незнаком твоему уху, ты говоришь, что это незнакомый голос.

Тембр человеческого голоса бывает от тоненького (высокого) до густого (низкого).

 

Колоратурное сопрано – самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения – колоратуры.

Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Раньше композиторов привлекали в нем блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи. Потом, в XIX веке, стали обращать больше внимания на выразительность пения.

В. Моцарт ария царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта».

 

 

Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано – нежный, легкий голос. Для него написаны партии, в которых преобладают черты лиризма, душевной теплоты.

П. Чайковский Письмо Татьяны из оперы «Евгений Онегин».

 

Часто встречается и другая разновидность сопрано – драматическое. Сильное и яркое. Композиторы наделяют таким голосом героинь с волевыми характерами, нередко – с драматической судьбой. Героинь, страдающих, борющихся за свое счастье, а подчас и гибнущих в этой борьбе.

Бывают и голоса, которые сочетают в себе различные качества, например, лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими голосами могут петь разные партии. Выбирают они для себя те, которые оказываются более удобными по голосу, близкими по образу.

Диапазон сопрано от «до» первой октавы до «до» третьей октавы.

 

Меццо-сопрано по характеру близко драматическому сопрано, но ниже, насыщеннее его словно плывет над аккомпанементом. Это глубокий грудной бархатистый женский голос. Возможности меццо-сопрано очень велики. Композиторы поручают певицам, обладающим таким голосом, роли сильных, волевых натур.

Диапазон меццо-сопрано от ля малой октавы до ля второй октавы.

 

Н. Римский-Корсаков Песня Любаши из оперы «Царская невеста».

 

Альтом называется низкий голос девочки, мальчика или низкий женский голос. Диапазон его от ля малой октавы до ми-бемоль второй.

 

 

Контральто – так называется самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра.

Голос этот встречается редко, да и композиторы используют его тоже не часто. В некоторых операх контральто исполняет партии юношей.

Иногда, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу, наиболее близкому к нему – меццо-сопрано.

Диапазон контральто от фа малой октавы до фа второй октавы.

Н. Римский-Корсаков Песня Леля из оперы «Снегурочка».

Тенор – это самый высокий мужской голос. Уже много веков именно этот голос покоряет сердца слушателей своим светлым, звонким и в то же время мягким тембром. Тенорам композиторы всех стран наиболее часто поручали партии главных героев в своих операх. Как и женское сопрано, он имеет несколько разновидностей.

Самый высокий из теноров – тенор-альтино, но используется композиторами он довольно редко.

Лирический тенор, как и лирическое сопрано, – самый распространенный. Он использован буквально в каждой классической и современной опере.

П. Чайковский Ария Ленского «Я люблю Вас» из оперы «Евгений Онегин».

Драматический тенор встречается среди оперных партий значительно реже, но именно для него созданы великолепные роли в операх, которые по праву считаются одними из лучших в мире.

П. Чайковский Ария Германа «Что наша жизнь?» из оперы «Пиковая дама».

Баритон – это мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором. Обычно, диапазон баритона от ля большой октавы до ля первой октавы. Есть несколько разновидностей баритонов: лирический баритон – более мягкий и подвижный, близкий к драматическому тенору, и драматический баритон – более мужественный и сильный, близкий к басу.

 

Бас– самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий). Его возможности очень многогранны. В его силе исполнить и возвышенно героический образ и ярко комедийный.

Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах.

Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.

Песенка Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст».

 

Реши кроссворд, вписывая в пустые клеточки тембры голосов:

 

 

 

Тема 6: Музыкальная тема и ее разновидности.

 

Что означает слово тема, без сомнения, знают все. Каждый день в школе вы слышите: «Тема сегодняшнего урока...», «К следующему разу повторите темы...», «Тема сочинения, которое вы будете писать...» А в музыке термин «тема» приобретает иное значение. Там вы можете услышать: «Тема вражды...», «Главная тема первой части...», «Основная тема финала...», «Тема Снегурочки...». Какой же смысл вкладывается в этот музыкальный термин?

Тема в музыке – это своего рода герой музыкального произведения, его действующее лицо. С точки зрения музыкальной «технологии» это построение, способное явиться основанием для развития всего произведения. Поэтому композиторы стремятся сочинять темы, яркие по характеру, выразительные, запоминающиеся. Есть такие формы музыкальных произведений, в которых используется всего одна тема. Так бывает, например, в фуге (если это обычная, а не двойная или тройная фуга – в тех, соответственно, две и три темы), в вариациях. Чаще их несколько. Например, в первой части сонаты или симфонии есть главная и побочная партии, в каждой из которой действует самостоятельная тема, а иногда и не одна (об этом можно прочесть в рассказе о сонате). В следующих частях симфонии тоже по нескольку тем – по две или три, а в финале может быть гораздо больше.

Темы могут быть протяженными, развернутыми, могут быть и краткими, лаконичными. Но во всяком случае тема должна быть относительно законченным построением. Иногда понятие темы совпадает с понятием лейтмотива. Именно в этом смысле говорится обычно: «Тема любви...», «Тема борьбы за счастье», «Тема кольца нибелунга» (о лейтмотивах вы, наверное, уже читали на предшествующих страницах).

 

Развитие музыкальной мысли чаще всего происходит путем изменения – значительного или незначительного, едва заметного или кардинального, постепенного или резкого.

Прослушайте музыкальные отрывки и оцените степень изменения основной темы в произведениях. Свои наблюдения запишите с помощью условных обозначений ( ─ точный повтор; │ повтор с незначительными повторениями; + заметные изменения; * практически неузнаваема):

 

Проведения темы I II III IV
1. Марш из оперы Верди «Аида»        
2. Равель «Болеро»        
3. Моцарт Соната Ля мажор, I часть        

Тема 7: Музыкальные формы.

Период.

 

Вы наверняка слушаете музыку и замечаете, что не все произведения можно легко запомнить с первого раза. Например, песню вы можете запомнить, прослушав ее один-два раза, а вот с симфонией так не получится. И дело не в том, что она больше по масштабам, главное, она построена по другим, более сложным законам музыкальной формы.

Понятие «музыкальная форма» в музыке имеет два значения. В более крупном плане так называют всю совокупность средств музыкальной выразительности. Если иметь ввиду более узкое понятие, то форма – это соотношение отдельных частей музыкального произведения.

Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. Если этого б не было, произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков.

В музыке, как и в русском языке, мелодия, так же как и мысль, состоит из отдельных фраз, между которыми есть своеобразные «знаки препинания». Мы их слышим на слух.

Фразы складываются в предложения, а предложения в период.

Период – самая простая музыкальная форма, которая обладает логически законченной музыкальной мыслью. Для того, чтобы проще было себе представлять внешне такую форму, принято было использовать условные буквы и знаки:

 
 
а - первое предложение b – второе предложение

 


Обратим внимание на замечательный фортепианный цикл русского композитора Петра Ильича Чайковского. Называется он – «Детский альбом». В нем 24 пьесы, отображающие повседневные дела ребенка.

«Утренняя молитва»открывает этот цикл. Молитвой всегда начинался день ребенка. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки.

Светлая тональность соль мажор, простая гармония, равномерное ритмическое движение и строгая четырехголосная фактура – все это предает настроение сосредоточенности и покоя. Прослушав произведение, вы поймете, что в нем развивается одна музыкальная мысль, поэтому композитор использовал самую простую музыкальную форму – период.

Период здесь состоит из двух предложение. В первом предложении музыкальная мысль остается недосказанной, оканчиваясь неустойчивым кадансом на доминанте:

 

Во втором предложении музыкальная мысль, развиваясь, приходит к кульминации, подчеркнутая ярким аккордом. В отличие от первого предложения второе заканчивается кадансом на тонике, поэтому звучит устойчиво:

 

Предложения одинаковы по величине: в каждом по 8 тактов. «Вопросительному» кадансу первого предложения, отвечает «утвердительный» каданс второго. Так образовалась уравновешенная форма – период повторного строения. Но пьеса на этом не заканчивается, период дополнен большой кодой. В ней наступает полное успокоение.

П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных