Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика лесотранспортных систем




Транспорт леса — это технологический процесс перемещения по лесным дорогам и дорогам общего пользования лесных грузов от мест их погрузки на тяговый и прицепной состав до мест доставки потребителю.

Эффективная работа лесного комплекса, в который входят лесохозяйственные, лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия, невозможна без развитой сети лесных дорог. Повышение плотности дорожной сети в лесном комплексе позволяет снизить затраты на заготовку лесной продукции, повысить продуктивность леса, обеспечить выполнение лесовосстановительных работ, проведение рубок ухода и санитарных рубок, а также улучшить условия охраны леса от вредителей и пожаров.

Затраты на транспорт леса составляют до 30...40 % стоимости лесопродукции.

В технологических процессах лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий используются следующие виды транспорта: сухопутный (автомобильный, железнодорожный, воздушно-канатный); водный (плоты, суда, баржи); воздушный (вертолеты, дирижабли); трубопроводный.

Применение того или иного вида транспорта обусловлено типом транспортного средства, природными и производственными условиями и технико-экономическими показателями.

Одной из главных особенностей транспорта леса является собирательный характер работы, определяемый лесосырьевой базой как грузообразующей площадью с неравномерной концентрацией сырья на единицу площади. Положение лесных дорог на лесной площади зависит не столько от ее деления на различные выделы, кварталы, урочища в системе лесоустройства, сколько от зоны тяготения лесных грузов к дороге.

Виды лесной продукции (деревья, хлысты, сортименты, пиломатериалы, щепа, осмол и др.) имеют разные значения объемной плотности, размеров, сбежистости. Некоторые сыпучие материалы требуют использования специального тягового и прицепного состава. Незначительная концентрация лесных грузов на единицу площади (ликвидный запас древесины 30...60 м3/га для выборочных и постепенных рубок) требует устройства большого числа погрузочных пунктов (через каждые 80... 120 м) и подъездных путей к ним.

Характерной особенностью является односторонность грузопотока (лесной груз движется только из леса), что предопределяет неизбежные порожние пробеги транспортных средств.

Дороги общего пользования по интенсивности движения и грузонапряженности подразделяют в соответствии со СНиП 2.05.02-85 на дороги пяти категорий (I, II, III, IV, V) и подъездные пути.

Лесовозные автомобильные дороги в соответствии со СНиП 2.05.07 — 85 делят на магистрали (I-л, Н-л, Ш-л, IV-л, V-л), ветки и усы. Лесохозяйственные дороги в соответствии с ВСН 07-82 подразделяют на три типа:

I тип — дороги, сооружаемые на весь срок действия предприятий лесного комплекса, проходящие практически через весь лесной массив и объединяющие другие дороги в единую сеть. Магистраль лесохозяйственной дороги I типа соответствует магистрали лесовозной дороги IV-л с интенсивностью движения до 50 автомобилей в сутки;

II тип — дороги, прокладываемые для освоения отдельных частей лесосырьевой базы и проведения лесохозяйственных мероприятий;

III тип — дороги для разработки отдельных лесосек, противопожарные, к кордонам и егерским участкам и лесохозяйственного назначения.

Лесохозяйственные дороги служат не только для доставки потребителям лесного сырья, но и для выполнения лесовосстановительных работ, работ по охране лесов от вредителей и пожаров, а также мероприятий хозяйственного назначения. Классификация лесохозяйственных дорог по назначению приведена в табл. 4.1.

При формировании структуры транспортных подразделений лесного комплекса учитывают объем выполняемых работ, дальность перевозки лесных грузов, состояние дорог и другие условия.

Структура транспортного процесса определяется технологической взаимосвязью со смежными фазами производственного процесса.

В лесном комплексе наиболее широкое применение получили три основных вида транспортно-технологических схем:

- прямая вывозка (без перегрузки), при которой древесину от места валки на лесосеке доставляют до потребителя с использованием специальных тракторов на пневмошинном ходу;

- одноступенчатая вывозка, при которой древесина трелюется по лесосеке на верхние склады к лесным дорогам, где ее грузят на транспортные средства и вывозят на нижние склады или потребителям;

- многоступенчатая вывозка, при которой древесину с верхних складов вывозят на промежуточные склады, а оттуда доставляют потребителям или на нижний склад. При многоступенчатой вывозке могут применяться различные типы автопоездов, процесс вывозки может разделяться по времени (первая ступень — зимой, вторая — летом).

Функционирование лесотранспортных систем оценивают природными, техническими и технико-экономическими показателями. Эффективная работа лесного транспорта возможна только при правильных и рациональных учете и оценке природных условий региона (климат, рельеф, почва, грунты, таксационные показатели лесонасаждений и др.).

К техническим показателям лесотранспортных систем лесного комплекса относятся: протяженность дорог, эксплуатационная длина дорог в расчетный год работы предприятия, грузооборот дороги, интенсивность движения, расчетная скорость движения.

Технико-экономические показатели работы лесотранспортных систем — это затраты на строительство и эксплуатацию лесных дорог, затраты на приобретение или аренду транспорта, сменная производительность транспортных и погрузочно-разгрузочных машин и ряд других показателей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных