Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Миссии и девизы компании




 

Миссия организации – ее главное предназначение в обществе, основная существенная причина, которая раскрывает смысл функционирования организации и в которой проявляется ее мировоззрение, философия и специфика.

Это та опре­деляющая идея, которая, с одной стороны, делает организацию частицей мирового хозяйства, имеющей важное предназначение и, следовательно, востребованной для этого хозяйства, а с другой стороны, это та индивидуальная причина, в силу которой существует именно эта, а не другая организация. Сложилось убеждение, что декларирование получения прибыли как главной сферы интересов бизнеса считается вульгарным и постыдным, а крупнейшие кор­порации сумели выйти в лидеры только благодаря тому, что стре­мились к высоким целям. Поэтому каждая уважающая себя ком­пания, провозглашая ту или иную общечеловеческую гуманную миссию, никогда не упомянет в ней слово «прибыль».

Миссия выполняет две важнейшие функции — внешнюю и внутреннюю.

Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о филосо­фии и предназначении организации; средствах, которые она ис­пользует в своей деятельности; ресурсах, которыми располага­ет; имидже, который формирует; нравственности, которой при­держивается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями.

Внутренняя функция миссии — способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предпри­ятия и целей работника, идентификации сотрудников с органи­зацией, формированию благоприятного внутриорганизационного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственно­сти целей при выработке стратегии и тактики предприятия.

Миссия существует в трех ипостасях: цели, стратегии и ценности. Все они тесно взаимосвязаны и тоже трансформируются в зависимо­сти от этапа существования и развития организации. Поэтому миссия не существует как самоцель, красивый лозунг, оторван­ный от жизни предприятия. Стратегическая миссия отвечает на вопросы, в чем заключается бизнес компании, что она произво­дит, какие потребности каких потребителей удовлетворяет, какие управленческие технологии и функции выполняет.

В процессе конкурентной борьбы и стратегического развития компаниям приходится соизмерять желаемые стратегические цели с реальными возможностями. Существуют два подхода к форми­рованию стратегической миссии: широкий и узкий.

Широкий подход в стремлении обеспечить максимальный стра­тегический потенциал и гибкость определяет миссию в общих терминах и избегает жесткой привязки стратегии компании к какой-либо ограниченной номенклатуре производимой продукции или услуги, группе потребителей или управленческой техноло­гии. К достоинствам широкого подхода следует отнести дости­жение стратегических преимуществ за счет широкого ассорти­мента предлагаемой продукции, ориентацию на многочисленные сегменты рынка и группы потребителей, гибкость в управлении и изменениях. Недостатками являются фактическая деспециализация, размывание рыночного фокуса и имиджа компании, па­дение эффективности управления из-за неопределенности и орга­низационной нестабильности.

Узкозаданная миссия состоитв стремлении усилить целевую направ­ленность стратегии и наиболее эффективно использовать специ­ализацию и имеющиеся стратегические ресурсы компании, на­против, концентрирует стратегию на производстве ограничен­ной номенклатуры продукции, ограниченных рыночных сегментах, группах потребителей.

Достоинства узкого подхода: позволяет избежать ряда не­достатков, присущих широкому подходу, так как повышает эф­фективность за счет специализации, делает более определенны­ми рыночную и потребительскую ориентации предприятия. Недостатки узкого подхода: сужает перспективы развития только рамка­ми имеющейся специализации и снижает гибкость реакции пред­приятия на рыночную ситуацию, возможность производства не­профильной продукции, обслуживания новых клиентов.

Для того чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:

1) отвечать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства насе­ления;

2) восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому она должна быть сформирована предельно ясно для всех субъек­тов, взаимодействующих с организацией, и всех членов организации;

3) формулировка миссии должна исключать разнотолки, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого раз­вития организации;

4) рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько она отвечает национальным особенностям, национальной идее, ожиданиям людей;

5) если формулировка миссии подразумевает указание прин­ципов или путей ее осуществления, они также должны быть со­циально перспективными, законопослушными и взаимовыгод­ными;

6) миссия должна указывать отличительные особенности и стратегические преимущества именно данной компании, особен­ности ее философии, ценностей, этических принципов, отноше­ния к работникам, характеризующие уникальность компании и позволяющие выделить ее из множества других;

7) миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать работника и его труд.

Особенностью формулировки миссии является отсутствие кон­фетных цифр. Чаще всего это вневременная стратегическая цель, в соответствии с которой строится бизнес, выбираются средства •с достижения, определяются ценности компании.

В зависимости от содержания и назначения миссии организаций классифицируются следующим образом (рис. 3.4):

§ миссия — «общечеловеческое предназначение»: служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удоб­нее, комфортнее, заботиться о процветании общества;

§ миссия — «главная стратегическая цель»: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для кли­ентов и персонала, иметь лучшие результаты;

§ миссия — «национальная идея»: каждому дому — компью­тер, каждой семье — отдельную квартиру, каждому чело­веку — сотовый телефон;

§ миссия — «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изде­лия; главное — забота о потребителе; наши клиенты увере­ны в будущем.

Рассмотрим некоторые из этих видов миссий.

Миссия «общечеловеческое предназначение» является более об­щей, декларируемой и не требующей особых доказательств, поскольку такое предназначение понятно и одобряемо всеми. Однако истинная цель фирмы может не соответствовать общественным потребностям и реализоваться в скрытой от общества форме под популистским патриотическим лозунгом. Поэтому для того, чтобы стать миссией, такая общечеловеческая идея, да и сама фирма должны соответствовать ряду требований:

1) соответствие миссии фирмы ее ценностям и нормам;

2) легальное осуществление идеи в экономическом и правовом пространстве;

3) реальная соподчиненность миссии и целей фирмы;

4) направленность миссии на удовлетворение социально перс­пективных потребностей населения.

 

       
   
 
 

 


                   
   
  Миссии специальные
 
Миссия-совершенствование
 
  Миссия-экспансия
 
  Народные миссии
 
  Миссии элитарные
 

 

 


Рис. 3.3. Миссии компаний

 

Миссию «главная стратегическая цель» можно условно разделить миссию-экспансию и миссию-совершенствование. Как справедливо утверждает Е. Ермолаева', в самом понятии «миссия» уже заложена идея экспансии, расширения своего влияния, которое в сфере бизнеса проявляется не только в поиске новых Hi и ков сбыта и партнеров, но и в стремлении завладеть смежными отраслями, фирмами, производящими комплектующие, постав­щиками и т.д.

Миссия-совершенствование несет идею социальной ответствен­ности фирмы за произведенные ею изделия или услуги, охрану окружающей среды, совершенствование условий производства и рост качества трудовой жизни работников. Такая миссия предполагает отказ от сиюминутных выгод, внедрение инноваций, расширение ассортимента, поиск новых дизайнерских решений и ее надежности. Важнейшими компонентами миссии являются ее гибкость и самообновляемость. Добиться этого помогают регулярные тренинги, обучение всему новому и передовому, работа в команде и создание у работников искренней заинтересованности в работе.

Миссия «национальная идея», является более выигрышной, поскольку она отражает особенности национального мен­талитета, наиболее близка и понятна подавляющему большинству населения, учитывает наиболее актуальные его потребности и в мак­симальной степени приближает фирму-производителя к своим по­требителям. Такая миссия может напрямую подчеркивать пред­назначение компании вывести нацию на передовые позиции в результате преодоления кризиса, реформ и т.п. Миссия может нести элемент национальной гордости, заявляя, например, что аме­риканские легковые автомобили — лучшие в мире, бразильский кофе — самый ароматный, кубинский сахар — самый сладкий, японский жемчуг — самый крупный, английская овсянка — самая полезная, а русская икра — самая вкусная. Наиболее успешными будут миссии тех фирм, которые отвечают национальным особен­ностям. При этом не следует забывать, что население страны нео­днородно по своему интеллектуальному развитию, способностям и финансовым возможностям. Поэтому миссию «национальная идея» можно разделить на три подвида.

1. Миссии «народные», учитывающие запросы и вкусы рядовых потребителей, ориентирование на их массовый и непритягательный характер. Такое миссионерство составило основу ва­учерной приватизации в России, когда декларировалось, что каждый гражданин на свой ваучер может приобрести автомобиль или отдельную квартиру.

2. Миссии элитарные, рассчитанные на удовлетворение запросов VIР- персон, т.е. наиболее состоятельной и влиятельной части населения. Смысл этих миссий — демонстрация эксклюзивности своего продукта, недоступности для широких слоев населения, а следовательно, спо­собности удовлетворения статусных и престижных мотивов.

3. Специальные миссии, которые имеют выраженную отрасле­вую ориентацию: наука, техника, искусство, образование, кос­мос, нефтедобыча, медицина, спорт и т.п. Эти миссии могут быть в большей степени ориентированы на специалистов и людей, свя­занных именно с данной отраслью науки или производства, но тем не менее пользоваться уважением, поддержкой и спонсиро­ванием как меценатов, так и обычных граждан. Реформы, про­водимые в отраслях под лозунгом той или иной специальной миссии, затрагивают, как правило, интересы достаточно широ­ких слоев населения, нося по существу все тот же характер «на­циональной идеи», выразить которую можно словами известной песни: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена».

Миссия «рекламная акция» заключается не столько в опре­делении своего предназначения, сколько в презентации, пропа­ганде своего образа и дополнительном заверении клиента в при­оритетности его интересов над своими собственными.

По существу, в миссиях, сформулированных подобным об­разом, аккумулируются и основные цели, и основные ценности организации. Не существует каких-либо стандартов при разра­ботке миссии, равно как и требований к ее содержанию. Мис­сия — это результат глубокого творческого процесса мыслящих людей, пытающихся взглянуть на свою организацию глазами Маленького принца с другой планеты и ответить на простой детский вопрос «А зачем мы существуем в этом мире?». А, как известно, детские вопросы всегда самые трудные. Поэтому ос­новным показателем правильно выбранной миссии является, вероятно, такое заключение: она работает. Причем работает в на­правлении укрепления культуры и бизнеса организации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных