ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Миссии и девизы компании
Миссия организации – ее главное предназначение в обществе, основная существенная причина, которая раскрывает смысл функционирования организации и в которой проявляется ее мировоззрение, философия и специфика. Это та определяющая идея, которая, с одной стороны, делает организацию частицей мирового хозяйства, имеющей важное предназначение и, следовательно, востребованной для этого хозяйства, а с другой стороны, это та индивидуальная причина, в силу которой существует именно эта, а не другая организация. Сложилось убеждение, что декларирование получения прибыли как главной сферы интересов бизнеса считается вульгарным и постыдным, а крупнейшие корпорации сумели выйти в лидеры только благодаря тому, что стремились к высоким целям. Поэтому каждая уважающая себя компания, провозглашая ту или иную общечеловеческую гуманную миссию, никогда не упомянет в ней слово «прибыль». Миссия выполняет две важнейшие функции — внешнюю и внутреннюю. Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности; ресурсах, которыми располагает; имидже, который формирует; нравственности, которой придерживается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями. Внутренняя функция миссии — способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предприятия и целей работника, идентификации сотрудников с организацией, формированию благоприятного внутриорганизационного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственности целей при выработке стратегии и тактики предприятия. Миссия существует в трех ипостасях: цели, стратегии и ценности. Все они тесно взаимосвязаны и тоже трансформируются в зависимости от этапа существования и развития организации. Поэтому миссия не существует как самоцель, красивый лозунг, оторванный от жизни предприятия. Стратегическая миссия отвечает на вопросы, в чем заключается бизнес компании, что она производит, какие потребности каких потребителей удовлетворяет, какие управленческие технологии и функции выполняет. В процессе конкурентной борьбы и стратегического развития компаниям приходится соизмерять желаемые стратегические цели с реальными возможностями. Существуют два подхода к формированию стратегической миссии: широкий и узкий. Широкий подход в стремлении обеспечить максимальный стратегический потенциал и гибкость определяет миссию в общих терминах и избегает жесткой привязки стратегии компании к какой-либо ограниченной номенклатуре производимой продукции или услуги, группе потребителей или управленческой технологии. К достоинствам широкого подхода следует отнести достижение стратегических преимуществ за счет широкого ассортимента предлагаемой продукции, ориентацию на многочисленные сегменты рынка и группы потребителей, гибкость в управлении и изменениях. Недостатками являются фактическая деспециализация, размывание рыночного фокуса и имиджа компании, падение эффективности управления из-за неопределенности и организационной нестабильности. Узкозаданная миссия состоитв стремлении усилить целевую направленность стратегии и наиболее эффективно использовать специализацию и имеющиеся стратегические ресурсы компании, напротив, концентрирует стратегию на производстве ограниченной номенклатуры продукции, ограниченных рыночных сегментах, группах потребителей. Достоинства узкого подхода: позволяет избежать ряда недостатков, присущих широкому подходу, так как повышает эффективность за счет специализации, делает более определенными рыночную и потребительскую ориентации предприятия. Недостатки узкого подхода: сужает перспективы развития только рамками имеющейся специализации и снижает гибкость реакции предприятия на рыночную ситуацию, возможность производства непрофильной продукции, обслуживания новых клиентов. Для того чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований: 1) отвечать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения; 2) восприятие миссии не должно вызывать затруднений, поэтому она должна быть сформирована предельно ясно для всех субъектов, взаимодействующих с организацией, и всех членов организации; 3) формулировка миссии должна исключать разнотолки, но в то же время оставлять простор для творческого и гибкого развития организации; 4) рыночный успех миссии будет определяться тем, насколько она отвечает национальным особенностям, национальной идее, ожиданиям людей; 5) если формулировка миссии подразумевает указание принципов или путей ее осуществления, они также должны быть социально перспективными, законопослушными и взаимовыгодными; 6) миссия должна указывать отличительные особенности и стратегические преимущества именно данной компании, особенности ее философии, ценностей, этических принципов, отношения к работникам, характеризующие уникальность компании и позволяющие выделить ее из множества других; 7) миссия должна вдохновлять, мотивировать, гуманизировать работника и его труд. Особенностью формулировки миссии является отсутствие конфетных цифр. Чаще всего это вневременная стратегическая цель, в соответствии с которой строится бизнес, выбираются средства •с достижения, определяются ценности компании. В зависимости от содержания и назначения миссии организаций классифицируются следующим образом (рис. 3.4): § миссия — «общечеловеческое предназначение»: служить человечеству, объединять людей, делать их жизнь лучше, удобнее, комфортнее, заботиться о процветании общества; § миссия — «главная стратегическая цель»: быть лучшими в мире, завоевать рынок, создать высшие ценности для клиентов и персонала, иметь лучшие результаты; § миссия — «национальная идея»: каждому дому — компьютер, каждой семье — отдельную квартиру, каждому человеку — сотовый телефон; § миссия — «рекламная акция»: мы выпускаем лучшие изделия; главное — забота о потребителе; наши клиенты уверены в будущем. Рассмотрим некоторые из этих видов миссий. Миссия «общечеловеческое предназначение» является более общей, декларируемой и не требующей особых доказательств, поскольку такое предназначение понятно и одобряемо всеми. Однако истинная цель фирмы может не соответствовать общественным потребностям и реализоваться в скрытой от общества форме под популистским патриотическим лозунгом. Поэтому для того, чтобы стать миссией, такая общечеловеческая идея, да и сама фирма должны соответствовать ряду требований: 1) соответствие миссии фирмы ее ценностям и нормам; 2) легальное осуществление идеи в экономическом и правовом пространстве; 3) реальная соподчиненность миссии и целей фирмы; 4) направленность миссии на удовлетворение социально перспективных потребностей населения.
Рис. 3.3. Миссии компаний
Миссию «главная стратегическая цель» можно условно разделить миссию-экспансию и миссию-совершенствование. Как справедливо утверждает Е. Ермолаева', в самом понятии «миссия» уже заложена идея экспансии, расширения своего влияния, которое в сфере бизнеса проявляется не только в поиске новых Hi и ков сбыта и партнеров, но и в стремлении завладеть смежными отраслями, фирмами, производящими комплектующие, поставщиками и т.д. Миссия-совершенствование несет идею социальной ответственности фирмы за произведенные ею изделия или услуги, охрану окружающей среды, совершенствование условий производства и рост качества трудовой жизни работников. Такая миссия предполагает отказ от сиюминутных выгод, внедрение инноваций, расширение ассортимента, поиск новых дизайнерских решений и ее надежности. Важнейшими компонентами миссии являются ее гибкость и самообновляемость. Добиться этого помогают регулярные тренинги, обучение всему новому и передовому, работа в команде и создание у работников искренней заинтересованности в работе. Миссия «национальная идея», является более выигрышной, поскольку она отражает особенности национального менталитета, наиболее близка и понятна подавляющему большинству населения, учитывает наиболее актуальные его потребности и в максимальной степени приближает фирму-производителя к своим потребителям. Такая миссия может напрямую подчеркивать предназначение компании вывести нацию на передовые позиции в результате преодоления кризиса, реформ и т.п. Миссия может нести элемент национальной гордости, заявляя, например, что американские легковые автомобили — лучшие в мире, бразильский кофе — самый ароматный, кубинский сахар — самый сладкий, японский жемчуг — самый крупный, английская овсянка — самая полезная, а русская икра — самая вкусная. Наиболее успешными будут миссии тех фирм, которые отвечают национальным особенностям. При этом не следует забывать, что население страны неоднородно по своему интеллектуальному развитию, способностям и финансовым возможностям. Поэтому миссию «национальная идея» можно разделить на три подвида. 1. Миссии «народные», учитывающие запросы и вкусы рядовых потребителей, ориентирование на их массовый и непритягательный характер. Такое миссионерство составило основу ваучерной приватизации в России, когда декларировалось, что каждый гражданин на свой ваучер может приобрести автомобиль или отдельную квартиру. 2. Миссии элитарные, рассчитанные на удовлетворение запросов VIР- персон, т.е. наиболее состоятельной и влиятельной части населения. Смысл этих миссий — демонстрация эксклюзивности своего продукта, недоступности для широких слоев населения, а следовательно, способности удовлетворения статусных и престижных мотивов. 3. Специальные миссии, которые имеют выраженную отраслевую ориентацию: наука, техника, искусство, образование, космос, нефтедобыча, медицина, спорт и т.п. Эти миссии могут быть в большей степени ориентированы на специалистов и людей, связанных именно с данной отраслью науки или производства, но тем не менее пользоваться уважением, поддержкой и спонсированием как меценатов, так и обычных граждан. Реформы, проводимые в отраслях под лозунгом той или иной специальной миссии, затрагивают, как правило, интересы достаточно широких слоев населения, нося по существу все тот же характер «национальной идеи», выразить которую можно словами известной песни: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Миссия «рекламная акция» заключается не столько в определении своего предназначения, сколько в презентации, пропаганде своего образа и дополнительном заверении клиента в приоритетности его интересов над своими собственными. По существу, в миссиях, сформулированных подобным образом, аккумулируются и основные цели, и основные ценности организации. Не существует каких-либо стандартов при разработке миссии, равно как и требований к ее содержанию. Миссия — это результат глубокого творческого процесса мыслящих людей, пытающихся взглянуть на свою организацию глазами Маленького принца с другой планеты и ответить на простой детский вопрос «А зачем мы существуем в этом мире?». А, как известно, детские вопросы всегда самые трудные. Поэтому основным показателем правильно выбранной миссии является, вероятно, такое заключение: она работает. Причем работает в направлении укрепления культуры и бизнеса организации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|