ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Элементы и характеристики организационной культурыСуществует множество подходов к выделению элементов и характеристик организационной культуры, позволяющих наиболее полно идентифицировать и описать какой-либо ее вид. Так, СП. Робинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик, наиболее ценящихся в организации: • личная инициатива — степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации; • степень риска — готовность работника пойти на риск; • направленность действий — организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения; • согласованность действий — подразделения и люди внутри организации взаимодействуют координированно; • управленческая поддержка — обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб; • контроль — перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников; • идентичность — степень отождествления каждого сотрудника с организацией; • система вознаграждения — степень учета исполнения работ, организация системы поощрений; • конфликтность — готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт; • модели взаимодействия — степень взаимодействия внутри организации, при которой оно выражено в формальной иерархии и подчиненности. А.Ф. Харрис и Р. Моран предлагают другие 10 характеристик: 1) осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а и других — через индивидуализм); 2) коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации различаются в разных группах и организациях; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций); 3) внешний вид, одежда (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); 4) привычки и традиции в области питания (организация питания работников, дотация на питание, периодичность и продолжительность и т.д.); 5) осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени); 6) взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.), степень формализации отношений, получаемой поддержки; 7) ценности и нормы (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и такое плохо); 8) вера во что-то или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т.п., отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п., влияние религии и морали); 9) процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях); 10)трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за нее, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки, оценка работы и вознаграждение, отношение «человек — машина», индивидуальная или групповая работа, продвижение по работе). В 1990 г. А.А. Погорадзе рассматривал культуру производства как сложное явление, включающее человека, культуру, науку, технику, производство2. Структура культуры производства включала такие элементы, как: • культура условий труда — совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда; • культура средств труда и трудового процесса — ее характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечение дисциплины. Очевидно, что одним из важнейших направлений повышения культуры средств труда и трудовых процессов является совершенствование организации труда и производства: передовая техника требует передовой организации; • культура межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе, которую определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками ценностей и убеждений компании. Кроме внутренних коммуникаций корпорация активно осуществляет коммуникации с субъектами внешней среды, поэтому культура внешних коммуникаций также является элементом корпоративной культуры, важным фактором имиджа и эффективности; • культура управления, которую определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояния фирмы, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, методы стимулирования, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д.; • культура работника, которую правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда. Внешняя составляющая нравственной культуры — поведение человека, знание им этикета, правил поведения, хороших манер; внутренняя составляющая — нравственность его мышления, ценностные ориентации, убеждения и культура чувств, умение эмпатически воспринимать состояние других людей, сопереживать. Культуру труда определяют исходя из уровня образования и квалификации работника, его отношения к труду, дисциплинированности (включая технологическую и трудовую дисциплину), исполнительности, творчества на рабочем месте. Во всех рассмотренных классификациях указаны в основном одни и те же элементы культуры. Отличие заключается в акцентах, группировке факторов и степени их значимости. Основные элементы оргкультуры современной компании представлены на рис. 3.1. Содержание культуры определяется не простой суммой ее элементов, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой оргкультуры является порядок расположения формирующих ее базовых элементов, указывающий на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между структурными составляющими. Так, две компании в равной мере могут заявлять, что одна из их ценностей — развитие кооперации и внутренняя конкуренция. Однако в одной компании кооперация будет относиться к процессу принятия решений, а внутренняя конкуренция — к планированию карьеры; в другой компании акценты могут быть расставлены в противоположном порядке. Поэтому влияние на характер оргкультуры и взаимосвязь ее элементов оказывают две группы факторов — факторы внешней среды и факторы внутренней среды. Представление о значении внешнего окружения и необходимости его учета при построении оргкультуры компании — одно из важнейших требований системности и эффективности функционирования организации. Организация как открытая система в очень сильной степени зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов энергии, набора персонала, удовлетворения потребителей своей продукции. И, как любая живая система, чтобы выжить, она должна адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
Рис. 3.1. Основные элементы оргкультуры организации
Ряд ученых, в том числе М. Мескон и Ф. Хедоури, различают факторы прямого и косвенного внешнего воздействия (рис. 3.2). Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Естественно, что в первую очередь в оргкультуре находят отражение факторы прямого воздействия как наиболее определенные и воздействующие сильнее, чем косвенные. Факторы косвенного воздействия могут оказывать не прямое, а опосредованное воздействие на операции. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики в целом, развитие научно-технического прогресса (НТП), социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Рис. 3.2. Факторы внешней среды компании
Чем сложнее и подвижнее внешняя среда, т.е. чем больше факторов, на которые организация обязана реагировать, и чем выше скорость их изменений, тем сложнее организационная структура, ситуативный подход к решению проблем и значительно выше требования кгибкости и адаптивности оргкультуры. Результатом учета обобщенного влияния этих факторов прямого и косвенного воздействия являются разработка миссии организации как видения ею своего предназначения в обществе и формулирование философии компании, ее ценностей и делового кредо. Для успешного отражения в миссии и философии фирмы факторов внешнего воздействия следует включить вних положения, констатирующие, что предмет деятельности фирмы и ее собственные потребности носят социально-перспективный и общественно-значимый характер; фирма не приемлет любых видов деятельности, связанных с нарушением законов, в том числе и в области трудового законодательства; соблюдает фундаментальные нормы общественной морали, не прибегая к коррупции и мошенничеству; защищает интересы инвесторов и потребителей своей продукции; устанавливает с поставщиками взаимоотношения социального партнерства и взаимной выгоды; осуществляет конкуренцию честными методами, стимулируя нововведения, внедряя новую продукцию и технологии; признает свою социальную ответственность перед обществом во всех отношениях: воздействие на качество жизни, помощь незащищенным слоям общества, охрана окружающей среды и т.п. Следует отметить, что элементы оргкультуры, ориентированные на внешние факторы, создают имидж организации. Другой группой факторов, определяющих характер оргкультуры компании, являются факторы внутренней среды компании (рис. 3.3). В ходе формирования внутренней среды организации, обеспечения внутренней интеграции следует проанализировать влияние специфики деятельности организации, ее целей, клиентуры и других параметров на особенности персонала, правила и нормы его поведения как внутри, так и вне организации. Анализ технологии деятельности должен дать ответы на вопросы, какой тип совместной деятельности заложен в технологии организации, чем эта технология отличается от технологий других организаций. Для организационной культуры весьма важно найти такие подходы к реализации своей деятельности, которые могут быть привлекательны для клиентов. Для кадрового менеджмента очень важен вопрос о персонале как элементе корпоративной культуры. Именно с сотрудниками организации сталкивается клиент и, общаясь с ними, делает вывод, какие цели и способы поведения характерны для данной организации. Образ сотрудника может быть конкретизирован по ряду параметров: возраст, пол, образование, характер, стиль одежды, культура речи и т.д. Конечно, желаемый образ сотрудника должен соответствовать специфике деятельности конкретных функциональных структур и подструктур. Образ идеального менеджера по продажам или идеального программиста можно представить, перечислив качества, определяющие эффективность конкретной деятельности, однако важно создать и общий портрет, отличающий сотрудников данной организации. В понятие «философия фирмы» входят логический подход к происходящему, поведение, образ действий, потенциальные возможности, иными словами, это система идей фирмы, ее взглядов на окружающую среду и на свое место в ней с преобладанием факторов внешней адаптации. Помимо разницы в акцентах на внешних или внутренних задачах, культуры компаний могут различаться мерой готовности к риску, поощрением адаптивности либо индивидуализма, степенью предпочтения групповых или индивидуальных форм принятия решений, выраженностью сотрудничества или соперничества, степенью подчиненности планам, степенью простоты или сложности организационных процедур, степенью информированности членов организации и мерой их лояльности. Изучение культуры предполагает глубокое проникновение и рассмотрение всех элементов, так называемую дешифровку культуры, которой многие фирмы избегают. Начинается изучение культуры обычно с тех элементов, которые открыто провозглашаются. Нормы и правила, которые обязательно соблюдаются и служат основным ориентиром для людей в области их поведения и взаимодействия друг с другом, языка и терминологии, отношения к руководству, к работе, составляют основу поведенческого блока оргкультуры. Это своего рода административные установки, закрепленные в письменной форме в виде приказов и распоряжений либо передающиеся посредством восприятия, научения от одного к другому. Рис. 3.3 Доминирующие ценности определяют, что следует считать важным, к чему стремиться, что хорошо и ценно для организации, а, следовательно, и для ее членов. Типичными примерами доминирующих ценностей могут быть добросовестный труд, крепкая трудовая дисциплина, высокое качество продукции, демократический стиль поведения и т.п. К системе внутренних ценностей относятся основные философские положения и идеи, принятые в компании. Ценности должны отвечать потребностям людей, желающим получать подтверждение того, что дело, которым они занимаются, имеет значение, выходящее за рамки конкретного бизнеса, конкретной должности и конкретного оклада. Деловое кредо – это система ценностей находит отражение в формулировке важнейших целей организации, ее философии и политике, реализуемых высшим руководством и разделяемых сотрудниками компании. Д елового кредо организации включает цель ее деятельности, основные принципы, стиль, определенные обязательства по отношению к клиентам, акционерам, деловым партнерам, персоналу, обществу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|