ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ценности и нормы культуры как критериальная основа поведения персонала
Выбор человеком своего поведения в организации определяется рядом устойчивых характеристик личности, являющихся критериальной основой поведения. К ним относятся расположения, установки, ценности и принципы (нормы) поведения. Расположение — это априорное отношение к предметам, процессам, явлениям и людям, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Основой такой реакции является отношение по принципу «нравится — не нравится», «вызывает удовлетворение — не вызывает», «люблю — не люблю», что отражает чувства и эмоции по отношению к чему-либо. Установка выражает психологическую готовность человека реагировать определенным образом в определенных условиях, это преобладание вероятности одного набора действий (поступков, решений, мнений) при данных обстоятельствах над другими. Ценности — это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное восприятие личностью материальных, социальных и духовных благ, это набор стандартов и критериев, которым она следует. К материальным ценностям относят товары, продукты, услуги, произведения искусства и другие предметы, которым мы придаем значение, которыми дорожим. Они имеют денежную оценку, которая не обязательно совпадает с их полезностью и ценностью для конкретного человека. Социальные и духовные ценности — это общественные идеалы, моральные, эстетические и этические нормы, понятия о предназначении человека, смысле жизни и т.п. Ценности-цели носят установочный характер: • общечеловеческие (добро — зло); • экономические (полезно — вредно), материальная обеспеченность, нищета; • эстетические (гармония — хаос); прекрасное и уродливое (здоровье и болезнь); • социальные (любовь — ненависть), семья, дружба; • политические (власть и безвластие) свобода и зависимость; • религиозные (заповеди). Ценности-средства определяют пути достижения целей: общение, независимость, индивидуальность, признание, честность, новаторство, готовность идти на риск, качество работы. Система любого объекта, объединяющая людей, имеет пять следующих категорий ценностей: 1) экономическая: вопросы, связанные с распределением основного дохода и размера прибыли. Заполнение декларации о доходах всеми занятыми в организации сверху донизу — не что иное, как выбор ценностей; 2) технологическая: вопросы, касающиеся способов производства, выбора методов, совершенствования производства, качества и количества; 3) общественная: какую общность хотела бы представлять данная организация? что должны чувствовать по отношению к своей организации ее члены? что они хотели бы получить от организации; 4) социально-политическая: комплекс отношений организации с клиентурой. Каких клиентов хотела бы она иметь и как выглядеть в их глазах? Какое «качество организационной жизни» для нее предпочтительнее и какие действия она готова для этого предпринять? Эти ключевые вопросы постоянно возникают перед любым менеджером; 5) трансцендентальная (лежащая за пределами опыта, недоступная познанию): если абстрагироваться от таких конкретных форм, как производство, политика предприятия, методы производства, то возникает главный вопрос: чем является данная организация для людей, которые в ней работают? Если организация ждет от своих сотрудников преданности, верности, жертвенности (а в мире хаотических перемен без этого ей не выжить), то ей необходимо выработать свою систему ценностей и приоритетов. В системе организационных ценностей отмечают четыре типа идеологий, рассматриваемых как определенные ориентации, связанные с характерными чертами процессов: принятие решений, формулировка задач и ответственность за их реализацию, проведение контроля, наказаний и поощрений и т.п. Каждой ориентации соответствует определенная система ценностей и процедур управления: 1) ориентация на прибыль (идеология рынка) связана с ориентацией на потребителей, нацеленной на успех, конкуренцию, готовность идти на риск, достижение результатов; 2) ориентация пароли (идеология бюрократизма) связана с бюрократическим характером. Здесь предпочтение отдается формальным отношениям, большое значение имеют формальные процедуры в организационных ролях; 3) ориентация на задачи (идеология инновационная) связана с инновационными ценностями, предпочитающими знание, способности, инициативу и творческое увлечение людей реализацией целей и задач, одобряемых ими; 4) ориентация на людей (идеология общественная) заключается в концентрировании внимания на сотрудниках организации, особенно на реализации их потребностей и интересов, создании психологического комфорта индивидуумов и групп. Как нетрудно заметить, каждая идеология является основополагающей в своей культуре. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|