Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сибирский шаманизм и его бурятская традиция.




Богатейшие традиции шаманизма в Сибири составляют самобытный магический комплекс, пересекающийся с другими культурами лишь отчасти. Возможно, это может показаться странным, но к русской магии в традиционном понимании сибирский шаманизм не имеет практически никакого отношения. Речь идет о старинных, передающихся из поколения в поколение, практиках северных народов Байкала, Забайкалья, Алтая. То есть, о территориях, не испорченных влиянием научного прогресса и тотальной цивилизации. Шаманизм - не только магическое искусство, но и мировоззренческая система, более или менее общая для тюркских народностей и племен Сибири, в которых подобные практики процветают.

Этнограф Н.А. Алексеев в своей книге «Шаманизма народов Сибири» подробно описал представление о шаманизме народов Сибири. В сибирском шаманизме не может быть теории в привычном понимании этого слова, но представление об устройстве окружающего мира в данной культурной среде достаточно четкое. Согласно шаманистическим верованиям, Вселенная делится на две жизненные сферы – обыденную и сакральную. Последняя, в свою очередь, состоит из трех «слоев», трех миров, не имеющих, однако, никакого отношения к европейскому оккультному разделению тонких пространств. Высший мир – обитель различных божеств, низший – обитель злых духов и мертвых, и средний – собственно, земной. Интересно, что абаасы – духами,– населены для шамана все три мира, и со всеми духами теоретически шаман может взаимодействовать. Из наиболее значимых обитателей высшего и низшего миров, можно выделить Ульгена – верховное божество, аналог бога-творца, и Эрлика – владыку низшего мира, считавшегося, однако, соучастником сотворения человека. Верования тюркских народов Сибири совершенно свободны от христианского и вообще европейского влияния, поэтому представления о высшем и низшем мирах - несходны с понятием об аде и рае. Гораздо ближе этой мировоззренческой системе комплекс египетских верований, предполагавших, что после смерти человек продолжает жить так же, как жил до нее, но уже в другом измерении [Алексеев, 1987, с.46-49].

Как считает исследователь Жуковская Н.Л, слово «шаман» возникло в тунгусском языке. В приблизительном переводе оно обозначает «Путешественник-между мирами», что очень точно отражает суть деятельности такого мага. Практически вся шаманская магия строится на взаимодействии с тонкими сущностями, которыми для него наполнены все три мира. «Шаман», саман (у нанайцев); сама (у манчьжуров). Эти слова напоминают санксритское sāman IAST (колдовать). Вариант /šaman/ — эвенкийсое, откуда и было взято уже в русский язык как шаман алман, олман, вольмен — у юкагиров кам (у татар и у ойратов), хам (у тувинцев, у тофаларов, у хакасов)— слова относятся к японскому kami (бог) и к нанайскому qömio(помогающий дух) ойуун у якутов «шаманка»

itako (у японцев)

iduɣan (у монголов)

udaɣan (у якутов)

udagan (у бурятов)

udugan (у эвенков)[Жуковская, 1985, с.39].

По мнению Ф.Ф. Болонев, шаман является своего рода посредником между людьми и духами. Для рода, племени шаман – не просто важный, а один из важнейших людей. К нему придут с любым вопросом, только он может помочь в случаях болезни, неурожая, падежа скота. Его гнева очень страшатся. Впрочем, в отличие от африканских колдунов, сибирские кудесники, в большинстве своем, настроены на позитивную, светлую магию. Интересно, что, «добрый» и «белый» шаман, а также, «злой» и «черный» - это разные совершенно определения. «Черный» шаман – тот, кто прибегает к помощи камлания для совершения магических действий, «белый» - не камлает никогда. В настоящее время «белый» шаманизм практически отошел в прошлое.

Камлание представляет собой особое ритуальное действо, совершаемое колдующим для впадения в транс. В состоянии транса открываются энергетические каналы, связь тонкого тела с физическим ослабляется, и это дает возможность шаману совершать «шаманское путешествие», о котором мы скажем ниже, а также входить в контакт с другими тонкими сущностями. Ритуал камлания включает в себя биение в бубен и, собственно, словесное заклинание духов, которое всегда является шаманской импровизацией. Причем речь идет не о наборе магических фонем, а именно о связных текстовых заговорах, призванных умолить и умилостивить духа. Бубен как элемент шаманского ритуала необходим для создания ритма, а также в качестве средства выйти за пределы сознания (ведь мерное, ритмичное постукивание позволяет более эффективно отключить разум и задействовать скрытые интуитивные резервы) [<jkjytd? 1998, c.139-141].

Камлание может проводиться в различной обстановке, как на открытом пространстве, так и в закрытом помещении (это обычно зависит от целей осуществления ритуала), но, как правило, при совершении целительских обрядов, шаман камлает там, где находится больной. То есть – в доме обратившихся к нему людей. Из атрибутики, кроме бубна, используются изображения духов-помощников (тех духов, к которым шаман осуществляет камлание), а также колотушка и посох.

 

Становится шаманом человек не по своей воле, а по велению духов, избирающих его для этой цели. Внешне подобный выбор проявляется в виде так называемой «шаманской болезни» - особого душевного состояния, близкого к трансовым и предтрансовым состояниям. Как правило, проявление признаков «избранности» человека на шаманство можно наблюдать еще в детстве. Согласно верованиям сибирских народностей, «шаманская болезнь» возникает оттого, что кут – непереводимое слово, близкое в нашем языке к «душе» - будущего шамана похищают абаасы. В дальнейшем кут подвергается «воспитанию» духами одного из миров. Впоследствии шаман может совершать камлание к тем духам, которые его «воспитывали».ogan (у недигалов).

 

В отличие от множества других шаманских культур, где колдун, в основном, занимается «глобальными» вещами – корректирует погоду, урожай, защищает скот и т.п., сибирский шаман ориентирован, прежде всего, на целительство. Врачевательские обычаи сибирского шаманизма не имеют аналогов в других магических традициях. Здесь не используются никакие виды лекарственных растений или зелий. Весь целительский обряд построен на заклинании духов через камлание.

Другая область деятельности шамана – защитная магия. Но, опять-таки, направлено это колдовство, в основном, на человека и его потребности, редко – на род или племя в целом.И, наконец, третья важная ветвь шаманского искусства – вредоносная магия различных типов.

 

У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей.

Наиболее сильными считались так называемые "железные" шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и черных, камлавших во все миры.

Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика травестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов).

В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.

У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов

 

Таким образом говоря о традициях сибирского шаманизма, хочется отметить, что в нынешний век тотальной информационной прозрачности, интерес к сибирскому шаманизму становится своего рода модой в российских интеллектуальных кругах. С одной стороны, это позволяет людям прикоснуться к древним магическим практикам, не имеющим аналогов в мире. С другой - создает опасность появления псевдошаманизма и шарлатанства. В любом случае, важно помнить, что истинный шаман никогда не станет афишировать своих умений по двум причинам: во-первых, настоящим шаманом может быть лишь человек, не затронутый влиянием цивилизации, а значит, не заинтересованный в сиюминутной славе за рамками того архаичного, но магического мира, к которому он принадлежит. Во-вторых, в шаманизме все скрыто настолько, что не принято даже произносить вслух имена духов, к которым осуществляется камлание, так как шаман прекрасно знает: стоит ему начать хвастать своим умением, пытаться раскрыть тайны, доверенные ему духами – и абаасы от него отвернутся. Мир магии испокон веков покрывал себя тайной, и сибирский шаманизм - не исключение из этого непреложного правила.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных