Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Памятники природы и памятники культуры.




В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые могут рассматриваться как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. Природная среда в Байкальском регионе очень уязвима и легкоранима, поскольку находится под постоянным воздействием разрушительной человеческой деятельности. Кроме того, озеро Байкал окружено со всех сторон своеобразными горными хребтами с предельно неустойчивой экосистемой. Любая попытка вмешаться в эту среду чревато непредсказуемыми последствиями. Баргузинская долина и ее горное обрамление, как любая экосистема, состоит из многочисленных ландшафтных объектов, которые составляют уникальность этой местности [Ральдин, Иметхенов, Тиваненко, 1993, с.128-129].

Характеризуя памятники природы, следует отметить, что ландшафт долины включал горы (хада ууланууд), скалы (хабсагайнууд), куйтунские степи (Хунтэйн тала) и камни (шулуунууд) различных форм.

К памятникам природы в Баргузинской долине относятся:

1. Священные горы, скалы, сопки, перевалы, и пещеры (Бархан - уула – село Барагхан, Дээдэ Баабай – с. Шаманка, Святой Нос – пос. Усть - Баргузин, Аллинские гольцы – с. Алла, Шастиин – Ундэр – с. Улюкчикан);

2. Священные камни (Хээр – Шошого – местность Шинагальжин, Буха – шулуун – с. Бодон, Баян – толгой – с. Аргада, Хадаагшаан – с. Курумкан, Сувинские камни – с. Суво, Ининский сад камней – с. Ина).

3. Лес, роща, деревья (одиноко стоящие и необычные), урочище, чащи. К этому типу ландшафтов можно отнести шаманские рощи, опушки леса, массивы леса и одиноко стоящие деревья.

4. Степи. Одной из ландшафтных особенностей Баргузинской долины являются Куйтунские степи, которые, в свою очередь разделены притокам р. Баргузин рекой Аргада на верхние и нижние Куйтуны.

Одним из самых главных культовых объектов в Баргузинской долине считается священная гора Бархан – уула. Местные жители считают ее самой высокой вершиной всего Баргузинского хребта, однако согласно топографичнеской карте по высоте (2.585 м) она является четвертой после Аллинских гольцов (2841 м), которые находятся приблизительно между селами Сахули и Алла, где берет свое насчало горная речка Талинга. Вторая по высоте вершина Баргузинского хребта - гора возле с. Улюнхан (2697 м), третья – вершина возле с. Хонхино (2676 м). Вероятнее всего эта скала носит название Хадаакшаан (в переводе – «местность у подножия гор»). Есть еще одна известная жителям долины гора, так называемая Шастиин – Ундэр (вблизи с. Улюкчикан), почти равная по высоте горе Бархан – уула. Прекрасное сочетание горных вершин и красивый вид священной горы Бархан – уула приковывают взор с древнейших пор и до сего времени. Эта священная гора овеяна бытующими в народе легендами и преданиями, связанными с именами Гэсэра, Чингисхана, тибетского царя, предводителя племени древних баргутов и предков бурят Баргу – батора; она также фигурирует в образе «духа – хозяина» шаманских призываниях [ Туденов, архив].

Еще в 1990-ые годы информант Р.М.Цыренов, кузнец – дархан из с.Барагхан, рассказывал, что священную гору первыми стали почитать древние эвенки – охотники. Тогда они проживали на левой стороне р.Баргузин, на просторах Куйтунских степей, у подножия Икатского хребта. По словам Р.М.Цыренова, в то время долина р.Баргузин была под водой. Горные хребты, в частности Бархан – уула, эвенками именовались бар(к)хан хада – «величественная гора». А топоним заримад использовался в названиях некоторых сопок («островов в степи»), например, Ехэ Зармаад, Бага Зармаад и т.д.[ПМА, 1994]. Однако подобная интерпретация похожа на формулировки, возникшие в более поздние времена в результате установления эвенкийско – бурятских отношений.

Как известно, многие исследователи связывают название горы Бархан с именем легендарного предка бурят Баргу – батора, который жил еще в средние века на склоне горы под названием Тэбтээхэй. Место, где он жил, примечательно тем, что почти у самой вершины Бархан –уула на ее склоне образовалось небольшое озерцо. И такое естественное объединение возвышенности места и водной стихии воспринимается как имеющее повышенную степень сакральности. То, что Баргу – батор жил в этом месте, подтверждают архивные источники. Так, в бурятских призываниях говорится: Баргажан ехэ баабай, Бархан ехэ уула – «почетный отец баргузина высокая гора Бархан – уула»[ПМА, 1994]. По нашему мнению, эта фраза указывает на то, что топоним баргузин происходит от слова Барга – эжэн – «Барга – хозяин», или же «Барга – хан». Этот персонаж согласно приданиям, является прародителем всех бурят, а священная гора Бархан – уула и есть самая крупная и величественная гора в долине. Возможно, и гидроним «Баргажан» принадлежит к этой же серии и не имеют никакого отношения к имени Баргучжин – гоа.

Что касается других горных вершин Баргузинского хребта, которые также относятся памятникам природы, то в связи с их большим количеством перечислим особо почитающиеся.

Полуостров Святой Нос (Хилман – хушуун) - так называют его исследователи, однако местные жители утверждают, что правильней называть его Хилман – хушуун («хребет осетра»). Если посмотреть на гору, она, действительно, напоминает и нос и хребет осетра. Обычно буряты останавливаются, как только завидят гору, чтобы брызнуть в ее сторону обрядовым напитком. Старожилы говорят, что именно отсюда начинается Баргузинская долина [ПМА, 2001]. К культовым местам также следует отнести и некоторые пещеры, являющиеся памятниками природы. По свидетельству исследователей Байкала, в отвесных скала Святого Носа и Восточного побережья Байкала расположено много пещер – гротов. Один из наиболее крупных гротов находится на северо – восточном побережье Байкала в 50 метрах южнее устья р.Малая Черемшана. Известны три наибольшие пещеры на острове большая Ушканья, у подножия известковых скал на северо – восточном берегу. В Баргузинской долине подобные объекты подробно не рассмотрены, что позволяет нам лишь ограничиться обращением к материалам исследователей, изучивших пещеры и их сакральную значимость. Так, по мнению Б.Б.Дашибалова, прибайкальские пещеры можно считать культовыми памятниками и святилищами курумчинской культуры, связанными с культами матери – земли, прародительницы рода, а археологические находки в них – это не что иное, как свидетельство проводившихся здесь жертвоприношений [Дашибалов, 1995, с.96 – 106].

Одной из гор, почитаемых представителями бурятских родов, проживающих по близости (села Улюн, Улюкчикан, Ярикто, Хилгана) является Шастиин – Ундэр, которую русскоязычные жители иногда называют «Шестая высота». Известный бурятский этнограф С.П.Балдаев, побывав в Баргузинской долине, отмечал особенности названной вершины: «…вершина ее голая, нет никакой растительности, по ущельям и впадинам нельзя пробиться, так как они заполнены вечным снегом, который никогда не тает… В самое жаркое время там стоит холод, в летнем платье человек не выдерживает холода» [Балдаев, архив №468 (812)].

Жителями села Улюкчикан весьма почитаемо культовое место под название Нухэтэй хада (используется также название Нухэтэй шулуун). Жители долины из других сел стараются не проезжать мимо, не покропив ритуальным напитком. Существует интересные предания, записанные в свое время С.П.Балдаевым, который повествует о бешеной собаке, вылечившейся во время скитаний у подножия этой горы. С тех пор возникло поверье, что скала с отверстием излечивает бешенство. Местные буряты стали устраивать обряд тайлганы и приносить в жертву баранов и молочную водку [Балдаев, архив, №186 (340)].

В 12 км от райцентра Курумкан, возле села Шаманка находится священная гора, которую местные жители называют Дээдэ баабай («отец – небожитель», или «отец, проживающий в верховьях реки»). Это название интерпретируется по - разному. Представители местных родовых структур при проведении жертвоприношения пространственно различают «хозяев» гор по расположению их гор и относительно основных координат р.Баргузин: Доодо баабай – «хозяин» полуострова Святой Нос, Дээдэ баабай – хозяин местности в верхнем течении реки. Это может быть гора Шаманка или же гора Бɵɵлэн – тумэр – «хозяин истока р. Баргузин». Священная гора Бархан – уула называется, согласно сообщениям информантов, Бархан – Ундэр. В работах некоторых исследователей имя Бархан –Ундэр использовалось для обозначения одной из гор вблизи села Шаманка [Герасимова, 1969, с.137-138].

По степени важности и почитания в одном ряду выше упомянутыми священными горами стоят Аллинские гольцы. Некоторые жители Баргузинской долины полагают, что «хозяевами» горы и местности являются две скалы у входа в ущелье у берегов реки Аллы. По словам других информантов, «хозяевами» священной горы вблизи села Алла являются два скальных образования на левом берегу р. Аллы, которые четко видны со стороны Аллинского курорта. Местные жители в своих призываниях обращаются к ним по именам Сагалтаар и Буралтаар. Во время лечения пациенты молятся и приносят им в жертву обрядовую пищу

Культовые камни, по определению исследователей, являются своеобразными памятниками истории и культуры, которым всегда сопутствует фольклорная религиозная традиция. Эта традиция включает: 1. Легенды и предания о происхождении камней (или знаков. углублений, изображений на них), о связанных с ними чудесных событиях и о присущих камнях особых сверхъестественных свойствах; 2. Более или менее развитую обрядовую практику; 3.Собственные названия камней или урочищ, где они располагаются. Связанная с камнями религиозная традиция, как правило, фиксировалась этнографическими методами, однако в исключительных случаях она может быть прослежена посредством их археологического обследования. По мнению ученых, фиксация сопутствующей камням фольклорной традиции религиозного характера (или ее следов) является единственным условием, которое позволяет определять их как культовые камни [Мельников, 2000, с.136; Кернер, 2002, с.59-73].

По мнению некоторых исследователей, из памятников природы выделяется Ининский «сад камней». Он расположен в юго – западной части долины на участке выходы р. Ины из Икатского хребта. Часть его (площадью до 8 км²) располагается на правом берегу Ины и выдвигается в долину от гор более чем на 5 км. Здесь на очень ровной площади, повсюду как бы «вырастая» из под земли, возвышаются глыбы гранита размером до четырех – пяти метров в поперечнике. Интерес представляет высказывание ученых по поводу их происхождения. Один из исследователей озера Байкал В.В.Ламакин считал, что нагромождение крупных глыб являются моренами (ледниковыми отложениями) периода древнего максимального оледенения, произошедшего более тысячи лет тому назад. Г.Ф.Уфимцев выдвинул следующую интересную и оригинальную идею: Ининские глыбы образовались в результате недавнего гигантского выброса крупноглыбового материала носившего катастрофический характер.

Много интересных скал расположено в Баргузинской долине вдоль Икатского хребта. Некоторые из них оригинальные по очертаниям или имеющие эстетическое значение, взяты на учет как геологические памятники природы. Среди останцев своими интересными формами выделяются камни Ухэр – шулуун, Грибок (Сфинкс), скалы Камнига, Птенчик, Голова. Самую красивую гряду – Сувинские скалы можно по праву назвать жемчужиной Баргузинской долины. Ее размеры внушительны: длина 300 – 400 м, высота 40-50 м. среди местных жителей бытует мнение, что эти скалы служили последним бастионом баргутов. И действительно, они напоминают собой громадные башни с бойницами [Ральдин, Иметхенов, Тиваненко, 1993, с.139-140].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных