ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Заключительный этап кампании по связям с общественностью
Заключительный этап проведения PR-кампании состоит из нескольких элементов: написание отчета, пресс-клиппинг, оценка эффективности, оценка перспектив дальнейшей деятельности. Наибольшую трудность на этом этапе представляет проблема оценки эффективности всей кампании. Необходимо сразу отметить, что исследование эффективности в большинстве случаев PR-деятельности не рассматривается как нечто само собой разумеющееся. Так, например, «в Великобритании 60-70% всех программ по связям с общественностью никак не оцениваются организаторами»[85]. Такую ситуацию нельзя признать нормальной. В последние годы среди руководителей коммерческих предприятий все больше и больше распространяется мнение, что связи с общественностью должны давать измеряемую отдачу; «все реже и реже специалистам по связям с общественностью удается убедить руководство в «невозможности измерить» результаты их работы»[86]. Требование оценки результатов PR-деятельности вполне объяснимо, поскольку на нее тратятся значительные ресурсы организации. Именно по этой причине кампания по связям с общественностью начинается, сопровождается и завершается социальными исследованиями[87]. По мнению британского специалиста Р. Хэйвуда, для оценки эффективности проведенных PR-мероприятий не обязательно всегда проводить широкомасштабные исследования. Так, «в некоторых случаях выборки из 100 или 200 опрашиваемых может быть достаточно для получения сравнительно точной оценки»[88]. В российской практике наиболее распространенным методом оценки эффективности PR-кампаний стал анализ публикаций в прессе, который заключается в постоянном мониторинге публикаций в прессе и других СМИ, затрагивающих тематику проводимой PR-кампании. Этот метод достаточно надежен и экономичен. Подборка таких публикаций оказывается весьма кстати не только для оценки эффективности, но и для составления отчета. Кроме простого подсчета количества публикаций применяется оценка их качества и соответствия намеченным PR-кампанией целям. Пресс-клиппинг и анализ публикаций в прессе являются одним из самых проверенных методов оценки эффективности, но, тем не менее, для комплексной оценки только этого явно недостаточно. Эффективность кампании по связям с общественностью наиболее точно измеряется комплексными методиками, сочетающими в себе как неформальные, так и формальные методы. По мнению уже упоминавшегося британского специалиста Р. Хэйвуда, наиболее часто используемыми критериями эффективности кампании по связям с общественностью являются: 1. Бюджет, т.е. осуществление деятельности в пределах планируемых материальных и временных возможностей; 2. Рост известности организации среди определенных аудиторий; 3. Сдвиг в отношении аудитории к организации; 4. Изменение освещения (по уровню или тону) деятельности организации СМИ; 5. Изменение положения организации на рынке по отношению к конкурентам; 6. Оживление каналов обратной связи, т.е. увеличение запросов, полученных в результате кампании; 7. Рост рыночной стоимости организации, связанный с готовностью инвесторов вкладывать в нее капиталы; 8. Изменение в объеме сбыта или цене, вызванное исключительно деятельностью по связям с общественностью[89]. Применение комплексных методик оценки эффективности кампаний по связям с общественностью связано с тем, что приходится учитывать очень большое количество внешних факторов, возникающих как в результате основной деятельности организации, так и в результате воздействия рыночной конъюнктуры. Ситуация с оценкой эффективности PR-кампаний имеет очень много общего с проблемами оценки эффективности рекламных кампаний. Характеризуя эту проблему, И.Я. Рожков, в частности, пишет: «... ни в нашей стране, ни за рубежом до сих пор не найдена точная зависимость между суммами, затраченными на конкретные рекламные кампании, и их результатами из-за наличия множества побочных факторов. Например, трудно провести грань между действием рекламных мероприятий и результатами личных продаж, деятельности коммерческих агентов, неожиданно возникших специфических условий (сезонности, изменения цен и т.д.)»[90]. Действительно, как и в случае с рекламой, PR-кампании испытывают влияние огромного количества посторонних факторов. При этом если стандартные рекламные кампании рассчитаны на немедленный эффект, выражающийся в увеличении продаж при сохранении прежних условий, то PR-коммуникации рассчитаны на достижение стратегических целей и тем самым не должны приносить сиюминутную отдачу. Отметив вышеуказанные ограничения, И.Я. Рожков, тем не менее, подчеркивает, что существует возможность обнаружения относительной эффективности рекламных кампаний. Он выделяет два основных направления: · во-первых, по соотношению «объемов продаж (в денежном выражении) или прибыли до и после проведения кампании и затраченной на нее суммы, · во-вторых, изменением процента информированности заданной рекламной аудитории о рекламодателе, его товарном знаке, продукции и услугах. В последнем случае эффективность рекламы оценивается тем, насколько эффективно она выполняет свою информационную функцию»[91]. Оба вышеуказанных подхода возможны и для кампаний по связям с общественностью. Финансовая составляющая измерения эффективности PR-кампании может быть легко подсчитана в случае проведения избирательных кампаний. В этом случае рассчитывается как стоимость всей кампании, так и стоимость одного голоса. Проблема оценки эффективности PR-кампаний и PR-акций Проблема оценки эффективности PR-кампаний и PR-акций в настоящее время широко обсуждается и вызывает серьезные споры как среди практиков, так и в научных кругах. Можно ли объективно оценить результаты кампании и эффективность вложенных в нее средств? Сегодня оценка эффективности зачастую сводится к задаче PR-агентства или PR-консультанта – убедить своего клиента в том, что все сделано правильно и результат достигнут. Внутри организации оценка эффективности PR-деятельности может сводиться к субъективным факторам, например, понравилось ли это руководству. Если в рекламе результат поддается исчислению и эффективность кампании можно просчитать, например, через уровень роста продаж товара или услуги, то оценить изменения в отношении публики гораздо сложнее. Приведу лишь некоторые стороны результата, которые можно оценивать (которые поддаются исчислению): 1. Процентное изменение «обеспокоенности» (озабоченности, интереса и др.) – можно вычислить путем социологического опроса. 2. Рост числа полученных запросов. 3. Сокращение числа получаемых жалоб. 4. Частота упоминания в прессе. 5. Возможность видеть или слышать определенное мнение (вычисляется путем опроса). 6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование). 7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке (занятие определенной доли рынка). В практическом плане, когда доказательство и оценку эффективности PR-кампании можно рассматривать как процесс убеждения «заказчиков» «исполнителями» (которые уже потратили средства и которым необходимо «отчитаться»), подобные методы будут лишь дополнительными «рычагами» в убеждении людей, привыкших рассматривать результат в цифрах, процентах, графиках и коэффициентах. PR-специалисты в организациях, а также PR-агентства (особенно те, которые не имеют в своем составе исследовательских и маркетинговых подразделений) часто используют так называемый «коэффициент EAV (Equivalent Advertising Value)» для доказательства эффективности своей работы. EAV показывает соотношение рекламных и PR-расходов на размещение в СМИ материалов одного объема. К примеру, PR-агентство в ходе кампании обеспечивало в прессе публикации об организации-клиенте и при этом расходовало средства (прежде всего – на зарплату сотрудников, которые специализировались на этой деятельности). Для вычисления EAV определяется совокупный объем всех вышедших публикаций (конечно же, «благоприятных») и подсчитывается, сколько стоило бы размещение рекламы (иногда вставляется и возможное производство рекламных модулей) такого же объема, в тех же изданиях (с учетом рекламных расценок на момент выхода публикаций и скидок на размещение в различных изданиях). В результате, расходы на PR оказываются в несколько раз ниже (порой – в десятки раз) возможных рекламных расходов, что для кого-то может выглядеть довольно убедительно. Но значит ли это что, PR в несколько раз эффективней рекламы? Конечно же, нет. Не следует забывать, что журналистские публикации рекламой не являются. Упоминание в прессе, даже самое «благоприятное», не выполняет те же функции, что и реклама, имеет совершенно другую информационную и коммуникационную ценность и не рассматривается публикой как «заменитель» рекламы, то есть не имеет рекламного эффекта и рекламного воздействия. Говорит ли EAV об эффективности PR-кампании, о том, что ее цели достигнуты? Если сравнивать PR с производственным процессом, то EAV – это, скорее, показатель эффективности затрат на производство определенного продукта (который, может быть, никто не станет покупать). И все же EAV может эффективно применяться для оценки в некоторых моделях PR, целью которых является достижение известности, публичности или «мелькание в прессе». Кроме того, EAV можно применять и в комплексном исследовании публикаций (media coverage), на основе которого делаются выводы о результативности кампании.
Отчет, представляемый заказчику, является последним актом PR-кампании. В нем должны содержаться краткие сведения о проделанной работе, достигнутых результатах, итоговый отчет о финансовых затратах, оценка эффективности работы, материалы по публикациям, радио- и телепередачам. Само собой разумеется, что отчет должен быть аккуратно оформлен. В отчете следует избегать повторения информации, уже известной клиенту или предоставленной клиентом в начале работы. Исключение предполагается для информации аргументирующей те или иные положения отчета. При написании отчета действует правило, согласно которому «суть информации – новизна». Структура отчета в большинстве случаев одинакова. Имеет смысл начинать отчет с хорошо построенного резюме, в котором кратко излагается суть работы. Это делается для того, чтобы особенно занятые руководящие работники имели возможность создать для себя общее впечатление, даже если не смогут прочесть отчет целиком. Для объемных отчетов обязательным является наличие содержания (т.е. оглавления). В основной части отчета описываются достигнутые результаты. Затем делаются выводы и рекомендации по поводу перспектив дальнейшей PR-активности. Отчет может заканчиваться приложениями, в которых находится детальная информация, требующая кропотливого изучения. Отчет предназначен для быстрого прочтения, и его изучение часто заканчивается после ознакомления с резюме. Поэтому перегружать основную часть отчета таблицами с большим массивом данных, вырезками из газет и т.п. нецелесообразно. Если заказчик серьезно заинтересуется содержанием заметок, то сможет легко найти их в приложениях, а не отвлекаться на их изучение еще до изложения выводов и рекомендаций. Резюмируя вышесказанное, отметим, что профессионально подготовленный отчет важен не только для заказчика, но и для PR-специалистов. Даже если в дальнейшем заказчик может отказаться от сотрудничества, отчет может пригодиться для потенциальных клиентов и дополнит уже имеющийся опыт составления отчетов. Подводя итоги проблеме оценки эффективности PR-кампании, необходимо сказать, что более или менее адекватная оценка может быть получена только в том случае, если организаторы PR-кампании с самого начала уделяют этой проблеме пристальное внимание, используют самые разнообразные методы и приемы исследования, а также имеют достаточное количество средств на эту деятельность. В случае с рекламными кампаниями «для осуществления такой оценки американские специалисты рекомендуют резервировать порядка 5% сумм, ассигнованных на рекламные цели»[92]. Поэтому в бюджете PR-кампании следует заранее учитывать определенные расходы на проведение исследований по оценке эффективности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном учебном пособии изложены лишь основные составляющие теории и практики организации и проведения PR-кампаний, даны некоторые примеры технологий внутренней и внешней коммуникации. Для более глубокого изучения обозначенных проблем необходимо воспользоваться предложенным списком литературы. Необходимо также отметить, что учебная дисциплина «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью» является в значительной степени практическим курсом, т.е. требует получения итренировки навыков использования коммуникационных и PR-технологий, приобретения и адаптации на практике социально-психологического инструментария специалиста по связям с общественностью.
ГЛОССАРИЙ
PR-кампания – см. кампания по связям с общественностью. PR-обращение – совокупность материалов, представляющих идею, которую стремится донести специалист по связям с общественностью до получателя, подготовленная с учетом норм и требований средств массовой информации. Авторитет – общепризнанное значение, влияние, которое имеет в силу определенных качеств или заслуг какое-либо лицо, группа, система идей. Тот, кто пользуется общим признанием, влиянием. Агент рекламный – сотрудник рекламного агентства, предлагающий воспользоваться услугами рекламного агентства. Получает определенный процент от суммы заключенных договоров. Агентство рекламное – фирма, предприятие, предлагающее комплекс или отдельные виды рекламных работ или услуг. Аккредитация – процедура назначения и вступления в должность главы дипломатического представительства; регистрация и разрешение на проведение журналистской деятельности для корреспондентов СМИ (как правило, при том или ином органе государственной власти). Аудит маркетинга – cистемная независимая проверка внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности организации в целом и отдельных хозяйственных единиц. Базис рекламный – определенная сумма знаний у покупателя о фирме, накопившаяся в результате предыдущих рекламных мероприятий. Банк данных – хранилище данных из социальных обзоров. В них концентрируются обширные запасы знаний об изменении общественного мнения в течение конкретного отрезка времени. Источник очень важной информации. Барнум Финеас Тейлор (1810-1891) – основатель знаменитого цирка. Начал свою карьеру в 1835 году как организатор цирковых зрелищ. Он демонстрировал чернокожую рабыню Джойс Хет, выдавая ее за няню Джорджа Вашингтона и уверяя легковерных людей, что ей более ста лет. Барнум был самым известным и удачливым из всех агентов по связям с прессой на протяжении всего XIX века. В 1993 году музей цирка Барнума в Бриджпорте отметил свое столетие. Барнуму принадлежит идея «одурачивания публики». Известно его высказывание, что каждую минуту на свет рождается простофиля. Бернайз Эдвард (1891-1995) – разработчик теоретико-методологических основ PR. Основоположник PR, сделавший для развития связей с общественностью столько же, сколько Зигмунд Фрейд (между прочим, его дядя!) для психоанализа. Впервые разработал и стал читать университетский учебный курс по PR в Америке. В 1919 году открыл собственное бюро PR в Нью-Йорке, а в 1923 г. написал труд «Кристаллизация общественного мнения», в которой представил принципы, которыми должен руководствоваться советник по PR. Эпохальным проектом Бернайза стал «Золотой юбилей лампочки». В 1929 году, в день 50-летия со дня изобретения Эдисона, многие системы электроснабжения по всему миру отключили на одну минуту электроэнергию. Кульминацией события стал банкет, на котором присутствовал и президент США Гувер. Празднование обрело такой резонанс, что было принято решение о выпуске памятной почтовой марки. В 1955 году, накопив невероятный практический опыт, Бернайз написал книгу «Инжиниринг согласия» и ввел в обиход слово «имидж» для обозначения процесса создания репутации. В 1964 году Бернайз с женой переехал из Нью-Йорка в тихий городок Кембридж в штате Массачусетс. Там он в последний раз применил свои легендарные таланты: когда рядом с его домом собирались проложить автотрассу, он в два счета организовал демонстрации горожан под лозунгом «Не дайте нашим детям погибнуть под колесами». Журнал «Лайф» включил Бернайза в список наиболее известных американцев ХХ века. Благотворительность – проявление филантропии, не предполагающее каких-либо финансовых или экономических обязательств со стороны получателя помощи, осуществляется на безвозмездной основе. Блумер Герберт (1900-1986) – американский социолог и социальный психолог. Был одним из пионеров проблематики массового общества в американской социологии. Его понимание массы как элементарной спонтанно возникающей коллективной группировки сыграло большую роль как в концептуализации определений массовой коммуникации, так и в теоретической ориентации исследований массовых аудиторий. Блэк Сэм (1915-1999) – один из пионеров PR в Британии. Почетный член многих национальных ассоциаций PR, награжден Президентской медалью Международной Ассоциации паблик рилейшнз. Почетный профессор PR Стерлингского университета (Stirling University) и внештатный профессор PR колледжа имени Cв. Марка и Святого Джона в Плимуте. Автор книги «Введение в паблик рилейшнз». Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиции. Возможно, с приглашением других официальных лиц. Сообщение на брифинге носит односторонний характер от коммуникатора к журналистам, без комментария. Как правило, дается пояснительная информация о каком-либо событии. Брошюра – печатное издание небольшого объема (в международной практике от 5 до 48 стр.). Брэнд – интеллектуальная часть товара, выраженная в свойственных только данному товару названии и дизайна, обладающая устойчивой и сильной положительной коммуникации с потребителем. Буклет – рекламный материал, небольшой по объему, многоцветный, выполненный на плотной бумаге, с рисунками или фотографиями. Содержит рекламное описание фирмы или рекламного продукта, или услуги. Обычно делается на одном печатном листе, сложенном любыми способами в несколько сгибов (путеводители и т. п.); применяется в PR для краткого информирования о предприятии, товаре, услугах. Рекламная информация большего объема, как правило, размещается в проспектах. Бэкграундер – текущая информация событийного характера, не содержащая сенсации. Новость рядового плана, информация о плановых мероприятиях. Такую информацию следует рассылать регулярно для непрерывного поддержания известности организации. Бюджет – план, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. Бюллетень – краткое официальное сообщение, вид периодического или эпизодического издания организации, содержащее информацию о ее финансово-экономической, социальной деятельности. Внутрифирменная газета – периодическое издание (как правило, небольшого формата – А3 или А4), посвященное событиям текущей корпоративной жизни и общественной деятельности организации, предназначенное для сотрудников, партнеров, клиентов, акционеров. Распространение внутрифирменных газет осуществляется как непосредственно в организации, так и путем прямой почтовой рассылки. Вторичные исследования – сбор и анализ информации с использованием рекламных материалов, прессы, выставочных каталогов и баз данных по продажам. Выборка – часть элементов генеральной совокупности, исследуемая группа респондентов. Выставка – публичная демонстрация достижений тех или иных отраслей материальной или духовной сферы жизни общества, основная цель которой – обмен идеями, теориями, знаниями. Выхлоп (сленг.) – эффект от рекламы. Гарнитура – соотношение размеров букв и особенности начертания шрифта. Гвоздь (сленг.) – ударный материал в прессе. Генеральная совокупность – статистическое понятие, охватывающее полное множество элементов с точки зрения решения проблемы маркетингового анализа. Гидденс Энтони (р. 1938) – известный британский социолог, профессор социологии Кембриджского университета; с 1996 года – директор Лондонской высшей школы экономических и политических наук. Гонорар – денежное вознаграждение, выплачиваемое автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также их наследникам за публикацию и использование произведений. Грюниг Джеймс (James E. Grunig) – профессор Университета штата Мэриленд (США). Автор более 150 книг, статей и публикаций. Обладатель многих почетных премий и наград в области связей с общественностью. Среди них – исследовательская премия за высокое мастерство в теоретических исследованиях связей с общественностью от Института связей с общественностью (1984 год); премия Американской ассоциации PR (PRSA) «Выдающийся педагог» (1989 год); премия «Джексон, Джексон и Вагнер» (1992 год) за выдающиеся научные исследования в сфере PR. Широко известен как исследователь альтернативных моделей практики, природы и эволюции PR, лауреат престижных премий за научные исследования и преподавательскую деятельность. Его книги используются для обучения PR-специалистов во всем мире: в частности, российские студенты изучают четыре модели коммуникации Джеймса Грюнига. Не менее известна супруга Джеймса Ларисса Грюниг, которая возглавляет американскую Президентскую комиссию по вопросам гендерной политики и является специальным помощником президента в этой сфере. Ларисса Грюниг – автор первой книги-исследования о роли женщин в сфере связей с общественностью Джинса (сленг.) – заказные материалы, размещаемые под видом редакционных, скрытая реклама. Диалог – форма речи, рассчитанная на обмен высказываниями. В журналистике диалог – самостоятельный литературно-публицистический жанр, имеющий в своей основе доказательство определенной мысли или системы воззрений, истинность которых обнаруживается в ходе обмена мнениями. Дизайн – художественное конструирование промышленных изделий, товаров, проектирование интерьеров. Директ-маркетинг – постоянно поддерживаемые направленные коммуникации с отдельными потребителями или фирмами, имеющими очевидные намерения покупать определенные товары. Деятельность в области директ-маркетинга осуществляется путем прямой почтовой рассылки или через узко специализированные средства распространения рекламы. Дискриминационный анализ – метод оценки потребителей, использующий их демографические характеристики. Дискурс – научный язык специалистов, выражаемых идеи и социальные результаты, которые считаются главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. Доверие – вера в надежность человека или системы. Степень основополагающего доверия, приобретаемого в детстве к людям и учреждениям, часто рассматривается как необходимая для позитивных долгосрочных социальных отношений между организацией и ее общественностью. Доверие, по Э. Гидденсу, развивается в контекстах, простирающихся от тесных личных уз до глобальных систем интеграции. Доля канала – процент телезрителей, смотрящих определенный канал. Досье – совокупность документов, материалов, относящихся к какому-либо вопросу, делу; папка с такими материалами. Драйв тайм – время, в которое потенциальная аудитория слушателей едет на автомобилях на работу и возвращается домой; время с 6 до 10 и с 16 до 19 часов. Считается на коммерческом радио лучшим, наиболее эффективным для рекламы, и потому самым дорогим. Желтая пресса – периодические издания, специализирующиеся в публикациях сенсационных материалов, скандальных сообщений и пр. В результате непрерывного поиска сенсаций в желтой прессе сложилась тенденция публикации статей с низкой достоверностью. Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио, телевидение. Закрытый вопрос – вопрос в анкете, предполагающий ответ да-нет. Заметка – газетный жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос. Заметке присуща оперативность, в ней содержится новость, в краткой форме раскрывается логика факта. Заражение – совокупность способов и результатов информационно-психологического воздействия наряду с внушением. Осуществляется бессознательно. В ходе заражения происходит передача разного рода психических состояний – паники, тревоги, азарта, экстаза, радости, которые бесконтрольно воспринимаются и воспроизводятся в ситуации непосредственного общения. Идентификация – процесс отождествления индивидом себя с другим, группой, социумом в процессе которого происходит усвоение и преобразование норм, ценностей, социальных ролей. Идеология – система взглядов и идей, выражающая интересы отдельных общественных групп. В PR под идеологией понимается также мировоззрение идеалы групп или организаций. Имидж – распространенное представление о характере объекта, целенаправленно сформированный образ-представление, наделяющий носителя имиджа, при помощи ассоциаций дополнительными ценностями, и способствующий более целенаправленному и эмоциональному восприятию. Можно сказать, что это искусственно конструируемый образ кого-либо или чего-либо: фирмы, товара, личности, города, страны, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. Имидж основывается на убедительных фактах о личности (или компании, марке). Выделяют несколько видов имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный, множественный. Имиджмейкер – специалист по формированию имиджа, представления репутации физического или юридического лица, товара, услуги в целях популяризации, рекламы, пропаганды и т.п. Интеграция – процесс объединения усилий различных подсистем (подразделений) для достижения целей организации. Интегрированные маркетинговые коммуникации – практика унификации всех средств маркетинговой коммуникации (от упаковки и до прямой рекламы) для передачи целевой аудитории последовательного убедительного сообщения соответствующего целям компании. Интервью – информационный жанр в журналистике. Одна из наиболее распространенных форм подачи материала в СМИ, позволяющая получить информацию из первых рук (компетентных в конкретной области) по проблемам, волнующим общество. Информационное письмо – информационно-рекламный материал, имеющий вид письма, оформленный на фирменном бланке и адресованный конкретному лицу, коротко информирующий о фирме, направлениях деятельности, ее задачах и целях. Информационные агентства – организации, собирающие и пересылающие новости. Центры внутренних и международных систем распространения социальной информации. Информационные технологии – термин, применимый ко всем машинным технологиям коммуникации. Данный вид технологий упорядочивает поток информации и используется менеджерами в управлении и координации действий предприятий. Информационный лист – рекламный материал, по содержанию аналогичный информационному письму, но не имеющий атрибутов адресата. Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся для регулирования общественных отношений. Сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации, или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации. Кампания по связям с общественностью – совокупность последовательных и целенаправленных коммуникативных воздействий и общественных мероприятий в назначенный отрезок времени с целью создания и распространения определенного образа PR-объекта. «Комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити» (Е.А. Блажнов[93]). Канал связи (применительно к обмену информацией) – средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи и т.п. Каталог – рекламный материал, имеющий обычно формат небольшой книжки. Содержит перечень товаров и услуг, предлагаемых данной фирмой. Качественные исследования – сбор, анализ и интерпретация данных полученных и проанализированных нестатистическими методами. Кейс – история или случай; в практике деятельности служб по связям с общественностью – рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешном разрешении проблемных ситуаций; детализация опыта. Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза. Количественные исследования – исследования, получающие результаты в количественной форме с помощью статистических методов. Комментарий – разновидность оперативного аналитического материала, близкого к информационным жанрам, разъясняющего смысл актуального общественно-политические явления, события, группы фактов документа и т.п., объединенных определенной смысловой идеей. Коммерческое предложение – рекламный материал, отличающийся от других видов меньшей рекламной направленностью и большей информативностью. Коммуникативная способность – средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества. Коммуникационный аудит – квалифицированный анализ, контроль, проводимый специалистами, как правило, независимых служб с целью установления коммуникативных проблем, формирования предложений по их устранению и выработке предложений по улучшению коммуникационной политики руководства. Коммуникационный менеджмент – теория и практика управления коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и внешней средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, направленная на формирование и поддержание имиджа и общественного мнения, достижение согласия, сотрудничества и общественного признания. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. Передача или обмен информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования; это один из базовых механизмов и важнейшая составляющая социокультурного процесса, обеспечивающая возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирование ее отдельных областей, накопления и трансляции социального опыта. Конкурентное отличие – высокая компетентность организации в какой–либо области, которая дает организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру. Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Консенсус – существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базовым ценностям. Контекст – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний. Контент-анализ – методика объективного количественного изучения содержания СМИ. Включает в себя составление диаграмм или подсчет того, как представлены в информационном источнике интересующие исследователя смысловые единицы. Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое. Концепт-тестирование – исследование, главной целью которого является проверка идеи или концепции. Кооперация – общая деятельность по достижению желаемой цели. Добровольные организации производителей или потребителей, характеризуются отношениями сотрудничества между их членами в условиях капиталистической конкуренции. Копирайтер – составитель текстов. Разработчик текстовых обращений, лозунгов, девизов. Корреспонденс-анализ – метод для шкалирования качественных данных в маркетинговых исследованиях. Корпоративная идентичность – отождествленность сотрудниками или отдельными организационными структурами себя как части организации, с признанием ее философии, норм и правил поведения. Формирование корпоративной идентичности является комплексной стратегией формирования имиджа предприятия, и строится на ознакомлении общественности с целями организации, содержанием ее деятельности и развитием комплекса организационных коммуникаций. Корпоративная коммуникация – система коммуникаций, осуществляемых внутри организации, а также между организацией и ее средой. Внутренние коммуникации организации подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Корпоративная культура – комплекс норм поведения, идеологии и ценностных ориентаций бездоказательно принимаемых всеми ее членами, задающий общие рамки коммуникации, принимаемые большей частью коллектива. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в повседневной жизни и критических ситуациях. Корпоративная миссия – определенная концепция управления, позволяющая идентифицировать организацию. Это накопленные организационные ценности, стиль, подходы к принятию решений. Способ создания корпоративной культуры и корпоративного духа организации. Корпоративный имидж – целенаправленно сформированный образ организации, оказывающий эмоционально-психическое воздействие, как во внешней, так и во внутренней организационной среде. Благоприятный имидж организации служит критерием ее коммуникативного успеха, устойчивого финансового положения, активных отношений с общественностью. Кривая эластичности спроса – графическое изображение зависимости величины спроса от уровня цен. Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности. Ли Айви Ледбеттер (1877-1934) – американский журналист и специалист по связям с общественностью. Считается «отцом PR». Выходец из Джорджии, выпускник Принстонского университета Ли начинал свою карьеру репортером в нью-йоркской газете World. В 1903 году он включился в избирательную кампанию Сэта Лоу, баллотировавшегося на пост мэра Нью-Йорка. Это позволило ему получить место в пресс-бюро Национального комитета Демократической партии во время президентской избирательной кампании США в 1904 году. Ли встречается с бывшим журналистом из Буффало Джорджем Паркером, тоже работавшим на демократов. В том же 1904 году они объединяются и создают самостоятельную фирму – PR-бюро «Паркер энд Ли». Несмотря на короткое время существования (до 1908 года), фирма стала своеобразной вехой в истории развития паблик рилейшнз. Ли открыто назвал себя консультантом по связям с общественностью и прессой. Его «Декларацию о принципах» получили все редакторы городских газет по всей стране. В 1913 г. он начал работать с семьей Рокфеллеров и сделал невозможное – создал из Рокфеллера-старшего «Отца нации». В дальнейшем его клиентами были Американо-Российская торговая палата и немецкий концерн Dye. В конце жизни он подвергался критике за поддержку Сталина и связей США с Советским Союзом. Лидер-абзац – первый абзац пресс-релиза, который должен читаться как введение в новость. Вся основная информация, суммирующая всю ситуацию, должна содержаться в этом абзаце. Листок новостей – достаточно доступное и дешевое средство коммуникации. Как правило, выполняется специалистами по связям с общественностью на принтере и размножается с помощью ксерокса. Листки новостей различны по тематике, например «новости рынка», «новые проекты» и т.д. Лоббирование – влияние заинтересованных групп или организаций на принятие решений властных органов, оказывающих поддержку отдельным отраслям и сферам экономики регионов, предприятиям, социальным группам, продиктованным не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда подкупом должностных лиц. Лоббисты способствую получению выгодных государственных заказов, помощи, кредитов, льгот, лицензий, благоприятных условий и подавления конкурентов. С другой стороны это принятая форма демократического процесса, ее суть определяется типом политической системы. Лоббирование имеет три базовых элемента: расследование, коммуникация и давление. Лоббирование – специализированная часть паблик рилейшнз, которая строит и поддерживает отношения с правительством, с целью влияния на законодательство и применение его. Манипулирование – система способов идеологического воздействия на население (часто с помощью СМИ) для достижения субъективных целей, способы оказания психологического давления на коллектив, формирование общественного мнения при проведении переговоров, подтасовка фактов и другие неблаговидные действия для достижения своих целей. Маркетинг – процесс планирования и выполнения планов реализации продукции, оценка, продвижение и реализация идей, товаров и услуг в целях взаимовыгодного обмена между людьми и организациями. Маркетинг рекламный – исследование внешней среды рекламы. Сбор и систематизация знаний об изданиях, теле- и радиопередачах, создание баз данных. Маркетинг-микс – совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности организации (продукт, цена, место, продвижение и т.д.). Масс-медиа – название средств массовой информации (СМИ). Массовая информация – односторонняя передача сведений, рассчитанная на их восприятие массовым зрителем, читателем, слушателем. Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории. Медиа-кит – средство СО, содержит несколько видов материалов, полезных для газет и журналов, в том числе: пресс-релиз, бэкграундер, факт-листы, фотографии, видеопленки. Медиа-план – оптимальный порядок размещения информации рекламного характера в каком-либо СМИ, определяющий бюджет, последовательность, целесообразность использования конкретных СМИ, периодичность и объем размещаемой информации. Медиа-рилейшнз – комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективные связи компании с масс-медиа. Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления предприятием в условиях рыночной экономики в целях достижения наивысшей эффективности и увеличения прибыли. Мерчандайзинг – направлен на формирование внешнего вида продукта, а также рекламой и продвижением товара. Специалисты по мерчандайзингу – это мастера графики, цвета, осязательных и эмоциональных реакций на физический образ. Месячная аудитория – количество реципиентов рекламы, накопленное в течение месяца. Миссия – в планировании основная общая цель или задача организации. Мозговая атака – методика стимуляции творческой активности и продуктивности людей. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким–либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. В PR используется для функциональной обратной связи. Мониторинг СМИ – отслеживание специалистами PR сообщений в прессе по определенной тематике с последующей подборкой интересующего заказчика материала. Монолог – активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие. Характеризуется индивидуальностью, композицией, смысловой завершенностью. Мотивация – система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения, побуждение к активности и деятельности субъекта, связанных со стремлением к удовлетворению своих потребностей. Нагрузка – техника продвижения товара, которая связывает один товар с другим, с тем, чтобы продавец мог воспользоваться известностью торговой марки другого товара. Накопленная частота – среднее количество просмотров рекламного ролика представителями целевой группы. Наружная реклама – вид рекламы, размещающейся на зданиях, улицах, транспорте. Недельная аудитория – накопленное количество реципиентов рекламы в течение недели. Ньюсмейкер – человек, чья деятельность предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ. Как правило, журналистов интересует текущая деятельность ньюсмейкера, пресс-события, изменение его статуса, изменения в окружении, его личная жизнь. Различают должностных ньюсмейкеров, ставших ими в силу своего положения, должности, статуса (чиновники, руководители, политики, бизнесмены), и харизматических, ставших таковыми благодаря личным качествам (артисты, звезды шоу-бизнеса, телеведущие, вожди). Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией общего или познавательного характера. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям. Выражение позиции по политическим проблемам или текущим делам членами общества. Ю. Хабермас считал, что общественное мнение имеет различное значение в зависимости от того, вводится ли оно в игру из соображений, что политическая и социальная власть должна подвергаться общественному дискурсу, обсуждению, либо просто служит для манипулирования в интересах правительственных или влиятельных учреждений. Общественность – группа людей, выражающих по какой-либо проблеме определенное мнение, а также реагирующих на события и возникшие ситуации. По Г. Блумеру, «общественность – группа людей, которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме». Открытая общественность – широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория СМИ, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций. Открытый вопрос – вопрос в анкете, предполагающий свободный, неформальный ответ. Охват – процент членов целевой группы, видевших хотя бы одну минуту из рассматриваемого эфирного события. Паблик рилейшнз (PR) – «искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк). Паблик рилейшнз состоит из всех форм планируемой коммуникации, направленных внутрь и вовне, между организацией и ее общественностью для достижения специфических целей, относящихся к области взаимопонимания. Паблисити – известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, а также использованием средств массовой коммуникации (СМК); гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама. Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Первичные (полевые) исследования – получение и анализ информации полученной путем наблюдения, опросов, экспертных оценок. Перебор – избыточное повторение сообщения, приводящие к негативной реакции потребителя. Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения. Позиционирование – создание и поддержание понятного клиентам образа, имиджа, то есть четкий анализ того, что представляет собой марка (или компания, личность, политическая партия), для кого она предназначена и почему кто–то может заинтересоваться и выбрать ее. Позиционирование продукта – маркетинг позиции продукта (ценовой и неценовой), осуществляемый на конкретном сегменте рынка. Позиционирование рынка – маркетинг на целевых рынках, включающий в себя анализ позиций продуктов с целью выявления их наиболее конкурентоспособных параметров. Прайм-тайм – эфирное время на радио и телевидении, охватывающее максимальное количество радиослушателей и телезрителей (обычно с 19 до 22 часов); самое дорогое эфирное время для рекламы, предвыборной агитации и т. п. Презентация – общественное представление чего–либо нового, недавно созданного, с определенными целями. Может быть презентация организации (корпорации, акционерного общества, политической партии) или товара с целью создания имиджа организации или ее товара. Пресса – массовые периодические печатные издания – газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей СМИ в формировании общественного мнения. Пресс-клуб – профессиональное объединение журналистов, регулярно устраивающее встречи с популярными политиками, бизнесменами, деятелями культуры. Пресс-конференция – встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур в целях информирования общественности по актуальным вопросам определенной тематики. Назначение пресс-конференции – способствовать распространению информации (новостей, документов, фотографий) среди редакций СМИ. Пресс-релиз – листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным, сообщением для СМИ. Причинно-следственные исследования – определяют, какие характеристики рынка или товара являются причиной, а какие – следствием. Прогнозирование – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Программа по связям с общественностью – общие принципы деятельности по связям с общественностью, не имеющие временных ограничений. Продвижение имиджа – создание, формирование, усиление и пропагандирование благоприятного образа организации или товара в целях оптимизации отношений с клиентами, увеличения сбыта, улучшения конъюнктуры. Характеризуется высокой креативностью и инновативностью. Проекционный метод – неструктурированная и непрямая форма работы с потребителями или экспертами, побуждающая их к высказываниям своих скрытых мотивов, убеждений или чувств относительно обсуждаемой проблемы. Проспект – рекламно-информационный материал. От буклета отличается большим объемом, преобладанием цветных фото, диаграмм. Простая случайная выборка – вероятностный метод выборки, согласно которому каждый элемент генеральной совокупности имеет известную и равную вероятность отбора. Психографика – психологическое исследование групп потребителей с точки зрения характерных черт, ценностей, представлений, предпочтений и моделей поведения. Реклама – неличная форма коммуникации, осуществляемая посредством платных носителей распространения информации, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных и общественных организаций. Оплаченная информация формируется таким образом, чтобы оказывать воздействие на массовое или индивидуальное сознание, чтобы вызвать должную реакцию выбранной потребительской аудитории. Вид рекламы – имиджевая, стимулирующая и стабильности. Рекламно-демонстрационный ролик – используется для демонстрации посетителям офиса, выставки, на телевидении. Содержит информацию о новых товарах, их свойствах. Рекламный листок – рекламная информация о конкретном виде товара или услуги. Отличается более броским оформлением, более «рекламным» текстом. Pолевые игры – техники взаимодействия с интервьюируемыми, при которых им предлагается побыть в роли другого человека и представить, как тот будет себя вести в той или иной ситуации. Cегментация рынка – выделение групп потребителей продукта по тому или иному признаку. Сейлз промоушн – деятельность по реализации коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи изделий или услуг рекламодателя, нередко в короткие сроки. Главная цель – формирование в восприятии потребителя большей ценности фирменных товаров, замаскированных определенным товарным знаком. Слоган – 1. короткий лозунг, девиз, отражающий качество товара, обслуживания, направления деятельности фирмы. 2. выражение идеи основного содержания PR-обращения в форме заголовка. Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения. Совокупность неформальных, не имеющих официальных рамок, вербальных общественных коммуникаций, сообщения в которых передаются по цепочке, из уст в уста. Свойства: самотранслируемость, спонтанность, невысокая степень контролируемости, невысокая степень достоверности, высокий уровень искажаемости, наличие социальных барьеров, повышенный уровень эмоциональной окраски, отсутствие избирательности. Cовокупный рейтинг – сумма рейтингов всех показов рекламы при проведении рекламной компании (всех выпусков рекламного объявления). Рассматривается процент членов целевой группы, смотревших хотя бы одну минуту из рассматриваемого эфирного продукта. 1% целевой аудитории эквивалентен 1 баллу рейтинга. Спонсор – финансовое или юридическое лицо, а также организация, финансирующее проведение какого-либо мероприятия, сооружение объекта и т. п. Заказчик, организатор, устроитель; подрядчик. Спонсорство активно используется в PR-деятельности. Спонсорство – взаимовыгодное сотрудничество в форме совместного проекта или программы. Спонсорская поддержка осуществляется в виде целевых субсидий, переводе средств, передачи материальных ценностей, оборудования, инструментов, организационной поддержки. Средства массовой коммуникации – систематическое распространение информации через печать, радио, кино, видео, звукозаписи с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического и организационного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. Степень охвата – характеризует процент респондентов, обладающих требуемыми характеристиками. Стоимость на тысячу – стоимость охвата тысячи человек из целевой группы. Телереклама – реклама, построенная с помощью видеообразов, демонстрируется по телевидению. Ведущий вид рекламы. Тестирование товара – оценка реакции потенциальных покупателей на новый товар. Торговая марка – обозначение, способное соответственно отличать одни товары и услуги от других, используется для маркировки всей выпускаемой продукции в рамках фирмы, организации, компании. Обычно представляет собой графическое изображение, название, особое сочетание знаков и т.д.; оригинально оформленный специальный отличительный знак торгового предприятия, торговой фирмы, который она вправе размещать на продаваемых товарах, изготовленных по заказу данной фирмы. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в обществе, социальных общностях, группах, организациях в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения (например, приветствия, поздравления и т.д.), обряды и др. Отступление от традиций часто осуждается общественным мнением. В PR формирование и развитие традиций используется для поддержания позитивного общественного мнения, как элемент корпоративной культуры и корпоративной философии. Тренд – тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики. Управление клиентской базой – идеология построения длительных взаимоотношений с клиентами, опирающаяся на специальные софтверные решения (CRM). Устная реклама – реклама товара или услуги при непосредственном контакте с покупателем или пользователем. Утечка информации – метод, при помощи которого руководство распространяет информацию, зачастую ссылаясь на круги, близкие к высшему руководству. Прием «утечки информации» позволяет манипулировать общественным мнением, так как «утечку» можно легко опровергнуть или подтвердить. Факторный анализ – группа методов, использующихся для определения наиболее важных вариантов взаимозависимых связей. Фирменный стиль – совокупность приемов, которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям. Иначе – совокупность постоянных словесных, цветовых и графических информационных средств, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов. Фирменный стиль используется при оформлении используемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков, представляет инструмент продвижения фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей. Фирменный цвет – один из элементов фирменного стиля, служащий для обозначения разных товарных групп (групп услуг), подразделений и филиалов организации. Фирменный цвет способствует созданию образа предприятия, оказывает эмоциональное воздействие на восприятие информации. Фокус-группа – неструктурированное интервью, которое модератор берет у небольшой (10-12 человек) группы респондентов. Может рассматриваться, как групповое интервью, интервьюирование целой специально подобранной группы людей, объединенных общим интересом. Применяется для того, чтобы прозондировать реакцию людей на запланированную акцию или предложение. Хабермас Юрген (р. 1929) – немецкий философ и социолог, почетный иностранный член РАН (1994). В 1971-1980 гг. директор Института Макса Планка по исследованию жизненных условий научно-технического мира, с 1983 профессор университета во Франкфурте-на-Майне. В центре философских размышлений Хабермаса – понятие коммуникативного разума. Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики («колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность» и др.). Цветовая гамма – определенное сочетание цветов, входящих в фирменный стиль. Цели (в организации) – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. Частота – средняя частота контакта с рекламой для охваченной части целевой группы. Экспрессивные методы – техники, при которых в устной или визуальной форме респонденту представляется на рассмотрение какая–либо определенная ситуация. Электоральное поведение – процесс принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. Этика – система универсальных и нравственных ценностей и норм поведения, базируется на общечеловеческих нормах и правилах поведения. В бизнесе – система норм отношений между различными сторонами делового процесса, а также социальной ответственности организаций по отношению к своей внутренней или внешней среде. Эффект Барнума – склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности и/или группы, если они преподносятся под научным, магическим или ритуальным «соусом». Язык рекламы – своеобразное сочетание приемов оформления, стиля написания текстов, присущих рекламным объявлениям.
Рекомендуемая литература
Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года). 2. Закон Российской Федерации «О рекламе» от 14.06.1995 г. № 106-ФЗ. Редакция от 30.12.2003 г. 3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. Редакция от 08.12.2003 г. 4. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.1995 г. № 24-ФЗ. Редакция от 10.01.2003 г. 5. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 98-ФЗ. Редакция от 08.12.2003 г. 6. Закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 7. Закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 55-ФЗ). 8. Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 года N 5-ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Основная литература
1. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика. – М.: Имидж-Контакт, ИНФРА-М. 2002. – 492 с. 2. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2002. – 479 с. 3. Алешина И.В. Поведение потребителей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 384 с. 4. Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз. – М.: ИД Дашков и К, 2002. – 148 с. 5. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. – М.: ИМА-пресс, 1994. – 152 с. 6. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 317 с. 7. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое. – М.: Сирин, 2003. – 240 с. 8. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2002. – 121 с. 9. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. – М.: Инфра-М, 2001. – 245 с. 10. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Финпресс, 2000. – 256 с. 11. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2003 – 240 с. 12. Доти Дороти. Паблисити и паблик рилейшнз. – М.: Филинъ, 1996. – 288 с. 13. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. – М.: Никколо-М, 1999. – 240 с. 14. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб.: Союз, 1997. – 288 с. 15. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 227 с. 16. Калиберда Е.Н. Связи с общественностью: вводный курс. – М.: Логос, 2002. – 120 с. 17. Катлип Скотт М., Сентер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 624 c. 18. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 454 с. 19. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – М.: Академический проект, 2003. – 416 с. 20. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – Москва: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 528 с. 21. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публикаций. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. – 271 с. 22. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М.: Центр, 1996. – 184 с. 23. Крылов И.Я. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций. – М.: Центр, 1998. – 189 с. 24. Кузякин. Реклама и PR в мировой экономике. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 319 с. 25. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. – 702 с. 26. Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – Киев, ВИРА-Р, 1999. – 375 с. 27. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – 230 с. 28. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. – 247 c. 29. Мурашко Ю.М. Планирование и проведение PR-кампаний. Теория и практика. – СПб.: НИЯиК; Петровский фонд, 2001. – 116 с. 30. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. – М.: Имидж-Контакт, ИНФРА-М, 2001. – 627 с. 31. Ольшанский Д.В. Политический PR. – СПб.: Питер, 2003. – 540 с. 32. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003. – 426 с. 33. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов – М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2003. – 624 с. 34. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 2003. – 320 c. 35. Рожков И.Л. Реклама: планка для «профи». – М.: Юрайт, 1997. – 208 с. 36. Самые успешные PR-кампании в мировой практике – М.: Имидж-Контакт, ИНФРА-М, 2002. – 310 с. 37. Сандра О. Стратегия в Паблик Рилейшнз. – СПб.: Нева-Экономикс, 2003. – 156 с. 38. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. – М.: Юнити; Дана, 2003. – 340 с. 39. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технологии и эффективность. – СПб.: Алетейя, 2001. – 294 с. 40. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|