Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вампир» Джона Полидори




«Вампир» Джона Полидори стало первым произведением о вампирах. Оно было опубликовано 1 апреля 1819 г. Ее автор, Джон Полидори, долгое время являлся личным врачом Байрона. Именно от Дж. Байрона он услышал фрагмент рассказа об Августе Дарвелле той ночью, когда у Мэри Шелли родилась идея знаменитого «Франкенштейна». Дж. Байрон охладел к этой идее, но Дж. Полидори написал на основе «Фрагмента» своего «Вампира». Изначально это произведение опубликовалось под именем Байрона. Тот горячо опровергал свое авторство и даже выпустил «Фрагмент», который послужил в свое время основой для «Вампира». Но в это время «Вампир» уже имел большой успех, был переведен на другие языки, и авторство довольно долго еще приписывалось Байрону. Позже по нему поставили одноименную театральную пьесу, также пользовавшуюся большой популярностью.

Само это произведение создало очеловеченный образ вампира, сильно отличающийся от фольклорного и приобретший черты инкуба: одновременно ужасающий и притягательный.

Внешность лорда Ратвена практически не описана, упоминаются только мертвенно-серые глаз («the dead grey eye»[23]) и мертвенно-бледное лицо («deadly hue of his face»[24]). Дж. Полидори с самого начала старается подчеркнуть его отличие от остальных людей высшего общества: несмотря на то, что его взгляд одновременно вызывает страх, он одновременно с этим и привлекает к себе людей.

Во время путешествия с Обри лорд Ратвен проявляет черты демона-искусителя: его милостыня, которую он подавал исключительно недостойным людям, приносила им еще большие несчастья; соблазнял женщин, причем исключительно тех, что славились своей высокой нравственностью.

В Греции прекрасная гречанка Ианфа рассказала Обри легенду о вампирах: «and often as she told him the tale of the living vampyre, who had passed years amidst his friends, and dearest ties, forced every year, by feeding upon the life of a lovely female to prolong his existence for the ensuing months»[25] («часто, когда она рассказывала о живом вампире, который подолгу пребывал в кругу родных и друзей, каждый год вынужденный питаться кровью красивых женщин, чтобы еще на несколько месяцев продлить себе жизнь»[26]). Также она описывает черты вампира, полностью совпадающие с внешностью лорда Ратвена.

Имеется большая вероятность того, что Дж. Полидори сам придумал эту легенду, а Грецию использовал в качестве антуража для своей истории. Вампиры в Греции назывались «вриколакс» или «тумпаниакос», а само слово «вампир», хоть и употреблялось, но в качестве бранного и использовалось для оскорбления живого человека. И люди, впоследствии ставшие вампирами, по поверьям греков, не имели определенных внешних черт. По греческим преданиям, вампир являлся мертвецом, лежащим в могиле, и не мог жить среди живых людей. Вриколакс сначала выпивал кровь своих родственников и пил ее регулярно, а не раз в год. Также автором не упомянуты традиционные способы уничтожения вампиров. Однако уже после рассказа этой легенды говорится и другое: «but Ianthe cited to him the names of old men, who had at last detected one living among themselves, after several of their near relatives and children had been found marked with the stamp of the fiend's appetite»[27] («Ианфа, возражая, называла имена стариков, которые в конце концов обнаруживали в своем окружении вампира после того, как их родственники и дети были найдены мертвыми с отметиной дьявольского укуса»)[28]. Тут уже упоминается о нескольких жертвах вампира, без названия их пола.

Если обратиться к восточноевропейскому фольклору, то образ лорда Ратвена больше напоминает образ румынского вампира – моройи или стригойи. Они могли быть живыми людьми, обычно колдунами, что сочетается с более поздним упоминанием Ианфой «ночных оргий вампиров», происходившие в лесу, через который собирается ехать Обри. «Оргии» вампиров заставляют вспомнить о ведьминских шабашах в странах Западной Европы, а кровь невинной девушки входила в состав колдовских снадобий. К тому же клятва не сообщать о смерти лорда Ратвена в течение года, данная Обри, не является простым обещанием – Обри не в состоянии ее нарушить, даже когда он хочет этого.

В желании лорда Ратвена быть похороненным так, чтобы первый луч восходящей луны коснулся его лица достаточно сложно отыскать фольклорные истоки. Возможно, Дж. Полидори придумал это, основываясь на представлениях о колдовской силе луны, бытовавших издавна в странах Западной Европы.

Таинственное воскрешение лорда Ратвена снова напоминает о румынских вампирах: по поверьям румын, человек, являвшийся живым вампиром, оставался им и после смерти, становясь соответственно вампиром мертвым.

Но остается неясным, является ли некоторое соответствие румынским легендам простым совпадением или это осознанный замысел автора. Однако к греческим легендам о вампирах произведениеь Дж. Полидори не имеет почти никакого отношения.

Также существуют другие теории об источнике образа лорда Ратвена. Возможно, его прототипом был не Огаст Дарвелл (герой «Фрагмента» Дж. Байрона), но сам образ Дж. Байрона. Сама фамилия «Ратвен» была заимствована Дж. Полидори из романа Каролины Лэм «Гленарвон», где она описала историю своих отношений с Дж. Байроном. Имеются в «Вампире» и некоторые отсылки к роману Дж. Байрона с Каролиной Лэм. Например, упоминание некой леди Мерсер, которая «did all but put on the dress of a mountebank, to attract his notice»[29] («разве что не облачилась в шутовской наряд, дабы оказаться замеченной им»)[30], является намеком на скандальную историю, когда леди Каролина в одежде пажа пробралась в дом Дж. Байрона и после его отказа попыталась заколоть себя. Сама личность Дж. Байрона в то время являлась «олицетворением темных, запретных, безумных страстей и чудовищных нравственных преступлений, окутанных мрачным покровом тайны»[31] Впоследствии, чтобы ассоциации были менее очевидны, Дж. Полидори заменил фамилию своего героя.

Повесть была написана во время расцвета романтизма, и Дж. Байрон был ярким представителем английского романтизма. На образ лорда Ратвена могли оказать свое влияние не только образ самого Байрона, но также и образы его героев. Очевидно, что романтизм, являясь главным литературным течением того времени, тоже сыграл свою роль, и в лорде Ратвене видны черты, характерные для романтического героя. Некоторые романтические мотивы легко проследить в этой повести, например, двоемирие: противопоставление светского общества, которое привечает Ратвена и идиллической сельской Греции, где его боятся; Ианфу, гречанку, возлюбленную Обри можно назвать идеалом, который и стремились найти писатели-романтики. Именно после ее убийства Обри вынужден возвратиться к лорду Ратвену. Сам Обри романтический и восторженный юноша, не очень приспособленный к жизни: «He thought, in fine, that the dreams of poets were the realities of life»[32] («Словом, поэтические мечтания он принимал за реальную действительность»»)[33]. Возможно, здесь легкая ирония над идеей первичности искусства и «абсолютизацией активного влияния искусства на жизнь»[34], и романтическим образом героя-мечтателя, ищущего идеал. А образ лорда Ратвена можно понять как метафору светского общества, которое губительно для чистых и невинных душ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных