Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ




ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ «СВЯЗЬ» И ЕЕ СТРУКТУРА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ

В соответствии с принципами разделения общественного труда в любой национальной экономике выделяются обособленные сферы деятельности и отрасли производства, образующие макроэкономику государства. Каждая отрасль представляет собой совокупность предприятий и производств, обладающих общностью создаваемого продукта, технологии, профессионального состава кадров. Значение конкретной отрасли в экономике страны определяется созданием определенных видов продукции, товаров и услуг, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей. По этим принципам в экономической системе выделяются отрасли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и др.

Для рыночной экономики характерна расширенная концепция производства, лежащая в основе системы национальных счетов (СНС), в соответствии с которой все хозяйствующие субъекты делятся по секторам экономики на нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения и домашние хозяйства.

Кроме того, экономическая теория делит макроэкономику на основное производство и инфраструктуру — обособленную группу отраслей, обслуживающих общественное производство и население и обеспечивающих необходимые условия для эффективной работы всех сфер производственной и непроизводственной деятельности. Термин «инфраструктура» происходит от двух латинских слов: «infra» — ниже, под; «structure» — строение, расположение, что означает «то, что находится за пределами основного производства, но создает общие условия для его функционирования».

Отрасль связи, призванную удовлетворять общественные и личные потребности в передаче различного рода информации и сообщений, с точки зрения общественного разделения труда следует рассматривать как отрасль общественного производства, принадлежащую к сектору экономики, занимающемуся производством нефинансовых услуг, и составную часть инфраструктуры общества.

В процессе предоставления всем отраслям и секторам экономики услуг по сбору, обработке, передаче и доставке информации в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость. Потребительная стоимость представляет собой конечный полезный эффект (результат) передачи сообщений, который потребляется в производственной и непроизводственной сферах, общественной и личной жизни людей.

Создаваемая в отрасли стоимость, равная денежному выражению всех произведенных и реализованных за определенный промежуток времени услуг, включается в валовой внутренний продукт, а также в ту часть этого продукта, стоимость которого создается необходимым и прибавочным трудом и образует национальный доход.

В создании услуг связи аналогично промышленности и другим отраслям сектора нефинансовых предприятий участвуют три фактора материального производства, а именно: средства труда, предметы труда и труд работников связи.

К средствам труда, с помощью которых осуществляется процесс передачи информации, относятся производственные здания, станционные и линейные сооружения, коммутационное оборудование и каналообразующая аппаратура, измерительные приборы и т.д. В качестве предмета труда в производственном процессе связи выступает информация (сообщение), которая при ее передаче подвергается пространственному перемещению. Воздействие на предмет труда с помощью средств труда осуществляется работниками связи, труд которых в конечном итоге и создает потребительную стоимость.

Процесс потребления услуг связи аналогичен потреблению продукции (товаров) других секторов экономики. Если услуга связи потребляется в производственной сфере, то ее стоимость переносится на стоимость вновь создаваемого продукта. Если же услуги связи служат личному потреблению, то вместе с потреблением исчезает и их стоимость.

Наряду с общими чертами, характерными для рыночного производства, экономической природе связи присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей.

Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который в отличие от продукции промышленности не имеет вещественной формы, а представляет собой конечный полезный эффект (результат производственной деятельности) процесса передачи информации и сообщений от отправителя до получателя — документальных, телефонных, видео, программ телевидения и радиовещания и т.д. — и выступает в форме услуги.

Невещественный характер конечного продукта обусловливает отсутствие в производственном процессе связи сырья и основных материалов, являющихся вещественными носителями продукции. Это, в свою очередь, отражается на структуре производственных ресурсов отрасли связи: в составе производственных фондов связи на долю оборотных средств (материалов, запасных частей и др.) приходится около 8 %, а на долю основных производственных фондов — примерно 92 %, тогда как в отраслях обрабатывающей промышленности соотношение между оборотными средствами и основными фондами составляет в среднем 70 и 30 процентов.

Характерной особенностью структуры себестоимости в связи, также обусловленной невещественной формой создаваемого продукта, является незначительный удельный вес материальных затрат и высокая доля затрат, связанных с оплатой живого труда. Такая специфика структуры затрат и ресурсов требует постоянного внимания со стороны организаций связи к проблеме изыскания и реализации внутрипроизводственных резервов улучшения использования основных производственных фондов и рабочей силы.

Вторая особенность связи тесно связана с первой и характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства. Особенно ярко она проявляется в телефонной связи, где сам процесс передачи телефонного сообщения — процесс производства — происходит с участием абонентов, то есть совпадает с процессом потребления.

Сняв трубку телефона, абонент слышит зуммер ответа АТС, что является сигналом готовности станции к передаче информации, то есть началу производственного процесса. При наборе номера вызываемого абонента происходит автоматическое соединение посредством образования прямого электрического канала с помощью коммутационного оборудования, систем передачи и линейных сооружений. Этот электрический канал сохраняется во время всего разговора между абонентами, когда и происходит потребление услуги. Положив трубку по окончании разговора, абонент тем самым разрывает электрическую цепь и прекращает процесс производства данной услуги.

С учетом этой особенности конечный результат производственной деятельности отрасли — услуга — не может храниться в запасе, на складе, изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации.

Из этой особенности вытекает также требование максимального приближения средств связи к потребителям за счет развития и повышения плотности предприятий и пунктов связи коллективного (отделений связи, переговорных пунктов и т.д.) и индивидуального (абонентских пунктов и терминалов) пользования.

Неотделимость процессов производства и потребления услуг связи приводит также к существенной неравномерности поступающей во времени нагрузки, обусловленной ритмом деловой и личной жизни людей. При этом неравномерность нагрузки наблюдается по часам суток, дням недели и месяцам года. В то же время предприятия связи должны быть готовы к обслуживанию потребителей в периоды максимальной нагрузки без нарушения установленных (нормативных) параметров качества, для чего создаются дополнительные производственные мощности и рабочие места, которые в часы спада нагрузки используются с низкой отдачей либо вообще простаивают. Кроме того, в отрасли связи создаются резервы производственных мощностей для перспективного развития по мере роста потребностей в услугах связи. Все это приводит к объективному ухудшению многих экономических показателей связи — снижению производительности труда и фондоотдачи, повышению себестоимости, уменьшению прибыли и рентабельности производства. Поэтому, создавая объективно необходимые резервы производственных ресурсов для высококачественного обслуживания потребителей, операторы связи, особенно в условиях рыночных отношений, должны стремиться к оптимизации их объемов, повышению эффективности производства, достижению максимально возможных результатов при минимальных затратах.

Вот почему особое значение в отрасли и в отдельных компаниях придается разработке и внедрению организационно-экономических мер по снижению влияния неравномерности нагрузки на эффективность их работы. В числе таких мер, прежде всего, следует отметить разработку научно обоснованных нормативов и стандартов качества услуг, учет неравномерности нагрузки при проектировании оборудования и сетей связи и расчете численности работников, правильную их расстановку по рабочим местам, составление оптимальных графиков смен и отпусков производственного персонала, режимов работы организаций связи, гибкую тарифную политику и др.

Третья особенность отрасли связи состоит в том, что в отличие от промышленности, где предмет труда подвергается вещественному изменению (механическому, химическому и т.д.), поступает в сферу обращения, становится товаром и только потом потребляется, в производственном процессе связи информация как предмет труда должна подвергаться только пространственному перемещению, то есть изменению ее местоположения. Всякое другое изменение означает ее искажение, потерю потребительских свойств и потребительной ценности и наносит ущерб пользователю.

Физической основой передачи всех видов информации, кроме почтовых отправлений, является преобразование текстовых, звуковых сообщений или видеоизображения в электрические сигналы на передающем конце (кодирование) и обратное их преобразование в первоначальную форму на приемном (декодирование).

С учетом этого особое значение имеют такие параметры, как достоверность передачи сообщений, точность их воспроизведения и обеспечение в процессе передачи информации всех качественных и количественных характеристик, определяющих ее потребительские свойства. Строгое соблюдение показателей качества услуг связи достигается применением на сетях связи только сертифицированного оборудования, использованием современных систем защиты информации от посторонних воздействий, внедрением прогрессивных технологий и методов организации производственных процессов на всех его стадиях.

Четвертая особенность связи заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним, то есть происходит между отправителем и получателем информации. Поскольку потребность в передаче информации может возникнуть между абонентами, находящимися в любых населенных пунктах страны, это требует создания надежной и разветвленной сети связи.

Сеть связи состоит из операторов, их филиалов, структурных единиц и пунктов связи индивидуального или коллективного пользования, соединенных между собой линиями и каналами связи, которые, взаимодействуя в едином технологическом процессе, обеспечивают передачу информации. В этих условиях отдельный оператор связи не всегда является единственным производителем услуг, а выполняет определенные производственные функции на отдельных этапах (исходящем, транзитном, входящем) технологической цепочки. Например, в процессе передачи междугородного телефонного сообщения при автоматическом способе установления соединения участвуют городская телефонная сеть и междугородная телефонная станция на исходящем конце, аналогичные операторы на входящем конце, а также организации, предоставляющие каналы междугородной связи (например, в случае междугородного соединения внутри страны — ОАО «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» и другие операторы междугородной телефонной связи).

Участие в производственном процессе нескольких операторов связи предъявляет единые требования к организации и правилам технической эксплуатации средств связи на территории всей страны. В экономическом аспекте эта особенность обусловливает появление на телекоммуникационном рынке особого класса услуг промежуточного потребления — услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. Эта же особенность предопределяет необходимость использования особого экономического механизма взаимодействия операторов, участвующих в создании сетевых услуг, основанного на принципах добросовестной конкуренции и учете коммерческих интересов и вклада каждого хозяйствующего субъекта в общие результаты экономической деятельности отрасли.

Рассматривая четвертую особенность отрасли, следует также учитывать требование экономичности сетей связи, которое, в свою очередь, предопределяет необходимость применения различных систем и вариантов схем соединения между собой оконечных пунктов, образующих эти сети. При этом на сетях связи используются особые принципы построения и узлообразования («каждый с каждым», «радиальный», «радиально-узловой»), которые позволяют минимизировать стоимость создания сетей при сохранении их надежности и живучести.

Кроме рассмотренных особенностей связи, ей также присущи черты, характерные для всех отраслей инфраструктуры, отличающие их от основного производства.

 
 

В современной трактовке под инфраструктурой понимается совокупность организационно обособленных звеньев общественного производства, конечным результатом деятельности которых является не выпуск вещественных продуктов (товаров), а обслуживание материального производства (производственная инфраструктура), непроизводственной сферы и населения (социальная). В последние годы в нашей стране высокими темпами стала развиваться сеть коммерческих учреждений и организаций, обеспечивающих эффективное развитие рыночных отношений и получивших название рыночной инфраструктуры. Состав основных элементов инфраструктуры в соответствии с действующей классификацией представлен на рис. 1.1.

К производственной инфраструктуре наряду со связью относятся энергетика, грузовой транспорт, материально-техническое снабжение и заготовки. Элементы производственной инфраструктуры по сути являются частью процесса материального производства либо связаны с такой стадией воспроизводства как распределение и обмен. Они обслуживают основное производство в сфере обращения, включая продвижение продукта, доведение его до потребителя, и обеспечивают передачу информации.

В сфере обращения, опосредствующей связь между производством и потреблением, завершается процесс производства, не создаются новые вещественные формы продукта, меняется лишь его местонахождение и стоимость.

В состав социальной инфраструктуры включены разнообразные отрасли, которые в зависимости от функционального признака могут быть разделены на следующие группы:

1. отрасли, производящие услуги, обеспечивающие материальное благополучие и рост свободного времени населения. К ним относятся жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания непроизводственной сферы и населения;

2. отрасли, способствующие развитию личности, совершенствованию физического и морального здоровья нации, распространению знаний и духовных благ, — просвещение, здравоохранение, физическая культура, спорт, социальное обеспечение, культура и искусство. К этой части социальной инфраструктуры можно отнести и такие области деятельности связи, как распространение печати, радиовещание и телевидение;

3. отрасли, обслуживающие преимущественно производство и другие общественные потребности, — наука и научное обслуживание, государственное управление и страхование, учреждения информатизации и общественные организации.

Составляющие рыночной инфраструктуры способствуют ускорению товарного и денежного оборота в стране, оптимизации объемов и структуры производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей, развитию конкуренции и, в конечном итоге, переходу от «рынка продавца» к «рынку покупателя». К рыночной инфраструктуре в первую очередь относятся банки, товарные и финансовые биржи, страховые компании, аудиторские, риэлтерские, брокерские, рекламные и другие фирмы. Очевидно, что эффективное функционирование перечисленных рыночных институтов невозможно без современных высококачественных средств связи, поэтому часто средства связи рассматривают как элемент рыночной инфраструктуры.

Всем отраслям и видам деятельности, имеющим инфраструктурную природу, присущ всеобщий характер потребления их услуг и универсальность взаимосвязей со всеми предприятиями, отраслями, регионами страны, составляющими единое экономическое пространство. Поэтому эти отрасли в своем развитии в значительной степени зависят от общего состояния экономики, объемов, структуры и размещения производительных сил, размеров обслуживаемой территории, численности и плотности населения. Вот почему для отраслей инфраструктуры, включая связь, особое значение приобретает проблема соблюдения определенных пропорций между уровнем их развития и состоянием производственного и экономического потенциалов обслуживаемых ими отраслей и сфер деятельности.

Всеобщность потребления услуг инфраструктуры обусловливает ее сетевое построение. С этой особенностью связана значительная доля сооружений и передаточных устройств в составе производственных фондов инфраструктуры, что обусловливает высокую фондоемкость материально-технической базы, длительные сроки ее создания и функционирования. Такая объективно сложившаяся ситуация привела к тому, что многие сферы деятельности таких важнейших отраслей производственной инфраструктуры как энергетика, транспорт, связь рассматриваются как естественные монополии, где создание конкуренции либо технически невозможно, либо экономически нецелесообразно. Поэтому их деятельность в условиях рыночной экономики должна подвергаться государственному регулированию с тем, чтобы в наибольшей степени были соблюдены интересы всех участников процесса производства и потребления услуг инфраструктуры, а также общества в целом.

Для многих отраслей производственной и социальной инфраструктуры характерно наличие однотипных функций, выполняемых различными ее составляющими, что предопределяет их взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

Например, документальное сообщение может быть передано средствами почтовой связи, электронной почты, телеграфом, телефаксом, которые в определенной степени являются взаимозаменяемыми. Потребность в одном виде передачи сообщений снижает спрос на другие, влияя тем самым на уровень использования производственных ресурсов и эффективность работы. Междугородная и местная телефонная связь являются взаимодополняемыми, поскольку наличие у пользователей телефона местной связи повышает их доступность к каналам междугородной связи и обеспечивает возможность автоматического соединения с требуемым абонентом. Это положительно влияет на рост междугородного телефонного обмена и улучшает использование производственных мощностей организаций данной подотрасли связи.

Рассматриваемая особенность обусловливает необходимость поддержания определенных пропорций в развитии отдельных подотраслей и видов связи на основе маркетинговых исследований рынка соответствующих услуг, выявления текущего и перспективного спроса с целью оптимизации внутриотраслевой структуры и создания оптимальных резервов производственных мощностей для будущего развития.

Важной особенностью инфраструктуры является также проявление основного эффекта от ее функционирования за пределами соответствующих отраслей. Проведенные исследования по оценке внеотраслевой эффективности электросвязи показали, что не менее 90 — 95 % всего эффекта от использования ее услуг проявляется вне отрасли, то есть у потребителей, и лишь 5 — 10 % — непосредственно у производителей услуг в виде прибыли операторов. Это характеризует связь и другие отрасли инфраструктуры как важнейший сектор современной экономики, совершенствование и развитие которого должно являться приоритетной общегосударственной задачей.

Инфраструктурная природа связи также определяет ее особое место в Глобальной информационной инфраструктуре, являющейся продуктом технологической и информационной революций конца XX века. В современном мире связь становится не просто транспортной сетью передачи все возрастающих потоков информации, но трансформируется в качественно новую сетевую структуру, основанную на взаимном проникновении и внутренней общности электросвязи, информационных технологий и ряда почтовых услуг, при оказании которых используются телекоммуникационные средства (КиберПочт@, Кибер-Пресс@). Этот процесс носит название «конвергенция» (сближение, слияние) и обусловливает формирование нового сектора экономики — инфокоммуникаций.

По мере цифровизации сетей связи, превращения персональных компьютеров в универсальные абонентские устройства и источники информации все более проявляется общность телекоммуникационных и информационно-вычислительных систем. Конвергенция охватывает все стороны развития связи и информатизации, включая услуги, сети, оборудование, технологии и эксплуатацию. В результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий создаются условия для создания гибридных, конвергентных продуктов и услуг, в которых не только проявляются свойства образующих их элементов, но и за счет так называемого «синергического эффекта» увеличиваются возможности каждой отдельной услуги. В результате существенно расширяются потребительские характеристики традиционных услуг и появляются принципиально новые их виды.

Так, местные цифровые АТС в дополнение к традиционной услуге обеспечивают предоставление около 200 дополнительных услуг, таких как переадресация вызова, запись сообщения, запрет входящего вызова и т.д. Развертывание интеллектуальных платформ на различных уровнях сетевой иерархии позволяет операторам оказывать не только стандартизированный набор новых услуг с определенными основными и вспомогательными свойствами (например, «Бесплатный вызов», «Конференцсвязь», «Телеголосование» «Виртуальные частные сети» и др.), но и обеспечивает возможность управления некоторыми атрибутами услуг со стороны пользователей. Примером усиления «мощности» услуг на основе конвергенции являются мультимедийные коммуникации, где в процессе сеанса связи для передачи информации могут использоваться голос, видео, графика и звук.

Развитие сетей Интернет, обеспечивающих новые виды услуг и приложений, включая корпоративные информационные системы, электронные банковские операции, электронную коммерцию и др., также дает возможность применять современные технологии для оказания услуг традиционной телефонии, получившей название IP-телефонии (Internet Phone). Отличительной чертой услуг IP-телефонии является их относительная дешевизна за счет экономии полосы пропускания (до 10 раз и более) по сравнению с традиционной телефонией.

Конвергенция сетей фиксированной и подвижной связи дает возможность предоставлять широкий спектр традиционных и новых услуг в единой сети, что обеспечивает особую привлекательность для пользователей. Операторам такая конвергенция дает конкурентные преимущества за счет формирования расширенного набора услуг, привлечения новых абонентов и получения дополнительных доходов. Вместе с тем конвергенция фиксированных и мобильных сетей ведет к уменьшению совокупных затрат на эксплуатацию за счет унификации процедур активизации услуг, процессов их оплаты, более эффективного использования персонала. Кроме того, благодаря «синергическому эффекту» может быть получена экономия инвестиций в оборудование и программное обеспечение, например, в биллинг, интеллектуальную платформу и др.

Таким образом, внедрение ИКТ, конвергенция сетей, процессов и услуг значительно расширяют потенциал телекоммуникационного рынка, порождают устойчиво растущий спрос на новые услуги и приложения, обеспечивая повышение доходов и прибыли операторских компаний.

Характерной особенностью влияния новых технологий на экономику инфокоммуникаций является также постоянное снижение удельной стоимости транспортных ресурсов, то есть телекоммуникаций. Так, относительная стоимость одного цифрового канала с начала 90-х годов прошлого века уменьшилась более чем в 100 раз, что делает тарифы на услуги связи все менее зависимыми от дальности передачи информации. Строительство цифровых АТС большой емкости (50 тыс. и более номеров) на местных телефонных сетях приводит к сокращению стоимости одного номера на 40 — 50 % по сравнению с аналоговыми станциями.

Снижение удельных затрат на создание новых производственных мощностей на базе современных технологий при устойчивой тенденции роста спроса на услуги отрасли повышает инвестиционную привлекательность телекоммуникационного сектора, обеспечивая возврат вложенных в развитие сетей средств в минимально возможные сроки.

Рассмотренные особенности связи оказывают непосредственное влияние на формирование экономических отношений в отрасли, учитываются при решении технико-технологических и организационно-экономических проблем ее развития.

 

……….

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных