Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




В Российской Федерации разработана и с 2005 г. реализуется среднесрочная программа социально-экономического развития, направленная на повышение благосостояния населения, усиление политической и экономической роли России в мировом сообществе, неуклонный рост конкурентоспособности страны. Главным индикатором успешного решения поставленных задач является удвоение за ближайшие 10 лет валового внутреннего продукта на основе прогрессивных структурных сдвигов в российской экономике в пользу ключевых высокотехнологичных и инновационных секторов, имеющих потенциал роста выше 7 % в год.

К этому сектору, несомненно, относится связь и информатизация, которые не только сами развиваются по инновационно-активному сценарию, но, как было показано выше, являются катализатором прогресса в производственной, социально-экономической и других сферах жизнедеятельности общества.

Из данных таблицы 1.4 наглядно видны положительные тенденции в динамике объемов услуг связи по сравнению с другими отраслями национальной экономики. Отечественный рынок телекоммуникаций — один из наиболее быстро развивающихся, темпы роста некоторых сегментов которого признаны международными экспертами самыми высокими в мире. За последние пять лет отрасль развивалась в 3 раза быстрее чем национальная экономика в целом и почти в 4 раза быстрее чем аналогичные отрасли в США, Восточной Европе и Юго-Восточной Азии.

Таблица 1.4 Динамика объемов производства в отраслях российской экономики

Показатели Темпы роста, %
2001/2000 2002/2001 2003/2002 2004/2003 2005/2004
Объем промышленной продукции 104,9 103,7 107,0 107,1 107,2
Продукция сельского хозяйства 107,5 101,7 101,7 101,3 102,0
Оборот розничной торговли 110,7 109,1 108,0 112,0 112,0
Объем услуг связи 133,6 141,1 144,8 136,6 122,1

По данным Мининформсвязи России, в 2005 г. доходы отрасли от услуг связи составили около 660 млрд. руб., а от ИТ-услуг — примерно 310 млрд. руб. Неуклонно возрастает вклад инфокоммуникационного комплекса в ВВП страны. Если в 1995 г. доля связи в валовой внутренний продукт составляла всего 1,4 %, в 2000 г. — 2,0 %, то в 2005 г. она достигла 3,0 %, а с учетом услуг информатизации — 4,5 %. Такой существенный рост обусловлен значительно более высокими темпами развития (в 3 — 4 раза) инфокоммуникаций по сравнению с базовыми отраслями производства и экономикой страны в целом.

В то же время динамика развития отдельных подотраслей и видов связи существенно различается траекторией своего роста. Наименее благоприятные условия для развития со времени перехода к рыночным отношениям имела почтовая связь. Снижение платежеспособности основной части потребителей и бурное развитие взаимозаменяемых услуг привело к резкому падению спроса на традиционные виды почтовых услуг. Например, за последние 15 лет объем письменной корреспонденции уменьшился более чем в 20 раз, примерно на столько же снизилось число операций по почтовым переводам денежных средств, еще больший спад имел место в сегментах по пересылке посылок и распространению печатных изданий.

Однако и в этих тяжелых условиях почтовая связь сохранила свою сеть, насчитывающую около 41 тыс. объектов и охватывающую все регионы страны. По плотности предприятий и пунктов связи на 10 тыс. жителей почтовая связь России занимает одно из ведущих мест в мире, опережая такие страны, как США, Франция и ФРГ. В то же время душевые уровни потребления базовых почтовых услуг в десятки раз ниже, чем в экономически развитых странах, и в 2 — 5 раз меньше, чем в развивающихся странах с сопоставимым ВВП на душу населения.

Для российского рынка традиционных услуг почтовой связи характерен перевес структуры рыночных долей в сторону наименее платежеспособного потребительского сегмента — населения, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой имеет место преобладание сферы бизнеса в структуре пользователей письменной корреспонденции, посылок и денежных переводов. Сложившаяся на отечественном почтовом рынке ситуация объясняется отсутствием массового корпоративного спроса российских компаний на почтовые услуги вследствие их низкого качества, выраженного длительными сроками пересылки почтовых отправлений, что не может удовлетворять деловой сектор потребления в динамично развивающейся рыночной среде.

На устранение указанных недостатков направлена прошедшая в 2002 г. реструктуризация федеральной почтовой связи, результатом которой стало создание ФГУП «Почта России» на базе объединения 82 самостоятельных хозяйствующих субъектов, охватывающих практически все регионы страны. Имея статус федерального оператора почтовой связи, ФГУП «Почта России» получило значительно более широкие возможности по совершенствованию своего технологического развития, привлечению крупномасштабных инвестиций и более эффективному их использованию для совершенствования и улучшения качества традиционных почтовых услуг, а также внедрения и развития новых их видов.

Однако ожидать быстрого эффекта от реструктуризации федеральной почты было бы не обоснованным, поскольку динамика ее развития формируется под влиянием значительного числа факторов, носящих, главным образом, объективный характер.

Самым существенным из них является наличие в зоне обслуживания федерального оператора почтовой связи наименее привлекательных географических сегментов, включающих сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы со сложными климатическими условиями, где основным потребителем является население. Хотя в сельской местности проживает всего 25 % граждан России, 72 % объектов федеральной почты находятся на селе, при этом одним объектом почтовой связи обслуживается в среднем 5 населенных пунктов. Доля доставочных участков и почтальонов в сельской местности в общем их числе составляет соответственно 63 % и 60 %. Таким образом, на обслуживание в 4 раза меньшего числа жителей задействовано около двух третей производственных ресурсов федерального оператора почтовой связи.

Следует учитывать также, что низкая плотность населения в сельской местности, где уровень потребления услуг почтовой связи в 1,5 — 3 раза ниже, чем в городах, а также высокая территориальная разобщенность населенных пунктов, обусловливающая большую протяженность почтовых маршрутов, приводят к росту себестоимости оказания услуг в сельском сегменте. В результате около 70 % отделений почтовой связи являются убыточными, а рентабельность почтовой связи в целом в последние годы составляет всего 3 — 5 процентов.

Обслуживание сельского сегмента рынка является главным фактором снижения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности ФГУП «Почта России» по сравнению с негосударственными почтовыми операторами, география деятельности которых охватывает города и другие крупные населенные пункты. Эти операторы оказывают, в основном, услуги с устойчивой тенденцией роста потребительского спроса, включая выплату пенсий и пособий, доставку печатных изданий, переводы денежных средств и услуги экспресс-почты.

Работая в наиболее привлекательных географических и потребительских сегментах, негосударственные операторы могут проводить гибкую тарифную политики, достигая преимущества в ценовой конкурентной борьбе с ФГУП «Почта России», которому за счет городского сегмента обслуживания необходимо не только покрыть убытки сельских отделений связи, но и осуществлять перекрестное субсидирование нерентабельных услуг, тарифы на которые регулируются государством.

Низкая технико-технологическая база основной части объектов почтовой связи также является одним из негативных факторов, влияющих на объемы потребления и качество услуг почтовой связи. По расчетам экспертов, для повышения технологической оснащенности федеральной почтовой связи до мировых стандартов необходимо инвестировать более 1 млрд. долл. США в течение ближайших 3 — 5 лет. Собственные инвестиционные ресурсы федерального оператора находятся в пределах 100 млн. долл. США в год, а государственная поддержка почты составляет не более 10— 15% от реальных потребностей в капитальных вложениях. Нехватка собственных средств и слабая государственная поддержка, безусловно, являются факторами, лимитирующими ускоренное развитие почтовой связи и успешное выполнение ею своей производственной и социальной миссии.

Несмотря на негативное влияние объективных факторов, в последние годы на отечественном почтовом рынке наметились положительные тенденции активизации потребительского спроса, как в сегменте традиционных услуг, так и услуг, оказываемых с использованием инновационных технологий. Эти тенденции определяются, в первую очередь, общим оздоровлением экономики, активизацией реального сектора производства, повышением платежеспособности населения. Так, исследования, проведенные во многих странах мира, показывают, что прирост ВВП на один процент обеспечивает пропорциональный прирост объема письменной корреспонденции, денежных переводов и посылок.

Усилия операторов почтовой связи по расширению спектра и улучшению качества оказываемых услуг в условиях нарастающей конкуренции также способствуют активизации почтового обмена и формированию у клиентов потребностей в новых инновационных услугах с повышенными потребительскими свойствами и высокой рентабельностью. В настоящее время и в среднесрочной перспективе ожидается существенный рост таких видов почтовых услуг, как междугородная и внутренняя ускоренная почта, курьерская и экспресс-почта, «Товары — почтой». С использованием инфокоммуникационных технологий и сети Интернет ФГУП «Почта России» предлагает клиентам такие инновационные услуги, как «КиберПочт@», «КиберПресс@», «Киберденьги» и другие, относящиеся к сферам электронной торговли, рекламы и т.д.

Постоянно расширяется спектр и объем услуг, не относящихся к сфере основной деятельности объектов почтовой связи. К их числу относятся, например, услуги по реализации ценных бумаг, обслуживанию потребительских кредитов, прием и инкассация денежной выручки, прием коммунальных платежей, посылочная торговля, адресная и безадресная рассылка рекламной продукции, реализация печатной продукции как по подписке, так и в розницу, автострахование и многие другие. Перечень нетрадиционных услуг в различных филиалах ФГУП «Почта России» колеблется от 10 до 50 наименований, при этом они обеспечивают около четверти всех доходов почтовой связи.

Дальнейшее развитие почтовой связи связано с сохранением ее доли на рынке услуг, улучшением качества обслуживания потребителей и обеспечением финансовой устойчивости организаций подотрасли. С этой целью предусматривается:

· повышение эффективности управления почтовой связью на всех уровнях;

· активизация работы по изучению рынка почтовых услуг и выявлению перспективных и конкурентоспособных направлений деятельности;

· внедрение современных инфокоммуникационных технологий и оборудования для обработки почтовых отправлений, контроля за их качеством и сроками прохождения в сети почтовой связи;

· оптимизация транспортных маршрутов с целью сокращения параллельных перевозок и трудозатрат;

· создание автоматизированной информационно-технологической сети почтовой связи для предоставления почтовых и банковских услуг;

· расширение ассортимента и внедрение высокоэффективных нетрадиционных услуг;

· развитие кооперации с операторами электросвязи по предоставлению услуг телематических служб;

· создание нормативно-законодательной базы и механизмов ее реализации для повышения инвестиционной привлекательности объектов почтовой связи;

· решение вопроса государственной финансовой поддержки на компенсацию убытков по предоставлению универсальных услуг почтовой связи.

Решение этих задач будет способствовать превращению подразделения федерального оператора почтовой связи в многофункциональные пункты сервисного обслуживания потребителей, использующие для пересылки почтовых отправлений не только физические, но и электронные телекоммуникационные средства и инфокоммуникационные технологии.

Развитие электрической связи в последнее десятилетие осуществлялось стабильно высокими темпами за счет модернизации и расширения сетей с использованием современных технологий обработки, коммутации и передачи информации. Однако темпы развития отдельных видов и услуг электросвязи существенно различались, что, в основном, обусловлено не одинаковыми технико-технологичными возможностями для внедрения прогрессивных видов услуг с высокими качественными параметрами.

Особенно ярко эти тенденции проявляются в документальной связи. На фоне снижения телеграфного обмена сети общего пользования и передачи газетных полос, вызванного, главным образом, развитием прогрессивных взаимозаменяемых услуг, высокими темпами растет трафик данных и, соответственно, увеличивается объем сетей и приложений, обеспечивающих его обработку и передачу. Уже в настоящее время общий объем трафика данных опережает телефонный трафик, и, по оценкам экспертов, его ежегодный прирост в ближайшие 5 — 10 лет будет составлять не менее 50 процентов.

В этих условиях происходит переход от сетей с коммутацией каналов к сетям с коммутацией пакетов, не ориентированным на соединения. Технический уровень таких отечественных сетей, использующих цифровые технологии, примерно соответствует уровню аналогичных сетей западных стран.

Наиболее динамично развивающимся и имеющим значительный потенциал роста является российский сегмент Всемирной сети Интернет. Объем информации, передаваемой по данной сети, ежегодно удваивается, а количество соединений по сети Интернет с доступом через телефонную сеть общего пользования увеличивается каждый год на 50 — 60 процентов.

Использование современных технологий, таких как ATM (асинхронный режим передачи), ISDN (цифровая сеть с интегральным обслуживанием) и др., а также конвергенция фиксированных и мобильных сетей обеспечивают широкополосной высокоскоростной доступ к сети Интернет не только для обмена информацией, но и для реализации значительного числа бизнес-приложений.

Российский сегмент Всемирной сети существует сравнительно недавно — с апреля 1994 г., но, по данным аналитиков, по количеству зарегистрированных в нем доменных имен (свыше 300 тысяч) входит в число 30 самых массовых и является одним из 10 наиболее быстроразвивающихся. В то же время в Германии, например, зарегистрировано более 7 млн. доменов, а в Великобритании — более 4 млн., а число пользователей Интернет доходит до 70 % от общей численности населения. В России же число пользователей Всемирной сети составляет всего около 14 %, что обусловлено низкой компьютерной плотностью (только примерно 11 компьютеров на 100 жителей страны) и отсутствием доступа к Интернет в населенных пунктах, удаленных от экономических центров и крупных городов.

Преодолению существенного отставания России в области развития Интернет-услуг будет способствовать создание системы универсального обслуживания, которая предусматривает организацию не менее чем одного пункта коллективного доступа к сети Интернет в поселениях с численностью проживающих более 500 человек. Значительный вклад в развитие отечественного сегмента Всемирной сети Интернет должна внести реализация Федеральных целевых программ по информатизации и Приоритетных национальных проектов, предусматривающих широкое использование инфокоммуникационных услуг и технологий.

Междугородная телефонная связь Российской Федерации, включая международную, представляет собой современный стабильно функционирующий телекоммуникационный комплекс, технический уровень которого в основном соответствует предъявляемым к нему требованиям и международным стандартам. В настоящее время абоненты имеют возможность пользоваться автоматической междугородной телефонной связью с более чем 200 странами мира. Если в 1991 г. весь бывший СССР имел только одну международную телефонную станцию (МНТС) емкостью 4 тыс. каналов и 1100 международных каналов связи, то в настоящее время международную связь обеспечивают 10 цифровых МНТС общей монтированной емкостью около 110 тыс.каналов, а техническая емкость международных линий, которой располагает страна, превышает 70 тыс. цифровых каналов. По оценке специалистов, вопросы доступа абонентов к международной связи полностью решены не только в отношении текущего спроса, но и на ближайшие 10—15 лет.

Большие прогрессивные сдвиги произошли в последние годы в междугородной телефонной связи. Это прежде всего проявилось в замене морально устаревших и физически изношенных станций декадно-шаговой и координатной систем на цифровые, в результате чего удельный вес квазиэлектронных и электронных станций в общей монтированной емкости оборудования АМТС достигает 99 %. Уровень внедрения цифровой аппаратуры в технике передачи на МТС превышает 90 %. При этом почти 99 % райцентров и городов республиканского, краевого и областного подчинения обеспечены автоматической междугородной телефонной связью, и свыше 96 % междугородного обмена предоставляется по каналам автоматики без участия телефонистов.

Несмотря на существенный технико-технологический прогресс в области оказания услуг междугородной телефонной связи, душевой уровень их потребления в России (30 — 35 разговоров в год на жителя) на порядок ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Это обусловлено относительно высокими тарифами на услуги данного вида, которые относятся к числу регулируемых государством, при низкой платежеспособности основной части потребителей частного сектора, а также недостаточным развитием более дешевых и конкурентоспособных по качественным параметрам услуг голосовой телефонии.

Прежде всего, речь идет о передаче речи по сети Интернет, то есть об IP-телефонии, которая обеспечивает значительную независимость стоимости разговоров от расстояния и, как следствие, — снижение тарифов на междугородные телефонные разговоры. Однако на начальном этапе внедрения качество телефонных услуг в сетях IP не соответствовало нормам, установленным на традиционных сетях междугородной связи, поэтому основными пользователями IP-телефонии являлись клиенты некоммерческого сектора, пользовавшиеся услугами дальней связи по карточкам с предоплатой. По мере внедрения эффективных методов, обеспечивающих достаточно хорошее качество речи, услуги IP-телефонии будут все шире распространяться и среди корпоративных пользователей.

Важнейшим и перспективным направлением развития традиционной сети междугородной телефонной связи является создание цифровой сети связи общего пользования (ЦСС ОП), наложенной на существующую телефонную коммутируемую сеть. Она должна обеспечить пользователям разговорные тракты высокого качества для осуществления междугородных и международных разговоров, обмена различными видами документальных сообщений. Совершенствование технико-технологической базы телефонной связи позволяет перейти к качественно новому уровню обслуживания потребителей — созданию интеллектуальных сетей связи (ИСС). Такие сети образуются в результате добавления к сетям электрической связи системы «интеллектуальных» узлов, оборудованных мощными ЭВМ, которые имеют широкие возможности обработки информации. Имея доступ к ИСС, абонент получает возможность пользоваться большим количеством новых услуг, а также сам управлять предоставляемыми услугами, заказывать их на определенное время, изменять по своему усмотрению некоторые параметры обслуживания.

Преимущества, заложенные в современных средствах междугородной связи, могут быть в полной мере реализованы только в случае достаточного развития местных телефонных сетей. Сеть местной (городской и сельской) телефонной связи Российской Федерации входит в десятку самых крупных в мире. В то же время по телефонной плотности, характеризующейся количеством телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей, она значительно отстает от промышленно развитых стран. В настоящее время телефонная плотность в стране с учетом сетей других ведомств, имеющих выход на СОП, составляет около 30 ТА на 100 жителей, и только 60 % семей имеют домашние телефоны. В экономически развитых странах телефонная плотность в среднем составляет свыше 40 ТА на 100 жителей (этот показатель принято считать соответствующим полной телефонизации), а в некоторых странах достигает 60 ТА и более.

На фоне общего отставания по уровню развития местной телефонной связи для России характерна высокая территориальная дифференциация по показателю телефонной плотности. Только около 3 % субъектов Федерации имеют данный показатель на уровне или несколько выше, чем в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, а в примерно 70 % регионов телефонная плотность составляет лишь половину от уровня, соответствующего полному удовлетворению потребностей в домашних телефонах. При этом на начало 2006 г. в стране насчитывалось около 42 тысяч нетелефонизированных населенных пунктов, что составляет почти одну треть всех сельских поселений. Это означает, что значительная часть сельского населения живет в условиях ограниченного информационного пространства или вообще находится в информационной изоляции.

Еще одной проблемой, остро стоящей перед местной телефонной связью, является наличие в эксплуатации значительного количества морально и физически устаревшего оборудования и аппаратуры, часто выработавших свой срок службы. Высокая доля аналогового оборудования препятствует внедрению новых высокоэффективных услуг, ограничивает возможности операторов по повышению доходов за счет нерегулируемого сектора телекоммуникационного рынка. Модернизация сетей местной телефонной связи так же, как и их дальнейшее развитие, требует огромных капитальных вложений, поскольку сети данного уровня иерархии самые дорогостоящие и на их долю приходится до 70 — 80% инвестиционных затрат на организацию всей сети электросвязи. Для полной телефонизации и замены устаревшего оборудования, по мнению экспертов, требуются средства в сумме от 15 до 20 млрд. долл. США. Очевидно, что капитальные вложения в таких размерах превышают реальные возможности операторов электросвязи, особенно в условиях, когда в течение многих лет тарифы на услуги местной телефонной связи регулировались государством и устанавливались на уровне ниже фактических затрат на обслуживание. Однако, изменившийся с начала 2006 г. порядок государственного регулирования тарифов, предусматривающий повышение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат с включением нормативной прибыли, внедрение прогрессивных технологий и технических решений (беспроводный доступ, применение оптического волокна, технологии ATM и др.) создают благоприятные условия для решения проблемы обеспечения потребителей услугами фиксированной местной телефонной связи в ближайшее десятилетие.

В качестве одной из задач ближайших лет следует выделить переход местных телефонных сетей на систему повременного учета стоимости разговоров. Это особенно актуально, поскольку в соответствии с ФЗ «О связи» абоненты-граждане имеют право выбора абонентской или повременной системы оплаты. Преимущества повременного учета продолжительности местных разговоров состоит в том, что эта система позволяет улучшить сетевой контроль качества обслуживания, диагностику оборудования местных телефонных сетей, обеспечить защиту от незаконных подключений, ввести обоснованную и справедливую систему расчетов с абонентами с учетом объемов потребления услуг.

Дальнейшее развитие получают пункты общего пользования местной телефонной связью — таксофоны. В их числе все больший удельный вес занимают универсальные, с помощью которых предоставляются услуги местной, междугородной и международной связи. Неуклонный рост количества таксофонов будет обеспечиваться в процессе реализации концепции универсального обслуживания, предусматривающей обеспечение ими практически всех населенных пунктов страны.

Особым динамизмом развития отличается российский рынок сотовой подвижной связи (СПС), темпы роста которого не имеют аналогов в мире. Если на общемировом рынке телекоммуникаций число абонентов СПС достигло числа абонентов фиксированных телефонных сетей примерно за 20 лет с момента своего зарождения, то в России этот произошло всего за 12 лет. На начало 2006 г. количество абонентов сетей подвижной связи составило 120 млн., а плотность подвижной связи в 3,5 раза превысила аналогичный показатель фиксированных местных телефонных сетей.

Стремительный рост СПС объясняется широким спектром услуг подвижной связи, которые включают телефонную связь, электронную почту, передачу данных с коммутацией каналов, SMS, глобальный роуминг. В сетях, использующих технологии нового поколения (3G), добавляются услуги голосовой почты, мобильного Интернета, мобильной видеоконференцсвязи, мобильного телевидения, автомобильной навигации, мультимедийных сообщений (MMS) и многие другие.

Высокая конкуренция в рассматриваемом секторе рынка услуг приводит к постоянному снижению тарифов и делает подвижную связь все более доступной для абонентов с невысокими доходами и, в ряде случаев, заменяет телефон фиксированной связи, что помогает более успешно решать проблему телефонизации.

Однако в развитии сетей подвижной связи есть проблемы, без решения которых их коммерческая привлекательность будет в значительной степени снижена уже в ближайшие годы. Прежде всего — это неравномерное проникновение СПС в регионы. Достаточно сказать, что число сотовых абонентов в Москве и Санкт-Петербурге почти равно их количеству во всех других регионах страны. Это ставит перед операторами подвижной связи задачу продвижения своих услуг в новые территориальные сегменты для расширения бизнеса. Платежеспособность пользователей в регионах значительно ниже, чем в столичных и других крупных городах, что снижает доходность услуг подвижной связи в расчете на одного абонента, так называемый показатель ARPU. Например, в компании «Мобильные ТелеСистемы» показатель ARPU снизился с 54 долл. в 2000 г. до 9 долл. в 2005 г., а в «ВымпелКом» за этот же период с 37 до 7,3 долл. При этом удельный вес доходов от «голосовых» услуг уменьшался примерно на 5 процентных пунктов в год. Основной путь преодоления этих негативных тенденций — внедрение новых технологий, обеспечивающих оказание высокодоходных мультимедийных услуг подвижной связи на основе эволюции существующих цифровых сетей и развертывания на территории всей страны сетей третьего поколения.

В Российской Федерации создана и бесперебойно функционирует одна из самых крупных в мире радиотелевизионных сетей. Ее техническую базу составляют около 13 тыс. телевизионных передатчиков различной мощности и 1100 радиовещательных передающих станций. Передающая сеть обеспечивает трансляцию государственных программ радиовещания и телевидения на территории, где проживает более 99 % населения страны, что примерно соответствует уровню развитых стран мира.

Наряду с государственными организациями по предоставлению услуг радиовещания и телевидения, успешно развиваются коммерческие. Практически во всех крупных городах России работает по пять и более эфирных телевизионных каналов, которые дополняются сетью кабельного телевидения. Охват населения негосударственными телевизионными программами составляет более 40 %, а негосударственными программами радиовещания — около 60 процентов.

Технический прогресс в области телевидения идет в направлении его цифровизации с целью улучшения качества приема видеосигналов. Широкие перспективы имеет многопрограммное телевидение, предусматривающее организацию передачи цифровых сигналов нескольких программ ТВ по одному радиоканалу. Планируется также создание интерактивных систем телевидения с обратными каналами для потребителей.

В условиях возрастания объемов информации и повышения требований к скорости и качеству ее передачи увеличивается роль спутниковой связи, которая отвечает основополагающим требованиям построения Российской информационной инфраструктуры, включая интеллектуальность, глобальность и персональность обслуживания пользователей. С помощью средств и сетей спутниковой связи обеспечивается оказание как традиционных услуг (передача речи, факсимильных сообщений и данных), так и широкого спектра новых видов услуг с интерактивным режимом связи, а именно: высокоскоростной доступ к сети Интернет; видео по запросу; прием изображений газетных полос; прием телевизионных и звуковых программ на компьютер; видеоконференцсвязь; биологический мониторинг здоровья абонентов; организация домашнего офиса и многие другие.

Таким образом, телекоммуникационный сектор России развивается на основе конвергенции сетей, процессов и услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей в высококачественных традиционных и новых услугах, а также повышения эффективности производственной и коммерческой деятельности операторских компаний. Прогноз доходов от услуг в разрезе подотраслей связи, представленный на рис. 1.2, свидетельствует о высоком потенциале отраслевого рынка и особенно его товарных

 
 

сегментов, развивающихся на основе инновационных технологий.

Важные задачи стоят перед отраслью в области информатизации общества. Информатизация сравнительно новый для России сегмент инфокоммуникационного рынка. Ее развитие началось в 1995 г. с принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и одобренной Президентом Российской Федерации «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов».

Основными потребителями услуг информатизации являются органы управления и регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, использующих их для создания различных кадастров, реестров и регистров, банков и баз данных разного назначения. Достаточно широкое развитие информационные услуги получили в финансово-кредитном комплексе, органах управления имуществом, внешнеэкономических органах, таможне и ряде других сфер экономики. Все большее распространение услуги ИТ приобретают в региональных органах социальной защиты и здравоохранения, образования и культуры, природопользования и охраны природы. Во многих субъектах Федерации созданы интегрированные комплексы управления на базе информационных услуг и технологий.

Наименее развитым, но перспективным в будущем направлением информатизации является информационное обслуживание населения. В данном потребительском сегменте наибольшая востребованность на ИТ-услуги имеется по таким проблемам, как состояние рынка рабочих мест, наличие вакансий, правовые вопросы трудоустройства, состояние рынка ценных бумаг и недвижимости, конъюнктура различных видов торговли. Все большее значение в структуре информационных потребностей населения приобретает возможность упрощенного и своевременного доступа к государственным информационным системам и ресурсам, обеспечивающего информационную открытость органов государственной власти и местного самоуправления.

Для удовлетворения возрастающих потребностей в инфокоммуникационных услугах со стороны органов государственного управления, деловых и научных кругов, каждого человека в Российской Федерации разработан целый комплекс федеральных целевых программ. В их числе особое место занимают ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», ФЦП «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий (2005 — 2010 годы)», ФЦП «Обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения и развитие национальной инфраструктуры связи на период до 2012 года». Их реализация позволит достичь сопоставимых с развитыми странами объемных показателей развития инфокоммуникационного сектора страны (рис. 1.3) и значительно увеличит вклад ИКТ и связи в макроэкономические показатели развития государства.

 
 

Не менее важными являются социально-экономические последствия осуществления федеральных целевых программ в области развития инфокоммуникационных технологий и услуг, которые найдут свое выражение в:

· росте производительности труда во всех отраслях общественного производства, сокращении сырьевой зависимости российской экономики и повышении ее конкурентоспособности;

· устранении информационного неравенства между регионами страны, а также Российской Федерацией и экономически развитыми

· странами;

· создании необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на качественно новом уровне;

· создании условий для улучшения систем образования, здравоохранения и адресной социальной поддержки населения;

· развитии конкурентной среды на рынке услуг связи и информатизации и повышении инвестиционной привлекательности отрасли.

Таким образом, развитие инфокоммуникационного комплекса страны охватывает все важнейшие сферы жизнедеятельности общества и осуществляется в интересах каждого его члена. С учетом этого органы управления и регулирования в области связи и информатизации строят свою техническую, экономическую и инвестиционную политику, направленную на построение в стране информационного общества и вхождение России в Глобальную информационную инфраструктуру.

 

……….

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных