Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧАСТНИКИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ




В условиях товарно-денежных отношений важнейшая фаза процесса воспроизводства, на которой произведенный товар или услуга находит своего покупателя, происходит на рынке. С этой точки зрения его можно охарактеризовать как место купли-продажи товаров или услуг. В то же время в этом процессе продавцы и покупатели вступают в экономические отношения, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. Поэтому в широком смысле рынок следует рассматривать как механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов.

С учетом рассмотренных определений рынок услуг связи представляет собой экономическое пространство, на котором производители (компании-операторы) и пользователи (физические и юридические лица) вступают в специфические отношения купли-продажи, в результате чего осуществляется сбалансированность спроса и предложения, достигаемая действием рыночных саморегуляторов и целенаправленным государственным регулированием.

С практической точки зрения телекоммуникационный рынок может быть охарактеризован как внешняя среда, в которой операторы (продавцы) реализуют свои коммерческие усилия, продают услуги и получают прибыль, а потребители, покупая услуги, удовлетворяют свои запросы в передаче различного рода информации.

Производители (продавцы) телекоммуникационных услуг дифференцируются по видам сетей связи и территориальным сегментам обслуживания. Предложение на отраслевом рынке обеспечивают операторы почтовой связи, сетей фиксированной телефонной связи, сетей подвижной связи, сетей передачи данных, теле- и радиосетей, сетей кабельного телевидения и спутниковой связи. С точки зрения обслуживаемой территории выделяются операторы местной связи, внутризоновой связи и магистральных (междугородной и международной) сетей, что отражается в лицензиях компаний, осуществляющих свою деятельность в области связи.

Конвергенция связи и информатики, приведшая к образованию инфокоммуникационного сектора экономики и соответствующего товарного рынка, способствовала появлению нового участника рыночного процесса — информационных провайдеров. Большинство из них специализируется на определенном виде услуг, например, электронной коммерции, профессиональном консультировании, справочно-информационном обслуживании и др. Особое место в данной группе участников инфокоммуникационного рынка занимают провайдеры, обеспечивающие возможность пользования информационными ресурсами Глобальной сети Интернет. Они организуют обмен Интернет-трафиком на всех уровнях иерархии сети электросвязи от местного до магистрального с выходом на зарубежные сети.

Информационные провайдеры являются связующим звеном между владельцами информации и ее конечными потребителями, используя для этого технические средства операторов связи, то есть выступают в качестве потребителей телекоммуникационных услуг, а именно, каналов для пропуска информационных потоков.

Необходимо помнить, что связь имеет сложную иерархическую структуру, в которой взаимодействуют производители услуг и контента, обслуживающие различные географические и потребительские сегменты. Без такого межсетевого взаимодействия услуга конечному потребителю вообще не может быть оказана. Например, если абонент местной телефонной сети хочет осуществить междугородный телефонный разговор, то в процессе установления соединения будут задействованы технические средства операторов местной, внутризоновой и междугородной связи. При организации связи между абонентами фиксированных и подвижных сетей также используются ресурсы нескольких телекоммуникационных компаний, являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами.

В этих условиях для обеспечения целостности сети связи общего пользования, ее устойчивого функционирования и предоставления возможности потребителям доступа к услугам различной территориальной иерархии должен соблюдаться определенный порядок присоединения сетей различных операторов и их организационно-технического и экономического взаимодействия. В соответствии с действующим законодательством каждый оператор, имеющий лицензию, имеет право на присоединение к сети общего пользования. Для реализации этого права все действующие операторы обязаны организовать точки присоединения, то есть технические средства, с помощью которых осуществляется физическое подключение сетей и обеспечивается возможность пропуска трафика между ними. При этом каждый оператор должен обеспечить техническую возможность присоединения других сетей и организовать точки присоединения в соответствии с его положением в иерархической структуре СОП.

Например, в обязанности операторов сети междугородной и международной телефонной связи вменяется оказание услуг присоединения операторам других аналогичных сетей, а также сетей фиксированной зоновой связи и сетей подвижной связи на основе создания точек присоединения в каждом субъекте Российской Федерации. Оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения операторам междугородной и международной телефонной связи, сетей зоновой телефонной и сетей подвижной связи, сетей местной телефонной связи и сетей передачи данных. При этом точки присоединения должны быть созданы в административном центре и в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует эта сеть. Оператор местной телефонной связи на основе организации точек присоединения в каждом муниципальном образовании обслуживаемой территории обязан предоставлять соответствующие услуги другим операторам местной телефонной связи, операторам сетей передачи данных и сетей фиксированной зоновой телефонной связи.

Взаимоотношения операторов в процессе присоединения сетей и дальнейшего взаимодействия при оказании сетевых услуг строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством. В договорах о присоединении в обязательном порядке устанавливаются права и обязанности каждого оператора, а также определяются существенные условия присоединения сетей и их взаимодействия. В их число входят технические, экономические и информационные условия.

Технические условия определяют следующие характеристики: уровень присоединения; местонахождение точек присоединения и их технические параметры; объем, порядок и сроки выполнения работ по присоединению; порядок пропуска трафика по сетям электросвязи; порядок эксплуатационно-технического обслуживания оборудования и линий связи и некоторые другие.

Экономические условия присоединения содержат перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, цены на них, а также порядок расчетов между операторами за эти услуги. Для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика регулируются государством. При этом в соответствии с ФЗ «О связи» к данной категории относятся операторы, которые вместе с аффилированными лицами обладают в географически определенной зоне нумерации или на всей территории страны не менее чем 25 % монтированной емкости либо имеют возможность осуществлять пропуск не менее 25 % трафика. В остальных случаях цены, используемые при межсетевом взаимодействии, устанавливаются операторами на договорной основе.

К числу информационных условий относятся состав и порядок передачи операторами друг другу баз данных об абонентах своих сетей, необходимых для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также требования о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.

Таким образом, технологические особенности процесса производства сетевых услуг электросвязи обусловливают присутствие на отраслевом рынке специфического сегмента услуг промежуточного потребления, оказываемых операторами друг другу в процессе их взаимодействия. То есть сами операторы, выступающие на рынке в качестве поставщиков услуг конечным пользователям, являются потребителями услуг присоединения и пропуска трафика и строят межсетевое взаимодействие на рыночных принципах.

Потенциальная емкость данного сегмента телекоммуникационного рынка весьма значительна. На конкурентных рынках Западной Европы в общем объеме доходов операторов удельный вес доходов от услуг присоединения достигает 30 процентов. В практике отечественных компаний значительно больший удельный вес доходов от данного класса услуг имеют операторы междугородной и международной телефонной связи. Например, в ОАО «Ростелеком» в 2005 г. доходы от услуг присоединения и пропуска трафика составили свыше 77 % от общего их объема, в то время как в межрегиональных компаниях ОАО «Связьинвест» эта доля не превышала 12 процентов. В дальнейшем по мере полной реализации положений нормативно-законодательных актов по вопросам присоединения сетей и их взаимодействия следует ожидать изменения структуры доходов в сторону увеличения доли от услуг присоединения и пропуска трафика.

В подотрасли почтовой связи экономические взаимоотношения национального оператора ФГУП «Почта России» с другими субъектами предпринимательской деятельности с учетом сферы его ответственности, охватывающей всю территорию страны, выходят за рамки отраслевых. Для обеспечения доставки почтовых отправлений ФГУП «Почта России» использует средства воздушного, железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта, принадлежащего организациям соответствующих ведомств. Взаимодействие почтового оператора с этими организациями также осуществляется на основе заключения договоров, в которых устанавливаются виды услуг, оказываемых перевозчиками почты, цены на них и порядок расчетов за объемы перевозимых почтовых отправлений с учетом особенностей используемых для этого транспортных средств.

С учетом действующей в инфокоммуникационном секторе системы управления и регулирования, состояние и динамика рыночной среды во многом определяется государством, роль которого следует рассматривать в нескольких аспектах.

С одной стороны, государственные органы являются потребителями инфокоммуникационных услуг и субъектами формирования совокупного спроса. С другой стороны, государство является непосредственным собственником значительного числа объектов связи (например, ФГУП «Почта России», ФГУП «Космическая связь») или держателем пакетов акций (например, в ОАО «Связьинвест»). В последнем случае соответствующие органы проводят государственную политику в области технического, экономического, инвестиционного развития с целью получения максимального эффекта от производственной и коммерческой деятельности. И, наконец, государственные структуры на всех уровнях управления призваны создавать условия для всемерного развития социально-производственной инфраструктуры, включая связь, с целью обеспечения возможности реализации конституционного права доступа к информации всем категориям пользователей. Используя методы прямого и косвенного регулирования, государство создает благоприятные условия для формирования и развития рынка связи, способствует достижению его сбалансированности и решению на этой основе важнейших социально-экономических задач с учетом роли инфокоммуникаций во всех сферах жизнедеятельности современного общества.

Существенным результатом государственного воздействия на рынок связи через механизмы лицензирования и антимонопольного регулирования является создание в телекоммуникационном секторе конкурентной среды. За период либерализации экономики уполномоченными государственными органами выдано свыше 26 тысяч лицензий на деятельность в области связи, и в настоящее время нет практически ни одного товарного сегмента отраслевого рынка, где бы услуги оказывались только одной компанией. Бурное развитие конкуренции обусловило устойчивую тенденцию перераспределения рыночных долей между традиционными и новыми операторами, что подтверждается данными, приведенными в таблицах 4.1 и 4.2.

Таблица 4.1 Доли рынка услуг связи традиционных и новых операторов по федеральным округам

Федеральные округа Доли доходов операторов связи, %
2001 г. 2005 г.
традиционные новые традиционные новые
Северо-Западный 48,2 51,8 35,2 64,8
Центральный 38,1 61,9 31,6 68,4
Приволжский 71,0 29,0 50,5 49,5
Южный 68,7 31,3 42,9 57,1
Уральский 71,0 29,0 56,6 43,4
Сибирский 71,9 28,1 48,8 51,2
Дальневосточный 79,4 20,6 49,1 50,9

Таблица 4.2 Рыночные доли традиционных и новых операторов по подотраслевым сегментам

Сегменты рынка услуг по видам связи Доли доходов операторов связи, %
2001 г. 2005 г.
традиционные новые традиционные новые
Почтовая связь 97,1 2,9 96,5 3,5
Документальная электросвязь 27,0 73,0 26,3 73,7
Междугородная телефонная связь 76,4 23,6 74,5 25,5
Городская телефонная связь 76,7 23,3 73,2 26,8
Сельская телефонная связь 98,2 1,8 97,9 2,1
Проводное вещание 98,2 1,8 98,0 2,0
Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь 29,2 70,8 16,9 83,1
Подвижная радиотелефонная связь 2,2 97,8 2,6 97,4

В большинстве федеральных округов рыночная доля новых операторов по доходам от услуг связи превышает 50 %, особенно весомый их вклад имеет место в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Что касается подотраслевых сегментов рынка, то доминирующее положение традиционных операторов пока сохраняется при оказании услуг почтовой связи, междугородной и местной (городской и сельской) телефонной связи, а также проводного вещания. Новые операторы превалируют на сегментах, связанных с предложением инновационных услуг, имеющих высокий потребительский спрос. Быстро реагируя на запросы пользователей и изменение рыночной конъюнктуры, они укрепляются в своем сегменте и быстро растут, затем проникают в другие сектора, в том числе и традиционные.

Таким образом, конкуренция является решающим стимулом быстрого внедрения новых технологий, освоения новых территориальных сегментов, развития базовых сетей, улучшения качества услуг и качества обслуживания потребителей.

Продолжающаяся демонополизация отрасли создает принципиально новую рыночную среду в сегментах, традиционно рассматриваемых как естественная монополия. К началу 2006 г. уполномоченным федеральным органом операторам было выдано 20 лицензий на оказание услуг междугородной телефонной связи, что положило конец монополии ОАО «Ростелеком» и создало предпосылки для исключения его из реестра субъектов естественных монополий и применения по отношению к компании адекватных методов государственного регулирования. Что касается межрегиональных компаний ОАО «Связьинвест», то их доминирующее положение на рынках местной телефонной связи сохранится, по мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы, как минимум в течение ближайших пяти лет.

Характеризуя тенденции развития отраслевого рынка и оценивая развитие конкуренции в качестве неоспоримого преимущества для повышения объемов предложения услуг, расширения их номенклатуры, роста доступности потребителей к сети связи и удовлетворения платежеспособного спроса, следует иметь в виду, что свободный выход на рынок все большего числа новых компаний не всегда является фактором эффективного использования телекоммуникационной инфраструктуры. Подтверждением этому может служить следующий пример. Из нескольких тысяч операторов, имеющих лицензии на оказание услуг электросвязи, 100 наиболее крупных обеспечивают около 97 % доходов отрасли. Это означает, что для основной части лицензиатов характерна крайне низкая концентрация капитала и, как следствие, отсутствие средств на развитие инфраструктуры. Вместе с тем большое число поставщиков услуг, объединенных в сеть общего пользования, существенно усложняет схему межоператорского взаимодействия и систему расчетов за взаимно предоставляемые технические ресурсы для пропуска трафика.

Наряду с операторскими компаниями в отрасли функционирует порядка 200 провайдеров, которые не имеют своих сетей, а, оперируя различными приложениями, занимаются продвижением услуг и их продажей конечным потребителям. Для сравнения, в Японии сеть электросвязи образуют 10 операторов, а число провайдеров превышает 40 тысяч. В странах Западной Европы число провайдеров на порядок ниже, но тенденция роста их числа и сокращения компаний, владеющих сетевыми ресурсами, прослеживается достаточно четко.

Можно предполагать, что рассмотренные тенденции структурных изменений на зарубежных телекоммуникационных рынках будут также характерны в ближайшие годы и для отечественного отраслевого рынка. По мнению специалистов, для России оптимальное число телекоммуникационных компаний, ответственных за развитие и поддержку инфраструктуры, составляет 200 — 300 крупных операторов, а количество провайдеров может достигать нескольких десятков тысяч.

Еще одной тенденцией развития отраслевого рынка являются более высокие темпы роста и повышение доли в доходах отрасли новых, конвергентных услуг, оказываемых с использованием инфокоммуникационных технологий. Наиболее перспективным и динамичным является российский сегмент Интернет (Рунет), число пользователей которого ежегодно увеличивается на 25 — 30 процентов. Это актуализирует проблему подготовки операторами своих сетей для обработки и пропуска трафика, который порождается информационными услугами. В первую очередь, речь идет о внедрении технологий, обеспечивающих широкую полосу пропускания в транспортной сети, а также применение иной, чем коммутация каналов, технологии распределения информации.

Поскольку важнейшей целью формирования рыночных отношений является переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», особая роль в процессе производства и потребления услуг принадлежит их конечным потребителям, включающим абонентов и пользователей. Различие между этими двумя категориями состоит в том, что оказание услуг абонентам осуществляется на основе заключенных договоров с выделением для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Пользователем же является лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи без заключения постоянного договора на их оказание. Например, потребитель, имеющий дома телефон, является абонентом местной телефонной сети, но он же, осуществляя местное соединение с помощью уличного таксофона, становится пользователем этой сети.

Конечными потребителями инфокоммуникационных услуг являются государственные органы, коммерческий сектор и население. Каждая из перечисленных групп отличается особой мотивацией потребительского поведения, приверженностью к конкретным видам услуг и средств связи, требованиями к качественным параметрам, способам обслуживания и другими характеристиками. Именно конечные потребители определяют спрос на инфокоммуникационном рынке, побуждая операторов внедрять новые технико-технологические решения, расширять сети и спектр предлагаемых услуг, наделяя их новыми потребительскими свойствами. В свою очередь технологический прогресс в сфере связи и информатики, совершенствование методов обслуживания абонентов, гибкая тарифная политика являются важнейшими факторами формирования потребительского спроса на традиционные и новые услуги. Такое взаимное воздействие поставщиков и потребителей услуг влияет на соотношение спроса и предложения, складывающегося на отраслевом рынке, и определяет тенденции его развития.

Развивающаяся конкуренция, демонополизация рынка дальней связи, совершенствование отраслевого законодательства направлены на повышение доступности услуг абонентам и пользователям, внедрение наиболее удобных и эффективных форм их предоставления и оплаты. Например, с начала 2004 г. абоненты категории «население» имеют возможность оплаты предоставления доступа к сети с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем 30 % от установленной платы, если данная услуга предоставляется оператором, включенным в реестр субъектов естественных монополий. Абонентам-гражданам также дано право выбора абонентской или повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи. Кроме того, все операторы сети общего пользования обязаны предоставлять бесплатно и круглосуточно определенные информационно-справочные услуги, перечень которых устанавливается правилами оказания конкретных видов услуг.

С 2006 г. абоненты также имеют право выбора оператора дальней связи при осуществлении междугородных и международных соединений. Этот выбор может быть как постоянным, когда предпочтительная компания указывается в договоре между абонентом и оператором, предоставляющим ему доступ к сети, либо выбор осуществляется при каждом вызове.

Для практической реализации прав абонентов операторы связи расширяют сферу своего взаимодействия, обеспечивая большие удобства для потребителей при пользовании сетевыми услугами. Так, операторы подвижной связи, несмотря на жесткую конкуренцию в данном сегменте рынка и острую борьбу за клиентов, на основе договоров о межсетевом взаимодействии обеспечивают абонентам своих сетей возможность бесплатного роуминга с подвижными абонентами конкурирующих компаний. Операторы, имеющие лицензии на оказание услуг местной телефонной связи, выполняют на основе агентских договоров большой объем работ в интересах операторов междугородной и международной телефонной связи в части обеспечения биллинга, выставления и доставки абонентам счетов, работы с должниками и др.

Таким образом, отечественный рынок связи отличается большим разнообразием технико-технологических и организационно-экономических аспектов межсетевого взаимодействия его участников, деятельность которых направлена на постоянное совершенствование качественных параметров сетей и потребительских свойств традиционных и новых услуг для наиболее полного удовлетворения спроса на них со стороны потребителей. Важную роль при этом играет система регулирования взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности отраслевого рынка, которая постоянно совершенствуется с целью адекватного отражения реальных условий, складывающихся в процессе производства и потребления услуг в динамично развивающейся рыночной среде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных