Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тенденции развития рынков услуг по страхованию жизни за рубежом




Глобализация производства и потребления- это интеграция всех стран, с учетом их экономического, финансового и научно-технического развития, в мировое хозяйство, а так же их взаимодействие. Так же, это означает постепенное стирание границ между национальными хозяйственными комплексами и создание всемирного экономического пространства. Данный процесс, протекающий во всем мире, значительно повышает роль экономических и политических межгосударственных институтов.

Процессы глобализаций не могут не затронуть и мировой рынок страхования. Страхование на данный момент является важным элементом мировой экономики. Перераспределение рисков страховых и перестраховочных компаний является спецификой страхования, и способствует важной роли страхования в мировой экономике.

Процессы поглощения национальных страховщиков являются одним из вестников глобализаций. Страховая компания «Trevelers» (США) приобрела компанию Citibank в 1998 году за 73 млрд $, а крупная компания «General Re» был приобритен а финансовой группой «Berkshire Hathaway» (США). В Венгерском государстве абсолютно все страховые компаний являются иностранными. Быстроразвивающаяся сфера новых технологий дает возможность обращения страховых компаний непосредственно к потребителю, в том числе и в других государствах, а с другой стороны формирует спрос на новые страховые продукты, которые разделят риск от запрещенного доступа к электронной информаций.

В середине 80-х годов прошлого века, основная доля мирового страхового рынка, а именно около 50%, принадлежала страховому рынку США, четверть от общего мирового рынка составлял рынок европейских стран, а стран азии менее 20%. В конце 90-ых годов доли рынка США, Азии и Европы составляли около 32% каждый. Динамика развития мирового страхового рынка показывает, что доля США имеет нисходящий тренд, и будет снижаться за счет увеличения доли рынка стран Европы, Азии, Латинской Америки.

К странам с наиболее высоким уровнем развития страхового дела можно отнести США, Великобританию, Германию, Японию, Италию, Швейцарию.

Страхование жизни в каждой стране имеет свои культурные особенности и исторический сложенные традиций страхового дела, важнейшие виды страхования и методы регулирования государством и т.п.

Страховой рынок Соединенных Штатов Америки лидирует в международной страховой системе. Одним из видов страхования, появление которого связано с США, это страхование депозитов. Страхование депозитов получил свое начало в развитий после кризиса 30-ых годов прошлого века, «Великой Депрессий». В 1993 году образована Федеральная корпорация страхования кредитов. Для гарантированного возврата денег вкладчикам в случае банкротства банков была создана система депозитного страхования.

Основываясь на опыте использования депозитного страхования в США и в других странах, можно ввести следующую классификацию систем депозитного страхования (СДС):

- по характеру требований к участию коммерческих банков: обязательная и добровольная;

- по правовому регулированию: императивная и диспозитивная

- по широте охвата объекта страхования: полная, ограниченная и дискреционная;

- по форме собственности на функциональные органы СДС: государственная, частная, смешанная;

- по принципу определения ставки платежей: фиксированная, дифференцированная по банкам и их операциям, дифференцированная по времени;

- по степени государственного участия в финансовом обеспечении страховых выплат: с созданием дополнительных государственных гарантий в виде кредитной линии Центрального банка, без дополнительных государственных гарантий.

Страховой бизнес США выделяется своим доминирующим положением, и не имеет себе равных в мире. Страховые монополий США контролируют около 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В Американском страховом бизнесе работает более 9 тысяч компаний имущественного страхования и около 2 тысяч компаний по страхованию жизни.

В каждом штате работает свое законодательство по отношению к страховой сфере, и так же надзорный орган. Отсутствует единый федеральный закон о страховании, и так же отсутствует коллегиальный орган по надзору за страховой деятельностью.

В каждом из штатов существуют свои нормативные требования, виды предлагаемого страхования. Так же, в каждом из штатов проводится своя ревизия подконтрольных страховых компаний, осуществляется регулирование страховой деятельности, выдаются лицензий страховым организациям, брокерам, агентам и страховым компаниям.

В Соединенных Штатах Америки отсутствуют государственные страховые фирмы, но имеются два вида страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования.

Страховые компании занимаются тремя видами страхования:

- бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии, сберегательное и т.д.);

- коммерческое (широкий спектр);

- личное (подразумевается страхование строений, автомобилей и другого имущества граждан).

Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает отдельную специализацию компаний по страхованию на проведений операций по страхованию имущества и жизни. Суммарные активы всех страховых компаний составляют около полутора трл долларов. Средний объем активов одной компаний составляют около 1 млн. долларов, а 12 крупнейшие компаний США имеют 45 млрд. долларов.

Антимонопольное законодательство Соединенных Штатов не берет в расчет страховую индустрию, данный прецедент является единственным во всем мире.

Широкое распространение в Соединенных Штатах получил электронный банк данных по абсолютно всем страховым компаниям. Электронный банк данных дает возможность сегментировать компаний по количеству рисков, размерам премий и т.д.

Стоит учесть одну из важнейших особенностей самых крупных компаний, деятельностью которых является страхование жизни. Данным компания передаются многомиллиардные средства в управление, принадлежащие пенсионным фондам, это связано с тем что компаний имеют сильный авторитет. В этом случае, задачей страховых обществ является использовать средства по разумной инвестиционной политике, и обеспечить сохранность и преумножить средства.

Страховые компаний получают комиссионное вознаграждение за управление средствами. А так же умеренные размеры- 0,1% от взятых в управление сумм приносят миллионные доходы.

Для обществ по страхованию жизни США имеют огромное значение инвестиционные вложения. Обращаясь к статистике, можно увидеть то, что в 1994 году страховые издержки и выплаты страховых сумм обществ по страхованию жизни составили 118% от собранной премии. Прибыль обществ по итогам года составила 6,9 млрд долларов. Очевидно, что данная прибыль была получена совсем не за счет прямых страховых операций, а от инвестиций.

Однако, стоит учесть одно из важнейших следствий, колоссальные инвестиционные ресурсы дают возможность страховым компания стать одним из влиятельных внешних центров финансового контроля по отношению к промышленным корпорациям.

Наиболее сильное развитие в Соединенных Штатах получило личное страхование. Личное страхование подразделяется на страхование жизни, страхование пенсий или ренты, страхование от болезней и несчастных случаев. В свою очередь, страхование жизни подразделяется на страхование на случай смерти или страхование-вклад.

Данный вид страхования охватывает ¾ всех договоров страхования жизни в США. Страхование- вклад- это страхование на определенный срок и при достижений застрахованным лицом определенного, обговоренного в договоре, возраста выплачивается страховая сумма.

Довольно части, данный вид страхования используется в комбинаций со страхованием на случай смерти.

Япония имеет интересную организацию страхования. Сфера страхования, в частности страхование жизни, имеет ряд особенностей.

Одной из особенностей является то, что в страховом деле лидерами являются компаний по страхованию жизни.

В общем, в Японии насчитывается всего 23 страховые компаний, учитывая отделения иностранных компаний.

Рассматривая показатели страховых компаний, можно заметить что компаний, чья деятельность связана со страхованием жизни, опережают компаний общего страхования. Например, сумма страховых премий более чем в 2 раза превышают сумму премий компаний общего страхования.

Главной причиной такой расстановки компаний на рынке страхования является то, что в течений долгого времени в Японий отсутствовали системы социального страхования и обеспечения, в связи с этим большая доля населения было вынуждено пользоваться услугами страховых компаний.

Крупнейшими владельцами акций и облигаций частных компаний и государственных корпораций являются компаний по страхованию жизни.

Крупные японские компаний по страхованию жизни непосредственно участвуют в вопросах кредитования.

За прошедшие годы крупные японские компаний по страхованию жизни активно проникают на страховой рынок США, Канады и других стран.

Компаний, чья деятельность связана со сферой общего страхования, также играют важную роль в социально-экономических процессах Японии, входя в монополистические группы и дополняя функций компаний по страхованию жизни. Японские ТНК обращаются к их услугам, разделяя крупные риски.

Развитие страхования жизни взаимосвязано с общими экономическими и социальными событиями, а так же со стихийными бедствиями.

В начале 2011 года Японию постигла трагедия, восточное побережье пострадало от сильного землетрясения.

Буквально сразу же, Ассоциация страховщиков Японий выразив соболезнования, сообщила о том, что все страховщики жизни Японии выплатят страховые выплаты страхователям, не исключая страховые случаи в связи с землетрясением.

На дату 12 мая 2011 года произведено 18 826 выплат общей суммой 157,2 млдр иен, (1,94 млрд дол.), в том числе 43,4 млрд иен (540 млн дол.) для страховых случаев, связанных с землетрясением.

В 2014 г. в тройку компаний-лидеров (таблица 2) входили отделение почты Японии по страхованию жизни «Кампо», компания по страхованию жизни «Ниппон», общество взаимного страхования жизни (ОВСЖ) «Дай-Ити».

Отделение почты Японии по страхованию жизни «Кампо»», компания по страхованию жизни «Ниппон» являются крупнейшими компаниями в Японии.

Таблица 2-Ведущие японские страховщики жизни 2014 г.*

Компания Валовая премия, млн дол. Доля рынка, %
       
  «Кампо» 76 250,5 20,77
  «Ниппон» 48 719,0 13,27
  «Дай-Ити» 28 092,8 7,65
  «Мэйдзи Ясуда» 25 975,7 7,08
  «Сумитомо» 24 470,6 6,67
  «Афлак» 11 239,3 3,06
  «Алико Джапан» 10 592,4 2,89
  «Дайдо» 7 849,6 2,14
  «Мицуи» 7 193,3 1,96
  «Сони» 6 391,7 1,74
*Примечание – составлено автором на основании источника [11]

 

В 2014 г. в тройку компаний-лидеров (таблица 2) входили отделение почты Японии по страхованию жизни «Кампо», компания по страхованию жизни «Ниппон», общество взаимного страхования жизни (ОВСЖ) «Дай-Ити».

Крупнейшие компаний также являются самыми старейшими на японском рынке страхования. Датой основания «Ниппон» является июль 1889 года, почта Японий зародилась в октябре 1916 года.

Компания «Дай-Ити» является примером лидера по предоставлению услуг страхования жизни и здоровья, не только в Японий, но и в мире. Основная ее деятельность основана на предоставлений услуг по страхованию жизни и пенсионному страхования, компания предлагает свои услуги в виде различных групповых и индивидуальных продуктов

Все вышеописанные компаний входят в состав Ассоциации страховщиков жизни Японии. АСЖЯ создана в 1908 году, и основной целью данной организаций является содействие развитию отрасли страхования жизни, а в задачи входят предоставление интересов отрасли страхования жизни, проведение исследований, сбор статистической информации, осуществление образовательной деятельности, управление компьютерным центром страхования жизни, реализация социальных программ, развитие связей с общественностью, оказание консультационных услуг, предотвращение морального ущерба, связанного с мошенничеством в сфере страхования, установление международных контактов и др.

Главной тенденцией в страхований жизни Японий в последнее время является развитие банковского страхования. Отчет Совета по страхованию и поправки к Закону о страховой деятельности гласят об отмене запрета на продажи через банки долгосрочного и кредитного страхования жизни, который связан с ипотечными займами. Так же был отменен запрет на продажу полисов через банки по страхованию от несчастных случаев во время путешествия за рубежом.
Но продажа полисов кредитного страхования жизни было ограничено узким кругом страховщиков, которые являются дочерним компаниями и аффилированным компаниями банков. В октябре 2012г. перечень страховых продуктов был увеличен. В перечень страховых продуктов были добавлены индивидуальные аннуитеты, страхование от несчастных случаев. Так же, стоит отметить то, что были сняты ограничения по кредитного страхованию.

В итоге, межотраслевые продажи банками полисов по страхованию жизни начали свое продвижение. Были сняты ограничения на предоставления полисов по страхованию жизни банками. Для того, что предотвратить отрицательное влияние деругулирования на отрасль страхования жизни были проведены следующие меры:

- Обеспечена политика «разделяй и властвуй» между банками и страховыми компаниями по отношений обслуживания после продажи.

- Для осуществления послепродажной обработки, обеспечено приемлемое количество сотрудников банка.
Разработан процесс уведомления клиентов об осуществлений страховой выплаты, посредством документов, объявлений, инструкций, брошюр и интернет сайтов.

- Достигнут достаточный уровень квалификаций сотрудников банков по отношению юридических и практических аспектов страхового бизнеса.
На законодательном уровне были выдвинуты нормативные требования к банкам, участвующим в банковском страхований жизни. Банки должны соответствовать «Надзорным требованиями к страховым компаниям», представленным в документе ««О нечестной бизнес-практике вследствие ослабления регулирования деятельности финансовых институтов и расширения перечня бизнес-услуг».

Еще одной современной тенденцией отрасли страхования жизни в Японий является проведение налоговой реформы, которая была утверждена правительством Японий по инициативе АСЖЯ. Данная реформа увеличивает сумму налоговых вычетов для частных лиц, покупающих полисы по страхованию жизни.

Налоговое законодательство в современной Японий предусматривает такие налоги, как налог на доход в сумме до 120 000 иен и местный налог, который достигает размеров др 84 000 иен. Из суммарного вычета в 84 000 иен по 28 000 иен составят вычеты по премиям, которые будут уплачены на страхование жизни, медицинское страхование и страхование индивидуальных аннуитетов. Размер подобных выплат по налогу на доход составляет 40 000 иен.
Стоит учесть влияние мирового финансового кризиса на отрасль страхования жизни в Японии. В 2008 году некоторое количество иностранных компаний по страхованию жизни, имеющих высокие рейтинги, понесли убытки в стоимости активов. Причиной такого снижения явилось снижение стоимости акций материнских компаний. Также, у компаний страхования жизни упали продажи переменных аннуитетов из-за недостаточного количества комиссионных, а также проблем с прибыльностью.

Мировой финансовый кризис своим воздействием не ограничился на стоимости активов. Уменьшились доходы населения, и следовательно, сократился спрос а продукты страхования жизни в Японий. Но учитывая развития интернет продуктов, многие компаний внедрили интернет-сайты и интернет-маркетинг. Выросли интернет продажи.

Швейцария отличается уровнем развития страхового бизнеса. На начало 1985 года в стране существовало 177 страховых компаний, в том числе 82 компаний общего страхования,23 компаний личного страхования, 12 обществ по перестрахованию.

Швейцария является лидером по сбору премий на душу населения. В этой стране страховые полисы занимают около 15% обычного семейного бюджета и выступают самой крупной частью расходов в семейном бюджете. Среднестатистическая швейцарская семья затрачивает на страхование больше денег, чем на питание. Огромное развитие получило страхование в сфере бизнеса. Клиентами страховых компаний являются абсолютно все предприятия Швейцарий.

Анниутетное страхование является одним из видом страхования, который повсеместно распространен в Швейцарии. Договор страхования, согласно которому страхователь может единоврменно или в расрочку внести определенную сумму денег страховой компаний по страхованию жизни, а потом пожизненно или в течений опредленного времени получать регулярный доход, называется страховым аннуитетом. Страховая компания берет на себя обязательство обеспечивать средствами клиента на протяжений всей жизни, или определенного срока, указанного в договоре. Например если пожилой Швейцарец скопил деньги в накопительном пенсионном фонде к моменту выхода на пенсию, то он получит эти деньги с учетом инфляций. Но всегда есть риск что клиент переживет свои накопления. Пожилой швейцарец, участник пенсионного фонда, всегда может забрать свои накопленные средства и на эти деньги купит себе аннуитет, который будет обеспечивать до конца его дней. К тому же, он будет получать определенный инвестиционный доход с этих вложений.

В итоге, можно сделать вывод что страховой аннуитет в Швейцарии является своеобразной формой страхового взноса, который приносит застрахованному определенный доход до конца его дней. Стоит учесть то, что данный доход не облагается налогом, в отличий от процентов по обычным вкладам. Даже не учитывая финансовую выгоду, можно обратить внимание на существенный позитивный аспект-страховые компаний не предоставляют налоговую информацию об аннуитетах своих клиентов соответствующим налоговым службам Швейцарии и других стран.

Все нюансы страхового дела Швейцарии четко описаны в основном законодательстве страны. Законодательство Швейцарии защищает страховые полисы от влияния кредиторов, то есть в случае банкротства клиента страховые полисы клиента неприкосновенны.

Страховые компаний Швейцарии отделяют клиентские средства от операционных активов. Помимо этого, законодательство предусматривает очень высокие нормативные требования к инвестиционным вложениями, ликвидности и также резервам страховых компаний.
Рынок страхования жизни Швейцарии является динамично развивающейся частью все финансовой система этого государства и отличается достаточно высоким уровнем конкуренций. Главным инструментом в борьбе за рынок у страховых компаний является разработка и предложение инновационных страховых продуктов, удовлетворяющие потребности современных клиентов. Страховые компании предлагают своим клиентам новые страховые продукты, где страхователь может взять на себя более высокий уровень риска, тем самым получая более высокий доход.
Отталкиваясь от анализа рынка от лидирующей страховой компаний, чья деятельность связана со страхованием жизни Swiss Life, удельный вес инновационных продуктов в портфеле личного страхования жизни в 2012 составил около 68%. Но в портфеле продуктов корпоративного страхования в эти годы основную долю заняли проверенные временем традиционные страховые продукты и услуги, которые могут в дальнейшем принести прибыль компаний.
Постепенное увеличение доли новых рисковых продуктов в структуре портфеля личного страхования ведущей швейцарской компании Swiss Life говорит об увеличении спроса со стороны частных лиц на продукты страхования жизни с различными комбинациями рисков. Особенно популярным в Швейцарии является применение комбинированных страховых договоров, включающих покрытие рисков из других видов личного страхования.

Среди частных лиц - клиентов Swiss Life очень популярен комплексный накопительный продукт ипотечного страхования жизни. Важной отличительной характеристикой данного продукта является использование страховой компанией маркетинговой стратегии продвижения на рынок нескольких страховых программ в одной оболочке (в данном случае продукт совмещает накопительное и ипотечное страхование жизни). В комплексе с ипотечным страхованием жизни клиенты получают уникальный страховой продукт, а для страховой компании увеличивается охват «страхового поля».
По своим инвестиционным возможностям долгосрочное накопительное страхование обладает двумя уникальными свойствами, позволяющими компаниям, специализирующимся исключительно на страховании жизни, иметь конкурентные преимущества перед другими инвесторами. Во-первых, компании по страхованию жизни в отличие от других финансовых компаний имеют возможность привлекать свободные средства населения под меньший процент, поскольку данное привлечение осуществляется на основе обеспечения страховой защиты. Во-вторых, договоры страхования жизни заключаются на долгосрочной основе, следовательно, обязательства по выплатам отдалены во времени, что дает возможность их прогнозирования с определенной вероятностью. Таким образом, компании по страхованию жизни способны обеспечить потребность экономики в долгосрочном капитале, опережая другие финансовые институты по объемам привлеченных инвестиционных ресурсов.
В Швейцарии накопительное страхование жизни успешно развивается благодаря трем основным факторам – надежности финансовой системы страны, налоговым льготам, а также возможностям компаний по страхованию жизни обеспечить доходность полисов накопительного страхования на уровне доходности банковских депозитов.
Страховая компания «Свисс Класик Лайф» постоянно использует опыт ведущих швейцарских компаний по страхованию жизни, ориентируясь на передовые технологии и современные тенденции на страховом рынке. В интересах своих клиентов компания разработала договора долгосрочного страхования жизни с различными комбинациями рисков, высоким инвестиционным доходом и надежной страховой защитой.

Особое место в продуктовой линейке компании занимают новая накопительная программа страхования жизни «Швейцарская Классика», а также уже ставшая популярной на рынке страхования жизни индивидуальная пенсионная программа страхования «Золотое Будущее» (совместно с «Алфи Менеджмент Групп»).
Рынок страхования жизни в Швейцарии традиционно делят между собой 7 страховщиков - лидеров рынка, суммарная доля которых в 2015 году составила 83%, оставшиеся 17% рынка занимают 19 небольших компаний по страхованию жизни.

Суммарная стоимость активов компаний по страхованию жизни в 2015 году составила 291,3 млрд швейцарских франков, а общая величина капиталастраховщиков жизни (до распределения прибыли) достигла отметки 10,1 млрд швейцарских франков.

Собственные инвестиции (без учета инвестиционных вложений по страховым продуктам юнит-линк) составили 263,7 млрд швейцарских франков, из которых 59% - доля инвестиций в ценные бумаги с фиксированным доходом (табл. 1).

В 2015 году средний показатель доходности инвестиций швейцарских компаний по страхованию жизни составил 3,02% (в 2014 г. – 3,22%).

После испытания на прочность в 2008 году, швейцарские компании по страхованию жизни второй год подряд продемонстрировали положительный финансовый результат.

Общий объем чистой прибыли страховщиков в 2010 году составил 1,2 млрд швейцарских франков, в том числе 608,8 млн швейцарских франков – чистый операционный доход от профессионального пенсионного страхования жизни

То есть, после мирового финансового кризиса 2000-ных годов, компаний по страхованию жизни Швейцарии увеличили свои показатели, и в общем итоге объем чистой прибыли составил 1,2 млрд франков, в том числе чистый операционный доход от профессионального пенсионного страхования составил более 600 млн франков (таблица 3).

 

Таблица 3-Структура собственных инвестиций компаний по страхованию жизни в Швейцарии в 2014-2015 гг.*

Вид собственных инвестиций Удельный вес в инвестиционном портфеле, %
2014 г. 2015 г.
       
  Недвижимость, здания на реконструкции, земля    
  Участие в капитале    
  Ценные бумаги с фиксированным доходом    
  Кредиты и долговые обязательства    
  Ипотека    
  Простые акции    
  Совместные инвестиции    
  Альтернативные инвестиции    
  Финансовые деривативы    
  Срочные депозиты    
  Ликвидные активы    
  Другие активы    
*Примечание – составлено автором на основании источника [12]


Общая сумма резервов компаний по страхованию жизни увеличилась в 2010 году на 7,7 млрд швейцарских франков, 92,1% от этой суммы (при законодательно установленной норме в 90%) распределены среди 2,2 млн страхователей в виде бонусов и участия в инвестиционном доходе.
Общая сумма страховых премий, полученных компаниями по страхованию жизни в 2010 году, составила 32,6 млрд швейцарских франков, превысив на 1,5% показатель 2009 года (табл. 2). Наибольший рост премий (997 млн швейцарских франков или 5,1%) показал сегмент профессионального пенсионного страхования жизни, что подчеркивает безусловную важность данного уровня системы социального страхования в Швейцарии.

 

 

Страхование жизни в системе корпоративного финансового планирования

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Основные задачифинансового планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из следующих этапов:

- изучение динамики финансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики и степени зависимости;

- расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от основных факторов;

- разработка различных вариантов плановых значений финансового показателя;

- анализ и экспертная оценка перспективных значений финансового показателя;

- принятие финансового планового решения и выбор оптимального варианта.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

§ у - планируемый финансовый показатель;

§ xi - i-й фактор, i = = 1,2,...,n.

 

Финансовое планирование можно классифицироватьна перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение ресурсов;

- адаптация к внешней среде;

- внутренняя координация;

- организационное стратегическое предвидение.

Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

Текущие финансовые планы предпринимательской фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию фирмы;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объёмы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;

- систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

- действующую систему налогообложения;

- действующую систему норм амортизационных отчислений;

- средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия. Кроме того на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты обеспечивают финансовую стабильность самостоятельно. Предприятия ведут предпринимательскую деятельность на свой страх и риск потерять имущество, не получить прибыль и т. д. Проявление сил природы, пожары, техногенные аварии, невыполнение обязательств контрагентами и другие события для предприятий являются объективными явлениями. Статистика свидетельствует, что каждые 10 лет предприятие терпит крупный убыток. Поэтому предприятие должно учитывать этот фактор и всегда быть готовым к возможным случайностям, возмещению потерь, возникающих у экономического субъекта в процессе его деятельности. Компенсация обозначенных потерь обеспечивается институтом страхования. Кроме того, через страхование решаются вопросы социального обеспечения персонала. Таким образом, у предприятий объективно возникает потребность в страховой защите своего имущества, иных имущественных интересов и социальном обеспечении персонала.

Страхование имущественных и иных интересов экономических субъектов является корпоративным страхованием. В зависимости от полноты обеспечения экономического субъекта страховой и социальной защитой и других форм реализации страховых отношений корпоративное страхование рассматривается в узком и широком смысле слова.

В узком смысле слова корпоративное страхование подразумевает страхование единичных или нескольких рисков экономического субъекта. Корпоративное страхование в широком смысле слова — это многорисковое, комбинированное, долгосрочное страхование имущественных и иных интересов предприятия. Данное корпоративное страхование является всеобъемлющим страхованием, которое включает также страхование катастрофических рисков и рисков, не страхуемых классическим страхованием (риски колебания валютного курса и цен на товары, деловые и политические риски и др.). Корпоративное страхование в широком смысле слова помимо всеобъемлющей страховой защиты экономического субъекта и социального обеспечения его персонала способствует оптимизации финансовых потоков предприятия, снижению себестоимости товаров, работ и услуг и увеличению его капитализации.

Оптимизация денежных потоков корпоративного клиента обеспечивается путем выработки наиболее удобных схем уплаты страховых взносов и выплаты страховок. Кроме того, оптимизация финансовых потоков страхователя обеспечивается через прямое или косвенное участие его в уставном капитале страховщика, благодаря чему у корпоративного клиента появляется возможность управления финансовыми потоками, в том числе размещением финансовых ресурсов страховой организации. Оптимизация финансовых потоков предприятия обеспечивается также использованием страхования для налогового планирования.

Примером наиболее продвинутой формы корпоративного страхования, связанного с оптимизацией финансовых потоков предприятия, являются тесные взаимоотношения банков и страховых организаций, которые проявляются помимо обозначенных форм в консолидированной деятельности отмеченных финансовых институтов как по привлечению, так и инвестированию денежных ресурсов.

Снижение себестоимости товаров, работ и услуг страхователя при проведении всеобъемлющего корпоративного страхования обеспечивается следующим образом. Во-первых, при долгосрочном комплексном корпоративном страховании происходит комбинирование страховых рисков и их распределение во времени (в отличие от классического страхования, когда все риски калькулируются отдельно и в дальнейшем суммируются, если на страхование принимается несколько рисков). В комбинированном страховании учитываются взаимосвязи страховых событий, когда, например, наступление одного события исключает наступление другого. В результате комбинированное корпоративное страхование позволяет уменьшить избыточное страхование.

Во-вторых, снижение цены комплексного корпоративного страхования достигается в случаях, когда тарифная ставка строится таким образом, что корпоративный клиент платит за сглаживание ежегодных убытков и покрытие ущербов от катастрофических рисков. В данном случае существенно возрастает значение фонда самострахования страхователя, с помощью которого корпоративный клиент оперативно преодолевает временные затруднения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности.

В-третьих, всеобъемлющее корпоративное страхование позволяет реализовать принцип взаимности на микроуровне, когда с учетом многолетней статистики страховые взносы корпоративных клиентов коррелируют с их среднегодовыми убытками. При такой форме организации страховых отношений на предприятии формируется действенный экономический механизм, стимулирующий корпоративных страхователей снижать затраты на страхование. В результате у корпоративного клиента появляется мощная мотивация уменьшения степени риска, сокращения затрат на страхование и, таким образом, повышается эффективность бизнеса экономического субъекта.

В-четвертых, снижение расходов у корпоративного страхователя достигается минимизацией затрат по обслуживанию договоров страхования, что обеспечивается как совокупным уменьшением расходов на ведение дела страховщика при комплексном страховании, так и долгосрочным страхованием.

Корпоративное всеобъемлющее страхование позволяет также увеличить капитализацию предприятия, так как соответствующее страхование обеспечивает стабильность финансового результата деятельности экономического субъекта.

Рассмотрим принципы корпоративного страхования.

Сформулированные критерии всеобъемлющего корпоративного страхования по существу отражают принципы его организации — комплексности, комбинирования и долгосрочности.

Принцип комплексности означает учет всей системы рисков корпоративного клиента.

Принцип комбинирования страховых рисков обеспечивает учет возможной взаимосвязи рисков. Данный принцип снижает избыточное страхование. Эффект комбинированного страхования реализуется при проведении комплексного страхования у одного страховщика или в рамках страхового пула.

Принцип долгосрочности означает организацию страховых отношений страховщика с корпоративным клиентом на долгосрочной основе, что обеспечивает реализацию убыточного подхода к регулированию претензий страхователя, оптимизацию его финансовых потоков и реальное финансирование страховщиком мероприятий, направленных на уменьшение вероятности наступления страховых случаев и возможного ущерба и у предприятия.

Практика корпоративного страхования в Республики Казахстан преимущественно ограничена страхованием отдельных или группы рисков корпоративных клиентов. Корпоративное страхование широко проявляется в обслуживании финансовых потоков экономических субъектов и направлено на минимизацию их налогообложения. Данная форма страхового обслуживания предприятий обеспечивается различными видами зарплатного страхования жизни. Такое страхование жизни является не вполне легитимным и с развитием и совершенствованием налогового и страхового законодательства будет минимизировано.

Потребности в корпоративном страховании и социально-экономические условия их удовлетворения

Объективность корпоративного страхования обусловлена потребностью в страховой защите имущественных интересов предприятий и различных форм социального обеспечения их персонала, формирование которых находится в зависимости от ряда факторов, в том числе состояния экономики, финансового положения хозяйствующего субъекта страховой культуры и т. д. Потребности в корпоративном страховании имеют не только непосредственно страховое содержание. Страхование используется экономическими субъектами для оптимизации финансовых потоков предприятия, легализации и извлечения доходов. Потребности в страховании реализуются в страховые отношения при заключении соответствующих договоров страхования. Потенциально осознанные страховые потребности остаются нереализованными, если предприятия испытывают финансовые трудности, страховщики завышают страховые тарифы, предприятия не доверяют страховым организациям, страховые продукты не соответствуют реальному спросу и т. д.

Потребности в корпоративном страховании и факторы, сдерживающие их удовлетворение, являются эластичными категориями. Они обладают свойствами изменчивости как в силу своего внутреннего содержания, так и в силу воздействия внешней среды. Поэтому изучение потребностей в страховании и условий их удовлетворения является необходимым в деятельности страховых организаций при разработке стратегии и тактики страховщика. Это необходимо для формирования национальной страховой политики. Изучение потребностей в страховании важно для корпоративного клиента для определения их цены и места в системе методов управления рисками.

Страхование жизни своих сотрудников владельцами компаний и предприятий, на первый взгляд, покажется излишним. Но, в сущности, это позволяет оградить себя от больших финансовых рисков при наступлении страховых случаев.

Сам механизм добровольного страхования жизни и здоровья сотрудников очень простой, процесс которого заключается в заключение договора между страховой компанией и собственником или работодателем.

Такими действиями руководили предприятий и компаний стимулируют повышение производительности труда

Главной отличительной особенностью такого вида страхования от обычного обязательного является то, что в роли страхователя выступает работодатель, а не сам работник или его семья.

Поэтому, часто так бывает, что при наступлении страхового случая выплату делят пополам, между семьей работника и собственником предприятия. Эта особенность дает возможность собственнику значительно уменьшить свои риски.

Страхование жизни своих сотрудников работодатель может выполнить тремя способами, в зависимости от необходимых выгод.

- Первый способ заключается в накоплении определенной суммы денег, к которой, при наступлении оговоренного в договоре случая, добавляется еще премия, перекрывающая страховой риск.

- Суть второго способа заключается в том, что имея накопительный способ, можно еще добавочно застраховаться от временной нетрудоспособности работника на определенный отрезок времени. Поэтому, данный способ — смешанный.

- И третий способ называется быстрым, суть которого заключается в быстром получении выплаты пострахованию от несчастного случая работника без накоплений финансов.

- Главная цель страхования жизни сотрудников — получить взаимовыгодные условия. Конечно, эти выгоды кардинально отличаются друг от друга. Работодатель значительно снижает собственные финансовые риски в случае наступления страхового случая.

- Несомненной выгодой для руководителей предприятий является то, что при помощи данного механизма они в значительной мере решают свои кадровые вопросы, привлекая к себе на работу специалистов высокого класса, а также этой программой закрывают множество социальных проблем.

Главная цель страхования жизни сотрудников — получить взаимовыгодные условия. Конечно, эти выгоды кардинально отличаются друг от друга. Работодатель значительно снижает собственные финансовые риски в случае наступления страхового случая.

Несомненной выгодой для руководителей предприятий является то, что при помощи данного механизма они в значительной мере решают свои кадровые вопросы, привлекая к себе на работу специалистов высокого класса, а также этой программой закрывают множество социальных проблем.

Такой подход в отношении к своим работникам значительно повышает имидж компании и делает ее лидером среди конкурентов. Для работников компаний и их семей основной выгодой является то, что они получают уверенность в завтрашнем дне, которая выражается в их благополучии в условиях, связанных со страховыми случаями.

Также социальные программы, которые предоставляет работодатель своим работникам, значительно повышают их социальную защищенность.

Примером этого приоритета является сочетание страхования жизней сотрудников с пенсионным страхованием, что значительно повышает вероятность получения высокой пенсии при достижении пенсионного возраста.

Если в компании в полном объеме работает система добровольного страхования, то ее работники имеют полный социальный пакет, в который входят программы:

- медицинское страхование, которое оформляется на добровольной основе предоставляет возможность получать постоянно квалифицированную медицинскую помощь в случае его заболевания;

- программа страхования от травм, гарантирующая работнику компании получение компенсации в случае травмы и потери его здоровья в результате возникшего несчастного случая на производстве;

- страхование жизни, которое является стимулятором для работника в продолжение его трудовой деятельности в своей компании.

2. АНАЛИЗ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ НАРОДНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ «ХАЛЫК-LIFE»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных