Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Добровольное медицинское страхование работников в Казахстане: проблемы и перспективы




 

Согласно отчёту «Глобальный индекс конкурентоспособности за 2014 - 2015 годы» по индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 96 место из 144 стран и по индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран. И это обеспечено за счёт вклада государства в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи и капитальные расходы на уровне 2,3 % к ВВП, частных расходов граждан в виде платных услуг и добровольного медицинского страхования на уровне 1,3 % к ВВП. При этом средний уровень финансирования здравоохранения в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 9,4 % и страны с высокоразвитыми системами здравоохранения, как правило, характеризуются низким уровнем частных расходов. В среднем по ОЭСР доля частных расходов равна 28 %, средства бюджета и социального страхования равны 72 %. В Казахстане соотношение составляет 35 % и 65 % соответственно.

О чём свидетельствует эта статистика? Прежде всего о том, что высокий уровень частных расходов в финансировании системы здравоохранения в Казахстане, который в большей степени обеспечен не медицинским страхованием, а участием граждан в прямой оплате медицинских услуг, является серьёзным дестабилизирующим фактором для системы здравоохранения в целом. Если потребитель вследствие удорожания медицинских услуг или каких-либо других экономических факторов поддержат,то это может оказать серьёзное влияние на устойчивость системы в целом.

Одним из выходов из сложившейся ситуации возможно в развитии добровольного медицинского страхования (ДМС).

Система добровольного медицинского страхования является важной дополняющей частью к системе обязательного медицинского страхования в части финансирования услуг, не включенных в обязательную государственную корзину и предложения услуг частных клиник. ДМС предусматривает повышенную сервисную составляющую (например сокращение периода ожидания получения медицинской помощи; более комфортные условия её получения; использование более дорогостоящих медикаментов или современных методов инструментальных обследований и т. д.), причём за счёт собственных средств населения или материальной поддержки, оказываемой работодателями своим работникам.

Одновременно ДМС играет важную роль в развитии общей системы здравоохранения, поскольку «вливает» в эту систему дополнительное финансирование, не связанное с бюджетными ассигнованиями. ДМС является также важнейшим каналом снижения уровня теневой экономики в медицине.

Даже в странах мира, имеющих очень сильную и качественную систему государственного ОМС (например в Голландии, Норвегии, Швеции и др.), объём ДМС составляет не менее 20 % от общего объёма финансирования здравоохранения (государственного и частного).

Во всех странах мира государство создаёт различные стимулы для развития ДМС - начиная с Германии и Голландии, где население с высоким уровнем дохода полно-сти освобождается от участия в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) и заканчивая просто налоговыми стимулами для развития ДМС и обеспечения возможности сочетания оплаты услуг за счёт ОМС и ДМС.

В Казахстане объём финансирования системой ДМС составляет менее 2 % от общего объёма финансирования здравоохранения, но популярность этого продукта ежегодно растёт. За последние три года ежегодный прирост объёма премий по ДМС составляет не менее 15 % в год, растёт количество заключенных договоров и количество застрахованных. При этом в 2014 году отмечен резкий рос количества застрахованных при незначительном росте количества договоров, что привело к резкому снижению стоимости услуг ДМС в расчёте на одного застрахованного в 2014 году. Это связано со значительным увеличением количества прикреплённых участников к договорам ДМС, в некоторых случаях страховщики осуществляют бесплатное прикрепление до 3-х членов семьи на каждого застрахованного, за которого фактически уплачивается страховая премия, Это ещё раз подтверждает эффективность и работоспособность системы ДМС.

Несмотря на хорошую динамику роста, уровень расходов на ДМС остаётся всё-таки довольно низким. Во многом это связано со следующими факторами.

Во-первых, это - отсутствие каких-либо стимулов для работодателей предоставлять ДМС своим работникам. В отличие от других стран мира, ДМС в Казахстане подлежит налогообложению как часть оплаты труда работников. Фактически ДМС облагается налогом 3 раза - на уровне работодателя (социальный налог), на уровне работника (подоходный налог) и на уровне страховой компании (корпоративный налог).

Во-вторых, это - отсутствие регулирования финансовых организаций, предусматривающее специфику медицинского страхования (в других странах мира рынок медицинского страхования является специализированным с выделенным регулированием). Из-за этого развитие ДМС как самостоятельного бизнеса является крайне невыгодным для акционеров страховых компаний, поскольку требования к капитализации и применяемые пруденциальные нормативы такие же, как и для катастрофических рисков нефтяной и авиационной отрасли, и никоим образом не оправдывают экономическую стоимость вкладываемого капитала.

Например, в Европе согласно «Solvency II» размер минимального гарантийного фонда для медицинских страховщиков составляет 2 млн евро, тогда как в Казахстане 540 млн тенге (или около 3 млн евро). Это при том, что минимальный оборот европейского страховщика -50 млн евро, а страховая компания, являющаяся в Казахстане крупнейшим игроком на рынке ДМС и занимающая более 35 % объёма рынка, имеет оборот, едва достигающий 30 млн евро! Поэтому в Казахстане страховые компании рассматривают ДМС как своего рода маркетинговую составляющую бизнеса, а страховщики, которые специализировались на ДМС, вынуждены диверсифицировать свой бизнес.

В-третьих, ДМС в Казахстане на сегодняшний день фактически дублирует ОМС, что определяет очень низкую маржинальность или даже убыточность бизнеса для страховщиков, в то же время не позволяя достичь синергии между государственной медициной и ДМС и максимального эффекта от использования ресурсов для здравоохранения от этих двух источников. Медицинские организации не могут сочетать финансирование из этих двух источников для своего развития и инвестирования средств. Недостаточное развитие ДМС определяет очень высокий уровень теневой экономики в здравоохранении.

Учитывая проблемы отрасли ДМС, необходимо, чтобы государство, внедряя ОМС, также предусмотрело меры для его дальнейшего развития, а также меры стимулирования развития ДМС.

Для достижения этой цели предлагаются следующие первоочередные мероприятия:

1. Освобождение средств, направляемых работодателями на добровольное медицинское страхование своих работников, хотя бы в пределах 8 МЗП, как определено для платных медицинских услуг. Это может быть достигнуто за счёт включения ДМС в статью 156 п. 18 Налогового кодекса Республики Казахстан. Эта мера особенно необходима с учётом того, что работодатели и работники уже будут платить дополнительный налог для участия в системе ОМС. При этом страховые компании продолжают платить корпоративный налог, что обеспечит в итоге налогообложение ДМС.

2. Ограничить максимальную сумму, с которой будет взиматься дополнительный социальный налог с работодателя и подоходный налоге работника на цели ОМС, размером не более 250 тыс. тенге в расчёте на одного работника. Таким образом, сохранится принцип «Богатый платит за бедного; здоровый - за больного», но при этом всё-таки устанавливается некий «коридор» стоимости одинаковой корзины государственных медицинских услуг с дифференциацией взимаемой оплаты между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками. В соответствии сданными Агентства по статистике (исследование проводится 1 раз в два года, последние данные - на июнь 2013 года) размер среднемесячной заработной платы представлен на диаграмме 1. Таким образом, менее 5 % трудоспособного населения будет иметь ограничения по дополнительному налогу на цели ОМС.

3. Допуск страховщиков, участвующих в ДМС, к системе стационарных услуг ОМС через электронный портал. При этом страховщики могут делать доплату за каждого застрахованного, зарегистрированного через портал, а также отдельно доплачивать стационарам за улучшение условий стационарного лечения (например за отдельную палату, дорогостоящие медикаменты, дополнительные исследования или манипуляции, не предусмотренные государственной программой, и т. д.). При этом нельзя забывать, что застрахованные по ДМС являются гражданами Республики Казахстан и участниками системы ОМС, что гарантирует их право получения медицинской помощи в рамках ОМС. Страховщики в таком случае выступают координаторами и плательщиками дополнительных услуг.

4. Предоставление медицинским учреждениям возможности сочетания финансирования за счёт ОМС и ДМС на уровне амбулаторно-поликлинической помощи и первичной экстренной/скорой помощи (ПСМП).

5. Участие страхового рынка в разработке корзины медицинских услуг в рамках ДМС и возможность мониторинга стоимости медицинских услуг в рамках ОМС и статистики обращаемости по ОМС для определения перспектив дальнейшего участия страхового рынка в системе ОМС. Это может быть достигнуто за счёт включения представителей страхового рынка в рабочие группы или другие организации Министерства здравоохранения, работающие по вопросам ОМС.

6. Выделение специального регулирования для страховщиков, имеющих лицензию по ДМС (уровень специализации может быть определён процентным уровнем обязательств именно в данном классе страхования). Это может быть достигнуто за счёт сотрудничества с Национальным Банком Республики Казахстан.

Предложенная Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан концепция введения обязательного медицинского страхования не предусматривает на первом этапе участия страховых компаний как профессиональных держателей риска. Все риски, связанные с превышением фактического использования покрытия ОМС над выделенным финансированием, несёт на себе государство, что потребует на первом этапе внедрения ОМС сохранения системы прикрепления населения к одному амбулаторно-поликлиническому учреждению и квотной системы распределения стационарной помощи, которая используется в ГОБМП.

Система «Деньги за населением», то есть оплата медицинских услуг по факту их оказания возможна только при наличии, по крайней мере, операторов системы ОМС (например как в России - страховые компании или в других странах мира - страховые компании или больничные кассы). В Казахстане такими операторами могут выступить страховые компании, имеющие опыт и соответствующую инфраструктуру при реализации ДМС, которые к тому же могут в последующем стать держателями части риска по финансированию системы здравоохранения.

Необходимо концептуально предусмотреть на следующих этапах внедрения ОМС участие страхового рынка первоначально как операторов системы, а затем и как профессиональных держателей риска.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги дипломной работы можно отметить, что во всем цивилизованном мире уровень развития страхового сектора можно считать индикатором развития экономики страны в целом.

Страхование - это создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для компенсации ущербов, возникающих от неожиданно наступающих случайных по своей природе событий.

Общей целью и основной задачей страхования является возмещение имущественного ущерба гражданам и организациям при наступлении неблагоприятных событий из специально созданных для этого финансовых источников, формируемых за счет специальных страховых денежных взносов заинтересованных сторон и их отношений, регулируемых в рамках норм гражданского права.

Страхование необходимо рассматривать в качестве стратегического сектора экономики Казахстана, роль которого в процессе рыночных преобразований будет постоянно усиливаться.

Для развития системы страхования в Казахстане, которая находится в стадии активного роста, необходимы эффективные административные и экономические методы активизации рынка страховых услуг как на государственном, так и региональном уровнях, которые позволят, с одной стороны, использовать страхование как финансовый инструмент защиты интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства, снижая нагрузку бюджетов, и, с другой стороны, вовлечь средства страховых компаний как эффективных финансовых институтов, аккумулирующих денежные ресурсы страхователей по средствам предоставления страховой защиты, в инновационное- инвестиционную деятельность для обеспечения потребностей экономики и социальной сферы в капиталовложениях и обеспечения устойчивого общественного развития.

Развитие обособленных хозяйственно независимых субъектов рыночной экономики (предприятий, организаций, частных производителей, граждан) требуют наличия в системе экономических отношений специализированной системы пере распределительных отношений, позволяющих гарантировать непрерывность хозяйственной деятельности таких субъектов путем предоставления им страховой защиты при наступлении неблагоприятных событий.

В этих условиях необходима дальнейшая переоценка роли страхования жизни в системе денежных отношений и его успешное практическое применение как метода аккумуляции страхового фонда для обеспечения компенсации убытков.

Задачи поставленные в этой дипломной работе были выполнены, а именно:

- рассмотрены теоретические аспекты страхования жизни, а именно как элемента финансового планирования и роль страхования жизни как части экономической системы, так же изучение целей и задач страхования жизни;

- изучен зарубежный опыт развития страхования жизни;

- проанализировано современное состояние страхового рынка республики, особенностей и тенденций развития медицинского страхования работников;

- выявлены основные проблемы и приоритеты развития страхования жизни работников в республике;

- разработаны предложения по развитию системы страхования жизни.

В первой главе рассмотрены основные теоретические аспекты страхования жизни. Так же, был изучен опыт развития страхования жизни за рубежом и рассмотрена законодательно-правовая база страхования жизни.

Вторая глава носила аналитический характер, а именно был проведен анализ пруденциальных нормативов Акционерного общества «Дочерняя компания Народного Банка Казахстана по страхованию жизни «Халык-Life». Были высчитаны основные финансовые показатели и показана зависимость рентабельности активов Компаний с количеством договором и вносимыми премиями.

В третьей главе были даны рекомендаций по улучшения в соврменных условиях экономики.

В РК государство играет важнейшую роль в финансовом секторе. Выступая перед людьми, Глава РК Нурсултан Назарбаев объявил о начале новой политики, которая способна бороться с кризисом. Политика направлена на вывод РК из мирового глобального кризиса. Глава Республики Казахстан предложил направить финансовые ресурсы на развития экономики страны, что позитивно скажется на жизни народа[26].

Так же стоит упомянуть Концепцию развития финсектора до 2030 года. В Концепции развития финсектора до 2030 года которой была упомянута важнейшая роль страхования жизни, которая обладая социальной ориентированностью и накопительной функцией, может стать альтернативой банковским депозитам, преимуществом которой будет являться наличие страховой защиты. Страхование жизни, которое служит дополнительной социальной защитой, будет использовано для получения других видов финансовых услуг[27].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных