ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Именно рассуждения о человечком счастье дают нам полное основание причислять бунинское стихотворение к философскому.16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»? 17. Как раскрывается тема чести и бесчестия в романе "Капитанская дочка"? 1) 'Береги платье снову, а честь смолоду' - именно такой репликой провожает Петра Гринева отец на государственную службу в романе А.С. Пушкина 'Капитанская дочка'. В этом произведении великому писателю удалось максимально полно раскрыть тему чести и бесчестия. В чем это проявляется? 2) Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина. 1)Проблема «отцов и детей», затронутая в романе И.С. Тургенева, актуальна во все времена, и особенно популярна она у русских классиков. 2) Тема "отцов и детей" кроме тургеневской истории звучит в "Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Грозе" А. Н. Островского. Все эти произведения объединяет отвергание молодым поколением ценностей старших. В драме "Гроза" раскрывается трагизм протеста Катерины. Героиня, не принимая традиционный уклад быта Кабанихи, отдаёт жизнь, чтобы раскачать закостенелый, отставший от времени город. Не принимает принципы фамусовского общества в комедии Грибоедова Чацкий:"Служить бы рад, прислуживаться тошно". Но нельзя жить, не опираясь на опыт предыдущих поколений, отторгая абсолютно всё, - вот основная идея "Отцов и детей" Тургенева. В отличие от Катерины и Чацкого, изобличавших объективные пороки своего общества, Базаров, не принимая недостатки, отказался вместе с тем от любви и уважения, потерял нравственную почву. Тем не менее, в каждом из произведений герои в конце концов покидают художественный мир, не найдя себе места в его рамках. 15. Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского «Море» к философской лирике? 1) Стих-е Жук-ого "Море " можно отнести к филосовской лирике, т.к. в этом стихотворении лирический герой, обращаясь к морю, размышляет над философскими вопросами. Герой проводит параллель между небом и морем, пытается понять их связь.Море любуется небом и дрожит за него. лирический герой будто представляет их символами влюбленных. Но любовь их невозможна, ведь небо и море находятся на разных "полюсах", они никогда не пересекаются. Это вечные символы "невозможной" любви.Также лирический герой спрашивает у моря ответы на "тайны": Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь? Я думаю, тот завуалирован глубокий вопрос на тему того, кто же всеми нами управляет. У кого в подчинении даже море, которое рвет и терзает " враждебную мглу.."? Таким образом.это стихотворение можно отнести к философским, потому что в нем отражены вечные вопросы и проблемы 16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского? Многие русские поэты обращались к образу моря в своих стихотворениях. Так, Жуковский, в своем стихотворении "Море" сопоставляет своего лирического героя с морской стихией в разных ее состояниях: спокойной, во время бури и после бури. Подобно Жуковскому, своего лирического героя с морем сопоставляет и А.С. Пушкин в стихотворении "К морю". Поэт хочет быть свободным и вольным, подобно морю, которое своею прихотью ранит "смиренный парус рыбарей". В стихотворении Ф.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." прослеживается философская тематика, как и в элегии В.А.Жуковского. Оба поэта задают морю вопросы, восхищаясь его мощью и своенравием. Оба поэта также описывают морскую бурю, как душевное волнение, как накал страстей. М.Ю.Лермонтов тоже писал о морской буре в своем стихотворении "Парус', где поэт отождествляет себя с парусом, который бросает вызов неугомонной морской стихии, которая также "рвет и терзает", как и морская стихия в стихотворении Жуковского.2)К образу моря обращались многие поэты. Например, А.С.Пушкин в стихотворении "К морю". Стихотворения схожи по настроению: оба меланхоличные,грустные, лирические герои печальны. как и лирический герой жуковского, лир.герой пушкина задает морю свои вопросы: О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Причем вопросы эти тоже филосовские. Можно сказать, герой спрашивает у моря о смысле жизни. Оба поэта "одушевили" образ моря. прибегнув к приему олицетворения. Также образ моря есть в стихотворении Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины...". это стихотворение, как и стих-е Ж-ого "Море" тоже можно отнести к философским. героиня рассуждает о свободе, о непокорности привычным мнениям:"Пробьется мое своеволье". Лирическая героиня отожествляет себя от остальных: в отличие от всех, кто "создан из камня","создан из глины", она говорит,что она- морская пена: А я серебрюсь и сверкаю!Я - бренная пена морская. Думаю, тут поднят вопрос и о поэте после смерти. Цветаева считает,что она не погибнет никогда: Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю Образ моря(волн) для поэтессы, как и для жуковского- вечный образ, символ жизни и непокорности, который никогда не погибнет,не будет усмирен: Ты живо; ты дышишь Когда же сбираются тёмные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу... И,конечно,не будет побежден: И мгла исчезает, и тучи уходят(у жуковского) Меня - видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью.(у цветаевой) 17.В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 1) Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии подняты злободневные общественные вопросы того времени: положение русского народа, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность. Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать». Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» — революционером — и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых — «грех не беда, молва не хороша».Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие. Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности. К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека. вариант 17 «Отцы и дети» И.С. Тургенев«РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ (фрагмент)» А.С. Пушкин 8. Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения? 1) Базаров - это новый тип личности, который сформировался в пореформенной России. Он отстаивает идею практической пользы личности при полном отвержении прежних ценностей, прежде всего, - духовных. Братья Кирсановы - представители дворянства, их образ жизни полностью противоречит установкам Базарова. Они ценят искусство, тогда как Базаров утверждает, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Они наслаждаются природой, а Евгений считает ее мастерской. Во всем противопоставляет им свою точку зрения. Базаров иронизирует над аристократизмом, как над слабостью, своей насмешкой выявляет бесполезность дворянского сословия и утверждает приход нового времени. 2) Базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения объясняется его жизненными взглядами. Ведь он нигилист, который привык отрицать и подвергать критике все вокруг. 9. Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их позиция созвучна проблематике тургеневского романа? К теме "отцов и детей", как к конфликту между поколениями и идеологиями обращался М.Шолохов в рассказе "Родинка" из сборника "Донские рассказы". Здесь изображена Гражданская война, где по разные стороны баррикад оказались отец и сын. Атаман убивает красного командира и только после этого узнает в нём своего сына. "Николушка!...Родной!..Кровинушка моя!" Затем, он пускает себе пулю в рот. Этот рассказ показывает идейную разобщенность людей. Трагичность семейных отношений в кризисную историческую эпоху. 15. Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца? А.С. Пушкин считал, что вдохновение посылается свыше, а поэт - лишь посредник. Но от его слова приобретают пророческую ценность и тем нужнее они людям, которые готовы покупать откровения поэта. Книготорговец говорит, что свобода невозможна без "злата", а для поэта она необходима. Поэтому он соглашается продать рукопись. Но не только поэтому. Он понимает, что в его творчестве нуждаются самые разные люди, а без них оно теряет свою ценность. Если договор с книготорговцем - это залог того, что его слова дойдут до людских сердец, поэт согласен на условия сделки. 16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»? Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» является своеобразным политическим манифестом революционеров-демократов. Оно построено в форме диалога между Поэтом и Гражданином. Автор полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Истинно любящий свою родину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно: 17. Сатиру М.Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку? (По произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина). М.Е. Салтыков-Щедрин считается поистине великим мастером сатиры во всех ее проявлениях. Он обладал необычайным даром чутко улавливать социально-политические конфликты и выставлять их на суд самого народа, выражая свое, особенное отношение к действительности. Не просто так обличительное изображение отрицательных жизненных явлений в смешном виде было излюбленным жанром писателя. О том, какое впечатление производила его сатира на читателей, очень верно сказал Тургенев: «Я видел, как слушатели смеялись до судорог при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же самое время чувствовала, как бич хлестал её самоё». Многие современники называли сатиру М.Е. Салтыкова-Щедрина «горькой». Попробуем разобраться на конкретном примере, с чем это было связано. Вариант 18 «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Сияла ночь. Луной был полон сад.» А.А. Фет 8. Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе "Герой нашего времени"? 1) Главная задача М.Ю. Лермонтова - изобразить портрет "собранный из всех пороков поколения", о чем автор говорит в прологе к роману. Эти пороки воплотил в себе Печорин - вольнодумный, свободный, но эгоистичный и жестокий человек. По ходу развития сюжета, автор знакомит нас с философскими размышлениями героя, его идеями и высказываниями, также как и с его поступками и их последствиями, показывая нам судьбу такого героя, давая своего рода предупреждение своему современнику. 2) Лермонтов хотел показать людей своего времени. Людей, которые не хотят творить зло, но и добро делать не умеют. Лермонтов попытался объяснить почему люди становятся такими, что их на это толкает. На эти вопросы отвечает писатель в своём произведении. Именно в этом и заключается главная художественная задача произведения. 9. Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию? Характер персонажа Лермонтов раскрывает с помощью странной последовательности глав в произведении. Сначала мы узнаем Печорина из далека, из уст Максим Максимыча. Далее с помощью журнала мы все глубже и глубже углубляемся в характер Печорина. Мы начинаем понимать, что движет Печориным и, что подталкивает его на те или иные поступки. 15.Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения? Стихотворения А.А. Фкта трудно анализировать. Они обращены не к уму, а к чувству, с его иррациональностью и капризными ассоциациями. Пейзаж в этом стихотворении универсален: это просто зарисовки "Сияла ночь. Луной был полон сад". Фет добивалася чтобы выражение стало картиной, он достигал эффект сиюминутности происходящего с помощью такого синтаксического средства как парцелляция.В своей поэзии Фет предвосхищает художественный прием Толстого "диалектику души" - процесс созревания чувства. Через смелое нарушение бытового правдоподобия, Фет создает болезненно напряженное состояние в природе и человеческой душе. 16.В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности? Поэт видел красоту любви в слиянии с природой. В стихотворении С.А Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Образ любимой вытекает из природы. Кажется, для ее изображения подходит больше жанр пейзажа, а не портрета. 17. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»? «Горе от ума» - комедия в стихах А.С. Грибоедова, написанная в 20-е годы XIX века. Произведение является сатирой на аристократическое столичное общество первой половины XIX века. В пьесе происходит конфликт между «веком нынешним», в лице А. Чацкого, и «веком минувшим», представителями которого является всё «фамусовское общество». Единственный персонаж, задуманный, как близкий Чацкому, - это Софья Фамусова. Главный герой возвращается ради неё в Москву, но обнаруживает, что её сердце уже отдано другому. Так почему же Софья, «девушка, сама не глупая», предпочла дурака Молчалина умному Чацкому? Софья Павловна – довольно-таки противоречивая героиня. Она прекрасно понимает характер своего отца («Брюзглив, неугомонен, скор./ Таков всегда…»), но абсолютно слепа в отношении к Молчалину. Однако девушку можно понять: она, как и всякая влюблённая, до поры до времени не может объективно взглянуть на своего избранника, идеализирует его. И всё же Софья отличается от женщин своего круга, например, от княжон Тугоуховских. Для них важна не любовь, а богатый «муж-мальчик, муж-слуга». Софья живёт только чувством к секретарю отца. Её привлекают его молчаливость и услужливость, о чём она не раз говорит Чацкому: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|