Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Именно рассуждения о человечком счастье дают нам полное основание причислять бунинское стихотворение к философскому.




16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?

17. Как раскрывается тема чести и бесчестия в романе "Капитанская дочка"?

1) 'Береги платье снову, а честь смолоду' - именно такой репликой провожает Петра Гринева отец на государственную службу в романе А.С. Пушкина 'Капитанская дочка'. В этом произведении великому писателю удалось максимально полно раскрыть тему чести и бесчестия. В чем это проявляется?
Перед читателем главный герой романа, Петр Гринев, предстает в возрасте семнадцати лет. Он жил недорослем до тех пор, пока его отец не решил отправить сына в армию ,'понюхать пороху' и 'потянуть лямку'. Первые самостоятельные шаги Гринева смешны: Петруша напивается с первым встречным офицером, проигрывает сто рублей в бильярд. Однако он платит проигрыш, что говорит о его понимании офицерской чести; дарит заячий тулуп незнакомцу, который помогает ему во время бурана - признак умения быть благодарным. В крепости Гринев вызывает Швабрина, оскорбившего Машу Миронову, на дуэль, поскольку считает, что офицер не имеет права вести себя неуважительно по отношению к другим людям - главный герой защищает девушку от клеветы. В диалоге с Емельяном Пугачевым он не поступается своими принципами, без утайки высказывает свои мысли: 'Не требуй того, что противно моей чести и совести', 'голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал правду'.Судя по поведению, Петра можно назвать сильной и цельной личностью, несмотря на его юный возраст.
Противоположностью Гринева в произведении является вышеупомянутый Швабрин, сосланный вБелогородскую крепость за убийство поручика. Он живет по принципу 'если не мне, так и никому'. После отказа Маши Гриневой выйти за него замуж, Швабрин клевещет на героиню, ставит жизнь девушки под угрозу после появления Пугачева в крепости. Он изменяет своему офицерскому долгу, доносит на Гринева - главный отрицательный герой романа бесчестен, эгоистичен, лжив и завистлив. Гриневу присущи прямо противоположные характеристики - он готов рискнуть собой за жизнь близких ему людей, пытается совершать только хорошие поступки, которые не противоречат его пониманию чести.
Таким образом, Александру Сергеевичу Пушкину удалось раскрыть тему чести и бесчестия с помощью двух предельно важных для романа персонажей - Гринева и Швабрина. Антитеза помогает узнать об особенностях главных героев, их характеры и взгляды влияют на их решения по ходу развития действия.

2) Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.
Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.
Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

3) «Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен. Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось в русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, — выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни. Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну — приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь. Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, — о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто почеловечески защищает девушку от клеветы. Шварбин же — полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту. Вариант 16«Отцы и дети» И.С. Тургенев«Море» В.А. Жуковский8. Чем объясняется различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича?Различие в отношении к Базарову Николая Петровича и Павла Петровича объясняется существенным различием взглядов на жизнь, разными характерами двух братьев. В отличие от Павла петровича, Николай петрович не показывает к молодому нигилисту явной неблагосклонности. Если Н.П. относится к базарову, как хороший хозяин: с уважением,хотя и некоторым недоумением, то П.П. вступает в различные конфликты с молодым человеком. Столкнулись 2 сильных личности, которые очень не похожи друг на другу : автор явно показывает нам контраст между персонажами (различна не только их манера одеваься. но и мнения, поведение, взгляды). Н.П. воспринимает Евгения скорее как друга сына, он не видит в нем ни соперника.ни приятеля, но П.П. нескромное поведение гостя считает за оскорбления себя.9. В каких произведениях русской литературы звучит тема «отцов и детей» и в чём эти произведения созвучны (или противоположны) «Отцам и детям» И.С. Тургенева?

1)Проблема «отцов и детей», затронутая в романе И.С. Тургенева, актуальна во все времена, и особенно популярна она у русских классиков.
Например, в комедии А.Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений выражается через противостояние Фамусова и Чацкого. Чацкий- человек нынешнего времени, с новыми взглядами и убеждениями на жизнь,а Фамусов привык к старым порядкам и ничего не намерен менять в своей устоявшейся жизни, как и представители аристократии в «Отцах и детях».
Так же, столкновение "века нынешнего" с "веком минувшим" отразил в своей замечательной пьесе «Гроза» А.Н.Островский. Непонимание и разногласие между Тихоном и его матерью Кабанихой приводят к конфликту между ними. Тихон, не выдержав, ее упреков в адрес своей жены, упрекает матушку в смерти Катерины ( «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы… ") .Таким образом, проблема конфликта между поколениями является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведениях русской литературы.

2) Тема "отцов и детей" кроме тургеневской истории звучит в "Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Грозе" А. Н. Островского. Все эти произведения объединяет отвергание молодым поколением ценностей старших. В драме "Гроза" раскрывается трагизм протеста Катерины. Героиня, не принимая традиционный уклад быта Кабанихи, отдаёт жизнь, чтобы раскачать закостенелый, отставший от времени город. Не принимает принципы фамусовского общества в комедии Грибоедова Чацкий:"Служить бы рад, прислуживаться тошно". Но нельзя жить, не опираясь на опыт предыдущих поколений, отторгая абсолютно всё, - вот основная идея "Отцов и детей" Тургенева. В отличие от Катерины и Чацкого, изобличавших объективные пороки своего общества, Базаров, не принимая недостатки, отказался вместе с тем от любви и уважения, потерял нравственную почву. Тем не менее, в каждом из произведений герои в конце концов покидают художественный мир, не найдя себе места в его рамках.

15. Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского «Море» к философской лирике?1) Стих-е Жук-ого "Море " можно отнести к филосовской лирике, т.к. в этом стихотворении лирический герой, обращаясь к морю, размышляет над философскими вопросами. Герой проводит параллель между небом и морем, пытается понять их связь.Море любуется небом и дрожит за него. лирический герой будто представляет их символами влюбленных. Но любовь их невозможна, ведь небо и море находятся на разных "полюсах", они никогда не пересекаются. Это вечные символы "невозможной" любви.
Также лирический герой спрашивает у моря ответы на "тайны":
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Я думаю, тот завуалирован глубокий вопрос на тему того, кто же всеми нами управляет. У кого в подчинении даже море, которое рвет и терзает " враждебную мглу.."?
Таким образом.это стихотворение можно отнести к философским, потому что в нем отражены вечные вопросы и проблемы16. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?Многие русские поэты обращались к образу моря в своих стихотворениях. Так, Жуковский, в своем стихотворении "Море" сопоставляет своего лирического героя с морской стихией в разных ее состояниях: спокойной, во время бури и после бури. Подобно Жуковскому, своего лирического героя с морем сопоставляет и А.С. Пушкин в стихотворении "К морю". Поэт хочет быть свободным и вольным, подобно морю, которое своею прихотью ранит "смиренный парус рыбарей". В стихотворении Ф.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." прослеживается философская тематика, как и в элегии В.А.Жуковского. Оба поэта задают морю вопросы, восхищаясь его мощью и своенравием. Оба поэта также описывают морскую бурю, как душевное волнение, как накал страстей. М.Ю.Лермонтов тоже писал о морской буре в своем стихотворении "Парус', где поэт отождествляет себя с парусом, который бросает вызов неугомонной морской стихии, которая также "рвет и терзает", как и морская стихия в стихотворении Жуковского.2)К образу моря обращались многие поэты.
Например, А.С.Пушкин в стихотворении "К морю". Стихотворения схожи по настроению : оба меланхоличные,грустные, лирические герои печальны. как и лирический герой жуковского, лир.герой пушкина задает морю свои вопросы:
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Причем вопросы эти тоже филосовские. Можно сказать, герой спрашивает у моря о смысле жизни. Оба поэта "одушевили" образ моря. прибегнув к приему олицетворения.
Также образ моря есть в стихотворении Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины...". это стихотворение, как и стих-е Ж-ого "Море" тоже можно отнести к философским. героиня рассуждает о свободе, о непокорности привычным мнениям:"Пробьется мое своеволье" . Лирическая героиня отожествляет себя от остальных: в отличие от всех, кто "создан из камня","создан из глины", она говорит,что она- морская пена :
А я серебрюсь и сверкаю!Я - бренная пена морская.
Думаю, тут поднят вопрос и о поэте после смерти. Цветаева считает,что она не погибнет никогда :
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю
Образ моря(волн) для поэтессы, как и для жуковского- вечный образ, символ жизни и непокорности, который никогда не погибнет ,не будет усмирен:
Ты живо; ты дышишь
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И,конечно ,не будет побежден:
И мгла исчезает, и тучи уходят(у жуковского)
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.(у цветаевой)

17.В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1) Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии подняты злободневные общественные вопросы того времени: положение русского народа, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность.
Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого и провозглашения передовых идей того времени. Конфликт комедии – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком минувшим».
Общество в комедии получило название по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Этот герой - типичный представитель старомосковского общества. Он обладает всеми достоинствами, ценящимися здесь - богатством, связями, поэтому Фамусов является примером для подражания. Чацкий же представитель «века нынешнего», выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается целостная политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения - бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в материальном и жизненном благополучии. Это карьеристы и лицемеры, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Службу «фамусовцы» рассматривают только как источник доходов, как средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание самого Фамусова:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
В обществе московских дворян распространены такие явления, как кумовство, семейственность. Фамусов говорит: «Ну как не порадеть родному человечку», и не скрывает тот факт, что у него «служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки».
Эти люди лишены чувства гуманности, это враги свободы и душители просвещения, их сокровенное желание – «забрать все книги бы да сжечь». Один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг. Другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке.
Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи: зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный противник крепостничества и деспотического самовластья, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства.
В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву.
В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
Как первая в новой русской литературе реалистическая комедия «Горе от ума» несет в себе признаки яркого художественного своеобразия. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Грибоедов-реалист существенно обогатил язык новой русской литературы элементами разговорной речи, включая просторечия и осваивая народный язык.
Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» - это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

2) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века. В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы. В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать». Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам. Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться. Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать». Фамусов даже называет его «карбонари» — революционером — и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем». Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки. Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых — «грех не беда, молва не хороша».Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением. Он стремится служить «делу, а не лицам».А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал. Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем. Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина. Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью. Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна». Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.

вариант 17 «Отцы и дети» И.С. Тургенев«РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ (фрагмент)» А.С. Пушкин

8. Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

1) Базаров - это новый тип личности, который сформировался в пореформенной России. Он отстаивает идею практической пользы личности при полном отвержении прежних ценностей, прежде всего, - духовных. Братья Кирсановы - представители дворянства, их образ жизни полностью противоречит установкам Базарова. Они ценят искусство, тогда как Базаров утверждает, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Они наслаждаются природой, а Евгений считает ее мастерской. Во всем противопоставляет им свою точку зрения. Базаров иронизирует над аристократизмом, как над слабостью, своей насмешкой выявляет бесполезность дворянского сословия и утверждает приход нового времени.

2) Базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения объясняется его жизненными взглядами. Ведь он нигилист, который привык отрицать и подвергать критике все вокруг.
Так в разговоре с Аркадием Евгений иронизирует по поводу внешности Павла Кирсанова. »Ногти-то, ногти хоть на выставку посылай». Он насмехается над ухоженностью и даже щегольством старого аристократа. «Этакие у него воротнички точно каменные и подбородок так аккуратно выбрит».
Представитель нового поколения, Евгений Базаров не может понять излишний консерватизм, присущий братьям Кирсановым.» Архаическое явление!.. Удивительное дело эти старенькие романтики!»

9. Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их позиция созвучна проблематике тургеневского романа?

К теме "отцов и детей", как к конфликту между поколениями и идеологиями обращался М.Шолохов в рассказе "Родинка" из сборника "Донские рассказы". Здесь изображена Гражданская война, где по разные стороны баррикад оказались отец и сын. Атаман убивает красного командира и только после этого узнает в нём своего сына. "Николушка!...Родной!..Кровинушка моя!" Затем, он пускает себе пулю в рот. Этот рассказ показывает идейную разобщенность людей. Трагичность семейных отношений в кризисную историческую эпоху.
В комедии "Горе от ума" А.Грибоедова мы видим два противоположных мировоззрения, которые выражены в "образе "фамусовского общества" и в монологе новатора-Чацкого. Он, как и Софья, воспитывался в Москве, но потом уехал, почерпнул жизненного опыта за границей. Чацкий вернулся совсем другим и остро почувствовала свою оторванность от московской жизни. Несмотря на то, что Фамусов называет его сыном, они вступают в идейный конфликт, который заканчивается бегством Чацкого из Москвы.
Таким образом, конфликт отцов и детей разные авторы решают по разному. Одно объединяет - "отцы" со старыми традициями побеждают, но это горькая победа, непрочная. В произведениях подчеркнуто трагичность подобного противостояния, которое зачастую кончается гибелью "детей".

15. Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

А.С. Пушкин считал, что вдохновение посылается свыше, а поэт - лишь посредник. Но от его слова приобретают пророческую ценность и тем нужнее они людям, которые готовы покупать откровения поэта. Книготорговец говорит, что свобода невозможна без "злата", а для поэта она необходима. Поэтому он соглашается продать рукопись. Но не только поэтому. Он понимает, что в его творчестве нуждаются самые разные люди, а без них оно теряет свою ценность. Если договор с книготорговцем - это залог того, что его слова дойдут до людских сердец, поэт согласен на условия сделки.

16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»?

Стихотворение Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин» является своеобразным политическим манифестом революционеров-демократов. Оно построено в форме диалога между Поэтом и Гражданином. Автор полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Истинно любящий свою родину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
В стихотворении К.Рылеева "Гражданин" поэт убежден, что его цель поднять народ на борьбу с самовластием. В последних строках идет отсылка к судьбе Рима, жители которого не смогли дать отпор варварам из-за своей изнеженности. Поэт не хочет быть в числе тех юношей, которые в праздности проводят все свое время и не "готовятся для будущей борьбы". Поэт стремится к новому обществу, построенном на принципах равенства и братства.

17. Сатиру М.Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку? (По произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина).

М.Е. Салтыков-Щедрин считается поистине великим мастером сатиры во всех ее проявлениях. Он обладал необычайным даром чутко улавливать социально-политические конфликты и выставлять их на суд самого народа, выражая свое, особенное отношение к действительности. Не просто так обличительное изображение отрицательных жизненных явлений в смешном виде было излюбленным жанром писателя. О том, какое впечатление производила его сатира на читателей, очень верно сказал Тургенев: «Я видел, как слушатели смеялись до судорог при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же самое время чувствовала, как бич хлестал её самоё». Многие современники называли сатиру М.Е. Салтыкова-Щедрина «горькой». Попробуем разобраться на конкретном примере, с чем это было связано.
Одно из самых известных произведений русского сатирика - роман «История одного города», в котором описывается история вымышленного города Глупова и его жителей: «градоначальников» и «обывателей». Вся жизнь города Глупова нелепа и противоречит нормальной человеческой жизни. Люди, находящиеся у власти — куклы-«механизмы». Они привыкли принимать решение по заданной программе, не отступая от нее ни на шаг. Нельзя не отметить использование автором говорящих фамилий: Прыщ, Бородавкин, Негодяев, Брудастый, - олицетворение самодержавия «во всей его красе». Даже сами глуповцы названы так не случайно: их основные личностные качества – подчинение, неиссякаемое терпение и слепая вера в механизированную власть.
Использование такого приема, как гротеск помогает М.Е. Салтыкову-Щедрину особенно ярко и точно обличить пороки города Глупова в образах градоначальников. Например, у Органчика, как это выясняется позже, в голову встроен механизм, способный играть только две мелодии: «Разорю!» и «не потерплю!». Оказывается что и этого достаточно, для того чтобы управлять рабски-покорным народом. Еще одним примером предельно резкого преувеличения, можно назвать Прыща – градоначальника с фаршированной головой. Нарушая границы правдоподобия, автор с сожалением показывает, что без таких нерадивых и примитивных управленцев народ не сможет жить.
«История одного города» — в сущности, сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. С ним невозможно не согласиться: роман - сатира на самодержавие и российскую действительность. Автор проводит исторические параллели между глуповскими градоначальниками и известными деятелями и правителями нашей страны. Например, «мрачный идиот» Угрюм-Бурчеев сопоставляется с реформатором А. Аракчеевым, Эраст Грустилов с Александром I и Николаем I, а путешествия по городам Петра Фердыщенко – злая пародия на поездки по стране царя и других «высоких особ». М.Е. Салтыков-Щедрин показал, что, так или иначе, все правители стремятся извлечь выгоду только для себя. В этом и проявляется слабая сторона градоначальников, которыми руководят лишь инстинкты, глупость, предрассудки и стремление извлечь личную выгоду. Центральная проблема романа – проблема народа и власти. «История одного города» - своеобразное предупреждение, предназначенное показать будущим поколения, что может случиться, если мы не искореним всю глупость и ограниченность чиновничества и слепую веру народа в «справедливую» власть.
Стоит отметить, что именно сатира – один из немногих комических приемов, который не оставляет шанса на исправление, поэтому ее и называют «горькой». «История одного города», как и многие другие произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина отличное тому подтверждение. Ироничный вымысел, сарказм, гротеск и аллегория – все это заставляет читателей смеяться до слез, причем не от радости. Этот смех больше похож на истерический вопль, на отчаянный крик о помощи, когда люди узнают себя в этих пороках, но до последнего не хотят менять как окружающую действительность, так и собственный характер.

Вариант 18

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

«Сияла ночь. Луной был полон сад. » А.А. Фет

8. Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе "Герой нашего времени"?

1) Главная задача М.Ю. Лермонтова - изобразить портрет "собранный из всех пороков поколения", о чем автор говорит в прологе к роману. Эти пороки воплотил в себе Печорин - вольнодумный, свободный, но эгоистичный и жестокий человек. По ходу развития сюжета, автор знакомит нас с философскими размышлениями героя, его идеями и высказываниями, также как и с его поступками и их последствиями, показывая нам судьбу такого героя, давая своего рода предупреждение своему современнику.

2) Лермонтов хотел показать людей своего времени. Людей, которые не хотят творить зло, но и добро делать не умеют. Лермонтов попытался объяснить почему люди становятся такими, что их на это толкает. На эти вопросы отвечает писатель в своём произведении. Именно в этом и заключается главная художественная задача произведения.

9. Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

Характер персонажа Лермонтов раскрывает с помощью странной последовательности глав в произведении. Сначала мы узнаем Печорина из далека, из уст Максим Максимыча. Далее с помощью журнала мы все глубже и глубже углубляемся в характер Печорина. Мы начинаем понимать, что движет Печориным и, что подталкивает его на те или иные поступки.

15.Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

Стихотворения А.А. Фкта трудно анализировать. Они обращены не к уму, а к чувству, с его иррациональностью и капризными ассоциациями. Пейзаж в этом стихотворении универсален: это просто зарисовки "Сияла ночь. Луной был полон сад". Фет добивалася чтобы выражение стало картиной, он достигал эффект сиюминутности происходящего с помощью такого синтаксического средства как парцелляция.В своей поэзии Фет предвосхищает художественный прием Толстого "диалектику души" - процесс созревания чувства. Через смелое нарушение бытового правдоподобия, Фет создает болезненно напряженное состояние в природе и человеческой душе.

16.В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Поэт видел красоту любви в слиянии с природой. В стихотворении С.А Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Образ любимой вытекает из природы. Кажется, для ее изображения подходит больше жанр пейзажа, а не портрета.
Лирический герой Пушкина в стихотворении "Я помню чудное мгновение" видит обобщенный образ идеальной женщины.
"Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты."
Подобно Пушкину, тема любви у Фета связана с просветлены вдохновением и трепетным воспоминанием о своем идеале.

17. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

«Горе от ума» - комедия в стихах А.С. Грибоедова, написанная в 20-е годы XIX века. Произведение является сатирой на аристократическое столичное общество первой половины XIX века. В пьесе происходит конфликт между «веком нынешним», в лице А. Чацкого, и «веком минувшим», представителями которого является всё «фамусовское общество». Единственный персонаж, задуманный, как близкий Чацкому, - это Софья Фамусова. Главный герой возвращается ради неё в Москву, но обнаруживает, что её сердце уже отдано другому. Так почему же Софья, «девушка, сама не глупая», предпочла дурака Молчалина умному Чацкому? Софья Павловна – довольно-таки противоречивая героиня. Она прекрасно понимает характер своего отца («Брюзглив, неугомонен, скор./ Таков всегда…»), но абсолютно слепа в отношении к Молчалину. Однако девушку можно понять: она, как и всякая влюблённая, до поры до времени не может объективно взглянуть на своего избранника, идеализирует его. И всё же Софья отличается от женщин своего круга, например, от княжон Тугоуховских. Для них важна не любовь, а богатый «муж-мальчик, муж-слуга». Софья живёт только чувством к секретарю отца. Её привлекают его молчаливость и услужливость, о чём она не раз говорит Чацкому:
«При батюшке три года служит,




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных