Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Таким образом, поднятая в стихотворении С. Есенина вечная тема жизни и смерти позволяет отнести его к философской лирике.




16. Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенинского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

«Не жалею, не зову, не плачу...» С. А.Есенина не единственное стихотворение в русской литературе, которое можно отнести к философской лирике. Подобную проблематику поднимает и А. С. Пушкин в своем стихе «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». В нем великий поэт Золотого века также задумывается о жизни и смерти, быстротечности времени, неизбежности конца. Он, как и С. А.Есенин, грустит о прошедшей молодости, но понимает, что «мы все сойдем под вечны своды».Также в стихотворении «И вновь я посетил» автор рассказывает о быстротекущем времени и о себе, о связи мира природы с миром человека, о жизни в её постоянном движении и смерти, о смене и преемственности поколений. Идейный смысл произведения заключается в том, что человек – это часть природы, человек и природа неразделимы, а также в постоянной связи поколений.В стихотворении центральной темой является тема неумолимо бегущего времени, тема неизбежного движения жизни, неминуемых изменений. Меняется время – меняется человек и всё, что его окружает. Автор, как будто бы незаметно, но постоянно ведет счет времени: „Вновь я посетил”, „я провел изгнанником два года незаметных”, „уж десять лет ушло с тех пор”.

Об этом же говорит А. С. Пушкин и в своей "Элегии" («Безумных лет угасшее веселье...»). Здесь поэт также переосмысливает пройденный им жизненный путь. «Печаль минувших дней» с возрастом становится все сильней в лирическом герое. Он понимает: конец неизбежен и впереди его ждет «закат печальный», но не хочет умирать. Герой верит, что еще «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья».

17. Как раскрывается тема свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

1)Поэма «Мцыри» - одно из лучших произведений русской романтической поэзии в духе Байрона. Это уже не романтизм Жуковского, романтизм мрачных сказок немецкого образца, это повесть о могучей душе, претерпевающей страдания на пути к свободе. В русской литературе в одном ряду с «Мцыри» стоит, пожалуй, только «Кавказский пленник». Ее герой - человек, у которого, по определению В. Г. Белинского, «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами.

Действие поэмы разворачивается на Кавказе - излюбленном пространстве русских поэтов-романтиков. Кавказ - это уже Россия, но все же и незнакомая земля, отличающаяся от всего привычного, обыденного, чего избегает всякий романтик. Это край природы потрясающей красоты, край свободных и гордых людей. В 1820-1830 гг. русская литература очарована Кавказом, и Лермонтову это место близко как никому другому. Его поэма «Демон» также посвящена Кавказу. Только позднее Лермонтов сам разоблачает «свой Кавказ» в романе «Герой нашего времени».

Мцыри - романтически обобщенный образ, близкий по духу самому Лермонтову. Его собрат из «Кавказского пленника» - все же пушкинский образ, и потому отличается большей лиричностью, тягой к размышлениям и светлой печали. Мцыри же нуждается только в бое. Но для Лермонтова это герой нисколько не индивидуализированный, у него нет даже имени. Мцыри - это название грузинского монаха, а не имя собственное. Лермонтов изобразил некий дух, сгусток энергии, стремящийся к свободе. Он весь охвачен этой абсолютной страстью, и этом отношении уникален.

Главное во Мцыри - мечта о свободе. Сила этой мечты подчеркивается тем, что условия жизни и окружающая мальчика обстановка должны были заглушить даже мысль о воле: «угрюм и одинок», он вырос в душных кельях монастыря, видя только стены и смиренно молящихся монахов. Но в его душе живет страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Эта мечта неотделима от воспоминаний о родине. Мцыри не знает, где страна его отцов, но отрывочные воспоминания детства складываются в его мечтах «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Сила Мцыри не только в величии мечты, но и в его активности, в преодолении всех препятствий, так как на пути к свободе не только монастырские стены, но и физическая слабость героя.

Воплощением мечты Мцыри становятся три дня, проведенные им на свободе. Это концентрированное выражение смысла жизни вообще, так как они до предела заполнены впечатлениями и страстями. Перед ним впервые открылось величие природы, он испытал обаяние женской красоты, познал напряжение битвы и радость победы. И хотя ему не удалось достичь цели, даже смерть героя воспринимается как победа: ни испытания, ни отчаяние не сломили его, он до последнего вздоха верен своему идеалу.

Остается только непонятным, отчего Мцыри погибает. Ничего не говорится о том, что он был смертельно ранен барсом, которого убил. Понятно только, что он был оторван от своей свободы, и вот уже, вдохнув ее полной грудью, он не может жить дальше. Герой мог бы сбежать и найти дорогу на свою родину вольных людей, но какая-то преграда стоит между ним и его свободой. Что это за преграда? Скорее всего это личное ощущение Лермонтова, который чувствовал свою несвободу всю жизнь и никуда не мог уйти от этого.

Образ Мцыри - «любимый идеал» (как сказал Белинский) Лермонтова. Несомненно, это и сам Лермонтов, всю жизнь мечтавший только о свободе. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - сказал Пушкин. Лермонтов не согласен с этим. Счастье и воля для него - одно, но именно этой воли он не находит нигде. Он еще попытался нарисовать образ вольного человека в отрывках о новгородце Вадиме, но не закончил его. Так или иначе свобода либо существовала когда-то давно, либо будет дана человеку только после смерти. Образ Мцыри заманчив тем, что это человек, сумевший вкусить своей свободы, хотя и жестоко за этой поплатился.

2) В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..> Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа — символ свободы. В том, что герой поэмы — пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза.Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание.Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением.Но свобода — это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза.Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах.Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе.В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» — это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

Какова роль образов животных в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина?

В творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина видна преемственность традиций И.А. Крылова. В их произведениях образ животных символизирует людей, а если быть более точным, то человеческие пороки. Так, в сказке «Премудрый пескарь» автор высмеивает глупость, в «Диком помещике» - дикость ,и глупость.В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» в образе пескаря представлен трусливый человек, который боится всего, даже своей жизни. Насмешка сквозит уже в названии. В отличии от своего отца, который имел семью, пескарь совершенно одинок, потому что боится всего. Так, автор называет отца героя «мудрым», а самого пескаря уже «премудрым». Писатель дает герою очень яркую характеристику – «жил дрожал и умирал дрожал». Именно боязнь за свою жизнь и отняла её у пескаря.В сказке «Дикий помещик» главный герой после того, как «избавился» от мужиков, со временем превращается в медведя. Автор неслучайно выбирает именно этого зверя, подобная гиперболизация позволяет писателю высмеять главные пороки помещика: невежество, глупость и жестокость. Например, помещик мечтает, чтобы его мужики исчезли, не понимая, что именно благодаря их труду он и живет.Важно отметить, что М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к образу медведя в своих произведениях неоднократно. Стоит вспомнить сказку «Медведь на воеводстве». В образе трех медведей можно увидеть сходство с настоящими императорами России. Так автор обращает внимание читателей на социальные проблемы, решить которые должно было именно правительство.В образах животных писатель высмеивает людские пороки. Автор использует животных, чтобы каждый смог его понять: от детей до взрослых, от простого мужика до потомственного дворянина. И каждый из нас может найти что-то от себя в этих сказках.

Вариант 21

«На дне» М. Горький

«Вхожу я в тёмные храмы» А.А. Блок

8. В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?

В разговоре с Актером Сатин произносит слова: "Дважды убить нельзя". Эта реплика остается незамеченной героями, но она имеет огромное значение для понимания замысла пьесы. "Дважды убить нельзя" означает, что герой уже умер однажды. И действительно, все жители ночлежки уже прожили свою жизнь и погибли духовно. Каждый из них был кем-то в своей жизни, занимал какую-то должность или имел какую-либо профессию. У каждого была своя судьба и история. А сейчас они лишь существуют, вспоминая о жизни и мечтая воскреснуть. И теперь смерть значит для героев гораздо меньше, чем то, что она значит для других людей.

Смерть для них - не конец жизни, ведь жизнь уже когда-то закончилась. То есть и всех обитателей ночлежки он считает мертвыми, конченными людьми, для которых тоже нет выхода из сложившейся ситуации, возможности вырваться с дна жизни.

9. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?

1)Во многих произведениях русской литературы герои обращаются к воспоминаниям из прошлого. С героями «На дне» можно героев лирической комедии Чехова «Вишневый сад». Приезжая из Парижа в свое поместье, Л.А Раневская вместе с братом, Леонидом Андреевичем Гаевым, вспоминают свою молодость, живут как в ностальгическом сне. А Вишневый сад - это как символ ушедшего счастья, который тоже исчезнет навсегда. Еще одно произведение - «Старуха Изергиль» Горького. Весь рассказ построен на воспоминаниях Изергиль. Она рассказывает о своих любовных похождениях, которые чаще всего заканчивались трагедией. Но именно в воспоминаниях осталась ее душа и любовь, именно те моменты были самыми счастливыми для нее. Все произведения объединены тем, что для героев вся настоящая жизнь осталась позади, моменты счастья и любви уже не вернуть, от них остались лишь воспоминания.

2) Островский «Гроза»:

Важную роль в характеристике Катерины играет ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», - так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Эта новая атмосфера и становится причиной гибели героини.

3) Гончаров «Обломов»:

Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.

15. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных