Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Итак, кольцевая композиция стихотворения, использование символов и эпитетов отражают безысходное и печальное стихотворение лирического героя.
16. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Философские вопросы волновали многих русских поэтов.К примеру, стихотворение А. Фета «Жизнь пронеслась без явного следа». Подобно Блоку, А. Фет задумывается о бытие. Жизнь пролетела, но что после нее осталось, какую цель преследовал человек все это время? Жизнь подходит к своему логическому завершению. По мнению, А. Фета, человеческое бытие трагично. Хотя поэт все же упоминает о мечтах, «буйстве первых дней», но даже приятные воспоминания постепенно исчезают. Также в стихотворении «Не жалею не зову, не плачу…», подобно размышлениям Блока, лирический герой разочаровывается в жизни. Он считает, что «все мы в этом мире тленны». Но в отличие от блоковского стихотворения, здесь звучит также и мысль о благодарности судьбе за то, что «пришло процвести и умереть».
17. Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
Митрофан – это главный герой комедии, сын госпожи Простаковой. Ему шестнадцать лет, поэтому он пока привольно живёт в родительском доме, якобы готовясь к поступлению на службу. Дети дворян могли получать образование или в специальных учебных заведениях, или дома. Государство полагалось на ответственное отношение родителей к делу воспитания достойных сынов Отечества. Но нередко помещики (особенно, если сами были необразованными и невежественными людьми) баловали своих чад, холили и нежили, выполняли все их капризы и прихоти. Часто такой «недоросль» (молодой дворянин, не достигший совершеннолетия), который ещё до службы НЕ ДОРОС, вовсе не хотел учиться и трудиться, зато готов был жениться, желая продолжать бездельничать, в пустой праздности влачить свою жизнь. Митрофанушка не мог мыслить иначе, чем матушка, которая с детства вселяла в него уверенность в завтрашнем дне, говорила о легкости достижения успехов в карьерном росте: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» Помещица вырастила из сына себе подобное чудовище: любимые занятия недоросля – поесть, поспать, на голубятню забраться, с дворовыми полаяться, а заодно и маменьке нагрубить, если докучать станет. С первых слов, произнесённых Митрофаном в комедии, он заявляет о себе, как личность крайне неприятная, хотя это ещё не взрослый человек, а юноша. Но даже слово «юноша» звучит слишком благородно, оно не для Митрофана (потому и назван НЕДОРОСЛЕМ). Вспоминаются строчки из оды Ломоносова, где он убеждал, что «науки юношей питают». К Митрофану это явно не относится, он на просьбу няни Еремеевны пойти поучиться отвечает грубо, агрессивно: «Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Но через минуту он уже просит, чтобы Еремеевна заслонила его, здорового и толстого детину, от побоев дяденьки. Речь Митрофана ярко характеризует его как человека, действующего всегда в своих интересах: он или использует бранные слова, или, при необходимости, говорит заискивающе («как не целовать, дядюшка, твоей ручки»), или откровенно шантажирует мать, когда запугивает её, добиваясь отмены занятий: «Ведь здесь и река близко. Нырну, так и поминай, как звали». С матерью Митрофан часто бывает вымогателем. Он может согласиться на ненавистное учение, но при этом будет хитрить, отлынивать, или угрожать и требовать, а иногда ставит условия: «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться». Мать долго не обращала внимания на то, что у сына нет к ней ни любви, ни доброты, ни уважения. Правда, иногда он её «жалеет» за тяжёлую обязанность «раздавать тумаки» холопам, а иногда и батюшке. Но однажды, когда мать ждала сочувствия от сына, он грубо оттолкнул её со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Со слугами Митрофан так же бесчеловечен и жесток, как и госпожа Простакова. Он ни разу никого не пожалел, а только добивался всё новых наказаний для тех, кто ему чем-либо не угодил, так как крепостных он за людей не считает. Учителя, в его понимании, те же слуги подневольные, и обязаны подчиняться ему и маменьке, раз им деньги платят. Он командует учителями, грубит им (например, Цыфиркина называет гарнизонной крысой). Пример маменьки, которая во вседозволенности и безнаказанности дошла до крайней степени жестокости, до какого-то звериного невежества и злобы, стал лучшим уроком для будущего хозяина поместья. Тут он оказался послушным учеником, и это ярко проявилось в эпизодах подготовки венчания Софьи с Митрофаном, вопреки воле и желанию девушки. Митрофан слушал указания матери и обещал всё исполнить, как велено. С правами Софьи (дворянки, а не крепостной крестьянки) никто не собирался считаться. Беззаконие в поведении Простаковой и её сына стало нормой для них, поэтому неудача в насилии над человеком рассматривается ими только с одной стороны: кто из слуг «дал маху», почему не успели увезти Софью рано поутру тихо и быстро, чтоб никто не вмешался и не помог девушке. С теми, от кого зависит дальнейшая судьба господ и их имения, Простаковы сдержанны и лицемерно почтительны. Митрофан во время «экзамена» терпеливо отвечает на вопросы и поражает Стародума и Правдина редкостной безграмотностью, невежеством, ленью. Недоросль раздосадован («пристали с ножом к горлу!»), но не позволяет себе привычной распущенности, грубости. Так же беспрекословно принимает он решение Правдина отправить его на службу. Таким образом, в названии произведения отразились главные проблемы времени: 1)некоторые особенности просвещения и воспитания в России XVIII века; 2)отрицательное влияние крепостного права как на господ, так и на слуг; 3)необходимость реформ. У думающего читателя при знакомстве с героем комедии Фонвизина возникает однозначный вывод, что этого недоросля нельзя допускать к государственной службе. Какую пользу Отечеству может принести Митрофан, невежественный, жестокий, ленивый человек? Пользы не будет никакой, только вред. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию и образ помещичьего сынка, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются многими дворянами и в чьих руках может оказаться будущее России.
Вариант 29
«Мёртвые души» Н.В.Гоголь
«Ночной дождь» А.А.Тарковский
8. Почему намерение Манилова отдать мёртвые души безвозмездно произвело на Чичикова столь сильное впечатление?
9. В каких произведениях русской классики изображены герои, способные на благородные, бескорыстные поступки, и в чём состоит отличие этих героев от Манилова?
15. Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
16. В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Тарковского?
17. Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»?(По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») В комедии «Недоросль» Д.И Фонвизин выступает одним из первых обличителей нравов дворянства, которое наполняет невеждами всю Россию. Поэтому имя «Митрофанушка» стало нарицательным, им называют ленивых детей, которые не желают учиться. Фраза Митрофана «не хочу учится, а хочу женится» стала крылатой и употребляется в ироническом, насмешливом значении, как насмешка над самим собой, потому что воспринимать его жизненную установку невозможно серьезно. Имя Митрофан - означат «матерью данный» и это делает его говорящим, потому что главное губительнее влияние на него оказала Простакова. Действительно, он отнюдь не единственный невежда в комедии, вся семья Простаковых и даже их учителя являются противниками качественного образования, что говорит пользу науки для воспитания личности. Потому что сквозь смех над невежественным Митрофаоном, зацикленным на свиньях Скотининым и деспотичной Простоковой появляется отторжение таких характеров, желание быть как можно дальше от них. Обличая «злонравных невежд», автор устами Стародума высказывает свои взгляды на проблему современного ему общества: «Ну что для Отечества может выйти из Митрфанушки?» Суть не в том, что Митрофан не может объяснить отличие прилагательного от существительного, а в том, что он совершенно бездуховен, груб и зол даже со своей матерью, которая несмотря на свои недостатки крепко его любит. Поэтому зрителям становится жаль Простакову, когда от нее отказывается любимый сын. Выходит, что плохое воспитание даже для самих «злонравных невежд» губительно, хоть они и являются его источником. Например, Простакова родилась в семье где было восемнадцать детей и только двое выжили – она да Стародум. Отец был неграмотным, прослужил пятнадцать лет воеводой и умер от голода на сундуке с деньгами. Разумеется такое начало жизни не могло обещать ничего хорошего в дальнейшем. Простакова видит в образовании только возможность отправить сына в Петербург. Суть комедии Фонвизина в том, что автор обличает не столько невежество, а сколько моральную неполноценность героев, которая стала следствием этого невежества. Иными словами – «злонравие». Стародум строго придерживается завета отца:«имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». Таким образом, автор призывает зрителей быть прежде всего людьми, а это без образования невозможно.
Вариант 30
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский
«Шёл снег» В.Н.Соколов
8. Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|