Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологии




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

Данилова Юлия Алексеевна,

студентка 52 гр. ДФО

педагогического факультета

________________________

(подпись, дата)

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Швед Мария Войтеховна
_______________________

(подпись, дата)

 

Витебск, 2016

РЕФЕРАТ

Дипломная работа 63с., 42 источника.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ, ОПТИМИЗАЦИЯ.

Объект исследования – особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитие речи.

Предмет исследования – оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе развития творческого воображения.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность понятия «воображение»;

2. Изучить особенности развития и формирования воссоздающего и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3. Определить исходные теоретические предпосылки формирова­ния творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Выявить особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

5. Разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели и обусловленных ею задач использовался комплекс методов, включающий:

1. Логико-психологический анализ предметного содержания психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

2. Методы эмпирического поиска (Методика «На что это похоже?»; Методика «Плохое и хорошее; Методика «Несуществующее животное», Методика «Придумай рассказ»).

3. Метод эксперимента (констатирующего);

4. Количественный и качественный анализ полученных фактических данных;

5. Математические и статистические методы обработки данных исследования (G критерий знаков).

Автор работы подтверждает, что приведенный материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на и авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

 

1. Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологии........................................................….7

1.1 Понятие «воображение», виды воображения....................................7

1.2 Особенности развития воображения детей с нарушениями речи....14

1.3 Подходы к развитию творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………...19

 

2 Экспериментальное изучение особенностей воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..................................................25

2.1Методика констатирующего эксперимента…………..………...…25

2.2 Результаты и анализ полученных данных …………….…………28

 

3. Оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в процессе развития их творческого воображения.............. 36

3.1 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...36

3.2 Программа развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………….….39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…..52

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..……….55

 

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время образовательная парадигма ориентирована на развитие и реализацию творческого потенциала детей, формиро­вание творчески активной личности. Основой творчества, двигательной силой любого творческого процесса является воображение, которое в значительной степени определяет и развитие личности в целом (Л.С. Выготский, Г.Д. Кириллова, В.М. Козубовский, Я.Л. Коломинский, Ю.А. Полуянов и др.).

В ряде психолого-педагогических исследований рассматриваются вопросы изучения состояния воображения и его формирования у детей с особенностями психофизического развития (О.В. Боровик, Л.А. Зайцева, С.Ф. Левяш, И.Н. Логинова, Е.А. Медведева, Н.Г. Морозова, Н.Н. Палагина, Е.С. Слепович, Н.А. Цыпина и др.), в том
числе и у детей с нарушением речи (Н.В. Дроздова, Л.А. Зайцева, И.Н. Логинова, С.Ф. Левяш, Е.Л. Лесун и др.). Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И., Я.А. Пономорева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Особый интерес представляет исследование воображения у детей с нарушениями речи, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

Ограниченность общения со взрослыми, сверстниками лишает детей с нарушениями речи необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Именно по этой причине проблема изучения особенностей развития воображения у детей с нарушенной речью и определения педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной категории детей, приобретает особую остроту.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1.Проанализировать сущность понятия «воображение»;

2.Изучить особенности развития и формирования воссоздающего и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3.Определить исходные теоретические предпосылки формирова­ния творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

4.Выявить особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

5.Разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цели и задачи исследования определили его объект и предмет.

Объект исследования – особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитие речи.

Предмет исследования – оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе развития творческого воображения.

Для реализации поставленной цели и обусловленных ею задач использовался комплекс методов, включающий:

1. Логико-психологический анализ предметного содержания психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

2. Методы эмпирического поиска (Методика «На что это похоже»; Методика «Плохое и хорошее; Методика «Несуществующее животное», методика «Придумай рассказ»).

3. Метод эксперимента (констатирующего);

4. Количественный и качественный анализ полученных фактических данных;

5. Математические и статистические методы обработки данных исследования (G критерий знаков).

Выборка исследования: Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2015-2016 года. Эмпирической базой исследования выступили: ГУО «Специальный детский сад № 18 г. Витебска», ГУО «Детский сад № 29 г. Витебска». В исследовании участвовало 40 старших дошкольников: 20 – старших дошкольников с речевыми нарушениями, 20- старших дошкольники с нормативным развитием.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления об особенностях воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с речевыми нарушениями. Разработанные психолого-педагогической рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями являются самостоятельным и перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что учет полученных данных поможет организовать более эффективную коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Подобранный диагностический материал, разработанные психолого-педагогические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности учреждений образования.

Экономическая и социальная значимость работы: использование результатов данного исследования способствует разрешению проблемы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и оптимизации коррекции ОНР.

Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологии






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных