ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологииРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Данилова Юлия Алексеевна, студентка 52 гр. ДФО педагогического факультета ________________________ (подпись, дата)
Научный руководитель: старший преподаватель Швед Мария Войтеховна (подпись, дата)
Витебск, 2016 РЕФЕРАТ Дипломная работа 63с., 42 источника. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ВООБРАЖЕНИЕ, ВОССОЗДАЮЩЕЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ, ОПТИМИЗАЦИЯ. Объект исследования – особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитие речи. Предмет исследования – оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе развития творческого воображения. Цель исследования - теоретически обосновать и разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать сущность понятия «воображение»; 2. Изучить особенности развития и формирования воссоздающего и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 3. Определить исходные теоретические предпосылки формирования творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 4. Выявить особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 5. Разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для реализации поставленной цели и обусловленных ею задач использовался комплекс методов, включающий: 1. Логико-психологический анализ предметного содержания психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; 2. Методы эмпирического поиска (Методика «На что это похоже?»; Методика «Плохое и хорошее; Методика «Несуществующее животное», Методика «Придумай рассказ»). 3. Метод эксперимента (констатирующего); 4. Количественный и качественный анализ полученных фактических данных; 5. Математические и статистические методы обработки данных исследования (G критерий знаков). Автор работы подтверждает, что приведенный материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на и авторов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1. Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологии........................................................….7 1.1 Понятие «воображение», виды воображения....................................7 1.2 Особенности развития воображения детей с нарушениями речи....14 1.3 Подходы к развитию творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………...19
2 Экспериментальное изучение особенностей воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..................................................25 2.1Методика констатирующего эксперимента…………..………...…25 2.2 Результаты и анализ полученных данных …………….…………28
3. Оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в процессе развития их творческого воображения.............. 36 3.1 Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………...36 3.2 Программа развития творческого воображения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………….….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…..52 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..……….55
ВЕДЕНИЕ В настоящее время образовательная парадигма ориентирована на развитие и реализацию творческого потенциала детей, формирование творчески активной личности. Основой творчества, двигательной силой любого творческого процесса является воображение, которое в значительной степени определяет и развитие личности в целом (Л.С. Выготский, Г.Д. Кириллова, В.М. Козубовский, Я.Л. Коломинский, Ю.А. Полуянов и др.). В ряде психолого-педагогических исследований рассматриваются вопросы изучения состояния воображения и его формирования у детей с особенностями психофизического развития (О.В. Боровик, Л.А. Зайцева, С.Ф. Левяш, И.Н. Логинова, Е.А. Медведева, Н.Г. Морозова, Н.Н. Палагина, Е.С. Слепович, Н.А. Цыпина и др.), в том Ограниченность общения со взрослыми, сверстниками лишает детей с нарушениями речи необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Именно по этой причине проблема изучения особенностей развития воображения у детей с нарушенной речью и определения педагогических условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной категории детей, приобретает особую остроту. Цель исследования - теоретически обосновать и разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1.Проанализировать сущность понятия «воображение»; 2.Изучить особенности развития и формирования воссоздающего и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 3.Определить исходные теоретические предпосылки формирования творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 4.Выявить особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 5.Разработать коррекционно – развивающую программу по развитию творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цели и задачи исследования определили его объект и предмет. Объект исследования – особенности воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитие речи. Предмет исследования – оптимизация коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе развития творческого воображения. Для реализации поставленной цели и обусловленных ею задач использовался комплекс методов, включающий: 1. Логико-психологический анализ предметного содержания психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; 2. Методы эмпирического поиска (Методика «На что это похоже»; Методика «Плохое и хорошее; Методика «Несуществующее животное», методика «Придумай рассказ»). 3. Метод эксперимента (констатирующего); 4. Количественный и качественный анализ полученных фактических данных; 5. Математические и статистические методы обработки данных исследования (G критерий знаков). Выборка исследования: Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2015-2016 года. Эмпирической базой исследования выступили: ГУО «Специальный детский сад № 18 г. Витебска», ГУО «Детский сад № 29 г. Витебска». В исследовании участвовало 40 старших дошкольников: 20 – старших дошкольников с речевыми нарушениями, 20- старших дошкольники с нормативным развитием. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления об особенностях воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с речевыми нарушениями. Разработанные психолого-педагогической рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями являются самостоятельным и перспективным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что учет полученных данных поможет организовать более эффективную коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Подобранный диагностический материал, разработанные психолого-педагогические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности учреждений образования. Экономическая и социальная значимость работы: использование результатов данного исследования способствует разрешению проблемы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР и оптимизации коррекции ОНР. Изучение воображения детей с нарушениями речи в зарубежной и отечественной специальной психологии Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|