ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности воображения детей с нарушением речиОсобенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л.Г., Н.А. Пасынкова, Овчинникова Т.С., Глухов В.П., Кондрашов С.П., Дьякова С В., Дьяченко О.М. Калягин В.А. Ход развития детского воображения существенно связан с развитием речи. Еще в первой трети XX в. Л.С. Выготский писал о том, что при нарушении вербальной функции отмечается снижение деятельности воображения; задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения [4]. Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым. У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории. Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей [11]. В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием. Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе [11],[12]. Егорова О. В., при проведение психолого-педагогического обследования для изучения воображения у старших дошкольников с ОНР, применяла экспериментальные методики, разработанные А. А. Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И. Говоровой, М.И. Цеханской «На что похоже?», «Дорисование фигур», «Разные сказки». Полученные результаты обследования дошкольников показывают, что дети с ОНР испытывают затруднения при подборе слов, для описания того, на что похожа картинка. Им требуются наводящие и подсказывающие вопросы. Дети долго обдумывают, ждут помощи или подсказки взрослого. Эти дети дорисовывают картинку по карточке так, что получается схематичное изображение отдельного объекта. Они не могут описать свои действия и объект изображения. При пересказе дошкольники пытаются пересказать содержание рассказа, но при этом им требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов. На основании полученных данных о состоянии процесса воображения у шестилетних дошкольников с ОНР Егорова О.В. сделала вывод, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития воображения, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования [16]. Овчинникова Т.С., изучая воображение детей с ОНР по параметрам беглости, гибкости и оригинальности, экспериментально установила, что параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у таких детей гораздо ниже, чем у здоровых. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР составляет 31%, тогда как у здоровых детей — 60 % [22]. Отечественные ученые (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР: 1) снижение мотивации в деятельности; 2) снижение познавательных интересов; 3) бедный запас общих сведений об окружающем мире; 4) отсутствие целенаправленности в деятельности; 5) несформированность операционных компонентов; 6) сложность в создании воображаемой ситуации; 7) недостаточную точность предметных образов — представлений; 8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; 9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы [22]. Л. Г. Попова, Н. А. Пасынкова изучали воображение (творческое и воссоздающие) детей с ФФНР. Воссоздающее воображение у детей с ФФНР сохраняет ту же закономерность развития, что и у детей, имеющих нормальную речь, но вместе с тем выявляется и ряд отличий, прежде всего по таким критериям, как самостоятельность в ос создания рассказа, наличие связного повествования и эмоциональная насыщенность воссоздаваемого содержания. По перечисленным критериям показатели воображения детей обеих возрастных групп с нарушениями речи отстают от показателей нормально говорящих детей младшей возрастной группы. Детям с нарушениями речи при воссоздании рассказа чаще требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов. Меньшее количество высказываний детей имели характер связного повествования. Особенно значительным было отличие по критерию «эмоциональной насыщенности». Высказывания детей с нарушениями речи мало насыщены эмоциями: редко встречается качественное описание персонажей и прямая речь. Речь таких детей чаще является невыразительной. Таким образом, у детей с нарушениями речи продукты воображения по сравнению с нормально говорящими детьми являются менее четкими, яркими, мало насыщенными эмоциями. Также сохраняется возрастная динамика развития творческого воображения, аналогичная динамике нормально говорящих детей. С возрастом улучшается качество детских произведений, которые становятся более оригинальными, совершенными, лучше структурированным. По сравнению с нормально говорящими сверстниками, меньшее количество сказок детей с ФФНР имеет композицию. Они чаще воспроизводят знакомые сказки, а не сочиняют свои. У них реже встречается описание персонажей. Меньшее количество высказываний представляют собой связное повествование. Образы их воображения менее эмоциональные. Дети с ФФНР в меньшей степени овладевают приемами и средствами преобразования своих представлений, чем норма. Их сказки по содержанию являются более бедными, менее оригинальными и структурированными; образы воображения менее яркими и эмоциональными. В результате анализа материалов исследования авторами были установлены следующие особенности воображения детей с ФФНР: Развитие и воссоздающего, и творческого воображения детей с фо- нетико-фонематическими нарушениями речи протекает в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие воображения детей с нормальным речевым развитием. Но, несмотря на это, воображение детей с ФФНР несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Наиболее значимое отличие воображения у таких детей заключается в том, что его образы мало насыщены эмоциями [32]. С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка [22]. По данным О.М. Дьяченко познавательное воображение формируется к 6 годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой формой дизартрии познавательное воображение соответствует возрасту 5 лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2,5 слова из десяти, что показывает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас [22]. Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов — представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|