ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения старших дошкольников с общим недоразвитием речиПедагогические проблемы использования различных техник рисования изучали исследователи детского изобразительного творчества А. А Дмитриева, С.В.Иванникова, В А. Инжестойкова, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Н.П.Сакулина, Е.А. Флерина и др. В своих работах они раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. В настоящее время наблюдается тенденция к включению в педагогический процесс разных художественных техник изображения, раскрывающих перед детьми новые образно-пластические возможности художественных и других материалов. Данные техники способствуют воспитанию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к процессу рисования, развитию воображения, улучшению рисунков по качеству исполнения и по содержанию (Л.Б.Горунович, Н.В.Дубровская, Т.С.Комарова, С.Д.Левин, А.А.Лукашова и др.). Кравцова Е. Е., Шклярова М. В., Ильина А.А и др. рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками. В работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисование цветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник можно остановить свой выбор на следующих: монотипия, кляксография, рисование нитями. Выбор этих техник не случаен: - во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален; - во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; - в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями. Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техник изображения: Одной из простейших графических техник считается монотипия.Благодаря этой техникеоттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название — монотипия (от греческих слов monos — один, единый и typos — отпечаток). Количество красок в монотипии — любое. Важно, чтобы рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листке бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры [21]. Следующая техника - «кляксография» (по определению О.Белобрыкшиной). Начинать работу рекомендуется с более простых заданий. Воспитатель заранее готовит листы с цветными кляксами. Форма цветных пятен сама по себе должна быть необычной, вызывающей у ребенка ассоциации, желание дополнить образ. Затем можно предложить ребенку самому выполнить работу от начала и до конца. Сделать кляксу более интересной и выразительной можно путем ее раздувания. Предложите ребенку поставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю... Она побежит вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение [17]. Техника - «Цветные нитки». Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Полученное изображение можно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством, настроением [42]. При подборе и организации занятий следует опираться на следующие принципы: 1) свобода выбора ребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченность временными рамками; 3) положительное принятие результата работы. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи с помощью нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются: · активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; · развитие познавательной активности; · организация коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности; · создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики; · повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей. Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. При реализации специальной обучающих методик у детей возможно преодоление общего недоразвития речи посредством развития творчества [35], [36]. Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием нетрадиционных техник приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|