ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Результаты и анализ полученных данныхПри интерпретации данных экспериментального изучения воссоздающего воображения старших дошкольников с ОНР и старших дошкольники с нормативным развитием были получены результаты, представленные в приложениях А и Г. Рисунок 1 Процедурные показатели выполнения методики «На что похоже» старшими дошкольниками с речевыми нарушениями и детьми старшего дошкольного возраста без нарушений речи: Старшие дошкольники с речевыми нарушениями Дети старшего дошкольного возраста без нарушений речи
Изучение воссоздающего воображение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с помощью методики «На что похоже?» показало, что 60 % полностью справились с заданием, 35% - частично (из трёх предметов назвали 2), 5 % - не справились вовсе. Предметом, вызвавшим у данной категории детей наибольшие затруднения при узнавании и назывании похожих на него предметов, оказался прямоугольник (см. рисунок 1, приложение А). Например, Андрей (6 лет), задание выполнял самостоятельно. Ребёнок проявлял интерес к заданию, активность, усердие, высокую работоспособность. Ответ на вопрос предлагал сразу, назвал на одну фигуру два варианта. Владик (6 лет) нуждался в помощи экспериментатора. Затруднения вызвал треугольник, долго задумывался, о том какие предметы на него похожи. К остальным фигурам придумал предметы. Изучение воссоздающего воображение у детей старшего дошкольного возраста без нарушений речи с помощью методики «На что похоже?» показало, что 70 % полностью справились с заданием, 30% - частично (из трёх предметов назвали 2), не справившихся с заданием выявлено не было. Предмета, вызвавшего у данной категории детей наибольшие затруднения при узнавании и назывании похожих на него предметов, выявлено не было (см. рисунок 1,приложение Г). Так, испытуемая Кристина (6 лет) самостоятельно выполнила задание. Смогла выявить в геометрических фигурах схожести с предметами без помощи экспериментатора. Рисунок 2 Процентные показатели выполнения методики «Плохое или хорошие» старшими дошкольниками с речевыми нарушениями и с нормой:
Старшие дошкольники с речевыми нарушениями Дети старшего дошкольного возраста без нарушений речи
Изучение воссоздающего воображения старших дошкольников с ОНР показало, что большая часть детей справились с заданием (80 %), охарактеризовав на картинке плохой или хороший поступок, у части детей данной категории возникли трудности в характеристики поступков (15 %) и лишь один испытуемый не справился с заданием (5 %) (см. рисунок 2 приложение А). Например, Эдик (7 лет) при выполнении данного задания прибегал к помощи взрослого. Небольшие затруднения возникли при анализе картинки, на которых нарисован был мальчик, стоящий в луже. Испытуемый не смог определить, что хорошее или плохое делает персонаж на картинке (Плавать/утонуть. Жарить шашлыке). Ответы давал с помощью наводящих вопросов. Нарисованные предметы не вызвали затруднений. Была дана адекватная оценка. Изучение воссоздающего воображения старших дошкольников с нормативным развитием показало, что большинство детей справилась с заданием (85 %), охарактеризовав на картинке плохой или хороший поступок, у части испытуемых возникли трудности в характеристике поступков (15 %), не справившихся с заданием не было (см. рисунок 2 приложение Г). Например, Николай (5 лет), справился с заданием самостоятельно, отвечал на вопросы содержательно, эмоционально (Её можно пить /утонет корабль, Жарить шашлык/ может сгореть одежда, Помогают маме/ мама не купит новые ботинки). При интерпретации данных экспериментального изучения творческого воображения старших дошкольников с ОНР и нормально развивающихся старших дошкольников были получены следующие результаты. (Приложение Б, В, Д, Е) Рисунок 3 Процентные показатели выполнения методики «Несуществующие животное» старшими дошкольниками с речевыми нарушениями и детей старшего дошкольного возраста без нарушений речи:
Старшие дошкольники с речевыми нарушениями Дети старшего дошкольного возраста без нарушений речи
Изучение творческого воображения старших дошкольников с ОНР с помощью методики «Несуществующие животное» показало, что только 20% нарисовали несуществующий объект или явление, 30% - несуществующий, но уже используемый, 40 % - существующий объект и 10% испытуемых не справились с заданием (рисунок 3, приложение Б). Например, Настя (6 лет) при выполнении методики нуждалась в помощи экспериментатора. Задание выполняла с помощью экспериментатора, объясняя, что не умеет рисовать животных. Однако выполнение данного задания её увлекло, ей понравилось фантазировать. Во время рисования она стала рассказывать, какие мультфильмы смотрела, и каких персонажей видела в этих мультфильмах. Своего героя назвала Русалочкой. Саша (6 лет) не смог понять инструкции при повторных предъявлениях. Ребёнку была предоставлена помощь, но он не смог её принять. Задание выполнено не было. Изучение творческого воображения нормально развивающихся старших дошкольников с помощью методики «Несуществующие животное» показало, что только 20% нарисовали несуществующий объект или явление, 45% - несуществующий, но уже используемый, 35 % - существующий объект и 0% не справились (рисунок 3, приложение Д). Например, Ангелина (6 лет) приступила к выполнению задания с интересом. Не нуждалась в помощи исследователя. Во время рисования рассказывала о различных животных, которых видела по телевизору. После того, как закончила рисунок, придумала имя своему несуществующему животному - Слонотролль. Изучение творческого воображение детей с нарушениями речи с помощью методики «Придумай рассказ» показало, что 60% придумали рассказ на основе уже существующих объектов и явлений, 20% - не существующих объектов и явлений, но уже используемых, 10 % - не существующие объекты и явления и 10% не справились (рисунок 4, приложение В). Изучение творческого воображения нормально развивающихся старших дошкольников с помощью методики «Придумай рассказ» показало, что 33% придумали рассказ на основе уже существующих объектов и явлений, 48% - не существующих объектов и явлений, но уже используемых, 19 % - не существующие объекты и явления и 0% детей не справились (рисунок 4, приложение Е). Рисунок 4 Процентные показатели выполнения методики «Придумай рассказ» старшими дошкольниками с речевыми нарушениями:
Старшие дошкольники с речевыми нарушениями Дети старшего дошкольного возраста без нарушений речи
Изучение творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике «Придумай рассказ» показало, что большая часть придумывали рассказы простые, с уже известными героями, персонажи данных рассказов не обладали ни какими не существующими способностями; небольшая часть детей старшего дошкольного возраста с ОНР придумала рассказы на основе прочитанных книг или просмотренных мультфильмов и лишь двое испытуемых смогли в той или иной мере придумать рассказ с элементами не существующий явлений или объектов. Например, Влад (6 лет) при составлении рассказа использовал в качестве персонажа несуществующее животное, в его рассказе был использован нестандартный сюжет. Испытуемый диктовал рассказ с интересом, попросил прочитать его ему (Мышкозаяц шёл по орбите. Там он увидел огромный кувшин. Он туда забрался, потому что хотел посмотреть, есть ли там Мишка-косолапый). Изучение творческого воображения нормально развивающихся старших дошкольников по методике «Придумай рассказ» показало, что все часть испытуемые справились с заданием, придумывали рассказы простые, с уже известными героями, рассказы и эти герои не обладали ни какими не существующими способностями; большая часть испытуемых придумала рассказы на основе прочитанных книг или просмотренных мультфильмов и 4 человека смогли придумать рассказ с элементами не существующий явлений или объектов. Например, испытуемый Виктор (6 лет) выполнял задание с интересом. Описывал действия своего героя, которого нарисовал в предыдущем задании. Текст получился на основе просмотренных мультсериалов и фильмом. (Он летает по галактике, спасает своих друзей. Любит играть, иногда не слушается маму с папой). На основе результатов анализа полученных данных было выявлено три уровня развития воссоздающего и творческого воображения старших дошкольников с ОНР и нормально развивающихся старших дошкольников: 1. Оптимальный уровень развития воображения. Характеризуется правильным пониманием инструкции при первом предъявлении, самостоятельным выполнением предложенных методик без ошибок. Дети без каких-либо трудностей, за минимальный промежуток времени (30 сек.) определяли в геометрической фигуре какой-либо предмет. В процессе выполнения методики 2, где детям необходимо было определить, что плохого/хорошего можно выявить на той или иной картинке, у детей затруднений не возникло. Отвечали на вопросы содержательно, эмоционально. Во время рисования (методика 3) дети преимущественно рассказывали о различных животных, названия и поводки которых они знают из книг, по рассказам взрослых, из телепередач. После окончания рисования животного, дети придумывали имя своему несуществующему животному, с энтузиазмом рассказывали о его повадках, среде обитания, друзьях и пр. В процессе выполнения каждой методики дети почти не отвлекались, были заинтересованы в работе, активны, сопровождали свои действия словесными комментариями. Проявляли интерес к рисованию. Наблюдалась высокая работоспособность. Давали развернутые ответы на вопросы экспериментатора. 2. Средний уровень развития воображения. Дети, имеющий данный уровень развития воображения понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляет методика 3, «Не существующие животное», почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Испытуемым данной группы требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Методики 1 и 2 они выполняли частично. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, дети выполняли задание. В ходе выполнения методики 1, многие дети испытывали затруднения при установлении схожести некоторых геометрических фигур, как треугольник, прямоугольник с какими-либо предметами. При оказании помощи дети выполняли задание верно. При выполнении методики 2, «Плохое и хорошее» дети испытывают затруднения при работе с сюжетными картинками и только при помощи экспериментатора верно справлялись с заданием. Возникли трудности при рисовании животного (методика 3, «Несуществующие животное»), дети просили помочь, объясняя тем, что не умеют рисовать животных, помощь была эффективна. 3.Низкий уровень развития воображения. Характеризуется необходимостью упрощения инструкции к заданиям, многократном ее повторении, большим количеством времени на выполнение предлагаемых методик. В некоторых случаях инструкцию испытуемые не понимают, даже при многократном её предъявлении (более трех раз). При выполнении каждой методики допускались ошибки или методика не выполнялась совсем. При выполнении почти всех методик требуется помощь экспериментатора, которая является малоэффективной. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием G критерия знаков. Так как критическое значение G=4 (при р=0,01), а значение эмпирического значения G=3,5, то, согласно формуле Gэмп ≤ Gкр, полученные данные могут считаться статистически достоверными [37]. Рисунок 5 Сравнительные показатели уровней развития воссоздающего воображения старших дошкольников с ОНР и с нормой:
Рисунок 6 График уровней творческого воображения старших дошкольников с ОНР и с нормой:
Анализирую графики можно сделать вывод о том, что для большинства старших дошкольников с ОНР характерен средний уровень развития воссоздающего воображения и низкий уровень творческого воображения. Испытуемые понимали инструкцию при первом же предъявлении, исключение составляли методика «Нелепица», где почти всем детям требовалось повторное инструктирование. Таким детям требовалось больше времени на работу по каждой методики и в целом. Следует так же отметить, что всем детям предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Помощь дети принимали, она являлась эффективной, благодаря чему, они выполняли задание. Дети были не всегда активны, редко проявляли интерес к работе, давали неразвернутые ответы на вопросы экспериментатора. Рисунки не отличались оригинальностью по тематике, как и рассказы. Для большинства детей старшего дошкольного возраста без нарушений речи также характерен высокий уровень развития воссоздающего воображения и средний уровень развития творческого воображения, но качество выполнения задания заметно лучше, нежели у детей с речевыми нарушениями. Например, среди испытуемых нет детей, которые не справились с заданием, средний уровень творческого воображения детей с нормой намного выше, чем у детей с речевыми нарушениями. Испытуемые понимали инструкцию при первом же предъявлении. Таким детям не требовалось много времени на работу по каждой методики. Детям почти не предъявлялась помощь в различных вариациях: эмоциональная поддержка, наводящие вопросы, образец выполнения задания, совместное выполнение, и пр. Дети были активны, проявляли интерес к работе, пытались отвечать на вопросы экспериментатора развёрнутыми предложениями, активно беседовали. Рисунки не отличались оригинальностью по тематике, как и рассказы. Таким образом, на основании полученных данных эксперимента, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, представления о предметах оказываются неточными и неполными. Дети затрудняются в подборе предметов, являющихся похожими на ту или иною фигуру. Старшие дошкольники с ОНР испытывают затруднения при работе с сюжетными картинками, описание их кратко содержательное, не развёрнутое. В процессе выполнения заданий отмечается нарушение способности к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых. Рисунки детей данной категории отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новый рисунок. Нужно сказать, что дети испытывают большие трудности в творческих заданиях, опираясь при выполнении на образы уже существующих объектов, следовательно, воссоздающее воображение, наиболее сохранно при речевом дефекте, нежели творческое. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточный уровень развития эмоциональной сферы: затруднена дифференциация эмоциональных состояний, а так же понимание и выражение эмоций у сказочных персонажей и людей. Их речь маловыразительна, несодержательна, нарушена структура фразы, связь между предложениями, характерно наличие аграмматизмов. Отмечается тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и, в целом, медленный темп выполнения творческих заданий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|