Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ




Общие положения

Для обеспечения законности в сфере трудовых отношений системой надлежащих органов осуществляется надзор и конт­роль за соблюдением законодательства о труде. Согласно ст. 462 ТК ее составляют специально уполномоченные госу­дарственные органы.

Надзорно-контрольная деятельность - это вид правоохра­нительной деятельности государства. В процессе ее осуществ­ления специально уполномоченные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны нанимателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают на­рушенные трудовые права работников и привлекают к ответ­ственности виновных лиц.

Объектом надзора и контроля за соблюдением законода­тельства о труде являются трудовые права человека (как ин­дивидуальные, так и коллективные).

К общественным функциям, которые призваны выполнять эти органы, относятся: обеспечение'законности в трудовых пра­воотношениях, защита субъективных трудовых прав работни­ков, содействие совершенствованию организации труда и др.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства осуществляется в двух формах.

Контроль - это составная часть управленческой функции. Сущность ее заключается не только в проверке соответ­ствия деятельности подконтрольных объектов предписа­ниям нормативных актов, корректировке, даче указаний и применении санкций, но и в некотором вме­шательстве в их оперативно-хозяйственную деятель­ность, в оценке ее целесообразности и эффективности.


Основная задача контроля состоит в улучшении состояния законности на подконтрольных объектах за счет наиболее целе­сообразного применения правовых норм, принятия реальных мер как по устранению выявленных нарушений, так и их причин.

Соответственно своему назначению при осуществлении контроля государственные органы наделены административ­ными полномочиями: они принимают акты, обязательные для исполнения нанимателями, уполномоченными ими должност­ными лицами, привлекают к дисциплинарной и администра­тивной ответственности, назначают и проводят проверки, производственно-технические экспертизы, приостанавливают незаконные распоряжения и действия должностных лиц, дела­ют им предупреждения, налагают на виновных взыскания вплоть до отстранения от должности и передачи материалов в органы прокуратуры.

Процесс осуществления контроля включает следующие стадии: проверки, установления фактического состояния дел; анализа, сравнения существующего положения с требования­ми трудового законодательства; исправления и реагирования на обнаруженные нарушения.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Полномочия органов при осуществлении надзора сводятся к требованиям устранить нарушения закона. Обнаружив нару­шение, органы, осуществляющие надзорную деятельность, до­биваются их устранения, применения к виновным лицам мер воздействия путем внесения своих предложений на рассмотре­ние того органа, который правомочен решать вопросы при­влечения правонарушителей к ответственности.

На практике разграничение надзорно-контрольных орга­нов невозможно if нецелесообразно. Органы, о которых гово­рится в ст. 462 ТК, сочетают как надзорные, так и контрольные полномочия.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установле­ния и сфере применения условий труда.


При установлении условий труда осуществление надзора и контроля связано прежде всего с расширением применения ло­кального и индивидуально-договорного регулирования трудо­вых отношений. В соответствии со ст. 23 ТК условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, являются недействительными. Вместе с тем в коллективных и индивидуальных трудовых договорах могут устанавливаться условия, улучшающие положение работников.

В сфере применения установленных условий труда над-зорно-контрольная деятельность осуществляется за соответ­ствием правоприменительных документов (приказов о приеме и увольнении работника, привчечении к ответственности и др.) законодательству и локальным нормативным актам.

В каждой из названных сфер надзорно-контрольной дея­тельности следует различать предварительный, текущий и последующий надзор и контроль.

Предварительный надзор и контроль заключается в пре­дупреждении нарушений законодательства о труде, недопуще­нии принятия незаконных решений.

Цель последующего надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства состоит в выявлении уже допу­щенных нарушений и восстановлении прав работника.

Текущий надзор и контроль может быть как предвари­тельным (если соответствующее решение еще не принято), так и последующим (если решение состоялось).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных