Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и виды контроля




Контроль

Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения проблем, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления (отклонения от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменения внешней среды. Контроль дает возможность устанавливать отклонения результатов текущей деятельности от запланированных, анализировать причины этих отклонений и вырабатывать соответствующие корректирующие меры для их устранения.

Цель контроля состоит в обеспечении достижения организацией своих целей

К подфункциям контроля относятся:

1. учет состоит в сборе и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности организации и ее результатах;

2. оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонения от стандартов – плановых заданий, нормативов (подфункция – оценка);

3. анализ причин отклонения и анализ дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (подфункция – анализ);

Классификация видов контроля представлена в таблице 1

Таблица 1.

Классификация видов контроля

Признак классификации Элементы класса внутреннего контроля Содержание контроля
Форма контроля 1. Внутренний аудит. Проводятся задачи чисто контрольного характера, а также экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования. Применяется на крупных и средних предприятиях имеющих как правило усложненную оргструктуру, многочисленные филиалы, дочерние компании, разнообразные виды деятельности. Руководство предприятия стремится получать объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней.
2.Структурно-функциональная форма внутреннего контроля. Осуществление контроля непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя должно включаться в функции любого ответственного лица. Применяется в любой организации независимо от формы оргструктуры. Отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры, соответствующее их контрольным функциям.
Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля) 1. Неавтоматизированный внутренний контроль. Осуществляется без применения автоматических средств. (например плановая проверка соблюдения режима рабочего времени сотрудниками)
2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль Осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.д. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей)
3. Полностью автоматизированный внутренний контроль Осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля (например, автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа антивирусных программ)
Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контрольной деятельности) 1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го,2-го,3-го,4-го и 5-го уровней Субъекты 1-го уровня - это участники (собственники) предприятия, осуществляющие контроль непосредственно (лично) или косвенно (с помощью независимых экспертов, например внешних аудиторов);
субъекты 2-го уровня не осуществляют непосредственный контроль, но по производственной необходимости выполняют контрольные функции (например, рабочий контролирует качество работы оборудования в процессе изготовления детали);
субъекты 3-го уровня (отдел по персоналу, планово-экономический отдел и т.д.) выполняют контрольные функции для реализации своих служебных обязанностей;
субъекты 4-го уровня осуществляют контрольные и другие функции одновременно (системный администратор, бухгалтерия, административно-управленческий персонал, служба безопасности и т.д.);
субъекты 5-го уровня в своих функциональных обязанностях осуществляют только контрольные функции (члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля, сотрудники отдела внутреннего аудита и т.д.).
Функциональная направленность контроля 1. Административный контроль Оценка деятельности персонала, установление степени соответствия действий каждого работника требованиям эффективности и служебных предписаний. Необходим для объективного решения вопросов по поводу материального и морального поощрения, а также наложения взысканий и других мер административного воздействия на сотрудников.
2.Финансово-экономи­ческий контроль Дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса, уровень концентрации собственного капитала.
3. Бухгалтерский контроль Контроль за всеми осуществляемыми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.
4. Правовой контроль Осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
5. Технический контроль Комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций, проверка соблюдения технических требований к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления. Большинство контрольных операций является неотъемлемой частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую операцию.
6. Технологический контроль Технологичность – это экономичность изготовления изделия в конкретных организационно-технологических и производственных условиях и при заданных масштабах выпуска. Отработка изделий на технологичность (технологический контроль) производится на всех этапах создания конструкторской документации.
7. Кадровый контроль контроль исполнения должностных инструкций и функциональных обязанностей персонала
8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности организации защита авторских прав на изгтоавливаемую продукцию, защита информации предприятия.
Структура организации 1. Самоконтроль Контроль качества работы производится ее непосредственными исполнителями
2. Одноступенчатый контроль Контроль, осуществляемый самим исполнителем и отделом технического контроля
3. Многоступенчатый контроль Контроль, производимый несколькими структурными единицами помимо контроля исполнителя.
Источники данных контроля 1. Документальный контроль Контроль, осуществляемый по отчетным документам, актам, сверкам и т.д.
2. Фактический контроль Контроль, осуществляемый непосредственно на месте (т.е. фактическое персональное получение инфорамации контролером об объекте контроля)
3. Автоматизированный контроль использование компьютерных программ, выявляющих (вычисляющих) совпадения или отклонения от плановых показателей
Периодичность проведения контрольных мероприятий 1.Непрерывный контроль Применяемый при нестабильном технологическом процессе, когда необходимо постоянно обеспечивать количественные и качественные характеристики
2. Периодический контроль Контроль, которому подвергаются стабильные технологические процессы
3. Летучий контроль Контроль, который может осуществляться как в соответствии с планом, так и внезапно
Полнота охвата объекта контроля 1. Сплошной контроль Контроль каждой единицы продукции, который обычно осуществляется на стадии освоения продукции, когда технологический процесс еще не стабилен, а также при высоких требованиях к качеству в условиях единичного производства.
2. Выборочный контроль Контроль, основанный на статистических методах, который применяется в массовом и крупносерийном производстве, в условиях высокой трудоемкости контроля.
Время осуществления контрольных действий 1. Предварительный контроль Проводится до фактического начала работ, используется для проверки качества комплектующих изделий, сырья и материалов, идущих в производство.
2. Текущий контроль Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, выступает как учетфинансовых и материальных ресурсов, требует быстрого и постоянного поступления информации по каналу обратной связи
3. Заключительный контроль Проводится по окончании процесса или выполнения задания. Вероятность допуска ошибки здесь выше чем при текущем или предварительном контроле.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных