Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения проблем, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления (отклонения от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменения внешней среды. Контроль дает возможность устанавливать отклонения результатов текущей деятельности от запланированных, анализировать причины этих отклонений и вырабатывать соответствующие корректирующие меры для их устранения.
1. учет состоит в сборе и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности организации и ее результатах;
2. оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонения от стандартов – плановых заданий, нормативов (подфункция – оценка);
3. анализ причин отклонения и анализ дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (подфункция – анализ);
Таблица 1.
Признак классификации
| Элементы класса внутреннего контроля
| Содержание контроля
|
Форма контроля
| 1. Внутренний аудит.
| Проводятся задачи чисто контрольного характера, а также экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования. Применяется на крупных и средних предприятиях имеющих как правило усложненную оргструктуру, многочисленные филиалы, дочерние компании, разнообразные виды деятельности. Руководство предприятия стремится получать объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней.
|
2.Структурно-функциональная форма внутреннего контроля.
| Осуществление контроля непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя должно включаться в функции любого ответственного лица. Применяется в любой организации независимо от формы оргструктуры. Отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры, соответствующее их контрольным функциям.
|
Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля)
| 1. Неавтоматизированный внутренний контроль.
| Осуществляется без применения автоматических средств. (например плановая проверка соблюдения режима рабочего времени сотрудниками)
|
2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль
| Осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.д. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей)
|
3. Полностью автоматизированный внутренний контроль
| Осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля (например, автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа антивирусных программ)
|
Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контрольной деятельности)
| 1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го,2-го,3-го,4-го и 5-го уровней
| Субъекты 1-го уровня - это участники (собственники) предприятия, осуществляющие контроль непосредственно (лично) или косвенно (с помощью независимых экспертов, например внешних аудиторов);
|
субъекты 2-го уровня не осуществляют непосредственный контроль, но по производственной необходимости выполняют контрольные функции (например, рабочий контролирует качество работы оборудования в процессе изготовления детали);
|
субъекты 3-го уровня (отдел по персоналу, планово-экономический отдел и т.д.) выполняют контрольные функции для реализации своих служебных обязанностей;
|
субъекты 4-го уровня осуществляют контрольные и другие функции одновременно (системный администратор, бухгалтерия, административно-управленческий персонал, служба безопасности и т.д.);
|
субъекты 5-го уровня в своих функциональных обязанностях осуществляют только контрольные функции (члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля, сотрудники отдела внутреннего аудита и т.д.).
|
Функциональная направленность контроля
| 1. Административный контроль
| Оценка деятельности персонала, установление степени соответствия действий каждого работника требованиям эффективности и служебных предписаний. Необходим для объективного решения вопросов по поводу материального и морального поощрения, а также наложения взысканий и других мер административного воздействия на сотрудников.
|
2.Финансово-экономический контроль
| Дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса, уровень концентрации собственного капитала.
|
3. Бухгалтерский контроль
| Контроль за всеми осуществляемыми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.
|
4. Правовой контроль
| Осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.
|
5. Технический контроль
| Комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций, проверка соблюдения технических требований к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления. Большинство контрольных операций является неотъемлемой частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую операцию.
|
6. Технологический контроль
| Технологичность – это экономичность изготовления изделия в конкретных организационно-технологических и производственных условиях и при заданных масштабах выпуска. Отработка изделий на технологичность (технологический контроль) производится на всех этапах создания конструкторской документации.
|
7. Кадровый контроль
| контроль исполнения должностных инструкций и функциональных обязанностей персонала
|
8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности организации
| защита авторских прав на изгтоавливаемую продукцию, защита информации предприятия.
|
Структура организации
| 1. Самоконтроль
| Контроль качества работы производится ее непосредственными исполнителями
|
2. Одноступенчатый контроль
| Контроль, осуществляемый самим исполнителем и отделом технического контроля
|
3. Многоступенчатый контроль
| Контроль, производимый несколькими структурными единицами помимо контроля исполнителя.
|
Источники данных контроля
| 1. Документальный контроль
| Контроль, осуществляемый по отчетным документам, актам, сверкам и т.д.
|
2. Фактический контроль
| Контроль, осуществляемый непосредственно на месте (т.е. фактическое персональное получение инфорамации контролером об объекте контроля)
|
3. Автоматизированный контроль
| использование компьютерных программ, выявляющих (вычисляющих) совпадения или отклонения от плановых показателей
|
Периодичность проведения контрольных мероприятий
| 1.Непрерывный контроль
| Применяемый при нестабильном технологическом процессе, когда необходимо постоянно обеспечивать количественные и качественные характеристики
|
2. Периодический контроль
| Контроль, которому подвергаются стабильные технологические процессы
|
3. Летучий контроль
| Контроль, который может осуществляться как в соответствии с планом, так и внезапно
|
Полнота охвата объекта контроля
| 1. Сплошной контроль
| Контроль каждой единицы продукции, который обычно осуществляется на стадии освоения продукции, когда технологический процесс еще не стабилен, а также при высоких требованиях к качеству в условиях единичного производства.
|
2. Выборочный контроль
| Контроль, основанный на статистических методах, который применяется в массовом и крупносерийном производстве, в условиях высокой трудоемкости контроля.
|
Время осуществления контрольных действий
| 1. Предварительный контроль
| Проводится до фактического начала работ, используется для проверки качества комплектующих изделий, сырья и материалов, идущих в производство.
|
2. Текущий контроль
| Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ, выступает как учетфинансовых и материальных ресурсов, требует быстрого и постоянного поступления информации по каналу обратной связи
|
3. Заключительный контроль
| Проводится по окончании процесса или выполнения задания. Вероятность допуска ошибки здесь выше чем при текущем или предварительном контроле.
|