Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникационные барьеры




Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её.

Виды коммуникационных барьеров:

1. Внешние и внутренние коммуникационные барьеры.

Внешние коммуникационные барьеры связаны с существованием обстоятельств, неподвластные беседующим людям. Самый главный, практически непреодолимый барьер, это физические условия, в которых происходит общение. К подобным барьерам могут относиться – плохие внешние условия (сильные шумы, погодные аномалии, постоянные обрывы телефонной связи и так далее), то есть то, что не зависит от воли людей. В такой ситуации приходится переносить время диалога или менять место встречи.

Внутренние коммуникационные барьеры возникают по различным причинам, мешающим объективному восприятию чужой речи. Это может быть отрицательное отношение человека к собеседнику (на личной почве), к его деятельности или результатам его труда, к каким-то раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника. В таком случае, вместо объективной информации, человек пользуется стереотипами, делающими смысл сказанного ложным. Для человека, работающего с информацией, крайне важно сохранять объективность даже в самых неприятных для него условиях.

2. межличностные и организационные коммуникационные барьеры

Межличностные коммуникационные барьеры

К межличностным барьерам относятся:

· барьеры восприятия;

· семантические барьеры;

· невербальные барьеры;

· плохая обратная связь;

· неумение слушать

Организационные коммуникационные барьеры

К организационным барьерам относятся:

· искажение сообщения;

· информационная перегрузка;

· неудовлетворительная структура организации.

Барьеры восприятия – это препятствия для получения или восприятия информации одним субъектом коммуникации от другого. Возникают, когда люди реагируют не на то, что действительно происходит, а на то, что воспринимается ими как происходящее. Получатель по-своему интерпретирует сообщение отправителя в соответствии с накопленным опытом, интересами и характером. Причины:

- предвзятое отношение людей к восприятию той или иной информации (идей, знаний, норм, ценностей),

- сложившиеся негативные стереотипы восприятия информации отдельной частью населения;

- слухи; влияние лидеров мнений – представителей референтных групп (родственников, коллег, знакомых и пр.);

- принадлежность к какой-либо социальной группе с ее нравственными, культурно-эстетическими, поведенческими и другими нормами, где сложилось негативное мнение, создаваемое СМИ, рекламой конкурентов и т.п.

Семантические барьеры - трудности в процессе коммуникации вследствие несовпадения значений слов представителей различных национальных культур, профессий, социальных слоев, уровней образования. Одно и то же слово имеет несколько значений. Например, собеседники пользуются вроде бы одними и теми же знаками (в том числе словами), но для обозначения совершенно разных вещей, например: слово «команда» — это и распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников в организации. Или слово «ничего» может использоваться как отсутствие чего-либо и для обозначения, что дела идут вполне хорошо.

Семантические барьеры часто становятся проблемой для компаний, работающих в многонациональной среде. Например, General Motors, выведя на латиноамериканский рынок модель Chevi Nova, так и не дождалась ожидаемого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма установила, что слово «Nova» на испанском означает «не едет» (no va)!

Невербальные барьеры. Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%. К невербальным барьерам коммуникаций относят: визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция); акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.); тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.); ольфакторные барьеры (запахи).

Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Обмен информацией в организации можно улучшить, создав системы обратной связи, регулируя информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствующие формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывая системы сбора предложений, печатая материалы информативного характера для использования внутри организации и применяя достижения современной информационной технологии. Обратную связь можно установить также путем контроля первых результатов работы.

Неумение слушать. Считается, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.

Искажение сообщения бывает: непреднамеренное, сознательное (модификация менеджером информации в своих интересах), искажение вследствие фильтрации информации, искажение из-за несовпадения статусов, так как вышестоящий руководитель обладает правом влиять на карьеру, зарплату, поэтому подчиненные имеют тенденцию передавать только положительную информацию.

Информационная перегрузка возникает в каналах коммуникации и означает, что руководитель не в состоянии реагировать на дополнительную информацию. Есть термин «релевантная информация», то есть информация, непосредственно относящаяся к проблеме, именно такая информация должна поступать к руководителю во избежание перегрузки.

Неудовлетворительная структура организации может привести к возникновению барьеров при следующих условиях:

- чрезмерное количество звеньев и уровней управления, что приводит к росту искажений из-за фильтрации и удлинению времени прохождению информации;

- дублирование функций или низкой компетентности персонала, что способствует возникновению противоречивой информации;

- в результате конфликтов между группами людей и подразделениями возможно умышленное искажение или блокировка информации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных