ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 3: Перспективы развития систем автоматизации бухгалтерского учета в ПМР.В процессе внедрения автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета на предприятиях ПМР возникает ряд проблем. Во-первых, многие предприятия, организации нередко используют так называемую «кусочную» автоматизацию учета, которая охватывает лишь отдельные задачи учета и управления, а также разрозненные программы от различных производителей. Такой подход уже себя не оправдывает. Улучшение организации учета видится только во внедрении комплексной автоматизации учета и управления. Благодаря этому создается единая информационная среда системы управления предприятием. Информация в полном объеме сосредоточивается в централизованной базе, что способствует взаимодействию всех подразделений с системой в реальном режиме времени. Во-вторых, при «кусочной» автоматизации возможность выполнения отдельных функций работы с данными предоставляется только определенному кругу специалистов. Например, операции с проводками большей частью доступны, только сотрудникам бухгалтерии, им же отдана прерогатива отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета. Однако часто бывает, что отчеты, содержащие показатели, которые основаны на бухгалтерских данных, необходимы и другим подразделениям. И, если предприятие использует разрозненные программы, возникают естественные проблемы: специалистам приходится постоянно обращаться за получением нужных цифр в бухгалтерию. В итоге от работы отвлекаются и те и другие. При комплексной автоматизации учета управления за счет поддержки централизованной базы данных любой специалист, обладающий правом доступа к системе, может в нужное ему время самостоятельно сформировать и просмотреть требующийся отчет, документ. Разнородностью отличается и характер работы с информационной системой. Оперативная деятельность менеджеров, которые обслуживают клиентов, связана с реализацией систематических трудоемких запросов бухгалтеров. При росте объемов обрабатываемой информации увеличивается количество и повышается стоимость технического обеспечения информационной системы, становятся более строгими требования к качеству программного обеспечения. Централизация информации позволяет сократить число ошибок, связанных с ведением массивов нормативно-справочных данных. Как известно, значительная часть подразделений предприятия использует в своей работе справочники контрагентов, товарно-материальных ценностей, основных средств, сотрудников и др. Естественно, что эти справочники в каждом подразделении должны быть едиными. Однако в условиях, когда на предприятии применяются разрозненные, не связанные друг с другом программы, сотрудникам приходится одновременно вести несколько экземпляров одних и тех же справочников и постоянно заботиться об их синхронности. При внесении изменений в общий справочник на одном рабочем месте с помощью одной программы те же изменения следует вносить и на других рабочих местах. При этом автоматически перенести информацию удается не всегда, поскольку разные программы обычно используют разные форматы хранения данных. Для этого нужно повторять ручной ввод информации, что увеличивает не только объем работы, но и вероятность появления ошибок. При использовании систем комплексной автоматизации, обеспечивающих единую информационную среду всей системы управления, эта проблема даже не возникает. Общие справочники заполняются в одном экземпляре, и все вносимые в них изменения сразу становятся доступными всем пользователям. Указанные негативные моменты легко устраняются при использовании многоуровневых распределенных информационных систем. Системы, состоящие из отдельных, функционально законченных и взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМ), называются комплексными системами бухгалтерского учета. На каждом уровне управления – с низового, где происходит фиксация совершаемых хозяйственных операций, до высшего, где принимаются управленческие решения, – создаются автоматизированные рабочие места специалистов, образующие в совокупности информационную систему многоуровневой обработки информации. Данные первичного учета поступают на следующий уровень управления – в бухгалтерию предприятия, где на основании данных аналитического и синтетического учета осуществляется сводный учет затрат на производство и формируется отчетность. Здесь же располагаются автоматизированные рабочие места бухгалтеров соответствующих отделов (расчетного, финансового и др.): главного бухгалтера; экономистов, реализующих внутренний аудит; экономистов, осуществляющих учет расчетов с бюджетом по фондам, и т. д. На высшем уровне иерархии создаются автоматизированные рабочие места финансового директора, группы анализа и прогнозирования. Формирующаяся здесь информация позволяет оперативно получать сведения о хозяйственных процессах, имуществе и обязательствах предприятия. В настоящее время имеется широкий спектр автоматизированных систем для решения самых разнообразных задач, возникающих при ведении бухгалтерского учета и отчетности. Их применение существенно ускоряет выполнение учетных операций, повышает качество и точность всех процессов, что в конечном итоге обеспечивает надежную базу для принятия эффективных управленческих решений. Наиболее распространенными из них являются «1С: Бухгалтерия» (фирма «1С»), «Турбо Бухгалтер» (фирма «Диц»), «Инфо-Бухгалтер» (фирма «Информатик»), «Галактика» (корпорация «Галактика»), «БЭСТ-4», «БЭСТ - ПРО» (фирма «Интеллект-Сервис») и др. Обычно предлагаемые программные продукты достаточно однородны по составу реализуемых функций. Однако принципы их построения отличаются разнообразием. Имеются различия и в составе, и в способах предоставления разработчиками программ дополнительных услуг по внедрению, техническому и методическому сопровождению. Существенно они различаются и по стоимости программного обеспечения бухгалтерского учета. Чтобы сориентироваться в многообразии программных продуктов и сделать правильный выбор, пользователи предприятий и организаций ПМР должны знать основные показатели потребительского качества программных продуктов. Известно множество показателей, характеризующих качество разрабатываемых программ. К наиболее важным можно отнести: функциональную полноту, завершенность разработки, быстродействие, уровень требований к комплексу технических средств, возможность перенастройки на новые условия применения и работы в сети, показатель качества предоставляемой поддержки и сервиса, пользовательского интерфейса и документации, трудоемкость освоения и внедрения, требования к уровню квалификации пользователя, удобство копирования и вывода информации, наличие и качество средств защиты от несанкционированного доступа. Каждый из названных показателей в зависимости от вида программного продукта может иметь разный удельный вес и разбиваться на более мелкие составляющие. Таким образом, чтобы достичь гарантированного успеха при автоматизации бухгалтерского учета, необходимо соблюдать следующие условия: 1. система, которую выбирают, должна быть адаптируемой (т. е. ее можно приспособить для существующего бизнеса и модифицировать, если время от времени меняются внутренние и внешние условия его функционирования), хорошо документированной и легкой в использовании, иметь поддержку и сопровождение со стороны местного представительства производителя программ, которое в состоянии профессионально и в срок отвечать на все вопросы пользователя; 2. перед переходом на автоматизированную систему предприятие должно наладить систему бухгалтерского учета с ручной обработкой; 3. один из сотрудников фирмы должен нести полную ответственность за проект; 4. весь персонал, так или иначе связанный с проектом (включая даже тех, кто будет вводить данные), должен участвовать как в планировании, так и во внедрении системы; 5. директор (руководитель) фирмы обязан знать весь проект в деталях; 6. менеджер по внедрению должен определять приоритет задач и быть готовым к их поэтапному выполнению; 7. фирма должна спланировать бюджет для закупки необходимых компьютерных и программных средств в соответствии с уровнем ожидаемых результатов. Как было сказано выше, одним из факторов успешной автоматизации бухгалтерского учета является правовая поддержка автоматизированных информационных систем (АИС) бухгалтерского учета, – проблема с которой часто сталкиваются предприятия республики. Суть ее состоит в том, что корректность ведения учета требует от бухгалтера глубокого знания существующей нормативной базы. Самостоятельно отслеживать все изменения в государственном законодательстве достаточно сложно. Поэтому многие бухгалтеры и экономисты являются пользователями правовых баз данных. Производители последних постоянно следят за изменениями в нормативной базе, профессионально их аккумулируют и поставляют своим подписчикам в виде программных продуктов. Правовые базы данных – одна из важнейших составляющих фонда автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета. В ПМР отсутствуют производители таких программ, как, впрочем, и сами программы, поэтому специалистам республики приходится сталкиваться с определенными трудностями, в частности затрачивать дополнительное время на изучение изменений в законодательстве и перенастройку автоматизированной системы. Актуальной является также проблема необходимости создания единого стандарта на средства автоматизации учета. В настоящее время открывается большое количество фирм, которые занимаются изготовлением и распространением программ автоматизации бухгалтерского учета. К сожалению, их освоение – процесс достаточно сложный, поэтому при установлении на двух предприятиях, работающих в одной области, программ разных фирм много времени тратиться на переквалификацию бухгалтера. Главное, что нужно учесть при разработке стандарта – это возможность его изменения по мере совершенствования системы бухгалтерского учета и предоставление простора для улучшения программного обеспечения, чтобы не снизить конкуренцию между фирмами. Решение перечисленных проблем, несомненно, будет способствовать и значительно облегчит внедрение автоматизированных информационных систем бухгалтерского учета на приднестровских предприятиях, фирмах, организациях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|