рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные положения методики гармонического анализа тональных структур 6 ЯРПЮМХЖЮХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО ПОЛОЖЕНИЮ АККОРДЫ — "аккорды, состоящие из диатонических интервалов, но содержащие тоны, хроматически измененные [29.Ч.1.60]. Это аккорды, "которые возможны и между звуками семиступенной диатонической системы, но образуются с помощью ступеней, не входящих в данную тональность"***; то же, что и Диахроматические аккорды. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ИНТЕРВАЛЫ — интервалы, "которые снабжены знаками повышения и понижения по отношению к главному строю [29.Ч.1.72]. Это интервалы, "которые возможны и между звуками семиступенной диатонической системы, но образуются с помощью ступеней, не входящих в данную тональность"***; то же, что и Диахроматические интервалы. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ АККОРДЫ. "Аккорды..., содержащие хроматические интервалы"*** ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ ИНТЕРВАЛЫ — все интервалы, "обнимающие больше шести квинт"*** *. Это интервалы, "которые невозможны в условиях семиступенной диатоники"***. ХРОМАТИЧЕСКИЕ РЯДЫ СОЗВУЧИЙ — многоразовое перемещение различных созвучий на один и тот же интервал с привлечением хроматических звуков в качестве основных и других аккордовых тонов. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ — 78 ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — переменный лад на двенадцатиступенной звукорядной основе [55.91; 52.337]. * 92.71-72 ** 14.120-121 *** 62.140 *** * 29.Ч.1.72 ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ПРИНЦИП — 108-109 ЦВЕТНОЙ ШУМ — 8 ЦЕНТР ТОНАЛЬНЫЙ — "элемент тональной системы, который наделен свойством ведущего компонента, то есть играет доминирующую роль в функционировании всей системы. Раскрывая объем понятия "тональный центр", выделим: а) единичный тон и мелодическую группу тонов — мелодическую тонику, б) единичный консонирующий аккорд и группу аккордов (два и более) и единичный диссонирующий аккорд и группу аккордов — гармоническую тонику. Различные типы тоники могут быть объединены через главенствующий тон, если таковой может быть естественно определен"* (См. Центра техника.) ЦЕНТРА ТЕХНИКА — техника, возводимая в принцип создания целой формы на основе индивидуально избираемого центрального созвучия. В условиях диссонантной тональности главное в ней состоит в образовании и функционировании системы связи между сплошь диссонантными звуковыми элементами. Основные приемы техники центра: "повторение созвучия или возвращение к нему"; "смещение созвучия (отсюда параллелизм)"; "обращение созвучия (разного рода перестановки звуков; также инверсия и другие формы повторения)"; "варьирование созвучия в другое (произвольный контраст)"; "введение свободно-контрастного созвучия"** 111, 115, 117. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФАКТУРНАЯ — (термин Е. Назайкинского) "переключение полифонического звучания в гармоническое, и наоборот, в процессе пространственно-временного развертывания фактуры создает особого рода фактурный ритм, регулирующий восприятие целого. Мы имеем в виду такие участки формы, например, в сочинениях Веберна (ор.26, ор.27), когда реализуется принцип фактурной централизации.... Последний может быть понят не только как мелодическая централизация и тематическая централизация и другие, но и как гармоническая централизация, то есть спрессовывание в гармоническую вертикаль полифонических линий, звучащих в синхронном ритме"***. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ЗАВИСИМОСТИ — 46 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — то же, что Главный элемент структуры (см.) 111, 115, 117. * 14.121 ** 92.130-132 *** 14.222-223 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — "элемент, от которого исходит все построение высотной структуры"*.(См.: Основная модель структуры, Главный элемент, Производные элементы.) ЦЕНТРОНАПРАВЛЕННОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — (см. Тонального последования фактор). — 88 ЦЕНТРОПЕРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СИСТЕМЫ — ЦЕНТРОПОДЧИНЕНИЯ ФУНКЦИИ — 86-87 ЦЕНТРОПОСТОЯННЫЕ ФОРМЫ СИСТЕМЫ — 46 ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ — см. Старомодальная гармония, Обиходные лады, Грегорианские лады. ЦИТАТА — заимствованная тема или фрагмент, намеренно включенные в собственное сочинение композитора. В отличие от простого заимствования цитата представляет собой специальной драматургический прием, несущий важную ассоциативно-смысловую нагрузку. (См:: Коллаж, Полистилистика, Псевдоцитата.) ШУМОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — 33 ЭКМЕЛИКА — "тип системы, где звуки не имеют определенной точно фиксированной высоты. Как система в собственном смысле экмелика не применяется; она используется как прием в рамках иной системы (скользящая интонация, элементы речевого интонирования, особая исполнительская манера). Экмелику можно было бы отнести к доладовой или внеладовой формам звуковой организации, однако зафиксированное ее участие в явно ладовых формах и некоторое значение в народной и современной музыке (в частности, в джазе) делают необходимым учет ее среди ладовых явлений.... Экмелическая интервалика все равно остается интерваликой, несмотря на ее переменчивость или трудноуловимость, ибо звуки непременно выражаются какими-либо частотами колебаний, а соотношения между ними объективно являются интервалами"** "Как определенный род интервалики (пусть и вспомогательного значения) экмелика установилась в XX веке"*** ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ — 14 ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ ХРОМАТИКА — см. Хроматика энгармоническая. ЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ — 12 * 89.237; 14.131-132 ** 93.37 *** 93.117-118 нотные примеры (должен заметить, что в нижней трети страниц все примеры этой книги несколько скошены влево – это не мой фолт J)) 1. ШЕНБЕРГ. "КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ" [квартовые аккорды ] 2. САРКИСЯН. МИНИАТЮРА [квинтовые аккорды] 3. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА (1968) [смешанно-интервальные аккорды ] 4. РАВЕЛЬ. КОНЦЕРТ D-DUR, II ЧАСТЬ [(например, созвучие "c-es-e-g" может называться "двутерцовой квинтаккорд"4)] 5. AHTOHИУ."SYLLABES". I Parechesis [кластер — созвучие из секунд — "c-des-d" можно назвать "двусекунд"5] 6. БЕРГ. "ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I ["пентаккорд" или "пентаккорд квартовый (квинтовый)] 7. СТРАВИНСКИЙ. "ПЕТРУШКА", КАРТ. IV 8. МЕССИАН "ПОЛНОЧЬ: ОБРАТНАЯ И ЛИЦЕВАЯ СТОРОНЫ" ("MINUIT PILE ET FACE") 9. ШЕНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ" 10. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1(1963). III ч. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|