цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные положения методики гармонического анализа тональных структур 6 ЯРПЮМХЖЮ




ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО ПОЛОЖЕНИЮ АККОРДЫ — "ак­корды, состоящие из диатонических интервалов, но содержащие тоны, хроматически измененные [29.Ч.1.60]. Это аккорды, "которые воз­можны и между звуками семиступенной диатонической системы, но образуются с помощью ступеней, не входящих в данную тональ­ность"***; то же, что и Диахроматические аккорды.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ИНТЕРВАЛЫ — ин­тервалы, "которые снабжены знаками повышения и понижения по отношению к главному строю [29.Ч.1.72]. Это интервалы, "которые возможны и между звуками семиступенной диатонической системы, но образуются с помощью ступеней, не входящих в данную тональ­ность"***; то же, что и Диахроматические интервалы.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ АККОРДЫ. "Аккорды..., содержащие хроматические интервалы"***

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ ИНТЕРВАЛЫ — все ин­тервалы, "обнимающие больше шести квинт"*** *. Это интервалы, "ко­торые невозможны в условиях семиступенной диатоники"***.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ РЯДЫ СОЗВУЧИЙ — многоразовое перемещение различных созвучий на один и тот же интервал с привлечением хроматических звуков в качестве основных и других аккордовых тонов.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ — 78

ХРОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — переменный лад на двенадцатиступенной звукорядной основе [55.91; 52.337].

* 92.71-72

** 14.120-121

*** 62.140

*** * 29.Ч.1.72

ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ПРИН­ЦИП — 108-109

ЦВЕТНОЙ ШУМ — 8

ЦЕНТР ТОНАЛЬНЫЙ — "элемент тональной системы, который наделен свойством ведущего компонента, то есть играет доми­нирующую роль в функционировании всей системы. Раскрывая объем понятия "тональный центр", выделим: а) единичный тон и мелодиче­скую группу тонов — мелодическую тонику, б) единичный консо­нирующий аккорд и группу аккордов (два и более) и единичный диссо­нирующий аккорд и группу аккордов — гармоническую тонику. Раз­личные типы тоники могут быть объединены через главенствующий тон, если таковой может быть естественно определен"* (См. Центра техника.)

ЦЕНТРА ТЕХНИКА — техника, возводимая в принцип создания целой формы на основе индивидуально избираемого центрального со­звучия. В условиях диссонантной тональности главное в ней состоит в образовании и функционировании системы связи между сплошь диссо­нантными звуковыми элементами. Основные приемы техники центра: "повторение созвучия или возвращение к нему"; "смещение созвучия (отсюда параллелизм)"; "обращение созвучия (разного рода перестановки звуков; также инверсия и другие формы повторения)"; "варьирование созвучия в другое (произвольный контраст)"; "введе­ние свободно-контрастного созвучия"** 111, 115, 117.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ФАКТУРНАЯ — (термин Е. Назайкинско­го) "переключение полифонического звучания в гармоническое, и на­оборот, в процессе пространственно-временного развертывания фак­туры создает особого рода фактурный ритм, регулирующий восприятие целого. Мы имеем в виду такие участки формы, например, в сочинени­ях Веберна (ор.26, ор.27), когда реализуется принцип фактурной централизации.... Последний может быть понят не только как мелоди­ческая централизация и тематическая централизация и другие, но и как гармоническая централизация, то есть спрессовывание в гармоническую вертикаль полифонических линий, звучащих в синхронном ритме"***.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ЗАВИСИМОСТИ — 46

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — то же, что Главный элемент структуры (см.) 111, 115, 117.

* 14.121

** 92.130-132

*** 14.222-223

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — "элемент, от которого исходит все построение высотной структуры"*.(См.: Основная модель структуры, Главный элемент, Производные элементы.)

ЦЕНТРОНАПРАВЛЕННОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — (см. Тональ­ного последования фактор). — 88

ЦЕНТРОПЕРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СИСТЕМЫ —

ЦЕНТРОПОДЧИНЕНИЯ ФУНКЦИИ — 86-87

ЦЕНТРОПОСТОЯННЫЕ ФОРМЫ СИСТЕМЫ — 46

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ — см. Старомодальная гармония, Обиход­ные лады, Грегорианские лады.

ЦИТАТА — заимствованная тема или фрагмент, намеренно включенные в собственное сочинение композитора. В отличие от простого заимствования цитата представляет собой специальной драматургический прием, несущий важную ассоциативно-смысловую нагрузку. (См:: Коллаж, Полистилистика, Псевдоцитата.)

ШУМОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — 33

ЭКМЕЛИКА — "тип системы, где звуки не имеют определенной точно фиксированной высоты. Как система в собственном смысле экмелика не применяется; она используется как прием в рамках иной системы (скользящая интонация, элементы речевого интонирования, особая исполнительская манера). Экмелику можно было бы отнести к доладовой или внеладовой формам звуковой организации, однако за­фиксированное ее участие в явно ладовых формах и некоторое значе­ние в народной и современной музыке (в частности, в джазе) делают необходимым учет ее среди ладовых явлений.... Экмелическая ин­тервалика все равно остается интерваликой, несмотря на ее переменчивость или трудноуловимость, ибо звуки непременно выражаются какими-либо частотами колебаний, а соотношения между ними объективно являются интервалами"** "Как определенный род интервалики (пусть и вспомогательного значения) экмелика установи­лась в XX веке"***

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ — 14

ЭНГАРМОНИЧЕСКАЯ ХРОМАТИКА — см. Хроматика эн­гармоническая.

ЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ — 12

* 89.237; 14.131-132

** 93.37

*** 93.117-118

нотные примеры

(должен заметить, что в нижней трети страниц все примеры этой книги несколько скошены влево – это не мой фолт J))

1. ШЕНБЕРГ. "КАМЕРНАЯ СИМФОНИЯ" [квартовые аккорды ]

2. САРКИСЯН. МИНИАТЮРА [квинтовые аккорды]

3. ЩЕДРИН. ЗВОНЫ. 2-й КОНЦЕРТ ДЛЯ ОРКЕСТРА (1968) [смешанно-интервальные аккорды ]

4. РАВЕЛЬ. КОНЦЕРТ D-DUR, II ЧАСТЬ [(например, созвучие "c-es-e-g" может назы­ваться "двутерцовой квинтаккорд"4)]

5. AHTOHИУ."SYLLABES". I Parechesis [кластер — созвучие из секунд — "c-des-d" можно назвать "двусекунд"5]

6. БЕРГ. "ЛИРИЧЕСКАЯ СЮИТА", I ["пентаккорд" или "пентаккорд квартовый (квинтовый)]

7. СТРАВИНСКИЙ. "ПЕТРУШКА", КАРТ. IV

8. МЕССИАН "ПОЛНОЧЬ: ОБРАТНАЯ И ЛИЦЕВАЯ СТОРОНЫ" ("MINUIT PILE ET FACE")

9. ШЕНБЕРГ. "СВИДЕТЕЛЬ ИЗ ВАРШАВЫ"

10. ШНИТКЕ. СОНАТА № 1(1963). III ч.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ