рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные положения методики гармонического анализа тональных структур 3 ЯРПЮМХЖЮКОНКРЕТНОСТРУКТУРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА (или Конкретноструктурная логика) — 84 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНЫ — 13 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ — 15 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ — 13 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ — 14 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ МАТЕРИАЛА — 110 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА — 110 КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ — функции в контексте. КОНКРЕТНЫЕ ЗВУКИ — 7 КОНСТРУКТИВНО-ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы, действие которых является конструктивно-определяющим на протяжении всей структуры и распространяется на все ее элементы. КОНСТРУКТИВНО-СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы, конструктивно-определяющее действие которых распространяется только на отдельные разделы структуры, отдельные ее конструктивные уровни и элементы. КОНСТРУКТИВНОЭЛЕМЕНТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЦИП — 17 КОНСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРВАЛ — интервал, который пронизывает ткань всего сочинения или его целой части, действуя как по вертикали, так и горизонтали и принадлежит тем самым к основному материалу сочинения. (См. Конструктивный элемент.) КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — элемент, структура которого является законом для структуры других элементов. "Когда... мы говорим о конструктивном действии интервала или аккорда, мы имеем в виду особого рода гармоническую функцию данного элемента (но не тональную функцию в обычном смысле). Специфика этой особой конструктивной функции заключается в том, что ею обозначается существенный (иногда даже единственный) принцип структуры аккордов и связанное с ним ладогармоническое своеобразие гармоний со стороны ее целостной структуры"*. Конструктивные элементы — это "конструктивные единицы в гармонической структуре"**. * 85.377 ** 85.376 КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ — интервалы, самостоятельность восприятия которых возможна только при определенном текстовом их преломлении (ум. 5, ув. 4, хроматические интервалы)*. КРАСОЧНОСТЬ — 31 КРАСОЧНЫЕ (или тембровые) АККОРДЫ — 31 ЛАД — "В широком смысле слова лады — это все системы логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений. Однако практически часто бывает целесообразным дифференцировать общее понятие лады и пользоваться более узкими, специфическими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К числу наиболее важных специфических понятий относятся лады модального типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX века так же сонорные структуры, серийные структуры (додекафония) и ряд других [93.160]. См. стр. 41-44 ЛАД МОДАЛЬНЫЙ — лад, специфический признак которого есть сохранение определенного звукоряда, а не привязанность к тонике. (Будет у него определенная тоника, ясный устой или не будет — "это нисколько не мешает ему быть определенным ладом"**.) ЛАД ТОНАЛЬНЫЙ — лад, специфический признак которого привязанность к тонике сохраняется не зависимо от того — ограничивается он определенным звукорядом или нет ("мажор или минор как лад тонального типа может быть ограничен определенным звукорядом, но если такого ограничения нет, то это нисколько не мешает ему быть мажором или минором..."***. ЛАДОВАЯ СИСТЕМА — 40-41 ЛАДОВОЕ КОЛОРИРОВАНИЕ — "это кратковременное появление различных ладовых наклонений при неизменном тональном центре"*** * (см.: Многосоставный лад, Полидиатоника, Полилад, Многоплановая диатоника, Мутирующий лад). ЛАДОВЫЙ КОМПЛЕКС — 39 ЛАДОВЫЙ РЕЛЬЕФ — рельеф динамики гармонического процесса, связанного с процессуальным изменением звукорядного содержания музыкальной композиции. ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (или ЛАДОВАЯ система) — 40 * 93.139 ** 92.30 *** 92.30 *** * 27.11 ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ — система логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений, организованная на основе главного, центрального ее элемента или, короче, ладовая система, организованная на основе центрального элемента [43.378; 85.93]. ЛАДЫ ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОЗИЦИИ — см. Ограниченной транспозиции лады. ЛЕНТОЧНОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ — "выдержанное многоголосное параллельное движение"*. (См.: Дублирующие аккорды, Скользящие аккорды.) ЛИНЕАРНАЯ ГАРМОНИЯ — гармония взаимодействия различных форм линеарного движения как основного конструктивного материала звуковысотной структуры. Широко используется и в гомофонно-гармоническом стиле изложения (и в полифоническом). При этом возможны и такие случаи, когда в музыкальной ткани, организованной по линеарному принципу, не возникает даже элементов полифонического склада изложения... например, в ряде образцов с подчеркнуто аккордовой фактурой...". Широкое развитие линий голосоведения, которые представляют собой "свободное сочетание, быстрые смены типов движения... позволяет связать совершенно разнородные явления.... Линеарная гармония не лишена связей устойчивости и неустойчивости, взаимодействия центра и окружения. Но функциональные отношения здесь имеют мелодическую природу, тонические аккорды становятся метро-ритмическими упорами, к которым приводит линеарное движение"**. Смысловые (логические) свои функции линеарные аккорды (см.) заимствуют от своих прообразов. Наиболее важны здесь "соотношения исходного и конечного элементов (для проходящих аккордов), опорного и подчиненного элементов. Последнее логическое соотношение касается всех без исключения линеарных аккордов, приобретая благодаря этому основополагающее значение, хотя конкретное взаимодействие опорного и подчиненного может быть и сложным, и весьма относительным"*** (см.: Линеарность, Линеарные аккорды, Линеарные комплексы, Линеарные функции). Линеарная гармония может иметь как моноаккордовое, так и полиаккордовое решение (НЕАККОРДОВЫЕ СОЗВУЧИЯ, НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ); предполагает сочетание строго линеарных аккордовых комплексов с дублировкой мелодических голосов; часто приобретает сонорную окраску [92.182]. ЛИНЕАРНОСТЬ, линеарный — эти понятия подразумевают "независимость голоса или мелодической линии от каких бы то ни было * 72.199 ** 63.110-112, 146 *** 85.135-137 гармонических постулатов, не отменяя однако их"*. Применимы они и в полифонической композиции, где "в целом утверждают конечную обусловленность ее фактуры сплетением голосов, а не последованием отдельных аккордов и не одной только тональной связью"**, и в линеарной гармонии (см.); [36.332-356, 443-450 ]. ЛИНЕАРНЫЕ АККОРДЫ — аккорды, образуемые проходящими, вспомогательными звуками, задержаниями, предъемами, камбиатами, свободными тонами [85.133 ]. ЛИНЕАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ — "общеупотребительные типы линеарных движений (особенно такие... как поступенное движение...), которые воздействуют на слух как единые линеарные комплексы, растворяя в себе интонационную напряженность каждого составляющего их интервала"***. ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ — функции проходящих, вспомогательных элементов, задержаний, камбиат, свободных тонов. МАТЕРИАЛ СТРУКТУРЫ — 14 МАТЕРИАЛЬНОЕ РОДСТВО — 15 МАТЕРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИНЦИП — 15 МАТЕРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНЦИП — 16 МАТЕРИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ — 14 МАТЕРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — 14 МЕЖТОНАЛЬНОСТЬ — "наиболее употребительное использование внетональности. Она подразумевает тональное окружение внетональной зоны.... В современной музыке межтональность представляется в более самостоятельном значении, распространяясь на большие фазы развития. Они опираются на сложные ладовые образования — полимелодические, полигармонические и политональные и часто без определенной опоры на начальную тональность"*** *. (См.: Внетональность, Относительная ладотональная неопределенность.) МЕССИАНА ЛАДЫ — см. Ограниченной транспозиции лады, Неполно-хроматические лады. МЕСТНЫЕ ФУНКЦИИ — 91 МЕСТНЫЙ ЦЕНТР — 91 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЦИП — 17 МИКРОХРОМАТИКА (или микроинтервалика) — звуковысот- * 3.201 ** 3.201 *** 37.45 *** * 75.166-168; 27.71-72 ная организация с интервальными отношениями меньше полутона. Наиболее выразительные результаты, утонченная и гибкая интонационность, связанные со спецификой микроинтервальных связей раскрываются в условиях модальной и сонорной техник письма. ("В конечном результате микротоны, даже четвертитоны наш слух все же относит или к мелизматически прилегающим..., или, скажем, к чисто сонорным, то есть таким, где точная ступенная высота не ощущается, а слышится просто окраска того же звука, той же самой ступени, а не новая ступень. Отсюда и характер применения микрохроматики, где преобладает сонорная, а не ступенная трактовка звуков"*.) Микрохроматика может быть представлена "как род лада наряду с диатоникой и ангемитоникой"**. Основные методы письма в микрохроматике: "опевание опорного тона, устоя, переход в соседний тон..."; характеристические звукоряды (квази-лады).,.; дробные аккорды (арпеджио)...; микрохроматические интервалы и аккорды...; сужение и растягивание созвучий...; уплотненные кластеры...; соединение с широким вибрато, глиссандо, звуками особого тембра, с динамическими и артикуляционными эффектами, скрытым многоголосием и т.д. " ***. МИКСОДИАТОНИКА — "значит "смешанная диатоника", то есть интервальная структура, состоящая из сросшихся друг с другом диатонических полихордов (тетрахордов, трихордов, пентахордов и т.д.). Типичные миксодиатонические интервальные структуры — звукоряды обиходных ладов..., мелодического минора.... Сюда же должны быть отнесены интервальные системы переменно-диатонических ладов (объединений типа: d дорийский = d эолийский, при едином устое"*** *. Сращивание разнообразных диатонических полихордов в миксодиатонике приводит к включению в нее как единую систему отдельных хроматических интервалов, образующихся между одноименными ступенями (например, между си и си бемолем в обиходном звукоряде или в переменно-диатоническом дорийско-эолийском "ре"). В то же время для миксодиатоники совершенно нехарактерно использование этих интервалов при построении каких-либо мелодических ходов. Поэтому миксодиатонику нельзя просто сводить к диатонике или хроматике в качестве какой-либо из их разновидностей, а следует оценивать как особый вид ладовой системы, имеющей с ними определенное, с точки зрения ладовой выразительности, сходство, но обладающий в то же время и явной самостоятельностью с позиций родов интервальных систем (см.), то есть правом на автономное существование в качестве * 93.159 ** 92.237 *** 92.238-240 *** *93.131 исторически устойчивых форм звуковых рядов с особым интервальным соотношением отдельных своих тонов [93 ]. МНИМЫЕ АККОРДЫ — "созвучия, которые орфографически или энгармонически совпадают с каким-либо аккордом. Многие из таких созвучий образуются от тех или иных неаккордовых звуков, часто задержаний, проходящих.... Чтобы отличить мнимые аккорды от действительных, реальных, необходимо учитывать гармонические нормы данного стиля типичные для него последования функций. Например, у венских классиков IV7 и V9 обычно задержания, а не самостоятельные аккорды"*. МНОГОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ. "Это явление занимает промежуточное положение по отношению к нормативным видам одноголосия и многоголосия" и рассматривается как утолщенная мелодическая линия. Способ утолщения, как правило, различного рода дублировки: тональные, реальные, смешанные (в прямом, косвенном и противоположном движениях). Отличительным признаком при определении типа дублировки является "способ группировки голосов, составляющих утолщение, относительно друг друга и относительно главной мелодической линии комплекса"**. МНОГОПЛАНОВАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника многоплановая. МНОГОРЯДНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134 МНОГОСОСТАВНЫЕ ЛАДЫ — "это свободное объединение различных сменяющих друг друга ладообразований при наличии ясного и определенного тонального центра, функцию которого выполняет основная ладотональность"***; "быстрое чередование различных ладовых наклонений при одной тонике перестает восприниматься как ладовая переменность (то есть как смена различных ладов) и превращается во внутриладовую переменность, становясь чередованием различных элементов одного многосоставного лада"*** *. (См. Мутирующие лады.) МОДАЛИЗМЫ — "характерные мелодические и аккордовые последования, особенно ярко выявляющие специфику данного лада"*** **. МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ — гармония, возникающая в условиях модально организованной звуковысотной структуры. МОДАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ — процессуальное изменение звукорядного содержания музыкальной композиции, связанное с опре- * 62.37-38 ** 12.Гл.7 *** 59.142 *** * 85.239 *** ** 92.32 деленными формально конструктивными и образнохудожественными задачами. МОДАЛЬНАЯ ТЕХНИКА. Она "основана на применении разных, в том числе и новых модусов-рядов, которые могут быть созданы не только в области звуковысотной, но и иногда и в области длительностей, пауз, динамики и т.д."*. В отличие от серии комплекс элементов модуса в своей последовательности и в частоте появления не связан определенным порядком. "Модальная техника может быть связана с тональной как один из ее наиболее значительных обогащающих компонентов. Но, конечно, это не всегда обязательно. Сознательно исключая тональные центры можно прийти и к музыке атональной, как тематической, так и атематической"**. "Простая модальная техника опирается на использование и чередование ладов-модусов. Голоса могут проходить одновременно в разных ладах или модусах (возникает так называемая полимодальность). Гармонико-мелодическая организация композиции основывается на транспозициях лада или включает в себя модуляции из одного лада в другой, переходы в различные полимодальные построения. Отдельные лады могут быть смешаны с мажором или минором"***. МОДАЛЬНОСТЬ — принцип гармонии, берущий за основу определенный ладовый звукоряд [92.29]; "термин, описывающий ладозвукорядную основу музыкальной композиции: "модальный" — имеющий отношение к "модусу" [13.Л2.6-7]; "модальность — общая характеристика состояния звуковысотной системы, выраженного средствами ладовой организации"*** *; "область сложных и разнообразных взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и "кристаллической" сторонам музыкальной формы. Лад издавна привлекался как выразительное средство, сопутствующее принципам контраста и тождества, уподобления и обновления. При расширении ладовых ресурсов интонационное движение во времени может сопрягаться с музыкально-событийным развертыванием, с принципами музыкальной сюжетности и др. В современной музыке модальность оказывается одним из действенных средств реализации экспрессивно-драматургических функций. Общие принципы музыкальной драматургии, регулирующие движение музыкальной мысли, распространяются и на модальную организацию, создавая в лучших образцах целостный художественный образ"*** **; "это такой слой музыкально-композиционных * 33.44 ** 33.43-44 *** 33.81 **** 14.71 *** **14.95-96 средств, в котором "объективируются" различные художественные задания, разнохарактерные творческие манеры. Поскольку модальность может быть непосредственно ориентирована как на национальный, так и на авторский стиль, постольку ее ресурсы могут быть претворены как в целях своеобразного "сотворчества", так и заимствования, "подражания" [14.108-109]. МОДАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКАЯ — модальность, предполагающая в качестве основы звуковысотной структуры определенный гармонический модус (см.) и принцип его повторения, подобно тому как монодическая модальность связана со звукорядом и принципом единства на его основе. ("Музыка все время вращается в одном и том же круге созвучий, подобно тому как музыка старых ладов — в одном и том же звукоряде, то есть модально"*.) МОДАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — аккорды гармонического модуса, а также "аккорды с модальным тоном" (см.) [92.32 ]. МОДАЛЬНЫЕ МУТАЦИИ — звукорядные смены на уровне тетрахордов, трихордов, пентахордов, не всегда поддающиеся точному структурно-синтаксическому разграничению. МОДАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ — 57 МОДАЛЬНЫЙ ЛАД — см. Лад модальный. МОДАЛЬНЫЙ ТОН — "звук, отличающий данный лад от соответствующих мажора или минора"**. МОДИФИЦИРУЕМЫЙ ЛАД — лад, структура которого и звуковой состав претерпевают в процессе развития гармонической структуры определенные изменения [2.70-72 ]. МОДУС — 54; "(лат. modus — мера, образ, способ) — философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему непостоянно, а лишь в некоторых состояниях" (Кондаков Н. Логический словарь-справочник); "конкретный способ организации звуковой ткани, находящий выражение в определенной шкале звуков"***; "музыкальный модус есть целостное, конкретное по содержанию (то есть одно из множества возможных), художественно опосредованное состояние, объективируемое в музыке в различных формах, различными средствами и способами"*** *. МОДУС ГАРМОНИЧЕСКИЙ — комплекс созвучий, с которым * 93.195 ** 92.32 *** 14.71 *** * 46.242 постоянно связано все музыкальное движение, подобно тому как музыка старых ладов вращалась в одном и том же звукоряде, то есть модально. "Для функционирования гармонического модуса как фактора именно модальной гармонии необходима его абсолютность и неподвижность, то есть отсутствие тональной модуляции, которой свойственна смена ориентира, основного звукоряда, смена модуса"*. (См. Старомодальная гармония, Новомодальная гармония.) МОНОАККОРДЫ — см. Моногармонические аккорды. МОНОГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 26 МОНОРИТМИЧЕСКАЯ (или пластовая) ГАРМОНИЯ — гармония, имеющая вид дублировки звуков мелодии аккордами в тесном расположении (иногда встречается косвенное и противоположное движение) [92.105]. МОНОИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — 25 МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. На уровне музыкальной ноэтики (см.) "музыкальная композиция представляет собой упорядоченное множество элементов, находящихся в некоторой связи друг с другом... на основе элементарных факторов тождества и различия.... Дифференциация отношений между элементами имеет в основе наипростейшее различение: повторение и неповторение звуков; в том числе в различении разных пропорций смешения. Часто в этой дифференциации обнаруживается закономерность, при которой одна группа функционирует в качестве элемента, от которого исходит все построение высотной структуры"** (см. Центральный элемент, Основная модель высотной структуры, Главный элемент). МУЗЫКАЛЬНАЯ НОЭТИКА — "учение об общих законах связи.... Цель ноэтики — выяснение механизма, осуществляющего в музыке слаженность, упорядоченность, единство и взаимодействие составных частей, дающего смысловую связанность целого"***. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА — см. Система музыкальная. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — "культурно-исторически обусловленное отличительное качество музыкальных явлений, образующих ту или иную конкретную генетическую общность (творчество композитора, народа, эпохи, направления и т.д.), которое позволяет слушателю непосредственно ощущать, узнавать, определять генезис, и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, закономерно объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков" Ю.Евдокимова и * 93.195 ** 89.237 *** 89.235 Е.Назайкинский. Актуальнейшие проблемы стиля. — "Советская музыка", 1983, №8, с. 119-121. МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ — лады, сменяющие друг друга в пределах одного мелодического построения [19.26]. (См.: Переменный лад, Многосоставный лад, Полиладовый хроматический звукоряд, Ладовое колорирование, Полидиатоника, Полилад, Многоплановая диатоника, Хроматический переменный лад.) НАКЛОНЕНИЕ ЛАДА. Это понятие "выражает гармоническую окраску лада, по отношению к данной тональности"*. Благодаря конструктивным приемам в одном сочинении ладовое наклонение зависит от главенства мажорного трезвучия, в другом — от минорного, в третьем — от квартаккорда,... в шестом — от сложного аккорда, состоящего из большой терции, большой секунды и кварты... и т.д. И в каждом отдельном случае нельзя говорить о ладовой безликости, хотя эти ладообразования и не имеют ничего общего с мажором и минором. Кроме того, ладовая краска может быть составной — комплексной в одновременности или в последовательности, она может изменяться более или менее равномерно, образуя какую-то свою линию развития (см. Модальная драматургия. — Д.Ш.) и т.д. При таком понимании "ладовая окраска" трактуется как определенное единообразие гармонии, индивидуально присущее данному произведению, данной теме, данному композитору"**. НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ — 35 НЕАККОРДОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — 35 НЕВЫСОТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ — ритм, тембр, динамика и др. НЕЗАВИСИМАЯ МЕЛОДИЯ — "мелодия, в которой опорные точки хотя бы частично не совпадают со звуком остинато"***. Независимая мелодия или аккордовая последовательность связана с тем, чему противопоставляется. Однако эта связь не дополняющих друг друга элементов, но противоречащих. Сочетание противоречащих элементов образует сложные гармонические явления. Но при этом каждый из них имеет свою самостоятельную линию развития [63.116 ]. НЕОБРАТИМЫЕ РИТМЫ — 8 НЕПОЛНО-ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЛАДЫ — лады, которые "избегают определенных звуков" хроматического ряда и состоят из тонов, которые выходят за шкалу диатонических кварто-квинтовых соотношений, а также содержат определенные звуки, которые "повторяются в различных комбинациях" *** *. * 70.61 ** 85.382-383 *** 63.116 *** * 88.276 НЕСМЕЖНЫЕ ХРОМАТИЗМЫ — это хроматизмы ступеней, расположенных относительно друг друга не подряд. Например, до диез — ми бемоль [59.147 ]. НЕТОНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — 96-104 НОВОМОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ — эпоха модальной гармонии XIX — XX веков. В силу исторических причин, долгое пребывание на третьих ролях в "царстве" тональных отношений, модальная гармония этого времени вначале сохраняет тонально-функциональные методы мышления, постепенно обогащаясь специфическими ладомодальными оборотами (см. Модализмы) преимущественно диатонического, миксодиатонического (см.) типа, либо, несколько позднее, симметричного. Процесс этого обогащения имел различные "виды и пропорции удаления от традиционной тонально-функциональной гармонии: мелодический оборот с модализмом; мелодия целиком в особом ладу; гармонический оборот с модализмом; вся гармония модальна (включая и функциональную систему и нетрадиционные формы созвучий;...)... полимодальность (полиладовость)" *. (См. стр. 59) ОБИХОДНЫЕ ЛАДЫ — ладовая система, получившая широкое распространение в русской музыкальной культуре прошлых столетий; "типологически относится к древнейшим, генетически (не хронологически) более старым, чем, например, аналогичная система грегорианских ладов"; обиходные лады "ближе к самому старому ладовому типу "мелодии-модели" наподобие восточных ладов, пронесших через века принципы "мелодий-моделей", — мугамов, макамов, макомов, paг, с минимальной развитостью абстрактного мышления в сфере лада, а следовательно, и в музыке в целом. Это значит, что такой модальный звукоряд предельно слит с самой мелодией, точнее еще не выделен из синкретизма "мелоса" — "мелолада" или "ладомелодии" ("ладомелоса").... Отсутствие (тонального) тяготения к главному звуку — конечному, в попевках обиходных ладов составляет... ярко характерный признак русской ладовой системы.... Обиходные лады модального, а не тонально-аккордового типа. Поэтому и ЦЭ их — не аккорд или интервал, а прежде всего определенный звукоряд — обиходный, но ЦЭ модальных ладов — не просто гамма, а звукоряд, определенным образом структурированный. Уникальная специфическая особенность обиходного звукоряда состоит в том, что от каждой из его звукоступеней вверх и вниз всегда находится чистая кварта...". Обиходный звукоряд: g a hc d ef g ab c d. (скобками отмечены согласия). Свойства такого ЦЭ — "это прежде всего внеоктавность, квартовость строения составного звукоряда (деления на "согласия", отстоящие на кварту одно от другого)", "функциональная нетождественность (звуков одинакового названия. — Д.Ш.)", "точное повторение мелодии... во внеоктавной * 93.201 системе обиходного звукоряда — не через октаву, а через кварту. Для обозначения обиходных ладов поэтому необходимы и достаточны три... специфических термина...": большой (тетрахорд, трихорд, пентахорд, гексахорд и т.д. — главный тон на нижнем звуке каждого согласия); малый (тетрахорд, трихорд и т.д. — главный тон на среднем звуке); укошенный (тетрахорд, трихорд и т.д. — главный тон на верхнем звуке.) Коренное свойство всех обиходных ладов — переменность. Ее действие проявляется в иерархической перспективе опор: "там, где происходит остановка, чувствуется ладовая опора (местная); в конце же подпевки или строки — общая ладовая опора, устой — финалис. Но так как конечный тон не является тоникой, он не подчиняет себе все звуки.... В развернутых многочастных мелодиях образуется целая модальная "композиция" на основе чередования различных местных устоев, где допускаются модальные смены ладов"*. ОБЩЕСТВЕННО-ИНТОНИРУЕМЫЕ ФОРМЫ — 40 ОБЩЕСТРУКТУРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА (или Общеструктурная логика) — 84 ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНЫ — 13, 84-86 ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ — 15 ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ — 13, 84-86 ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ — 14 ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО МАТЕРИАЛА — 109 ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОЗИЦИИ ЛАДЫ — лады, характерной особенностью которых является деление октавы на сходные части и обусловленная этим строением неспособность к большому числу транспозиций. Они же называются "мессиановскими ладами". ОДНОВЫСОТНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ — тональности, звукоряды которых имеют не только общие звуки, но и общие ступени (не обязательно первую), то есть содержат звуки, выполняющие в них одну и ту же функцию [39.142; 57 ]. ОДНОРЯДНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134 ОДНОТЕРЦОВАЯ СИСТЕМА (или Однотерцовый лад). "Одно-терцовым мажоро-минорным ладом называется мажорный лад, обогащенный созвучиями минора, лежащего на хроматический полутон выше. А однотерцовым миноро-мажорным ладом называется минорный лад, обогащенный созвучиями мажора, лежащего на хроматический полутон ниже**. В обеих разновидностях однотерцовых ладов увеличивается, по сравнению с обычным мажором и минором, количество сту- * 93.177-184 ** 69.123-135 пеней (основных) до 11, число трезвучий до 24 и т.д. (см.: 1.167 о "равнотерцовом мажоре"; 39; 57). ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ, "Дифференциация отношений между элементами (структуры. — Д.Ш.) имеет в основе наипростейшее различение: повторение и неповторение звуков; в том числе в различении разных пропорций смешения. Часто в этой дифференциации обнаруживается закономерность, при которой одна группа функционирует в качестве элемента, от которого исходит все построение высотной структуры" *. Этот элемент называется центральным. В совокупности с примыкающими элементами он образует "главный элемент" (см.). Взаимоотношения главных складываются в микроструктуру — модель, которую можно назвать "основной моделью структуры". Вместо центрального элемента может быть "исходный" или "начальный", весьма сходный с центральным по своей функции. Элементы могут быть относительно равноправными. Сама "основная модель структуры" может быть относительно расширена или сужена [89.237]. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|