цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные положения методики гармонического анализа тональных структур 3 ЯРПЮМХЖЮ




КОНКРЕТНОСТРУКТУРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА (или Конкретноструктурная логика) — 84

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНЫ — 13

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ — 15

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ — 13

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ — 14

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ МАТЕРИАЛА — 110

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА — 110

КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИИ — функции в кон­тексте.

КОНКРЕТНЫЕ ЗВУКИ — 7

КОНСТРУКТИВНО-ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы, действие которых является конструктивно-определяющим на протя­жении всей структуры и распространяется на все ее элементы.

КОНСТРУКТИВНО-СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы, конструктивно-определяющее действие которых распрост­раняется только на отдельные разделы структуры, отдельные ее конст­руктивные уровни и элементы.

КОНСТРУКТИВНОЭЛЕМЕНТНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИН­ЦИП — 17

КОНСТРУКТИВНЫЙ ИНТЕРВАЛ — интервал, который прони­зывает ткань всего сочинения или его целой части, действуя как по вертикали, так и горизонтали и принадлежит тем самым к основному материалу сочинения. (См. Конструктивный элемент.)

КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — элемент, структура которо­го является законом для структуры других элементов. "Когда... мы говорим о конструктивном действии интервала или аккорда, мы имеем в виду особого рода гармоническую функцию данного элемента (но не тональную функцию в обычном смысле). Специфика этой особой кон­структивной функции заключается в том, что ею обозначается суще­ственный (иногда даже единственный) принцип структуры аккордов и связанное с ним ладогармоническое своеобразие гармоний со стороны ее целостной структуры"*. Конструктивные элементы — это "конст­руктивные единицы в гармонической структуре"**.

* 85.377

** 85.376

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ — интервалы, самостоя­тельность восприятия которых возможна только при определенном текстовом их преломлении (ум. 5, ув. 4, хроматические интер­валы)*.

КРАСОЧНОСТЬ — 31

КРАСОЧНЫЕ (или тембровые) АККОРДЫ — 31

ЛАД — "В широком смысле слова лады — это все системы логиче­ски связанных и функционально дифференцированных звукоотноше­ний. Однако практически часто бывает целесообразным дифференци­ровать общее понятие лады и пользоваться более узкими, специфиче­скими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К чис­лу наиболее важных специфических понятий относятся лады модаль­ного типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX века так же сонорные структуры, серийные структуры (додекафония) и ряд других [93.160]. См. стр. 41-44

ЛАД МОДАЛЬНЫЙ — лад, специфический признак которого есть сохранение определенного звукоряда, а не привязанность к тонике. (Будет у него определенная тоника, ясный устой или не будет — "это нисколько не мешает ему быть определенным ладом"**.)

ЛАД ТОНАЛЬНЫЙ — лад, специфический признак которого привязанность к тонике сохраняется не зависимо от того — ограничи­вается он определенным звукорядом или нет ("мажор или минор как лад тонального типа может быть ограничен определенным звукорядом, но если такого ограничения нет, то это нисколько не мешает ему быть мажором или минором..."***.

ЛАДОВАЯ СИСТЕМА — 40-41

ЛАДОВОЕ КОЛОРИРОВАНИЕ — "это кратковременное появле­ние различных ладовых наклонений при неизменном тональном цент­ре"*** * (см.: Многосоставный лад, Полидиатоника, Полилад, Много­плановая диатоника, Мутирующий лад).

ЛАДОВЫЙ КОМПЛЕКС — 39

ЛАДОВЫЙ РЕЛЬЕФ — рельеф динамики гармонического процес­са, связанного с процессуальным изменением звукорядного содержа­ния музыкальной композиции.

ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (или ЛАДОВАЯ сис­тема) — 40

* 93.139

** 92.30

*** 92.30

*** * 27.11

ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ — система логически связанных и функ­ционально дифференцированных звукоотношений, организованная на основе главного, центрального ее элемента или, короче, ладовая систе­ма, организованная на основе центрального элемента [43.378; 85.93].

ЛАДЫ ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОЗИЦИИ — см. Ограничен­ной транспозиции лады.

ЛЕНТОЧНОЕ ГОЛОСОВЕДЕНИЕ — "выдержанное многоголос­ное параллельное движение"*. (См.: Дублирующие аккорды, Скользя­щие аккорды.)

ЛИНЕАРНАЯ ГАРМОНИЯ — гармония взаимодействия различ­ных форм линеарного движения как основного конструктивного мате­риала звуковысотной структуры. Широко используется и в гомофонно-гармоническом стиле изложения (и в полифоническом). При этом воз­можны и такие случаи, когда в музыкальной ткани, организованной по линеарному принципу, не возникает даже элементов полифонического склада изложения... например, в ряде образцов с подчеркнуто аккор­довой фактурой...". Широкое развитие линий голосоведения, которые представляют собой "свободное сочетание, быстрые смены типов дви­жения... позволяет связать совершенно разнородные явления.... Ли­неарная гармония не лишена связей устойчивости и неустойчивости, взаимодействия центра и окружения. Но функциональные отношения здесь имеют мелодическую природу, тонические аккорды становятся метро-ритмическими упорами, к которым приводит линеарное движе­ние"**. Смысловые (логические) свои функции линеарные аккорды (см.) заимствуют от своих прообразов. Наиболее важны здесь "соотно­шения исходного и конечного элементов (для проходящих аккордов), опорного и подчиненного элементов. Последнее логическое соотноше­ние касается всех без исключения линеарных аккордов, приобретая благодаря этому основополагающее значение, хотя конкретное взаи­модействие опорного и подчиненного может быть и сложным, и весьма относительным"*** (см.: Линеарность, Линеарные аккорды, Линеарные комплексы, Линеарные функции). Линеарная гармония может иметь как моноаккордовое, так и полиаккордовое решение (НЕАККОРДО­ВЫЕ СОЗВУЧИЯ, НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ); предпола­гает сочетание строго линеарных аккордовых комплексов с дублиров­кой мелодических голосов; часто приобретает сонорную окраску [92.182].

ЛИНЕАРНОСТЬ, линеарный — эти понятия подразумевают "не­зависимость голоса или мелодической линии от каких бы то ни было

* 72.199

** 63.110-112, 146

*** 85.135-137

гармонических постулатов, не отменяя однако их"*. Применимы они и в полифонической композиции, где "в целом утверждают конечную обусловленность ее фактуры сплетением голосов, а не последованием отдельных аккордов и не одной только тональной связью"**, и в лине­арной гармонии (см.); [36.332-356, 443-450 ].

ЛИНЕАРНЫЕ АККОРДЫ — аккорды, образуемые проходящи­ми, вспомогательными звуками, задержаниями, предъемами, камбиатами, свободными тонами [85.133 ].

ЛИНЕАРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ — "общеупотребительные типы линеарных движений (особенно такие... как поступенное движение...), которые воздействуют на слух как единые линеарные комплексы, растворяя в себе интонационную напряженность каждого составляю­щего их интервала"***.

ЛИНЕАРНЫЕ ФУНКЦИИ — функции проходящих, вспомога­тельных элементов, задержаний, камбиат, свободных тонов. МАТЕРИАЛ СТРУКТУРЫ — 14

МАТЕРИАЛЬНОЕ РОДСТВО — 15

МАТЕРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИНЦИП — 15

МАТЕРИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНЦИП — 16

МАТЕРИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ — 14

МАТЕРИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — 14

МЕЖТОНАЛЬНОСТЬ — "наиболее употребительное использо­вание внетональности. Она подразумевает тональное окружение вне­тональной зоны.... В современной музыке межтональность представ­ляется в более самостоятельном значении, распространяясь на большие фазы развития. Они опираются на сложные ладовые образования — полимелодические, полигармонические и политональные и часто без определенной опоры на начальную тональность"*** *. (См.: Внетональ­ность, Относительная ладотональная неопределенность.)

МЕССИАНА ЛАДЫ — см. Ограниченной транспозиции лады, Не­полно-хроматические лады.

МЕСТНЫЕ ФУНКЦИИ — 91

МЕСТНЫЙ ЦЕНТР — 91

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЦИП — 17

МИКРОХРОМАТИКА (или микроинтервалика) — звуковысот-

* 3.201

** 3.201

*** 37.45

*** * 75.166-168; 27.71-72

ная организация с интервальными отношениями меньше полутона. Наиболее выразительные результаты, утонченная и гибкая интонаци­онность, связанные со спецификой микроинтервальных связей раскры­ваются в условиях модальной и сонорной техник письма. ("В конечном результате микротоны, даже четвертитоны наш слух все же относит или к мелизматически прилегающим..., или, скажем, к чисто сонор­ным, то есть таким, где точная ступенная высота не ощущается, а слышится просто окраска того же звука, той же самой ступени, а не новая ступень. Отсюда и характер применения микрохроматики, где преобладает сонорная, а не ступенная трактовка звуков"*.) Микрохро­матика может быть представлена "как род лада наряду с диатоникой и ангемитоникой"**. Основные методы письма в микрохроматике: "опе­вание опорного тона, устоя, переход в соседний тон..."; характе­ристические звукоряды (квази-лады).,.; дробные аккорды (арпед­жио)...; микрохроматические интервалы и аккорды...; сужение и растягивание созвучий...; уплотненные кластеры...; соединение с широким вибрато, глиссандо, звуками особого тембра, с динамиче­скими и артикуляционными эффектами, скрытым многоголосием и т.д. " ***.

МИКСОДИАТОНИКА — "значит "смешанная диатоника", то есть интервальная структура, состоящая из сросшихся друг с другом диатонических полихордов (тетрахордов, трихордов, пентахордов и т.д.). Типичные миксодиатонические интервальные структуры — зву­коряды обиходных ладов..., мелодического минора.... Сюда же должны быть отнесены интервальные системы переменно-диатонических ладов (объединений типа: d дорийский = d эолийский, при едином устое"*** *. Сращивание разнообразных диатонических полихордов в миксодиато­нике приводит к включению в нее как единую систему отдельных хроматических интервалов, образующихся между одноименными сту­пенями (например, между си и си бемолем в обиходном звукоряде или в переменно-диатоническом дорийско-эолийском "ре"). В то же время для миксодиатоники совершенно нехарактерно использование этих интервалов при построении каких-либо мелодических ходов. Поэтому миксодиатонику нельзя просто сводить к диатонике или хроматике в качестве какой-либо из их разновидностей, а следует оценивать как особый вид ладовой системы, имеющей с ними определенное, с точки зрения ладовой выразительности, сходство, но обладающий в то же время и явной самостоятельностью с позиций родов интервальных си­стем (см.), то есть правом на автономное существование в качестве

* 93.159

** 92.237

*** 92.238-240

*** *93.131

исторически устойчивых форм звуковых рядов с особым интервальным соотношением отдельных своих тонов [93 ].

МНИМЫЕ АККОРДЫ — "созвучия, которые орфографически или энгармонически совпадают с каким-либо аккордом. Многие из таких созвучий образуются от тех или иных неаккордовых звуков, часто задержаний, проходящих.... Чтобы отличить мнимые аккорды от действительных, реальных, необходимо учитывать гармонические нормы данного стиля типичные для него последования функций. На­пример, у венских классиков IV7 и V9 обычно задержания, а не само­стоятельные аккорды"*.

МНОГОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ. "Это явление занимает проме­жуточное положение по отношению к нормативным видам одноголосия и многоголосия" и рассматривается как утолщенная мелодическая ли­ния. Способ утолщения, как правило, различного рода дублировки: тональные, реальные, смешанные (в прямом, косвенном и противопо­ложном движениях). Отличительным признаком при определении ти­па дублировки является "способ группировки голосов, составляющих утолщение, относительно друг друга и относительно главной мелоди­ческой линии комплекса"**.

МНОГОПЛАНОВАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника многопла­новая.

МНОГОРЯДНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134

МНОГОСОСТАВНЫЕ ЛАДЫ — "это свободное объединение раз­личных сменяющих друг друга ладообразований при наличии ясного и определенного тонального центра, функцию которого выполняет ос­новная ладотональность"***; "быстрое чередование различных ладо­вых наклонений при одной тонике перестает восприниматься как ладо­вая переменность (то есть как смена различных ладов) и превращается во внутриладовую переменность, становясь чередованием различных элементов одного многосоставного лада"*** *. (См. Мутирующие лады.)

МОДАЛИЗМЫ — "характерные мелодические и аккордовые по­следования, особенно ярко выявляющие специфику данного лада"*** **.

МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ — гармония, возникающая в услови­ях модально организованной звуковысотной структуры.

МОДАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ — процессуальное изменение звукорядного содержания музыкальной композиции, связанное с опре-

* 62.37-38

** 12.Гл.7

*** 59.142

*** * 85.239

*** ** 92.32

деленными формально конструктивными и образнохудожественными задачами.

МОДАЛЬНАЯ ТЕХНИКА. Она "основана на применении разных, в том числе и новых модусов-рядов, которые могут быть созданы не только в области звуковысотной, но и иногда и в области длительно­стей, пауз, динамики и т.д."*. В отличие от серии комплекс элементов модуса в своей последовательности и в частоте появления не связан определенным порядком. "Модальная техника может быть связана с тональной как один из ее наиболее значительных обогащающих ком­понентов. Но, конечно, это не всегда обязательно. Сознательно исклю­чая тональные центры можно прийти и к музыке атональной, как тематической, так и атематической"**. "Простая модальная техника опирается на использование и чередование ладов-модусов. Голоса мо­гут проходить одновременно в разных ладах или модусах (возникает так называемая полимодальность). Гармонико-мелодическая органи­зация композиции основывается на транспозициях лада или включает в себя модуляции из одного лада в другой, переходы в различные полимодальные построения. Отдельные лады могут быть смешаны с мажором или минором"***.

МОДАЛЬНОСТЬ — принцип гармонии, берущий за основу оп­ределенный ладовый звукоряд [92.29]; "термин, описывающий ла­дозвукорядную основу музыкальной композиции: "модальный" — имеющий отношение к "модусу" [13.Л2.6-7]; "модальность — общая характеристика состояния звуковысотной системы, выраженного средствами ладовой организации"*** *; "область сложных и разнооб­разных взаимодействий, в целом примыкающих к процессуальной и "кристаллической" сторонам музыкальной формы. Лад издавна при­влекался как выразительное средство, сопутствующее принципам контраста и тождества, уподобления и обновления. При расширении ладовых ресурсов интонационное движение во времени может сопря­гаться с музыкально-событийным развертыванием, с принципами му­зыкальной сюжетности и др. В современной музыке модальность ока­зывается одним из действенных средств реализации экспрессивно-дра­матургических функций. Общие принципы музыкальной драматургии, регулирующие движение музыкальной мысли, распространяются и на модальную организацию, создавая в лучших образцах целостный худо­жественный образ"*** **; "это такой слой музыкально-композиционных

* 33.44

** 33.43-44

*** 33.81

**** 14.71

*** **14.95-96

средств, в котором "объективируются" различные художественные задания, разнохарактерные творческие манеры. Поскольку модаль­ность может быть непосредственно ориентирована как на националь­ный, так и на авторский стиль, постольку ее ресурсы могут быть претворены как в целях своеобразного "сотворчества", так и заимст­вования, "подражания" [14.108-109].

МОДАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКАЯ — модальность, предпола­гающая в качестве основы звуковысотной структуры определенный гармонический модус (см.) и принцип его повторения, подобно тому как монодическая модальность связана со звукорядом и принципом единства на его основе. ("Музыка все время вращается в одном и том же круге созвучий, подобно тому как музыка старых ладов — в одном и том же звукоряде, то есть модально"*.)

МОДАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — аккорды гармонического модуса, а также "аккорды с модальным тоном" (см.) [92.32 ].

МОДАЛЬНЫЕ МУТАЦИИ — звукорядные смены на уровне тет­рахордов, трихордов, пентахордов, не всегда поддающиеся точному структурно-синтаксическому разграничению.

МОДАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ — 57

МОДАЛЬНЫЙ ЛАД — см. Лад модальный.

МОДАЛЬНЫЙ ТОН — "звук, отличающий данный лад от соот­ветствующих мажора или минора"**.

МОДИФИЦИРУЕМЫЙ ЛАД — лад, структура которого и звуко­вой состав претерпевают в процессе развития гармонической структу­ры определенные изменения [2.70-72 ].

МОДУС — 54; "(лат. modus — мера, образ, способ) — философ­ский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему непо­стоянно, а лишь в некоторых состояниях" (Кондаков Н. Логический словарь-справочник); "конкретный способ организации звуковой тка­ни, находящий выражение в определенной шкале звуков"***; "музы­кальный модус есть целостное, конкретное по содержанию (то есть одно из множества возможных), художественно опосредованное состо­яние, объективируемое в музыке в различных формах, различными средствами и способами"*** *.

МОДУС ГАРМОНИЧЕСКИЙ — комплекс созвучий, с которым

* 93.195

** 92.32

*** 14.71

*** * 46.242

постоянно связано все музыкальное движение, подобно тому как музы­ка старых ладов вращалась в одном и том же звукоряде, то есть модаль­но. "Для функционирования гармонического модуса как фактора именно модальной гармонии необходима его абсолютность и неподвиж­ность, то есть отсутствие тональной модуляции, которой свойственна смена ориентира, основного звукоряда, смена модуса"*. (См. Старомо­дальная гармония, Новомодальная гармония.)

МОНОАККОРДЫ — см. Моногармонические аккорды.

МОНОГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 26

МОНОРИТМИЧЕСКАЯ (или пластовая) ГАРМОНИЯ — гармо­ния, имеющая вид дублировки звуков мелодии аккордами в тесном расположении (иногда встречается косвенное и противоположное дви­жение) [92.105].

МОНОИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — 25

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. На уровне музыкальной ноэтики (см.) "музыкальная композиция представляет собой упорядочен­ное множество элементов, находящихся в некоторой связи друг с дру­гом... на основе элементарных факторов тождества и различия.... Дифференциация отношений между элементами имеет в основе наи­простейшее различение: повторение и неповторение звуков; в том чис­ле в различении разных пропорций смешения. Часто в этой дифферен­циации обнаруживается закономерность, при которой одна группа функционирует в качестве элемента, от которого исходит все построе­ние высотной структуры"** (см. Центральный элемент, Основная мо­дель высотной структуры, Главный элемент).

МУЗЫКАЛЬНАЯ НОЭТИКА — "учение об общих законах связи.... Цель ноэтики — выяснение механизма, осуществляющего в музыке слаженность, упорядоченность, единство и взаимодействие составных частей, дающего смысловую связанность целого"***.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА — см. Система музыкальная.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ — "культурно-исторически обуслов­ленное отличительное качество музыкальных явлений, образующих ту или иную конкретную генетическую общность (творчество компо­зитора, народа, эпохи, направления и т.д.), которое позволяет слуша­телю непосредственно ощущать, узнавать, определять генезис, и про­является в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, закономерно объединенных в целостную систему вокруг ком­плекса отличительных характерных признаков" Ю.Евдокимова и

* 93.195

** 89.237

*** 89.235

Е.Назайкинский. Актуальнейшие проблемы стиля. — "Советская му­зыка", 1983, №8, с. 119-121.

МУТИРУЮЩИЕ ЛАДЫ — лады, сменяющие друг друга в преде­лах одного мелодического построения [19.26]. (См.: Переменный лад, Многосоставный лад, Полиладовый хроматический звукоряд, Ладовое колорирование, Полидиатоника, Полилад, Многоплановая диатоника, Хроматический переменный лад.)

НАКЛОНЕНИЕ ЛАДА. Это понятие "выражает гармоническую окраску лада, по отношению к данной тональности"*. Благодаря кон­структивным приемам в одном сочинении ладовое наклонение зависит от главенства мажорного трезвучия, в другом — от минорного, в треть­ем — от квартаккорда,... в шестом — от сложного аккорда, состоящего из большой терции, большой секунды и кварты... и т.д. И в каждом отдельном случае нельзя говорить о ладовой безликости, хотя эти ла­дообразования и не имеют ничего общего с мажором и минором. Кроме того, ладовая краска может быть составной — комплексной в одновремен­ности или в последовательности, она может изменяться более или менее равномерно, образуя какую-то свою линию развития (см. Модальная драматургия. — Д.Ш.) и т.д. При таком понимании "ладовая окраска" трактуется как определенное единообразие гармонии, индивидуально присущее данному произведению, данной теме, данному композитору"**.

НЕАККОРДОВЫЕ ПОЛИСОЗВУЧИЯ — 35

НЕАККОРДОВЫЕ СОЗВУЧИЯ — 35

НЕВЫСОТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ — ритм, тембр, динамика и др.

НЕЗАВИСИМАЯ МЕЛОДИЯ — "мелодия, в которой опорные точки хотя бы частично не совпадают со звуком остинато"***. Незави­симая мелодия или аккордовая последовательность связана с тем, чему противопоставляется. Однако эта связь не дополняющих друг друга элементов, но противоречащих. Сочетание противоречащих элемен­тов образует сложные гармонические явления. Но при этом каждый из них имеет свою самостоятельную линию развития [63.116 ].

НЕОБРАТИМЫЕ РИТМЫ — 8

НЕПОЛНО-ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЛАДЫ — лады, которые "избе­гают определенных звуков" хроматического ряда и состоят из тонов, которые выходят за шкалу диатонических кварто-квинтовых соотно­шений, а также содержат определенные звуки, которые "повторяются в различных комбинациях" *** *.

* 70.61

** 85.382-383

*** 63.116

*** * 88.276

НЕСМЕЖНЫЕ ХРОМАТИЗМЫ — это хроматизмы ступеней, расположенных относительно друг друга не подряд. Например, до ди­ез — ми бемоль [59.147 ].

НЕТОНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — 96-104

НОВОМОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ — эпоха модальной гармонии XIX — XX веков. В силу исторических причин, долгое пребывание на третьих ролях в "царстве" тональных отношений, модальная гармония этого времени вначале сохраняет тонально-функциональные методы мышления, постепенно обогащаясь специфическими ладомодальными оборотами (см. Модализмы) преимущественно диатонического, миксодиатонического (см.) типа, либо, несколько позднее, симметричного. Процесс этого обогащения имел различные "виды и пропорции удале­ния от традиционной тонально-функциональной гармонии: мелодиче­ский оборот с модализмом; мелодия целиком в особом ладу; гармони­ческий оборот с модализмом; вся гармония модальна (включая и фун­кциональную систему и нетрадиционные формы созвучий;...)... полимодальность (полиладовость)" *. (См. стр. 59)

ОБИХОДНЫЕ ЛАДЫ — ладовая система, получившая широкое распространение в русской музыкальной культуре прошлых столетий; "типологически относится к древнейшим, генетически (не хронологи­чески) более старым, чем, например, аналогичная система грегориан­ских ладов"; обиходные лады "ближе к самому старому ладовому типу "мелодии-модели" наподобие восточных ладов, пронесших через века принципы "мелодий-моделей", — мугамов, макамов, макомов, paг, с минимальной развитостью абстрактного мышления в сфере лада, а следовательно, и в музыке в целом. Это значит, что такой модальный звукоряд предельно слит с самой мелодией, точнее еще не выделен из синкретизма "мелоса" — "мелолада" или "ладомелодии" ("ладомелоса").... Отсутствие (тонального) тяготения к главному звуку — конеч­ному, в попевках обиходных ладов составляет... ярко характерный признак русской ладовой системы.... Обиходные лады модального, а не тонально-аккордового типа. Поэтому и ЦЭ их — не аккорд или интер­вал, а прежде всего определенный звукоряд — обиходный, но ЦЭ мо­дальных ладов — не просто гамма, а звукоряд, определенным образом структурированный. Уникальная специфическая особенность оби­ходного звукоряда состоит в том, что от каждой из его звукоступеней вверх и вниз всегда находится чистая кварта...". Обиходный звукоряд: g a hc d ef g ab c d. (скобками отмечены согласия). Свойства такого ЦЭ — "это прежде всего внеоктавность, квартовость строения состав­ного звукоряда (деления на "согласия", отстоящие на кварту одно от другого)", "функциональная нетождественность (звуков одинакового названия. — Д.Ш.)", "точное повторение мелодии... во внеоктавной

* 93.201

системе обиходного звукоряда — не через октаву, а через кварту. Для обозначения обиходных ладов поэтому необходимы и достаточны три... специфических термина...": большой (тетрахорд, трихорд, пента­хорд, гексахорд и т.д. — главный тон на нижнем звуке каждого согла­сия); малый (тетрахорд, трихорд и т.д. — главный тон на среднем звуке); укошенный (тетрахорд, трихорд и т.д. — главный тон на верх­нем звуке.) Коренное свойство всех обиходных ладов — переменность. Ее действие проявляется в иерархической перспективе опор: "там, где происходит остановка, чувствуется ладовая опора (местная); в конце же подпевки или строки — общая ладовая опора, устой — финалис. Но так как конечный тон не является тоникой, он не подчиняет себе все звуки.... В развернутых многочастных мелодиях образуется целая модальная "композиция" на основе чередования различных местных устоев, где допускаются модальные смены ладов"*.

ОБЩЕСТВЕННО-ИНТОНИРУЕМЫЕ ФОРМЫ — 40

ОБЩЕСТРУКТУРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА (или Общеструктурная логика) — 84

ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНЫ — 13, 84-86

ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ — 15

ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ — 13, 84-86

ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ — 14

ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКРЕТНОГО МАТЕРИАЛА — 109

ОГРАНИЧЕННОЙ ТРАНСПОЗИЦИИ ЛАДЫ — лады, характер­ной особенностью которых является деление октавы на сходные части и обусловленная этим строением неспособность к большому числу транспозиций. Они же называются "мессиановскими ла­дами".

ОДНОВЫСОТНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ — тональности, звукоряды которых имеют не только общие звуки, но и общие ступени (не обяза­тельно первую), то есть содержат звуки, выполняющие в них одну и ту же функцию [39.142; 57 ].

ОДНОРЯДНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134

ОДНОТЕРЦОВАЯ СИСТЕМА (или Однотерцовый лад). "Одно-терцовым мажоро-минорным ладом называется мажорный лад, обога­щенный созвучиями минора, лежащего на хроматический полутон вы­ше. А однотерцовым миноро-мажорным ладом называется минорный лад, обогащенный созвучиями мажора, лежащего на хроматический полутон ниже**. В обеих разновидностях однотерцовых ладов увеличи­вается, по сравнению с обычным мажором и минором, количество сту-

* 93.177-184

** 69.123-135

пеней (основных) до 11, число трезвучий до 24 и т.д. (см.: 1.167 о "равнотерцовом мажоре"; 39; 57).

ОСНОВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ, "Дифферен­циация отношений между элементами (структуры. — Д.Ш.) имеет в основе наипростейшее различение: повторение и неповторение звуков; в том числе в различении разных пропорций смешения. Часто в этой дифференциации обнаруживается закономерность, при которой одна группа функционирует в качестве элемента, от которого исходит все построение высотной структуры" *. Этот элемент называется централь­ным. В совокупности с примыкающими элементами он образует "глав­ный элемент" (см.). Взаимоотношения главных складываются в мик­роструктуру — модель, которую можно назвать "основной моделью структуры". Вместо центрального элемента может быть "исходный" или "начальный", весьма сходный с центральным по своей функции. Элементы могут быть относительно равноправными. Сама "основная модель структуры" может быть относительно расширена или сужена [89.237].






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ