цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные положения методики гармонического анализа тональных структур 4 ЯРПЮМХЖЮ




ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ — 110

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ — 110

ОСОБЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 47

ОСТИНАТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ - тональность, в которой ут­верждение центра, его объединяющие и другие функции связаны с простейшим приемом развития — повторением: повторением самого центра, его структуры или ее отдельных частей в структуре других высотных элементов системы — мелодических, гармонических и т.д. [90.341; 14.126].

ОСТИНАТНОСТЬ — "это любое противопоставление неизмен­ного, сохраняющего хотя бы в основном свой характер, подвижному, изменяющемуся " **.

ОСТИНАТО ГАРМОНИЧЕСКОЕ — неизменный гармонический фон, сопровождающий развитие мелодии [63. Раздел "Гармоническое остинато" ].

ОСТИНАТО ДВОЙНЫЕ — явление, возникающее при разделе­нии относительно неподвижной части вследствии ее неоднородности на два характерных элемента, имеющих свои особенности [63. Раздел "Гармоническое остинато" ].

ОСТИНАТО ПОДВИЖНОЕ — неизменно повторяющийся комп­лекс, переносимый время от времени на новую высоту [63. Раздел "Гармоническое остинато" ].

* 89.237

** 63.114

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЛАДОТОНАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕН­НОСТЬ — то же, что и Внетональность.

ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИП — 46

ПАНДИАТОНИКА — буквально "вседиатоника" или "наслоение диатонических элементов и последовательностей, приводящее к ис­пользованию всего хроматического звукоряда"*. (См.: Полиладовый хроматический звукоряд, Синтетическая диатоника, Мутирующие ла­ды, Полидиатоника, Полилад, Полиладовость.)

ПАНТОНАЛЬНОСТЬ — понятие, призванное обозначить совре­менный этап тонального мышления, так или иначе ассимилировавшего за последние 100 лет многообразные тенденции в развитии музыкаль­ного языка. "Пантональность... — это общая композиционная концеп­ция, такая же, как тональность или атональность. Ее нельзя опреде­лить посредством жесткой схемы или системы правил; постигнуть пан-тональность можно лишь путем описания ее природы и результатов исследования ее различных сторон и свойств. Пантональность — это тенденция, приближение, как тональность и атональность. Ни одно музыкальное сочинение не может служить образцом абсолютной то­нальности или абсолютной атональности; как и Пантональность, это лишь общие представления, но в таком своем качестве они не становят­ся менее реальными, ибо определяют направления музыкальной эво­люции" **. Пантональность способна "вобрать в себя любую атональ­ную мысль и сделать ее частицей собственной системы множественных тональностей. Действительно, как система переменных тоникальных соотношений, Пантональность способна придавать атональным фор­мам новое значение, превращать новые типы мелодики в новые мело­дии, новые гармонические комбинации — в выразительные средства высшего единства"***, "Если эволюция будет продолжаться в направ­лении, намеченном последними симптомами, то уже в ближайшие годы перед будущими теоретиками встанет специальная проблема — проследить изменения и новые функции различных видов серийной техники..., выступающих в рамках свободного стиля и в качестве его компонентов.... Таким образом, при всех своих принципиальных раз­личиях музыкальная практика идет к сближению противоположностей.... Здесь и выступает высшая и конечная роль пантональности как синтеза музыкальных тенденций нашего времени. Конечно в чистом виде принципы тональности и атональности несовместимы. Но если, как мы уже видели, атональность утратит догматический характер, а

* 33.96

** 51.87-88

*** 51.90

тональность разовьется до такой высокой степени, когда кадансовый цикл перестанет ставить границы выразительности и уступит место множественным тоникальным соотношениям — сталкивающимся, усиливающим и нейтрализующим друг друга, и не механизм, а дух тональности станет началом, направляющим композицию, тогда-то и сможет произойти чудесное взаимопроникновение тональности и ато­нальности под эгидой пантональности"*.

ПЕНТАТОНИКА — простейшая из интервальных систем, образо­ванных наслоением квинт (или кварт). Основной тип пентатоники — бесполутоновая (ангемитонная) пятиступенная система. Более редкие типы: полутоновая (h-c-e-f-g), смешанная (a-h-d-e-f), темперирован­ная, при которой октава делится на пять относительно равных частей, не совпадающих по величине ни с тоновыми, ни с полутоновыми ин­тервалами (индонезийский звукоряд "слендро") [93.119-121 ].

ПЕРВИЧНАЯ СВЯЗЬ — простейшее взаимодействие двух или не­скольких тонов, являющееся носителем элементарного выразительно­го значения, зародышем и первоэлементом более высоких ладовых систем.

ПЕРЕМЕННО-ОПОРНЫЕ ЛАДЫ — лады, в которых наблюдает­ся смена опоры в условиях одного и того же звукоряда [92.172] (см. Переменный лад).

ПЕРЕМЕННО-СОСТАВНЫЕ ЛАДЫ — лады, в которых наблю­дается изменение звукоряда при сохранении одной и той же опоры [92.172] (см. Полидиатоника).

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — "лад, в котором при неизменности зву­коряда тонический центр может перемещаться на разные звуки"**. Термин принадлежит Яворскому. (См.: Переменно-опорные лады, Хроматический переменный лад.)

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134-135

ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — элемент, подчиненный цент­ральному в качестве его ближайшего ладонеопорного окружения. По­нятие "периферийный элемент" (ПЭ) может быть распространено и на элементы, выполняющие роль местных центров, но являющиеся в то же время неопорными по отношению к основному центру.

ПЕРМУТАЦИЯ — 134

ПЛАГАЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — 103

ПЛОТНОСТЬ АККОРДОВ — 119

ПОБОЧНЫЙ ТОН — звук, входящий в состав структуры аккорда на правах дополнительного компонента [29.Ч.2.Гл. 2; 31; 85.37 ].

* 51.95

** 55.90

ПОЗНАНИЕ СТРУКТУРЫ — 13

ПОЛИАККОРД — комплексное созвучие, сложное единство, со­ставляющими частями которого являются субаккорды, имеющие в рамках этого единства конкретную схему взаимосвязей [14.50].

ПОЛИАККОРДИКА — "однотональная полигармония.... Возни­кает в тех случаях, когда в нижнем "этаже" имеется один басовый тон, противоречащий верхнему комплексу, (или. — Д. Ш.)... гармониче­ское образование.... Если оно не полное — в виде пустой квинты, то это "промежуточный вид", но будем относить его к полигармонии, по­скольку сама квинта ясно обрисовывает трезвучие в качестве его остова" *. "Полиаккордика — область технологии, структуры полигар­монии"**.

ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ — контрапункт, оперирующий "пластами как самостоятельными цельностями. В пол­игармонический часто превращается контрапункт удвоений, но лишь при условии, что значение частей-созвучий начинает преобладать над общей вертикальной связью. Распространенный термин "полифония пластов" удачно характеризует полигармонический контрапункт с точки зрения фактуры. В современной полигармонии полифония пла­стов может получать чрезвычайно развитые формы — от контрапункта тембросонорных образований до контрапункта двух или нескольких самостоятельных исполнительских составов многоголосно "соиграемых" тем и даже целых пьес"***.

ПОЛИГАРМОНИЯ — 26-27

ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 26, 28

ПОЛИДИАТОНИКА — термин, определяющий тип полиладовости в многоплановой организации музыкальной ткани, связанный с чередованием и вертикальным наложением различных диатонических звукорядов при одном центре [79.271-272 ]. (См.: Хроматика полидиа­тоническая.)

ПОЛИИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — 25

ПОЛИЛАД — многосоставная ладотональная система, представ­ляющая собой объединение более простых, нежели она сама, ладото­нальных систем (субладов, субтональностей), смешанных по вертика­ли и подчиненных объединяющему их центру.

ПОЛИЛАДОВОСТЬ — "однотональное вертикальное соотноше­ние разных, противоречащих друг другу ладовых образований.... Не всегда отличима от политональности,... вследствии переменности фун-

* 75; 68.16-17

** 48.39

*** 92.186-187

кции, возникающей как в гармонии, так и в мелодике"*. Это одното­нальное контрастное соотношение в одновременности "неопределенно большого числа различных ладовых элементов — частей общей много­элементной системы"**. "Полиладовость —... вид диссонанса"***. (См.: Полутоновый лад, Хроматическая система, Двенадцатиступенная си­стема, Синтетическая диатоника, Полидиатоника, Многосоставный лад.) "Это система составная, но сущность ее состоит не в суммирова­нии звукорядов, а в создании новой системы на основе составного по структуре центрального элемента — полиаккорда или иного полисо­четания"*** *. "Полиладовость складывается как средство обогащения лада разновидностями одной и той же ступени. Совмещение в одновре­менности перечащих звуков применяется и воспринимается поначалу не как проявление хроматической ладовой организации, а как сочета­ние нескольких ладовых звукорядов — разных диатоник. Такое впе­чатление подкрепляется и голосоведением в тех случаях, когда пере­чащие звуки употребляются в составе диатонических последований. Ранние образцы полиладовости содержат сочетание разновидностей лишь одной (обычно VI) ступени минора (см.: Полидиатоника, Хрома­тика микстовая, Хроматика полная. — Д.Ш.), и к XX веку их число достигает своего предела. Этим пределом становится, основанная на полной хроматической системе мажора и минора, хроматическая то­нальность. Полиладовость "растворяется" в ней, коль скоро число чис­ло ступеней хроматического лада достигает предела (двенадцати) или приближается к нему. Но в тех случаях, когда при хроматизации лада не утрачивается опора на ту или иную диатонику, остается открытым широкое поле для полиладовости, и возникающие сочетание переча­щих звуков воспринимаются именно как полиладовые эффекты"*** **.

ПОЛИЛАДОВЫЙ ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД — "звуко­ряд лада, объединяющий в пределах одной тональности много различ­ных ладовых звукорядов" *** ***. (См.: Многосоставный лад, Перемен­ный хроматический лад, Полидиатоника, Полиладовость.)

ПОЛИМЕЛОДИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 28

ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ — прохождение голосов одновременно в разных ладах или модусах в условиях модальной техники письма [33.81, 13. Л2.16]; "объединение в одновременности двух или трех сим­метричных ладов. Полимодальность — частный (курсив мой. —

* 75.169

** 85.271

*** 85.449

*** * 92.176-177

*** ** 48.26-27

*** *** 79.272

Д.Ш.) и особый вид полиладовости (которая допускает объединение любых ладов, а не только симметричных) "*.

ПОЛИСЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (или Полисерийность) — "метод сочинения с помощью двух или нескольких серий одного параметра (обычно высотного)"**.

ПОЛИСИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (или Полисистем­ность) — 69-70

ПОЛИСТИЛИСТИКА — понятие, связанное с намеренным объе­динением разностилевых элементов внутри одного сочинения. (См.: Коллаж, Аллюзия, Псевдоцитата, Цитата.)

ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ — тональная система, составляющими элементами которой являются более простые тональные единства — субтональности. "Наиболее правильным представляется понимание политональности как обострение и выдвижение на первый план харак­терного качества хроматической тональности — полиладовости"***. "Политональность представляется мне заострением полифункцио­нальности, усилением роли переменных функций в разных "пластах" созвучия, когда каждый из этих "пластов" вырастает до значения осо­бой тональности со своими основными функциями"*** *. "Термин "пол­итональность" может применяться в двух основных значениях: приема и ладовой системы. Под политональностью (как приемом. — Д.Ш.) обычно подразумевают <...> различные формы объединения то­нальностей в одновременности — от отдельных элементов, вкрап­ленных в монотональное построение, до развитой политональной ладовой системы <...>, Чтобы охарактеризовать политональность как иную, отличную от тональности ступень ладового мышления, как новую ладовую формацию, необходимо исходить не из внеш­них признаков, а из основополагающих закономерностей <...>. (В этом случае. — Д.Ш.) политональность можно определить как од­новременное сочетание нескольких тональностей, в котором каж­дая обладает функциональной автономией в рамках единой ладогар­монической системы, то есть содержит не менее двух ладовых функ­ций, при самостоятельности ведения голосов (или голоса) каждого тонального слоя"*** **; "это особый вид центрированной системы, струк­тура которой подразумевает наличие тональных подсистем, выявлен-

* 92.193

** 33.108

*** 79.281

*** * 58

*** ** 48.53-55; 32; 75

ных функциональными оборотами, модальностью, фактурной расчле­ненностью"*.

ПОЛИТОНАЛЬНОСТИ ВИДЫ —

ПОЛИТОНИКА — политональный центр, составленный из субто­ник отдельных тональностей, объединенных в политональности. Как правило, диссонантна и полигармонична. "Правда, в отдельных случа­ях (в диатонической битональности) она представлена своим простей­шим видом — септаккордом, но и в нем в условиях битонального кон­текста отчетливо выражено расслоение на два автономных компонента (консонантное трезвучие и диссонирующую с ним септиму — считая от верхнего звука вниз). Функционирование диссонантного и множе­ственного ладового центра, утверждающего сосуществование одновре­менно нескольких субтоник, соединенных в одном созвучии, составля­ет основное отличие политональности от тональности с ее единичной тоникой (в любом, даже диссонантном тоническом аккорде главенст­вует всегда один, центральный звук) "**.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ СТРУКТУРЫ — 13

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 38

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ — "прежде всего область ладоинтонационного содержания контрапунктических линий в их противопоставлении друг другу, вертикальное и горизонтальное взаимодей­ствие ладоинтонационных комплексов"***; "звуковысотная структура в полифонической ткани"*** *.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ — вертикальное сочетание раз­ных в функциональном отношении элементов [75.144 ].

ПОЛНАЯ ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — см. Хроматическая система полная.

ПОЛУТОНОВАЯ СИСТЕМА — "Искусственная система может увеличить количество своих ступеней до 12 и превратиться в сплош­ной "хроматический" звукоряд. Но это будет вовсе не хроматика в понимаемом нами смысле, а полутоновая система, которая невольно и чисто условно прибегает к альтерационным обозначениям, вследствии недостаточности существующих нотных знаков. В этом случае каждый полутон приобретает самостоятельное значение, как равно­правный член двенадцатитоновой системы звуковысотных отноше­ний. Хроматика же в настоящем смысле, как принцип дробления тонов, образовала бы четвертитоновые интервалы"*. (См.: Двенадца-

* 14.155-156

** 48.57

*** 90.70

*** * 92.184

тиступенная система, Хроматическая система, Хроматика авто­номная.)

ПОЛУТОНОВОЙ ЛАД. "Явление вводнотоновости ведет к распро­странению ощущения вводного тона на многие ступени лада, что в свою очередь влечет за собою более тонкое слуховое различение родства то­нов и включение в мажор любой тональности, принадлежащей, каза­лось ранее, далеко отстоящему строю. Естественное продолжение этого процесса — превращение тонально-нейтральной (как первобытное глиссандо) хроматической гаммы в полутоновый лад различных соста­вов" **. (См.: Полутоновая система, Двенадцатиступенная система, Хро­матическая система, Полидиатоника, Полилад, Многосоставный лад.)

ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ — "техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматических видоиз­мененных), но по своей функции уже не соответствующих альтерации, то есть применяемых свободно, практически вне подчинения первич­ной линии хроматических проходящих звуков. Образцы постальтера­ции — все сочинения Скрябина позднего периода творчества"***.

ПОСТДИАТОНИКА — то же, что Синтетическая диатоника.

ПОСТДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — 126

ПРАДИАТОНИКА — "малообъемная" диатоника, включающая менее семи ступеней [59.161 ]. (См.: о "протодиатонической системе" в работе [29.Ч.I.II].)

ПРЕДЕЛЬНО ПОНИЖЕННЫЙ ЛАД - "лад, состоящий из всех уменьшенных интервалов по отношению к тонике" *** *.

ПРИНЦИП ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ. "Принцип высотной структуры на уровне, не учитывающем свойств конкретных звуковых элементов, но предусматривающем любой из них, определяется так: образование системы отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента.... Реализация общего принципа высотной структуры происходит... уже во взаимодействии с конкретными свой­ствами применяемого в сочинении звукового материала "*** **.

ПРИНЦИП КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ — 108-109

ПРИНЦИП ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ — 108

ПРОГРЕССИИ ВЕЛИЧИН ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ — 146

ПРОГРЕССИИ ГРУПП ЗВУКОВ — 146

* 70.83

**3.346

*** 93

*** *19.34

*** ** 89.236

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ — 77

ПРОИЗВОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Они "возникают как вариации на центральный элемент (главный элемент), на его полный вид, частич­ный или, наоборот, расширенный"*. (См.: Основная модель структу­ры", Главный элемент, Центральный элемент.)

ПРОХОДЯЩЕЕ СОЗВУЧИЕ — 35

ПСЕВДОЦИТАТА — один из характерных приемов коллажной техники, предполагающий внесение композитором в собственное сочи­нение музыкальных построений, написанных им в стиле близком к сочинениям других авторов.

ПУАНТИЛИЗМ — 149

РАЗВИВАЮЩЕЙ ВАРИАЦИИ ТЕХНИКА. "Становясь главным средством развития, варьированные повторения центрального аккорда делаются более разнообразными (чем, скажем, в технике позднего Скрябина). Тем самым техника центрального созвучия приобретает характер развивающей вариации.... На повторение аккорда (или груп­пы) распространяется тематический принцип вариации, отсюда это название. Целью является получение многообразных модификаций одной и той же группы звуков (чем достигается в сложной гармонии единообразие и смысловая связность". Основные компоненты в этой технике: "1. Инвариант — ЦЭ как основное, исходное либо целевое созвучие (группа). То, что сохраняется из его структуры в процессе развития (то,что постоянно), называется константой. 2. Ряд вариан­тов-преобразований (транспозиция, перестановка, усложнение, видо­изменение и т.п.). 3. Производные и контрастные элементы (ПЭ, КЭ). 4. Определенная линия развития, идущая от более простых вариантов к усложненным и контрастным (возможно также и назад, к возвраще­нию). Развивающаяся вариация требует активного использования раз­витие плотности (аккорда, группы), соответственно ткани; тембровое и регистровое развитие, учет и развитие звучности, развитие ритма (в частности, и как средства сгущения и разрежения ткани); требуется учитывать динамику изменений и определенную ее линию; необходи­мы также четкие структурные линии, объединяющие части формы, и т.д."**.

РАЗНОПАРАМЕРТНАЯ СЕРИЙНОСТЬ — то же, что Сериальность.

РАКОХОД ИНВЕРСИИ — 134

РАКОХОД СЕРИИ — 134

РАСШИРЕННАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника расширенная.

* 89.239

** 92.159

РЕАЛЬНАЯ ДУБЛИРОВКА. Для нее характерна полная идентич­ность сочетаемых голосов: тембровая, ритмическая, интервальная. (См.: Многоголосная мелодия, Дублирующие аккорды, Скользящие аккорды.)

РЕГИСТРОВЫЙ КОЛОРИТ — 33

РИТМИЧЕСКАЯ ПЕДАЛЬ — 9

РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — 9

РИТМИЧЕСКИЕ КАНОНЫ — 9

РИФЫ — "короткие отрывистые остинатные мелодические ри­сунки, сочетания триолей и пунктиров"*.

РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СИСТЕМ. "В зависимости от тех или иных объединяемых в систему интервалов, от того или другого количе­ства звуков-ступеней в пределах октавы (изредка — какого-либо дру­гого интервала), от устанавливаемого способа гармонической связи между тонами и определенными группами тонов, возникают различ­ные типы интервальных систем и, соответственно, различные типы звукорядов. Для обобщения и классификации всех этих интервально-звукорядных структур вводится понятие рода интервальных систем <...>. Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но в отличие от лада, род говорит не о смысловых значениях (функциях) тонов и созву­чий, а только об интервальных соотношениях членов звукового ряда (в пределах данного рода может быть несколько или даже много звукоря­дов различных ладов) <...>. В отличие от строя, род — понятие не математического (акустически-числового), а музыкального порядка. По своей сущности учение о роде есть наука о строении музыкального звукоряда. Поэтому род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, как бы занимает промежуточное положение между тем и другим. В отличие от понятия лада, несущего в себе представление об эстетико-философ­ских глубинах музыкального смысла, понятие рода исчерпывается кон­кретно-звуковой сетью интервальных отношений"**. Основные роды интервальных систем: ЭКМЕЛИКА (система нестабильных высот), ПЕНТАТОНИКА (квинтовая пятиступенность — центральное поня­тие), ДИАТОНИКА (квинтовая семиступенность), МИКСОДИАТОНИКА (смешанно-диатоническая система из целых тонов и полутонов, суммирующихся в недиатонические интервалы), ГЕМИОЛИКА (сис­тема с увеличенной секундой), ХРОМАТИКА (полутоновая система), МИКРОХРОМАТИКА (система с интервалами меньше полутона). Не­основные типы интервальных систем: "неполные (например, пятиступенные, шестиступенные диатоники); во многих случаях немногозвуч­ные лады явно составляют автономную группу явлений, не позволяю-

* 92.109

** 93.115

щую трактовать их как неполные октавные (например, некоторые трех.-, четырехзвуковые лады др.), тогда они должны классифициро­ваться как олиготоники; промежуточные и смешанные либо составные (например, полутоновая пентатоника как смешение свойств диатони­ки и пентатоники), также переменные; особые (например, неполно-хроматические звукорядные системы периодико-симметричной струк­туры на основе хроматики типа гаммы тон-полутон или типа полутон-полторатона)"*, (См. Интервальные системы.)

РОТАЦИЯ — 134

СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 14

СЕГМЕНТ (или "модель серии") — звуковая группа серии.

СЕГМЕНТАЦИЯ — 135

СЕКУНДОВЫЕ ФУНКЦИИ — 102

СЕЛЕКЦИЯ — 135

СЕРИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА — 126, 141-142

СЕРИЙНАЯ СТРУКТУРА — структура, в основе которой лежит серийная техника композиции.

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА — 126

СЕРИЯ — 125

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ — лады, звукоряды которых состоят из одинаковых по интервальной структуре частей, замыкающихся при малом числе повторений. Классификация симметричных ладов по Ю.Н.Холопову [93.209-210 ]: I. Лад 2.2.... 2; II. Лад 2.1... 2.1; III. Лады: 3.1 и 2.1.1; IV. Лады: 5.1, 4.1.1, 3.2.1, 1.2.3, 3.1.1.1,2.2.1.1, 2.1.1.1 (ср. с семью ладами ограниченной транспозиции по О.Мессиану на стр. 48). "Техника симметричных ладов представляется хотя и особым, специ­альным, но все же частным видом модальной... техники; их яркость и характерность является не только достоинством, но в определенной мере также и недостатком (подобно тому, как яркость и характерность тембров некоторых инструментов способствует более скорому утомле­нию слуха ихзвучанием), к тому же ограниченность транспозиции (вследствие структурной симметрии) препятствует широте развития музыкальной мысли, если оно не выходит за пределы данной системы. Симметричные лады оказываются весьма яркими, но по своей природе малодинамичными, если их применять без смешивания с другими. Однако смешение нарушает строгую симметрию, приближая специфи­ческие ладовые системы к бесконечно многообразным видам двенадцатиступенных полных и неполных"**. Материал симметричных ладов может реализоваться в качестве основных тонов аккордов, их самих

* 93.116-117

** 88.289

(обычно сходных по своей структуре), в мелодическом звукоряде, группе (применяемой "равным образом и по вертикали и по горизон­тали, то есть и в виде аккорда, и в виде ладомелодического звукоряда"). В XIX веке использовались в основном первая и вторая из этих форм (основные тоны аккордов и мелодический звукоряд. — Д.Ш.), в XX — все три.... Художественно-образный мир, с которым большей частью связано применение симметричных ладов, — народная сказка с ее фан­тастикой..., страшная "потусторонняя" фантастика..., — хотя есть и много других эмоционально-образных сфер, менее зависимых от явной или подразумеваемой сказочности, экстраординарности.... Ладовость симметричных ладов прямолинейно апеллирует к древнейшему, силь­нейшему, но и элементарнейшему фактору — унисонно-октавному повторению.... Парадоксальным образом ладовость весьма изыскан­ных и усложненных форм смыкается здесь с ладовостью самой прими­тивной, первичной (генетически — с ладовостью стадии выделения устоя). Разумеется, что смыкание не означает тождества, и сущностное различие также достаточно велико: древнейший принцип — утвержде­ние унисона, принцип симметричных ладов — тождество октавы и деление ее на такие равные (симметричные) части, движение по кото­рым позволяет достигнуть замыкания кратчайшим путем, то есть как бы не выходя из нее, оставаясь в ней..."*. "Логика развития, не выхо­дящего за пределы данной системы, заключается в необходимости пе­реходить к ступеням, которые еще не были использованы в качестве опорных, а пределы собственно ладового развития ограничены малым числом транспозиций"**.

СИММЕТРИЯ — "периодически повторяющаяся одна и та же группа интервальных отношений"***.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника синтетиче­ская.

СИНУСОИДАЛЬНЫЕ ТОНА — 8

СИСТЕМА — "совокупность расположенных в определенном за­кономерном порядке звуковых элементов, объединенных и взаимосвя­занных принадлежностью к слагаемому или целому"*** *. Система вы­сотных отношений — частное (наряду с системой отношений между всеми компонентами сочинения) и необходимое условие существова­ния музыкального произведения как художественного целого. Естест­венно, что наличие этой системы само по себе не свидетельствует о художественной ценности сочинения. Существование системы предпо-

* 93.215-216

** 88.286

*** 93.155

*** * 89.235

лагает невозможность произвольной перегруппировки или замены ее отдельных звуковых элементов. Замена одних конкретных конструк­тивных элементов системы (первичные звуковысотные связи, реализо­ванные в виде интервалов, аккордов и других звуковых групп) други­ми, значительно отличающимися в своих свойствах от прежних ведет к качественному преобразованию всей системы высотных отношений. В некоторых "(впрочем, довольно широких) пределах замена одних элементов другими приводит лишь к количественным изменениям при сохранении прежних функциональных законов"*.

СИСТЕМА СТРУКТУРЫ — 16

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНАЯ. " Музыкальную систему в широком смысле следует понимать как совокупность логических соотношений элементов и выразительных средств музыки. Она охватывает ряд под­чиненных систем, относящихся к различным сторонам музыки, начи­ная от элементарных ладоинтонационных, ритмических и прочих вплоть до систем музыкальных форм"**.

СИСТЕМА ПОЛУТОНА — (не смешивать с понятием "полутоно­вая система"). 117

СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ — см. Интервальные системы. СКОЛЬЗЯЩИЕ АККОРДЫ — то же, что Дублирующие аккорды. СЛОЖНАЯ ТОНИКА — см. Тоника сложная.

СЛОЖНОЛАДОВАЯ СИСТЕМА РОДСТВА — это система, "в ко­торой степень родственности двух строев определяется не наличием общих аккордов, а наличием общих тонов, общих звукорядов или эле­ментов звукорядов, а также конкретным способом перехода в каждой данной модуляции. Поэтому в одном случае тритоновая или полутоно­вая модуляция может трактоваться как наиболее отдаленная, резко контрастная, в другом — как наиболее близкая, "первостепенная" — в зависимости от приемов, способов перехода. Такая взаимозависимость между способами перехода и степенями родства тональностей — новая черта современной реалистической гармонии, обусловленная новыми драматургическими задачами, новыми тенденциями в области формы. Отсюда и особая индивидуализация тональных планов. Каждое конкрет­ное тональное соотношение может быть драматургически трактовано по-разному — как остроконтрастное или тесно слитое — в зависимости от способов модуляции в каждом данном модуляционном построении"***.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ