рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные положения методики гармонического анализа тональных структур 4 ЯРПЮМХЖЮОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ — 110 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ — 110 ОСОБЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 47 ОСТИНАТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ - тональность, в которой утверждение центра, его объединяющие и другие функции связаны с простейшим приемом развития — повторением: повторением самого центра, его структуры или ее отдельных частей в структуре других высотных элементов системы — мелодических, гармонических и т.д. [90.341; 14.126]. ОСТИНАТНОСТЬ — "это любое противопоставление неизменного, сохраняющего хотя бы в основном свой характер, подвижному, изменяющемуся " **. ОСТИНАТО ГАРМОНИЧЕСКОЕ — неизменный гармонический фон, сопровождающий развитие мелодии [63. Раздел "Гармоническое остинато" ]. ОСТИНАТО ДВОЙНЫЕ — явление, возникающее при разделении относительно неподвижной части вследствии ее неоднородности на два характерных элемента, имеющих свои особенности [63. Раздел "Гармоническое остинато" ]. ОСТИНАТО ПОДВИЖНОЕ — неизменно повторяющийся комплекс, переносимый время от времени на новую высоту [63. Раздел "Гармоническое остинато" ]. * 89.237 ** 63.114 ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЛАДОТОНАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — то же, что и Внетональность. ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИП — 46 ПАНДИАТОНИКА — буквально "вседиатоника" или "наслоение диатонических элементов и последовательностей, приводящее к использованию всего хроматического звукоряда"*. (См.: Полиладовый хроматический звукоряд, Синтетическая диатоника, Мутирующие лады, Полидиатоника, Полилад, Полиладовость.) ПАНТОНАЛЬНОСТЬ — понятие, призванное обозначить современный этап тонального мышления, так или иначе ассимилировавшего за последние 100 лет многообразные тенденции в развитии музыкального языка. "Пантональность... — это общая композиционная концепция, такая же, как тональность или атональность. Ее нельзя определить посредством жесткой схемы или системы правил; постигнуть пан-тональность можно лишь путем описания ее природы и результатов исследования ее различных сторон и свойств. Пантональность — это тенденция, приближение, как тональность и атональность. Ни одно музыкальное сочинение не может служить образцом абсолютной тональности или абсолютной атональности; как и Пантональность, это лишь общие представления, но в таком своем качестве они не становятся менее реальными, ибо определяют направления музыкальной эволюции" **. Пантональность способна "вобрать в себя любую атональную мысль и сделать ее частицей собственной системы множественных тональностей. Действительно, как система переменных тоникальных соотношений, Пантональность способна придавать атональным формам новое значение, превращать новые типы мелодики в новые мелодии, новые гармонические комбинации — в выразительные средства высшего единства"***, "Если эволюция будет продолжаться в направлении, намеченном последними симптомами, то уже в ближайшие годы перед будущими теоретиками встанет специальная проблема — проследить изменения и новые функции различных видов серийной техники..., выступающих в рамках свободного стиля и в качестве его компонентов.... Таким образом, при всех своих принципиальных различиях музыкальная практика идет к сближению противоположностей.... Здесь и выступает высшая и конечная роль пантональности как синтеза музыкальных тенденций нашего времени. Конечно в чистом виде принципы тональности и атональности несовместимы. Но если, как мы уже видели, атональность утратит догматический характер, а * 33.96 ** 51.87-88 *** 51.90 тональность разовьется до такой высокой степени, когда кадансовый цикл перестанет ставить границы выразительности и уступит место множественным тоникальным соотношениям — сталкивающимся, усиливающим и нейтрализующим друг друга, и не механизм, а дух тональности станет началом, направляющим композицию, тогда-то и сможет произойти чудесное взаимопроникновение тональности и атональности под эгидой пантональности"*. ПЕНТАТОНИКА — простейшая из интервальных систем, образованных наслоением квинт (или кварт). Основной тип пентатоники — бесполутоновая (ангемитонная) пятиступенная система. Более редкие типы: полутоновая (h-c-e-f-g), смешанная (a-h-d-e-f), темперированная, при которой октава делится на пять относительно равных частей, не совпадающих по величине ни с тоновыми, ни с полутоновыми интервалами (индонезийский звукоряд "слендро") [93.119-121 ]. ПЕРВИЧНАЯ СВЯЗЬ — простейшее взаимодействие двух или нескольких тонов, являющееся носителем элементарного выразительного значения, зародышем и первоэлементом более высоких ладовых систем. ПЕРЕМЕННО-ОПОРНЫЕ ЛАДЫ — лады, в которых наблюдается смена опоры в условиях одного и того же звукоряда [92.172] (см. Переменный лад). ПЕРЕМЕННО-СОСТАВНЫЕ ЛАДЫ — лады, в которых наблюдается изменение звукоряда при сохранении одной и той же опоры [92.172] (см. Полидиатоника). ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД — "лад, в котором при неизменности звукоряда тонический центр может перемещаться на разные звуки"**. Термин принадлежит Яворскому. (См.: Переменно-опорные лады, Хроматический переменный лад.) ПЕРЕКРЕСТНАЯ ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134-135 ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — элемент, подчиненный центральному в качестве его ближайшего ладонеопорного окружения. Понятие "периферийный элемент" (ПЭ) может быть распространено и на элементы, выполняющие роль местных центров, но являющиеся в то же время неопорными по отношению к основному центру. ПЕРМУТАЦИЯ — 134 ПЛАГАЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАНИЕ — 103 ПЛОТНОСТЬ АККОРДОВ — 119 ПОБОЧНЫЙ ТОН — звук, входящий в состав структуры аккорда на правах дополнительного компонента [29.Ч.2.Гл. 2; 31; 85.37 ]. * 51.95 ** 55.90 ПОЗНАНИЕ СТРУКТУРЫ — 13 ПОЛИАККОРД — комплексное созвучие, сложное единство, составляющими частями которого являются субаккорды, имеющие в рамках этого единства конкретную схему взаимосвязей [14.50]. ПОЛИАККОРДИКА — "однотональная полигармония.... Возникает в тех случаях, когда в нижнем "этаже" имеется один басовый тон, противоречащий верхнему комплексу, (или. — Д. Ш.)... гармоническое образование.... Если оно не полное — в виде пустой квинты, то это "промежуточный вид", но будем относить его к полигармонии, поскольку сама квинта ясно обрисовывает трезвучие в качестве его остова" *. "Полиаккордика — область технологии, структуры полигармонии"**. ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЙ КОНТРАПУНКТ — контрапункт, оперирующий "пластами как самостоятельными цельностями. В полигармонический часто превращается контрапункт удвоений, но лишь при условии, что значение частей-созвучий начинает преобладать над общей вертикальной связью. Распространенный термин "полифония пластов" удачно характеризует полигармонический контрапункт с точки зрения фактуры. В современной полигармонии полифония пластов может получать чрезвычайно развитые формы — от контрапункта тембросонорных образований до контрапункта двух или нескольких самостоятельных исполнительских составов многоголосно "соиграемых" тем и даже целых пьес"***. ПОЛИГАРМОНИЯ — 26-27 ПОЛИГАРМОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 26, 28 ПОЛИДИАТОНИКА — термин, определяющий тип полиладовости в многоплановой организации музыкальной ткани, связанный с чередованием и вертикальным наложением различных диатонических звукорядов при одном центре [79.271-272 ]. (См.: Хроматика полидиатоническая.) ПОЛИИНТЕРВАЛЬНЫЕ АККОРДЫ — 25 ПОЛИЛАД — многосоставная ладотональная система, представляющая собой объединение более простых, нежели она сама, ладотональных систем (субладов, субтональностей), смешанных по вертикали и подчиненных объединяющему их центру. ПОЛИЛАДОВОСТЬ — "однотональное вертикальное соотношение разных, противоречащих друг другу ладовых образований.... Не всегда отличима от политональности,... вследствии переменности фун- * 75; 68.16-17 ** 48.39 *** 92.186-187 кции, возникающей как в гармонии, так и в мелодике"*. Это однотональное контрастное соотношение в одновременности "неопределенно большого числа различных ладовых элементов — частей общей многоэлементной системы"**. "Полиладовость —... вид диссонанса"***. (См.: Полутоновый лад, Хроматическая система, Двенадцатиступенная система, Синтетическая диатоника, Полидиатоника, Многосоставный лад.) "Это система составная, но сущность ее состоит не в суммировании звукорядов, а в создании новой системы на основе составного по структуре центрального элемента — полиаккорда или иного полисочетания"*** *. "Полиладовость складывается как средство обогащения лада разновидностями одной и той же ступени. Совмещение в одновременности перечащих звуков применяется и воспринимается поначалу не как проявление хроматической ладовой организации, а как сочетание нескольких ладовых звукорядов — разных диатоник. Такое впечатление подкрепляется и голосоведением в тех случаях, когда перечащие звуки употребляются в составе диатонических последований. Ранние образцы полиладовости содержат сочетание разновидностей лишь одной (обычно VI) ступени минора (см.: Полидиатоника, Хроматика микстовая, Хроматика полная. — Д.Ш.), и к XX веку их число достигает своего предела. Этим пределом становится, основанная на полной хроматической системе мажора и минора, хроматическая тональность. Полиладовость "растворяется" в ней, коль скоро число число ступеней хроматического лада достигает предела (двенадцати) или приближается к нему. Но в тех случаях, когда при хроматизации лада не утрачивается опора на ту или иную диатонику, остается открытым широкое поле для полиладовости, и возникающие сочетание перечащих звуков воспринимаются именно как полиладовые эффекты"*** **. ПОЛИЛАДОВЫЙ ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЗВУКОРЯД — "звукоряд лада, объединяющий в пределах одной тональности много различных ладовых звукорядов" *** ***. (См.: Многосоставный лад, Переменный хроматический лад, Полидиатоника, Полиладовость.) ПОЛИМЕЛОДИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 28 ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ — прохождение голосов одновременно в разных ладах или модусах в условиях модальной техники письма [33.81, 13. Л2.16]; "объединение в одновременности двух или трех симметричных ладов. Полимодальность — частный (курсив мой. — * 75.169 ** 85.271 *** 85.449 *** * 92.176-177 *** ** 48.26-27 *** *** 79.272 Д.Ш.) и особый вид полиладовости (которая допускает объединение любых ладов, а не только симметричных) "*. ПОЛИСЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (или Полисерийность) — "метод сочинения с помощью двух или нескольких серий одного параметра (обычно высотного)"**. ПОЛИСИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП (или Полисистемность) — 69-70 ПОЛИСТИЛИСТИКА — понятие, связанное с намеренным объединением разностилевых элементов внутри одного сочинения. (См.: Коллаж, Аллюзия, Псевдоцитата, Цитата.) ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ — тональная система, составляющими элементами которой являются более простые тональные единства — субтональности. "Наиболее правильным представляется понимание политональности как обострение и выдвижение на первый план характерного качества хроматической тональности — полиладовости"***. "Политональность представляется мне заострением полифункциональности, усилением роли переменных функций в разных "пластах" созвучия, когда каждый из этих "пластов" вырастает до значения особой тональности со своими основными функциями"*** *. "Термин "политональность" может применяться в двух основных значениях: приема и ладовой системы. Под политональностью (как приемом. — Д.Ш.) обычно подразумевают <...> различные формы объединения тональностей в одновременности — от отдельных элементов, вкрапленных в монотональное построение, до развитой политональной ладовой системы <...>, Чтобы охарактеризовать политональность как иную, отличную от тональности ступень ладового мышления, как новую ладовую формацию, необходимо исходить не из внешних признаков, а из основополагающих закономерностей <...>. (В этом случае. — Д.Ш.) политональность можно определить как одновременное сочетание нескольких тональностей, в котором каждая обладает функциональной автономией в рамках единой ладогармонической системы, то есть содержит не менее двух ладовых функций, при самостоятельности ведения голосов (или голоса) каждого тонального слоя"*** **; "это особый вид центрированной системы, структура которой подразумевает наличие тональных подсистем, выявлен- * 92.193 ** 33.108 *** 79.281 *** * 58 *** ** 48.53-55; 32; 75 ных функциональными оборотами, модальностью, фактурной расчлененностью"*. ПОЛИТОНАЛЬНОСТИ ВИДЫ — ПОЛИТОНИКА — политональный центр, составленный из субтоник отдельных тональностей, объединенных в политональности. Как правило, диссонантна и полигармонична. "Правда, в отдельных случаях (в диатонической битональности) она представлена своим простейшим видом — септаккордом, но и в нем в условиях битонального контекста отчетливо выражено расслоение на два автономных компонента (консонантное трезвучие и диссонирующую с ним септиму — считая от верхнего звука вниз). Функционирование диссонантного и множественного ладового центра, утверждающего сосуществование одновременно нескольких субтоник, соединенных в одном созвучии, составляет основное отличие политональности от тональности с ее единичной тоникой (в любом, даже диссонантном тоническом аккорде главенствует всегда один, центральный звук) "**. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ СТРУКТУРЫ — 13 ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — 38 ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ — "прежде всего область ладоинтонационного содержания контрапунктических линий в их противопоставлении друг другу, вертикальное и горизонтальное взаимодействие ладоинтонационных комплексов"***; "звуковысотная структура в полифонической ткани"*** *. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ — вертикальное сочетание разных в функциональном отношении элементов [75.144 ]. ПОЛНАЯ ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — см. Хроматическая система полная. ПОЛУТОНОВАЯ СИСТЕМА — "Искусственная система может увеличить количество своих ступеней до 12 и превратиться в сплошной "хроматический" звукоряд. Но это будет вовсе не хроматика в понимаемом нами смысле, а полутоновая система, которая невольно и чисто условно прибегает к альтерационным обозначениям, вследствии недостаточности существующих нотных знаков. В этом случае каждый полутон приобретает самостоятельное значение, как равноправный член двенадцатитоновой системы звуковысотных отношений. Хроматика же в настоящем смысле, как принцип дробления тонов, образовала бы четвертитоновые интервалы"*. (См.: Двенадца- * 14.155-156 ** 48.57 *** 90.70 *** * 92.184 тиступенная система, Хроматическая система, Хроматика автономная.) ПОЛУТОНОВОЙ ЛАД. "Явление вводнотоновости ведет к распространению ощущения вводного тона на многие ступени лада, что в свою очередь влечет за собою более тонкое слуховое различение родства тонов и включение в мажор любой тональности, принадлежащей, казалось ранее, далеко отстоящему строю. Естественное продолжение этого процесса — превращение тонально-нейтральной (как первобытное глиссандо) хроматической гаммы в полутоновый лад различных составов" **. (См.: Полутоновая система, Двенадцатиступенная система, Хроматическая система, Полидиатоника, Полилад, Многосоставный лад.) ПОСТАЛЬТЕРАЦИЯ — "техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматических видоизмененных), но по своей функции уже не соответствующих альтерации, то есть применяемых свободно, практически вне подчинения первичной линии хроматических проходящих звуков. Образцы постальтерации — все сочинения Скрябина позднего периода творчества"***. ПОСТДИАТОНИКА — то же, что Синтетическая диатоника. ПОСТДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — 126 ПРАДИАТОНИКА — "малообъемная" диатоника, включающая менее семи ступеней [59.161 ]. (См.: о "протодиатонической системе" в работе [29.Ч.I.II].) ПРЕДЕЛЬНО ПОНИЖЕННЫЙ ЛАД - "лад, состоящий из всех уменьшенных интервалов по отношению к тонике" *** *. ПРИНЦИП ВЫСОТНОЙ СТРУКТУРЫ. "Принцип высотной структуры на уровне, не учитывающем свойств конкретных звуковых элементов, но предусматривающем любой из них, определяется так: образование системы отношений на основе целесообразно избранного центрального элемента.... Реализация общего принципа высотной структуры происходит... уже во взаимодействии с конкретными свойствами применяемого в сочинении звукового материала "*** **. ПРИНЦИП КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ — 108-109 ПРИНЦИП ХРОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ — 108 ПРОГРЕССИИ ВЕЛИЧИН ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ — 146 ПРОГРЕССИИ ГРУПП ЗВУКОВ — 146 * 70.83 **3.346 *** 93 *** *19.34 *** ** 89.236 ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ — 77 ПРОИЗВОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Они "возникают как вариации на центральный элемент (главный элемент), на его полный вид, частичный или, наоборот, расширенный"*. (См.: Основная модель структуры", Главный элемент, Центральный элемент.) ПРОХОДЯЩЕЕ СОЗВУЧИЕ — 35 ПСЕВДОЦИТАТА — один из характерных приемов коллажной техники, предполагающий внесение композитором в собственное сочинение музыкальных построений, написанных им в стиле близком к сочинениям других авторов. ПУАНТИЛИЗМ — 149 РАЗВИВАЮЩЕЙ ВАРИАЦИИ ТЕХНИКА. "Становясь главным средством развития, варьированные повторения центрального аккорда делаются более разнообразными (чем, скажем, в технике позднего Скрябина). Тем самым техника центрального созвучия приобретает характер развивающей вариации.... На повторение аккорда (или группы) распространяется тематический принцип вариации, отсюда это название. Целью является получение многообразных модификаций одной и той же группы звуков (чем достигается в сложной гармонии единообразие и смысловая связность". Основные компоненты в этой технике: "1. Инвариант — ЦЭ как основное, исходное либо целевое созвучие (группа). То, что сохраняется из его структуры в процессе развития (то,что постоянно), называется константой. 2. Ряд вариантов-преобразований (транспозиция, перестановка, усложнение, видоизменение и т.п.). 3. Производные и контрастные элементы (ПЭ, КЭ). 4. Определенная линия развития, идущая от более простых вариантов к усложненным и контрастным (возможно также и назад, к возвращению). Развивающаяся вариация требует активного использования развитие плотности (аккорда, группы), соответственно ткани; тембровое и регистровое развитие, учет и развитие звучности, развитие ритма (в частности, и как средства сгущения и разрежения ткани); требуется учитывать динамику изменений и определенную ее линию; необходимы также четкие структурные линии, объединяющие части формы, и т.д."**. РАЗНОПАРАМЕРТНАЯ СЕРИЙНОСТЬ — то же, что Сериальность. РАКОХОД ИНВЕРСИИ — 134 РАКОХОД СЕРИИ — 134 РАСШИРЕННАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника расширенная. * 89.239 ** 92.159 РЕАЛЬНАЯ ДУБЛИРОВКА. Для нее характерна полная идентичность сочетаемых голосов: тембровая, ритмическая, интервальная. (См.: Многоголосная мелодия, Дублирующие аккорды, Скользящие аккорды.) РЕГИСТРОВЫЙ КОЛОРИТ — 33 РИТМИЧЕСКАЯ ПЕДАЛЬ — 9 РИТМИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — 9 РИТМИЧЕСКИЕ КАНОНЫ — 9 РИФЫ — "короткие отрывистые остинатные мелодические рисунки, сочетания триолей и пунктиров"*. РОДЫ ИНТЕРВАЛЬНЫХ СИСТЕМ. "В зависимости от тех или иных объединяемых в систему интервалов, от того или другого количества звуков-ступеней в пределах октавы (изредка — какого-либо другого интервала), от устанавливаемого способа гармонической связи между тонами и определенными группами тонов, возникают различные типы интервальных систем и, соответственно, различные типы звукорядов. Для обобщения и классификации всех этих интервально-звукорядных структур вводится понятие рода интервальных систем <...>. Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но в отличие от лада, род говорит не о смысловых значениях (функциях) тонов и созвучий, а только об интервальных соотношениях членов звукового ряда (в пределах данного рода может быть несколько или даже много звукорядов различных ладов) <...>. В отличие от строя, род — понятие не математического (акустически-числового), а музыкального порядка. По своей сущности учение о роде есть наука о строении музыкального звукоряда. Поэтому род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, как бы занимает промежуточное положение между тем и другим. В отличие от понятия лада, несущего в себе представление об эстетико-философских глубинах музыкального смысла, понятие рода исчерпывается конкретно-звуковой сетью интервальных отношений"**. Основные роды интервальных систем: ЭКМЕЛИКА (система нестабильных высот), ПЕНТАТОНИКА (квинтовая пятиступенность — центральное понятие), ДИАТОНИКА (квинтовая семиступенность), МИКСОДИАТОНИКА (смешанно-диатоническая система из целых тонов и полутонов, суммирующихся в недиатонические интервалы), ГЕМИОЛИКА (система с увеличенной секундой), ХРОМАТИКА (полутоновая система), МИКРОХРОМАТИКА (система с интервалами меньше полутона). Неосновные типы интервальных систем: "неполные (например, пятиступенные, шестиступенные диатоники); во многих случаях немногозвучные лады явно составляют автономную группу явлений, не позволяю- * 92.109 ** 93.115 щую трактовать их как неполные октавные (например, некоторые трех.-, четырехзвуковые лады др.), тогда они должны классифицироваться как олиготоники; промежуточные и смешанные либо составные (например, полутоновая пентатоника как смешение свойств диатоники и пентатоники), также переменные; особые (например, неполно-хроматические звукорядные системы периодико-симметричной структуры на основе хроматики типа гаммы тон-полутон или типа полутон-полторатона)"*, (См. Интервальные системы.) РОТАЦИЯ — 134 СВОЙСТВА ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 14 СЕГМЕНТ (или "модель серии") — звуковая группа серии. СЕГМЕНТАЦИЯ — 135 СЕКУНДОВЫЕ ФУНКЦИИ — 102 СЕЛЕКЦИЯ — 135 СЕРИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА — 126, 141-142 СЕРИЙНАЯ СТРУКТУРА — структура, в основе которой лежит серийная техника композиции. СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА — 126 СЕРИЯ — 125 СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ — лады, звукоряды которых состоят из одинаковых по интервальной структуре частей, замыкающихся при малом числе повторений. Классификация симметричных ладов по Ю.Н.Холопову [93.209-210 ]: I. Лад 2.2.... 2; II. Лад 2.1... 2.1; III. Лады: 3.1 и 2.1.1; IV. Лады: 5.1, 4.1.1, 3.2.1, 1.2.3, 3.1.1.1,2.2.1.1, 2.1.1.1 (ср. с семью ладами ограниченной транспозиции по О.Мессиану на стр. 48). "Техника симметричных ладов представляется хотя и особым, специальным, но все же частным видом модальной... техники; их яркость и характерность является не только достоинством, но в определенной мере также и недостатком (подобно тому, как яркость и характерность тембров некоторых инструментов способствует более скорому утомлению слуха ихзвучанием), к тому же ограниченность транспозиции (вследствие структурной симметрии) препятствует широте развития музыкальной мысли, если оно не выходит за пределы данной системы. Симметричные лады оказываются весьма яркими, но по своей природе малодинамичными, если их применять без смешивания с другими. Однако смешение нарушает строгую симметрию, приближая специфические ладовые системы к бесконечно многообразным видам двенадцатиступенных полных и неполных"**. Материал симметричных ладов может реализоваться в качестве основных тонов аккордов, их самих * 93.116-117 ** 88.289 (обычно сходных по своей структуре), в мелодическом звукоряде, группе (применяемой "равным образом и по вертикали и по горизонтали, то есть и в виде аккорда, и в виде ладомелодического звукоряда"). В XIX веке использовались в основном первая и вторая из этих форм (основные тоны аккордов и мелодический звукоряд. — Д.Ш.), в XX — все три.... Художественно-образный мир, с которым большей частью связано применение симметричных ладов, — народная сказка с ее фантастикой..., страшная "потусторонняя" фантастика..., — хотя есть и много других эмоционально-образных сфер, менее зависимых от явной или подразумеваемой сказочности, экстраординарности.... Ладовость симметричных ладов прямолинейно апеллирует к древнейшему, сильнейшему, но и элементарнейшему фактору — унисонно-октавному повторению.... Парадоксальным образом ладовость весьма изысканных и усложненных форм смыкается здесь с ладовостью самой примитивной, первичной (генетически — с ладовостью стадии выделения устоя). Разумеется, что смыкание не означает тождества, и сущностное различие также достаточно велико: древнейший принцип — утверждение унисона, принцип симметричных ладов — тождество октавы и деление ее на такие равные (симметричные) части, движение по которым позволяет достигнуть замыкания кратчайшим путем, то есть как бы не выходя из нее, оставаясь в ней..."*. "Логика развития, не выходящего за пределы данной системы, заключается в необходимости переходить к ступеням, которые еще не были использованы в качестве опорных, а пределы собственно ладового развития ограничены малым числом транспозиций"**. СИММЕТРИЯ — "периодически повторяющаяся одна и та же группа интервальных отношений"***. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДИАТОНИКА — см. Диатоника синтетическая. СИНУСОИДАЛЬНЫЕ ТОНА — 8 СИСТЕМА — "совокупность расположенных в определенном закономерном порядке звуковых элементов, объединенных и взаимосвязанных принадлежностью к слагаемому или целому"*** *. Система высотных отношений — частное (наряду с системой отношений между всеми компонентами сочинения) и необходимое условие существования музыкального произведения как художественного целого. Естественно, что наличие этой системы само по себе не свидетельствует о художественной ценности сочинения. Существование системы предпо- * 93.215-216 ** 88.286 *** 93.155 *** * 89.235 лагает невозможность произвольной перегруппировки или замены ее отдельных звуковых элементов. Замена одних конкретных конструктивных элементов системы (первичные звуковысотные связи, реализованные в виде интервалов, аккордов и других звуковых групп) другими, значительно отличающимися в своих свойствах от прежних ведет к качественному преобразованию всей системы высотных отношений. В некоторых "(впрочем, довольно широких) пределах замена одних элементов другими приводит лишь к количественным изменениям при сохранении прежних функциональных законов"*. СИСТЕМА СТРУКТУРЫ — 16 СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНАЯ. " Музыкальную систему в широком смысле следует понимать как совокупность логических соотношений элементов и выразительных средств музыки. Она охватывает ряд подчиненных систем, относящихся к различным сторонам музыки, начиная от элементарных ладоинтонационных, ритмических и прочих вплоть до систем музыкальных форм"**. СИСТЕМА ПОЛУТОНА — (не смешивать с понятием "полутоновая система"). 117 СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНЫЕ — см. Интервальные системы. СКОЛЬЗЯЩИЕ АККОРДЫ — то же, что Дублирующие аккорды. СЛОЖНАЯ ТОНИКА — см. Тоника сложная. СЛОЖНОЛАДОВАЯ СИСТЕМА РОДСТВА — это система, "в которой степень родственности двух строев определяется не наличием общих аккордов, а наличием общих тонов, общих звукорядов или элементов звукорядов, а также конкретным способом перехода в каждой данной модуляции. Поэтому в одном случае тритоновая или полутоновая модуляция может трактоваться как наиболее отдаленная, резко контрастная, в другом — как наиболее близкая, "первостепенная" — в зависимости от приемов, способов перехода. Такая взаимозависимость между способами перехода и степенями родства тональностей — новая черта современной реалистической гармонии, обусловленная новыми драматургическими задачами, новыми тенденциями в области формы. Отсюда и особая индивидуализация тональных планов. Каждое конкретное тональное соотношение может быть драматургически трактовано по-разному — как остроконтрастное или тесно слитое — в зависимости от способов модуляции в каждом данном модуляционном построении"***. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|