цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






общие принципы метода анализа различных гармонических проекций высотной структуры




Действие в конкретных композициях общих законов структурооб­разования (ОБЩЕСТРУКТУРНЫЕ ЗАКОНЫ) обусловливает нали­чие у них и соответствующих этим законам общих гармонических черт, что в свою очередь, позволяет сформулировать общие принципы мето­да анализа для самых разных гармонических проекций структуры.

В этом смысле гармонический анализ есть: установление конкрет­ного принципа, согласно которому построено произведение; определе­ние роли, значения (функции), красочных и выразительных свойств каждого из конструктивных компонентов высотной структуры, их строения; описание гармонической драматургии исследуемого сочине­ния и изучение его гармонии как стилистического явления, в том числе, и в плане ее исторической обусловленности в конструктивном и худо­жественном отношениях; способствование со всех этих сторон аргу­ментированности (доказательности) эстетической оценки музыки ана­лизируемого произведения.

Здесь следует исходить из того, что каждое подлинное художественное произведение представляет собой единое логичное целое. Выявлению этой логики и служит гармонический анализ произведения. В его процессе устанавливаются основные и сопутствующие конструктив­ные элементы, определяются их характерные свойства (структурные, красочные, выразительные), выявляются главные и побочные, цент­ральные и периферийные элементы. С установлением последних свя­зано также и определение свойств каждого из них, то есть звукового состава, структуры, выразительно-смыслового содержания, метро­ритмического положения, местоположения в процессе формообразова­ния, многократности и частоты появления, фактурного решения, сти­листической однородности и характерности и других моментов. В даль­нейшем выявляются закономерности в соотношениях главных элемен­тов между собой и с окружающими их побочными (побочные всегда подчинены главным, производные от них). При этом принцип повтор­ности в различных его проявлениях выступает как главный критерий в определении типа этих соотношений (повторность, как правило, свя­зана с yтвepждeниeм глaвногo в cтрyктype). Следующие этапы гармо­нического анализа связаны: с установлением общей системы в исследу­емой структуре как выражения смыслового логического начала в му­зыке; изучением высотного развития структуры, направленным на выявление в нем некой образно-гармонической идеи в расстановке и взаимосвязи отдельных компонентов (гармоническая драматургия) и

того, что можно назвать гармоническим стилем, гармоническим стро­ением формы. В связи с исследованием этих и других сторон музыкаль­ного сочинения (тематизма, фактуры, тембровой выразительности и др.) в заключении дается эстетическая оценка его как музыкального целого.

Главная цель гармонического анализа

Главная цель гармонического анализа заключается, прежде всего, в раскрытии:

сущности звуковысотной системы, лежащей в основе изучаемого гармонического материала;

ее значения для художественного целого исследуемого музыкаль­ного произведения;

исторической обусловленности данного гармонического явления в конструктивном и художественном отношениях;

конкретного значения — функции — каждого из элементов звуковысотной структуры.

Раскрыть сущность звуковысотной системы — значит выявить ин­дивидуальные конструктивные особенности, закономерности в изуча­емом гармоническом материале, то есть логику связи, соотношений, взаимозависимости различных элементов этого материала на разных конструктивных уровнях, установить принцип структуры, который находит свое непосредственное выражение во всех названных законо­мерностях.

По отношению к организациям смешанного типа, то есть к тем, в которых обнаруживается конструктивное действие принципов, харак­терных для разных типов звуковысотной системы, названная выше задача предстает уже как выявление главных и побочных индивиду­ально-конструктивных закономерностей в изучаемом гармоническом целом, как определение главного и побочного (главных и побочных) принципов высотного конструирования. Под главными принципами понимаются те, что проводятся неуклонно от начала до конца гармонического построения и направлены на объединение и развитие всего музыкального материала. Под побочными — принципы, распростра­няющие свое конструктивное действие на отдельные элементы, отдель­ные гармонические "слои" музыкальной ткани и проявляющие себя с меньшей постоянностью. Гармонические закономерности, в которых находит свое выражение главный принцип, выступают в структуре как ведущие, наиболее характерные и типичные для нее в целом. Законо­мерности, обусловленные в своем появлении побочными конструктив­ными принципами выступают в ней как сопутствующие главным и типичные уже для отдельных компонентов структуры, для отдельных ее "слоев". В некоторых произведениях они выступают как очень развитое явление и действуют параллельно с главными на протяжении всего гармонического процесса. Однако и здесь основное отличие по­бочных конструктивных закономерностей от главных — их характер-

ность только для отдельных групп элементов, отдельных гармониче­ских "слоев" структуры сохраняется.

Необходимые предпосылки гармонического анализа При решении задач гармонического анализа обязательным усло­вием являются две предпосылки:

1) знание конструктивных закономерностей разных типов звуко­высотной организации;

2) представление о роли тех или иных факторов (звуковысотного, структурного, метро-ритмического, динамического, фактурного) в процессе конструирования гармонических структур, об их значении как объективных факторов становления высотной системы, то есть объединения и разделения ее отдельных элементов разного уровня сложности, их дифференциации на ведущие и сопутствующие, основные и добавочные, главные и побочные, подчиняющие и подчиненные.

Предпосылки первого рода выступают в процессе анализа как сво­его рода исходный критерий при распознавании элементов, закономер­ностей, присущих тому или иному типу музыкальной системы, как отправной момент при дифференциации конкретной структуры.

Предпосылки второго — это исходный критерий при установлении реально существующих в исследуемом произведении взаимоотноше­ний высотных элементов, определении их конструктивного значения (КОНКРЕТНОСТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ, КОНКРЕТНОСТРУКТУР­НЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ), выявлении конкретных гармони­ческих его закономерностей, и в конечном моменте анализа их града­ции.

Чем шире круг указанных данных, чем больше фактов лежит в их основе, тем точнее оценка исследуемого гармонического явления в разных аспектах и, в том числе, его значения для художественного целого данного музыкального сочинения, а также в плане его истори­ческой обусловленности.






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ