цКЮБМЮЪ

оНОСКЪПМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

мЮСВМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

яКСВЮИМЮЪ ОСАКХЙЮЖХЪ

нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ

рнп 5 ЯРЮРЕИ:

лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ

оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ

жЕМНБШЕ Х МЕЖЕМНБШЕ ТЮЙРНПШ

уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ

яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ

йюрецнпхх:






основные положения методики гармонического анализа тональных структур 2 ЯРПЮМХЖЮ




"Отныне стиль гармонии становится объектом сочинения, он "со­чиняется" как тема"***. (См.: Индивидуализация звуковысотных структур.)

* 72.259; 29.4.2.16-17

** 14.13-14

*** 92.73

ГАРМОНИЧЕСКОГО ТЕМАТИЗМА ПРИНЦИП — принципи­альное повторение закономерностей начального избранного гармони­ческого материала в материале всей структуры или ее отдельных час­тей [89.237; 90.161 ].

ГАРМОНИЧЕСКОЕ ОСТИНАТО — см.: Остинато гармоническое.

ГАРМОНИЯ — 10

"То, что сегодня подразумевается под термином "гармония", со­держание этого понятия в единстве различных его сторон, ощущение гармонии не совсем совпадает с тем, как слышали и понимали гармо­нию в хронологически, наиболее близком нам XIX веке, не говоря уже о более ранних эпохах.... Мы слышим гармонию, закономерный поря­док, разумную слаженность, логику в таких звуковых сочетаниях и последованиях, которые прежде казались нестерпимой какофонией и абсолютной бессмыслицей [90.12-14]. "Объем понятия "гармония" мо­жет быть подвергнут делению, причем основанием деления будет при­надлежность высотной организации к определенной исторической ста­дии. Дальнейшее деление на подвидовые понятия может совершаться по таким признакам, как тип высотной системы (например, тональная гармония, серийная гармония) или тип авторского стиля (например, гармония Старвинского, гармония Прокофьева)....модальная, класси­ческая, современная гармония. Это соподчиненные понятия, то есть в равной степени подчиненные одному общему — гармонии. Они имеют ряд общих признаков, свойственных подчиняющему понятию, но и содержат те, которые образуют видовые отличия.... Было бы неверным считать классическую гармонию общим родовым понятием и ожидать, даже требовать, чтобы в современную гармонию непременно входили все ее характерные признаки"*.

ГЕМИОЛИКА — общее определение ладов со звукорядом, вклю­чающим увеличенную секунду. Г. — самостоятельный род интервальных систем [93.134]. Как интервальный род она может быть представ­лена тремя разновидностями расположения полутонов и полуторатона: 1.1.3, 1.3.1, 3.1.1. "Октавные системы возникают как объединение гемиольных тетрахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объединение гемиольного тетрахорда с диатоническим.... Особен­ность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характер­ности (увеличенная секунда), стабильности многовекового существо­вания..., сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохране­ние многих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хрома­тических интервалов, невозможность уместить гемиолику в семисту­пенность квинтовой структуры)...". Обстоятельства, позволяющие оценивать гемиолику в качестве самостоятельного рода интервальных систем: существование ее в древних музыкальных культурах в качест-

* 14.18

ве полноправного рода коррелятивного диатонике и микрохроматике; явление в качестве основного типа ладоинтервальной структуры в от­дельных (восточных) культурах; "структура гемиолики, как интер­вального рода, не может считаться простым хроматическим усложне­нием диатоники (да и вообще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступеней), а имеет в своей основе другой, особый прин­цип.... Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древнейшей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опеванием. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интер­валов.... Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика..."*. ГЕМИТОНИКА — "система из 12 автономных полутонов"**. ГЕОМЕТРИЗОВАННЫЕ РЯДЫ — то же, что и симметричные лады (см.). Искусственные ладовые системы, основанные на звукоря­дах с равномерным шагом отдельных звеньев и их строгим "геометри­ческим строением" ***.

ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — "это как бы составной, расширенный центральный элемент. Взаимоотношения главных элементов между собой либо строится по типу контрастного дополнения, либо представ­ляют собой первоначальное развитие центрального элемента и сложе­ние его, вместе с его повторением согласно избранному способу видо­изменения, в микроструктуру — модель" ****. (См.: Производные эле­менты, Контрастные элементы, Основная модель структуры.)

ГРАДАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15

ГРАДАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 15

ГРЕГОРИАНСКИЕ ЛАДЫ — ладовая система модального типа эпохи Средневековья. Включает в себя на первых этапах становления восемь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады с двумя вариантами расположения устоя. В автентических — ус­той внизу, в плагальных — устой в середине). С XVI века к ним прибав­ляется еще две пары ладов: эолийский — гипоэолийский, ионийский — гипоионийский. (См.: Старомодальная гармония, Обиходные лады.)

ГРУППА — "обобщающая категория, которая охватывает звуко­вые единства-комплексы при любой форме изложения.... Каждая из таких групп, включенная во взаимодействие с другими и составляющая вместе со всеми прочими целостную высотную структуру, становится элементом общей системы"*** **

* 93.134

** 93.141

*** 12. Гл. 7; 85.393

*** * 89.239

*** ** 89.237

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЕ ПОЛУТОНОВОЕ ПОЛЕ - "сово­купность 12 высот (без повторений или с повторениями), распределен­ных по вертикали и горизонтали.... Полутоновое поле может быть неполным.... Интонационная (интервальная) и системная (ладовая) структура определяется индивидуально и может варьироваться от аб­солютно однозначной и центричной мажоро-минорной системы до пе­ременной и ацентричной. Соответственно замыслу и ритмика может быть как классически симметричной, так и атемповой. Ткань варьиру­ется от аккордовой и гомофонной до абсолютно линеарной и сонорной с соответствующим строением общего ритма, плотности и динамики *.

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЙ АККОРД — "(как правило полиак­корд) есть самостоятельное созвучие, составленное из всех 12 высот, как с повторениями, так и без повторений"**. (См.: Двенадцатитоно­вый аггрегат.)

ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВЫЕ ПОЛИЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ — 49

ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННАЯ СИСТЕМА. "Ему (Мусоргско­му. — Д. Ш.) присуще расширенное понимание тональности, ставив­шее его впереди своего века. Основою его гармонии была не диатони­ческая гамма Глинки и Даргомыжского, а настоящая двенадцатиполутоновая гамма, в которой все двенадцать ступеней имели свое само­стоятельное, специфическое гармоническое значение"***. (См.: Хрома­тическая система, Полутоновая система, Полутоновой лад, Полидиа­тоника, Полилад, Многосоставный лад, Двенадцатиступенный диато­нический лад.)

ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННЫЙ ДИАТОНИЧЕСКИЙ ЛАД — лад, в котором альтерированные ступени применяются как самостоятель­ные. На всех таких ступенях "может возникать любое созвучие, они могут участвовать в различных аккордовых сочетаниях и не зависеть от тех же, но неальтерированных ступеней вплоть до совмещения их в одном аккорде" ****. (См.: Двенадцатиступенная система, Полутоновая система, Полутоновый лад, Полидиатоника, Полилад, Многосостав­ный лад.)

ДВЕНАДЦАТИТОНОВАЯ ГАРМОНИЯ — "двенадцатиступенность современной гармонической системы проявляет себя различно. Сре­ди ее реализаций — образование двенадцатизвуковых структур: 1) вер­тикальных — двенадцатизвуковых аккордов; 2) горизонтальных — две-

* 92.216 — 218

** 92.206

*** 5.118

*** * 53.35

надцатизвуковых рядов; 3) в смешанном измерении — двенадцатизвуко­вых полей; 4) в смешанном измерении — двенадцатизвуковых серий" *.

ДВЕНАДЦАТИТОНОВЫЙ АГГРЕГАТ — звуковая вертикаль­ная формация, скомбинированная по принципу дополнительности из сегментов одной серии. "Фактура 12-тонового аггрегата предполагает различные виды презентации серии — линеарные и вертикальные, а также смешение их. Рассматривая аггрегат как структурную единицу, мы не уподобляем его аккорду. Аккорд может иметь от трех до двенад­цати звуков — аггрегат всегда 12; составляющими аккорда являются тоны, интервалы, а составляющими этого комплекса, кроме того, и мелодические линии. Однако, как и аккорды, 12-тоновые формации вступают в линейные отношения в процессе музыкальной речи" **.

ДИАГОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — комплексы связей, проявляющиеся в одинаковой мере и по горизонтали и по вертикали, а также и те, по отношению к которым распределение по этим параметрам не имеет определяющего значения [91.170].

ДИАТОНИКА — система из семи ступеней, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Может быть неполной (олиготонной), полной (гептатонной — семиступенной), переменной. Нашла свое воплощение в музыке разных эпох: древнегреческом ладовом му­зицировании, грегорианских средневековых монодийных рядах, в ев­ропейском многоголосии Средневековья и Возрождения. Стала осно­вой ладов мажоро-минорной тональной организации; является значи­тельным разделом современной модальной системы. "Внешний струк­турный предел — хроматический полутон.... Конструктивные прин­ципы различны; наиболее важны два: 1) квинтовая (или пифагорей­ская) диатоника (строительный материал один — чистая квинта) и 2) трезвучная (или диатоника чистого строя; строительных элементов два — натуральная чистая квинта и натуральная большая терция 5:4, поэтому основной структурный элемент — консонирующий терцовый аккорд).... Типичные интонации — тетрахорд, пентахорд, гексахорд, мелодическое гаммообразное заполнение промежутков между тонами терцовых аккордов, соединения трезвучных аккордов... и другие" ***.

ДИАТОНИКА АЛЬТЕРАЦИОННАЯ — "включает в себя, кроме натуральных (ладов. — Д. Ш.), и всевозможные альтерированные, но такие, которые в присущей нам системе... представляются модифи­цированной диатоникой" *** *.

* 92.206

** 14.225 — 226

*** 93.38

*** * 75.133 — 134

ДИАТОНИКА ДИССОНАНТНАЯ — "диатоническая модаль­ность, опирающаяся на свободный диссонанс" *. Может иметь разнооб­разную стилевую окраску: от народноладовой до сонорно-кластерной.

ДИАТОНИКА ИНОРОДНАЯ — местная диатоническая субси­стема с отличным от основного диатоническим звукорядом (термин В. А. Цуккермана, в несколько ином значении) [92.42]. (См.: Полидиа­тоника.)

ДИАТОНИКА МНОГОПЛАНОВАЯ. "Звуковой состав многопла­новой диатонической системы в основном может быть уложен в изве­стные схемы типа двенадцатиступенной диатоники (см. Двенадцатиступенный диатонический лад. — Д. Ш.) или двенадцатиступенной хроматической тональности и в другие им подобные схемы.... Однако любая проекция многоплановой системы на одну "плоскость", то есть в звукоряд, даст в лучшем случае неполную картину лада, исказит внутренние функциональные отношения", скроет диатоническую при­роду отдельных планов этой системы **.

ДИАТОНИКА РАСШИРЕННАЯ. "В его (Кара Караева. — Д. Ш.) музыку ладовая альтерация входит не как орнамент или орнаменталь­ный узор, а как функционально равноправный элемент.... В каждом отдельном случае композитор создает на общей основе свой индивиду­альный, почти всегда синтезированный вариант ладового звукоря­да"***.

ДИАТОНИКА СИНТЕТИЧЕСКАЯ (или "постдиатоника") — "новая двенадцатиступенная система гармонии, развивающая тради­ционную семиступенную... как цельная, вполне откристаллизованная система она предстает в сочинениях Мусоргского — в связи со свобод­ными ладовыми объединениями, полиладовостью, несмежными хро­матизмами и другими характерными чертами мелодики русского фоль­клорного склада. Позже, перенесенная в иную национальную стили­стику, эта "полидиатоника" в более колористическом плане широко развивается в творчестве Дебюсси"*** *.

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ ИНТЕРВАЛЫ — см.: Ин­тервалы диатонические по существу.

ДИАХРОМАТИКА — специфическая форма хроматики, образу­ющаяся в полидиатонических тональных структурах. Сущность гармо­нической природы диахроматики связана с образованием между диа-

* 92.172

** 52.340 — 341

*** 1.164

*** * 59.147

тоническими ступенями отдельных субладов непосредственных или опосредственных хроматических отношений как по вертикали, так и по горизонтали. (Термин Л. Карклиньша [27.57 ]. Применяется для определения особого типа ладовой организации, возникающего " в результате своеобразного синтеза диатонических и хроматических ла­довых форм", при котором "звуки, воспринимающие в условиях диа­тоники и в мажоро-миноре как альтерированные или хроматические, стали самостоятельными наравне с основными ступенями" *. См.: Полиладовость, Полидиатоника, Хроматический переменный лад.)

ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — см.: Хроматические по положению аккорды.

ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ — см.: Хроматические по положению интервалы.

ДИСКРЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство, все точки ко­торого изолированы (Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М., 1975).

ДИССОНАНТНАЯ ДИАТОНИКА — см.: Диатоника диссонант­ная.

ДИССОНАНТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — система с диссонантной тоникой. Генетически предшествующие явления — длительно выдер­живаемые неустойчивые гармонии в серединах, предъиктах, вступле­ниях, связующих разделах, функциональная инверсия. Многообразие конкретноструктурных воплощений диссонантной тональности в му­зыке XX столетия связано с многовариантностью диссонантных струк­тур ее тоник, а также аккордов других тональных функций. Широко распространены модификации этой тональности, построенные исклю­чительно из диссонантных компонентов [92; 14].

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 15

ДОДЕКАФОНИЯ — 127

ДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — 130

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ — 110

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — 110

ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ — 33 (См.: скользящие аккорды.)

ЕДИНОТОНАЛЬНОСТЬ. "Этим термином, сходным, но не одно­значным с термином "однотональный", мы в особенности хотим под­черкнуть сохранение единой тональности на всем протяжении секвен­ции с отклонениями.... В последних ведь как раз предполагается дви-

* 27.57

жение по тональностям, как функциям высшего порядка (тональность второй, третьей ступеней и т. п.) при сохранении господства некоторой единой тональности (т. е. тональности первой ступени)"*.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ - 13

ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛА — 16

ЗАКОНЫ СТРУКТУРЫ — 12, 16

ЗВУКОБЛОК — "сонорная звукомасса, объединенная общим фор­мальным принципом и смыслообразующей функцией"**. Применяют­ся в качестве конструктивного элемента моно- и полигармонического пространства сонорного типа. Различаются два основных типа звуко-блоков: стабильные, сохраняющие внешние очертания при внутренней подвижности, и мобильные, не сохраняющие их.

ЗВУКОВОЕ РОДСТВО — 15 см.: Высотное родство, Звуковысот­ное родство.

ЗВУКОВЫСОТНАЯ СИСТЕМА — 39

ЗВУКОВЫСОТНАЯ СТРУКТУРА — 12

ЗВУКОВЫСОТНОЕ РОДСТВО — 15 (см.: Звуковое родство, Вы­сотное родство).

ЗВУКОВЫСОТНЫЕ СВЯЗИ — 15

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ ФАКТОР — фактор, опирающийся "на объ­ективные свойства звукового родства" и имеющий наибольшее значе­ние при "разделении звуков на главные и подчиненные" ***.

ЗВУКОРЯД — "абстрагированная схема лада, понятие отвлечен­ное, возникающее в процессе логического отстранения качественно-функциональных взаимоотношений тонов и, следовательно, их семан­тических особенностей"*** *.

ЗВУКОРЯДНОГО ЕДИНСТВА ПРИНЦИП — принцип взаимо­связи, объединения музыкальных элементов на основе их звукорядного родства.

ЗВУКОРЯДНОЕ РОДСТВО — родство элементов, связанное с их принадлежностью одному звукоряду. Фактор взаимосвязи, прояв­ляющий себя на протяжении всего построения или его части как в непосредственной форме, данное построение или его часть целиком строятся на основе одного звукоряда, так и опосредованной, когда однозвукорядные элементы чередуются с элементами другого звуко-

* 6.422

** 14, 252

*** 85 214

*** * 70.43

рядного ряда. (См.: Модальность, Полимодальность, Модальная тех­ника, Полидиатоника, Многосоставные лады, Мутирующие лады, Пе­ременный лад.)

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА — 15

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — 17

ИНВЕРСИЯ СЕРИИ — 134

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫСОТНЫХ СТРУКТУР — "Первый важнейший импульс индивидуализации <...> — стилистиче­ское ограничение, обусловливаемое всем внутренним обликом компо­зитора, его эстетическими убеждениями и темпераментом, националь­ностью, всем содержанием его творчества. Первое ограничение в боль­шей или меньшей степени исключает для композитора ряд гармониче­ских (если речь идет о гармонии) средств как принципиально несовме­стимых с его индивидуальностью.... Второе ограничение — выбор гар­моний в расчете на конкретное произведение определенного жанра, содержания, характера в рамках данного стиля.... Индивидуализация гармонии служит тем же целям, что и индивидуализация тематизма — более разнообразному и гибкому воплощению образа средствами гар­монии как таковой, более полному выражению личности композито­ра <...>. Объективная предпосылка индивидуализации гармонии <...> заключается в историческом факте превращения множества диссони­рующих созвучий из подчиненных в самостоятельные и присоединения к ним новых, ранее не употреблявшихся <...>. Возникает парадоксаль­ная ситуация. Принципиально все аккорды как средства художествен­ного творчества равноправны <...>. В контексте же положение резко меняется<...>. Говоря первое слово, мы имеем полную свободу выбора звуковых элементов, уже второе слово, координированное с первым, такой свободы не имеет, а все последующее, каким бы оно ни было разнообразным, в качестве продолжения мысли является развитием начальных звуковых элементов. Контекст исключает возможность ис­пользования любого аккорда или иного звукосочетания. Это непремен­ное условие для логического становления и развития "мысли", которое одновременно является и одним из важнейших условий индивидуали­зации звуковысотных структур [90.152-153, 155, 157-158].

ИНТЕГРАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15

ИНТЕРВАЛ — "есть соотношение тонов звукоряда и есть наи­меньший интонационный комплекс"*. "Интервал — точный определи­тель эмоционально-смыслового качества интонации, а не измеритель,...стершийся в своей выразительности (каким. — Д.Ш.) воспринимают его теперь"*, "...содержание интервала... всегда в соотношении, в про­цессе и в конкретно-исторической обусловленности.... "Выразитель-

* 3.223

ность каждого интервала мыслится безграничной, неизбывной, но ис­торически-конкретно, и психологически она ограничена"*. Характер­ный интервал каждой эпохи выступает "словно интонационный центр, вокруг которого наслаиваются и простейшие, и сложные интонацион­ные связи"**. "Всякий закрепившийся интервал — уже интонируемая форма, ибо это соотношение двух элементов некой системы, пусть самой простейшей, двучленной" [3.200 ].

ИНТЕРВАЛЫ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ — все ин­тервалы "не превышающие шести квинт" [29.Ч. 1.72 ]. ИНТЕРВАЛЬНО-МОДЕЛЬНЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 48

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ — "организация материала ладов как выразительных и логически-осмысленных звуковых объедине­ний"***. (См.: Роды интервальных систем.)

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ — 33

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — 117-118

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ МНОГОРЯДНАЯ (или многосерийная) —

ИНТЕРПОЛЯЦИЯ ОДНОРЯДНАЯ (или односерийная) — ИНТОНАЦИЯ — это "осмысление звучания, а не просто конста­тирование отклонения от нормы (чистая или не чистая подача звука)<..->. Интонация речевая — осмысление звучаний музыкально не фиксированных, не стабилизировавшихся в музыкальных расстояни­ях или в постоянных отношениях звуков, ставших тонами. Интонация музыкальная — осмысление звучаний, уже сложившихся в систему точно зафиксированных памятью звукоотношений: тонов и тонально­стей <...>. Всякая самая простейшая музыкальная интонация предпо­лагает наличие двух моментов: звукопроявление и отношение этого звукопроявления к последующему. Это последующее звукопроявле­ние вступает с предыдущим в ряд отношений <...>. Всякая музыкаль­ная подача звука, чтобы стать интонацией, не может остаться обособ­ленной: она или результат уже данного соотношения, или же вызы­вает своим появлением последующий звук, ибо только тогда возни­кает музыкальное движение со всеми его свойствами"*** *. "Приобре­тенные в ряду поколений интонационные навыки постепенно притуп­ляются, и связанные с ними ассоциации и семантика <...> обнажают свою условную природу <...>. Столь последовательный процесс "вы­ветривания" и "обновления" мыслим в эпоху сравнительно мало

* 3. 355

** 3.345

*** 93.160

*** * 3.198-199

изменяющихся производственных отношений. При резком изменении последних могут выключиться из сознания даже интонации "в полном расцвете их", как несоответствующие новой структуре общества.... Впервые найденная интонация — впервые неопределенное сопротив­ление; это — открытие музыкального движения по данному направ­лению, это — движение, в котором еще не доминирует инертность и не утерян динамический момент"*. "Срок между впервые кем-то сынтонированным (найденным и изобретенным) тем или иным звукоотношением и усвоением его окружающей средой, затем рацио­нальным объяснением его и бесконечным числом повторений данного отношения в музыкальной практике — не поддается точному опреде­лению"**, Интонация — "это не отвлеченные формальные категории, это комплексы музыкальных помыслов, постоянно находящихся в сознании данной общественной среды"***. Ее "надо понимать как живую связь звуков, имеющую выразительное, образно-смысловое значение.... Интонация является прежде всего мельчайшим, привыч­ным образно-смысловым элементом"*** *. "Интонация создает потен­циальную возможность существования лада и является его призна­ком, но лад как система, как конструктивная единица формы, обла­дающая кругом выразительных возможностей, представляет очень высокий синтез, новую качественную основу существования интона­ции"*** **. "На ладовой основе музыкальная интонация приобретает ту членораздельность, которая резко отличает ее от интонации речевой. На ладовой же основе определяется эмоциональная окраска интона­ций" (Кушнарев "Вопросы истории и теории армянской монодической музыки" -Л., 1958. с. 412).

ИНТОНИРОВАНИЕ — "осмысленное, целеустремленное и дан­ное в некоем содержательном сочетании и взаимосвязи звуковоспроиз­ведение мыслимого..."*** ***, Интонирование — это динамический про­цесс, смысл которого всегда "остается одним — через сравнение и вы­яснение тождества и контраста сознание идет ко все дальнейшему продвижению звуков"*** *** *. "Стихийное интонирование — аффектив-

* 3.204-206

** 3.205

*** 3.267

*** * 72.123

*** ** 52.327

*** *** 3.264

*** *** *3.199

но-эмоциональный тонус, — в сущности глиссандо, то есть неразли­чимость отдельных тонов и их связей и отношений"*. Только через интонирование "элементы музыки становятся произведением искусст­ва, образным мышлением"**.

ИНТОНИРУЕМЫЕ ФОРМЫ — "зафиксированные памятью в борьбе за существование и в утилитарных целях первичные отношения тождественных и нетождественных звучаний", являющиеся "откри­сталлизовавшимися звукосопряжениями"***.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — см.: Искусственные лады, Геометризованные ряды, Симметричные лады, Ограниченной транс­позиции лады.

ИСКУССТВЕННЫЕ ЛАДЫ — лады, "не имеющие определенной диатонической основы, с наличием квартового или квинтового остова или даже без них" и являющиеся "плодом некоторой преднамеренной творческой изобретательности"*** *. (См.: Геометризованные ряды, Ог­раниченной транспозиции лады, Симметричные лады.) Искусствен­ные лады — "лады хроматической системы, не приводимые к непре­рывному квинтовому ряду, причем непрерывность этого ряда может быть периодической или непериодической" (Кон Ю. Об искусственных ладах Проблемы лада. -М., 1972).

КВАДРАТ ТРАНСПОЗИЦИЙ — 134

КВАНТИТАТИВНЫЕ РЯДЫ — "ряды однокачественных эле­ментов, расположенные по принципу однонаправленных изменений, где каждый последующий член ряда отстоит дальше от исходного, чем предшествующий ему в данной цепи.... Образование квантитативных рядов (они могут идти одновременно в различных направлениях) есть частное проявление многослойной и многоступенной градации элемен­тов, которая предполагает аналогичное упорядочение всех параметров и аспектов музыкальной композиции.... Градация элементов с наи­большей очевидностью обнаруживает упорядочивающую ("гармони­зующую") роль числа, с древнейших времен считавшегося сущностью гармонии.... Градация есть размеренность звуковых величин. Величи­на, на которую отличается один элемент квантитативного ряда от смежного, выполняет роль меры величины ряда. Соразмерность вели­чин-элементов дает возможность восприятию двигаться по квантита­тивному ряду. Это движение, складывающееся из элементарных раз­личий "ближе-дальше", "вперед-назад", "вверх-вниз"... и тому подо­бных, ощущается как смысловая дифференциация элемента, как ло-

* 3.344

** 3.264

*** 3.200

*** * 73.110-111

гическое начало, как музыкальный материал, с помощью которого может выражаться мысль — музыкальная мысль. Тем самым кванти­тативный ряд из отвлеченно-формальной структуры превращается в категорию содержательную, экспрессивную, в функциональный ряд. Бесконечность числа позволяет ему с равной легкостью быть упорядочи­вающим фактором любого из музыкальных параметров — ритма, темб­ра, динамики, темпа. Числовые прогрессии есть единственный универ­сальный фактор порядка, слаженности в музыке. Совокупность функци­онирующих элементов, дыхание нарастаний и спадов, внутреннее движе­ние есть уже признаки живого музыкального организма, а траектория движения обрисовывает контуры музыкальной формы [89.244-245].

КВИНТОВЫЕ ФУНКЦИИ — 99

КОЛЛАЖ — техника комбинирования стилистически разнородно­го музыкального материала: небольших отрывков, целых фрагментов и других элементов, заимствованных из различных произведений, при­надлежащих как автору данной композиции, так и другим композито­рам. Характерная особенность этой техники — способность объединять разнообразный звуковой материал — от высотно определенного до "шу­мового". Намеренное использование стилистически разнородного му­зыкального материала предполагает в конечном моменте вполне опре­деленную его конструктивную взаимосвязь на основе какого-либо дра­матургического замысла, создание в сознании слушателя особенно широ­кого круга ассоциаций многопланового порядка. (См.: Полистилистика.)

КОМБИНИРОВАННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 47

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ПРИНЦИП — 108-109

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — звуковые структуры, являющиеся результатом разнообразной "технической работы" с конкретными или шумовыми звуками, а также отдельными музыкальными элементами и тонами с определенной высотой, предполагающей применение различных современных средств звукозаписи и звуковоспроизведения (см. об этих средствах на стр. 7.). "На магнитную ленту можно записывать любой звук — шум машины, скрип колес, треск разбиваемого стекла, бульканье воды... игру на различных инструментах,... крик совы, блеяние овцы и пр. Можно смешивать разнообразные звуки — музыкальные и немузыкаль­ные; можно полученную запись снова переписать в обратном движении. Можно, меняя скорость движения ленты при записи, неузнаваемо искажать любой звук, придавать необычайный колорит. Известны записи на магнитную ленту, при которых смешивалось до четырехсот различ­ных шумозвуков. Наконец, широкие возможности для получения разно­образных шумовых эффектов открывает монтаж — соединение и варьиро­вание уже полученных звучаний в окончательной записи на магнитную ленту. Понятно, что эти свойства магнитофона <...> открывают широкие возможности для создания новых любопытных звучаний, которые могут найти свое применение в театральной практике и в кинопроизводстве" (Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой. -М., 1964. с. 312-313).






мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:

vikidalka.ru - 2015-2024 ЦНД. бЯЕ ОПЮБЮ ОПХМЮДКЕФЮР ХУ ЮБРНПЮЛ! мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙХУ ОПЮБ | мЮПСЬЕМХЕ ОЕПЯНМЮКЭМШУ ДЮММШУ