рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
основные положения методики гармонического анализа тональных структур 2 ЯРПЮМХЖЮ"Отныне стиль гармонии становится объектом сочинения, он "сочиняется" как тема"***. (См.: Индивидуализация звуковысотных структур.) * 72.259; 29.4.2.16-17 ** 14.13-14 *** 92.73 ГАРМОНИЧЕСКОГО ТЕМАТИЗМА ПРИНЦИП — принципиальное повторение закономерностей начального избранного гармонического материала в материале всей структуры или ее отдельных частей [89.237; 90.161 ]. ГАРМОНИЧЕСКОЕ ОСТИНАТО — см.: Остинато гармоническое. ГАРМОНИЯ — 10 "То, что сегодня подразумевается под термином "гармония", содержание этого понятия в единстве различных его сторон, ощущение гармонии не совсем совпадает с тем, как слышали и понимали гармонию в хронологически, наиболее близком нам XIX веке, не говоря уже о более ранних эпохах.... Мы слышим гармонию, закономерный порядок, разумную слаженность, логику в таких звуковых сочетаниях и последованиях, которые прежде казались нестерпимой какофонией и абсолютной бессмыслицей [90.12-14]. "Объем понятия "гармония" может быть подвергнут делению, причем основанием деления будет принадлежность высотной организации к определенной исторической стадии. Дальнейшее деление на подвидовые понятия может совершаться по таким признакам, как тип высотной системы (например, тональная гармония, серийная гармония) или тип авторского стиля (например, гармония Старвинского, гармония Прокофьева)....модальная, классическая, современная гармония. Это соподчиненные понятия, то есть в равной степени подчиненные одному общему — гармонии. Они имеют ряд общих признаков, свойственных подчиняющему понятию, но и содержат те, которые образуют видовые отличия.... Было бы неверным считать классическую гармонию общим родовым понятием и ожидать, даже требовать, чтобы в современную гармонию непременно входили все ее характерные признаки"*. ГЕМИОЛИКА — общее определение ладов со звукорядом, включающим увеличенную секунду. Г. — самостоятельный род интервальных систем [93.134]. Как интервальный род она может быть представлена тремя разновидностями расположения полутонов и полуторатона: 1.1.3, 1.3.1, 3.1.1. "Октавные системы возникают как объединение гемиольных тетрахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объединение гемиольного тетрахорда с диатоническим.... Особенность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характерности (увеличенная секунда), стабильности многовекового существования..., сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохранение многих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хроматических интервалов, невозможность уместить гемиолику в семиступенность квинтовой структуры)...". Обстоятельства, позволяющие оценивать гемиолику в качестве самостоятельного рода интервальных систем: существование ее в древних музыкальных культурах в качест- * 14.18 ве полноправного рода коррелятивного диатонике и микрохроматике; явление в качестве основного типа ладоинтервальной структуры в отдельных (восточных) культурах; "структура гемиолики, как интервального рода, не может считаться простым хроматическим усложнением диатоники (да и вообще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступеней), а имеет в своей основе другой, особый принцип.... Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древнейшей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опеванием. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интервалов.... Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика..."*. ГЕМИТОНИКА — "система из 12 автономных полутонов"**. ГЕОМЕТРИЗОВАННЫЕ РЯДЫ — то же, что и симметричные лады (см.). Искусственные ладовые системы, основанные на звукорядах с равномерным шагом отдельных звеньев и их строгим "геометрическим строением" ***. ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — "это как бы составной, расширенный центральный элемент. Взаимоотношения главных элементов между собой либо строится по типу контрастного дополнения, либо представляют собой первоначальное развитие центрального элемента и сложение его, вместе с его повторением согласно избранному способу видоизменения, в микроструктуру — модель" ****. (См.: Производные элементы, Контрастные элементы, Основная модель структуры.) ГРАДАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15 ГРАДАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 15 ГРЕГОРИАНСКИЕ ЛАДЫ — ладовая система модального типа эпохи Средневековья. Включает в себя на первых этапах становления восемь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады с двумя вариантами расположения устоя. В автентических — устой внизу, в плагальных — устой в середине). С XVI века к ним прибавляется еще две пары ладов: эолийский — гипоэолийский, ионийский — гипоионийский. (См.: Старомодальная гармония, Обиходные лады.) ГРУППА — "обобщающая категория, которая охватывает звуковые единства-комплексы при любой форме изложения.... Каждая из таких групп, включенная во взаимодействие с другими и составляющая вместе со всеми прочими целостную высотную структуру, становится элементом общей системы"*** ** * 93.134 ** 93.141 *** 12. Гл. 7; 85.393 *** * 89.239 *** ** 89.237 ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЕ ПОЛУТОНОВОЕ ПОЛЕ - "совокупность 12 высот (без повторений или с повторениями), распределенных по вертикали и горизонтали.... Полутоновое поле может быть неполным.... Интонационная (интервальная) и системная (ладовая) структура определяется индивидуально и может варьироваться от абсолютно однозначной и центричной мажоро-минорной системы до переменной и ацентричной. Соответственно замыслу и ритмика может быть как классически симметричной, так и атемповой. Ткань варьируется от аккордовой и гомофонной до абсолютно линеарной и сонорной с соответствующим строением общего ритма, плотности и динамики *. ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВОЙ АККОРД — "(как правило полиаккорд) есть самостоятельное созвучие, составленное из всех 12 высот, как с повторениями, так и без повторений"**. (См.: Двенадцатитоновый аггрегат.) ДВЕНАДЦАТИЗВУКОВЫЕ ПОЛИЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ — 49 ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННАЯ СИСТЕМА. "Ему (Мусоргскому. — Д. Ш.) присуще расширенное понимание тональности, ставившее его впереди своего века. Основою его гармонии была не диатоническая гамма Глинки и Даргомыжского, а настоящая двенадцатиполутоновая гамма, в которой все двенадцать ступеней имели свое самостоятельное, специфическое гармоническое значение"***. (См.: Хроматическая система, Полутоновая система, Полутоновой лад, Полидиатоника, Полилад, Многосоставный лад, Двенадцатиступенный диатонический лад.) ДВЕНАДЦАТИСТУПЕННЫЙ ДИАТОНИЧЕСКИЙ ЛАД — лад, в котором альтерированные ступени применяются как самостоятельные. На всех таких ступенях "может возникать любое созвучие, они могут участвовать в различных аккордовых сочетаниях и не зависеть от тех же, но неальтерированных ступеней вплоть до совмещения их в одном аккорде" ****. (См.: Двенадцатиступенная система, Полутоновая система, Полутоновый лад, Полидиатоника, Полилад, Многосоставный лад.) ДВЕНАДЦАТИТОНОВАЯ ГАРМОНИЯ — "двенадцатиступенность современной гармонической системы проявляет себя различно. Среди ее реализаций — образование двенадцатизвуковых структур: 1) вертикальных — двенадцатизвуковых аккордов; 2) горизонтальных — две- * 92.216 — 218 ** 92.206 *** 5.118 *** * 53.35 надцатизвуковых рядов; 3) в смешанном измерении — двенадцатизвуковых полей; 4) в смешанном измерении — двенадцатизвуковых серий" *. ДВЕНАДЦАТИТОНОВЫЙ АГГРЕГАТ — звуковая вертикальная формация, скомбинированная по принципу дополнительности из сегментов одной серии. "Фактура 12-тонового аггрегата предполагает различные виды презентации серии — линеарные и вертикальные, а также смешение их. Рассматривая аггрегат как структурную единицу, мы не уподобляем его аккорду. Аккорд может иметь от трех до двенадцати звуков — аггрегат всегда 12; составляющими аккорда являются тоны, интервалы, а составляющими этого комплекса, кроме того, и мелодические линии. Однако, как и аккорды, 12-тоновые формации вступают в линейные отношения в процессе музыкальной речи" **. ДИАГОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ — комплексы связей, проявляющиеся в одинаковой мере и по горизонтали и по вертикали, а также и те, по отношению к которым распределение по этим параметрам не имеет определяющего значения [91.170]. ДИАТОНИКА — система из семи ступеней, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Может быть неполной (олиготонной), полной (гептатонной — семиступенной), переменной. Нашла свое воплощение в музыке разных эпох: древнегреческом ладовом музицировании, грегорианских средневековых монодийных рядах, в европейском многоголосии Средневековья и Возрождения. Стала основой ладов мажоро-минорной тональной организации; является значительным разделом современной модальной системы. "Внешний структурный предел — хроматический полутон.... Конструктивные принципы различны; наиболее важны два: 1) квинтовая (или пифагорейская) диатоника (строительный материал один — чистая квинта) и 2) трезвучная (или диатоника чистого строя; строительных элементов два — натуральная чистая квинта и натуральная большая терция 5:4, поэтому основной структурный элемент — консонирующий терцовый аккорд).... Типичные интонации — тетрахорд, пентахорд, гексахорд, мелодическое гаммообразное заполнение промежутков между тонами терцовых аккордов, соединения трезвучных аккордов... и другие" ***. ДИАТОНИКА АЛЬТЕРАЦИОННАЯ — "включает в себя, кроме натуральных (ладов. — Д. Ш.), и всевозможные альтерированные, но такие, которые в присущей нам системе... представляются модифицированной диатоникой" *** *. * 92.206 ** 14.225 — 226 *** 93.38 *** * 75.133 — 134 ДИАТОНИКА ДИССОНАНТНАЯ — "диатоническая модальность, опирающаяся на свободный диссонанс" *. Может иметь разнообразную стилевую окраску: от народноладовой до сонорно-кластерной. ДИАТОНИКА ИНОРОДНАЯ — местная диатоническая субсистема с отличным от основного диатоническим звукорядом (термин В. А. Цуккермана, в несколько ином значении) [92.42]. (См.: Полидиатоника.) ДИАТОНИКА МНОГОПЛАНОВАЯ. "Звуковой состав многоплановой диатонической системы в основном может быть уложен в известные схемы типа двенадцатиступенной диатоники (см. Двенадцатиступенный диатонический лад. — Д. Ш.) или двенадцатиступенной хроматической тональности и в другие им подобные схемы.... Однако любая проекция многоплановой системы на одну "плоскость", то есть в звукоряд, даст в лучшем случае неполную картину лада, исказит внутренние функциональные отношения", скроет диатоническую природу отдельных планов этой системы **. ДИАТОНИКА РАСШИРЕННАЯ. "В его (Кара Караева. — Д. Ш.) музыку ладовая альтерация входит не как орнамент или орнаментальный узор, а как функционально равноправный элемент.... В каждом отдельном случае композитор создает на общей основе свой индивидуальный, почти всегда синтезированный вариант ладового звукоряда"***. ДИАТОНИКА СИНТЕТИЧЕСКАЯ (или "постдиатоника") — "новая двенадцатиступенная система гармонии, развивающая традиционную семиступенную... как цельная, вполне откристаллизованная система она предстает в сочинениях Мусоргского — в связи со свободными ладовыми объединениями, полиладовостью, несмежными хроматизмами и другими характерными чертами мелодики русского фольклорного склада. Позже, перенесенная в иную национальную стилистику, эта "полидиатоника" в более колористическом плане широко развивается в творчестве Дебюсси"*** *. ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ ИНТЕРВАЛЫ — см.: Интервалы диатонические по существу. ДИАХРОМАТИКА — специфическая форма хроматики, образующаяся в полидиатонических тональных структурах. Сущность гармонической природы диахроматики связана с образованием между диа- * 92.172 ** 52.340 — 341 *** 1.164 *** * 59.147 тоническими ступенями отдельных субладов непосредственных или опосредственных хроматических отношений как по вертикали, так и по горизонтали. (Термин Л. Карклиньша [27.57 ]. Применяется для определения особого типа ладовой организации, возникающего " в результате своеобразного синтеза диатонических и хроматических ладовых форм", при котором "звуки, воспринимающие в условиях диатоники и в мажоро-миноре как альтерированные или хроматические, стали самостоятельными наравне с основными ступенями" *. См.: Полиладовость, Полидиатоника, Хроматический переменный лад.) ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ АККОРДЫ — см.: Хроматические по положению аккорды. ДИАХРОМАТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВАЛЫ — см.: Хроматические по положению интервалы. ДИСКРЕТНОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство, все точки которого изолированы (Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М., 1975). ДИССОНАНТНАЯ ДИАТОНИКА — см.: Диатоника диссонантная. ДИССОНАНТНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ — система с диссонантной тоникой. Генетически предшествующие явления — длительно выдерживаемые неустойчивые гармонии в серединах, предъиктах, вступлениях, связующих разделах, функциональная инверсия. Многообразие конкретноструктурных воплощений диссонантной тональности в музыке XX столетия связано с многовариантностью диссонантных структур ее тоник, а также аккордов других тональных функций. Широко распространены модификации этой тональности, построенные исключительно из диссонантных компонентов [92; 14]. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ — 15 ДОДЕКАФОНИЯ — 127 ДОДЕКАФОННАЯ ТЕХНИКА — 130 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ — 110 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ — 110 ДУБЛИРУЮЩИЕ АККОРДЫ — 33 (См.: скользящие аккорды.) ЕДИНОТОНАЛЬНОСТЬ. "Этим термином, сходным, но не однозначным с термином "однотональный", мы в особенности хотим подчеркнуть сохранение единой тональности на всем протяжении секвенции с отклонениями.... В последних ведь как раз предполагается дви- * 27.57 жение по тональностям, как функциям высшего порядка (тональность второй, третьей ступеней и т. п.) при сохранении господства некоторой единой тональности (т. е. тональности первой ступени)"*. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ СТРУКТУРЫ - 13 ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛА — 16 ЗАКОНЫ СТРУКТУРЫ — 12, 16 ЗВУКОБЛОК — "сонорная звукомасса, объединенная общим формальным принципом и смыслообразующей функцией"**. Применяются в качестве конструктивного элемента моно- и полигармонического пространства сонорного типа. Различаются два основных типа звуко-блоков: стабильные, сохраняющие внешние очертания при внутренней подвижности, и мобильные, не сохраняющие их. ЗВУКОВОЕ РОДСТВО — 15 см.: Высотное родство, Звуковысотное родство. ЗВУКОВЫСОТНАЯ СИСТЕМА — 39 ЗВУКОВЫСОТНАЯ СТРУКТУРА — 12 ЗВУКОВЫСОТНОЕ РОДСТВО — 15 (см.: Звуковое родство, Высотное родство). ЗВУКОВЫСОТНЫЕ СВЯЗИ — 15 ЗВУКОВЫСОТНЫЙ ФАКТОР — фактор, опирающийся "на объективные свойства звукового родства" и имеющий наибольшее значение при "разделении звуков на главные и подчиненные" ***. ЗВУКОРЯД — "абстрагированная схема лада, понятие отвлеченное, возникающее в процессе логического отстранения качественно-функциональных взаимоотношений тонов и, следовательно, их семантических особенностей"*** *. ЗВУКОРЯДНОГО ЕДИНСТВА ПРИНЦИП — принцип взаимосвязи, объединения музыкальных элементов на основе их звукорядного родства. ЗВУКОРЯДНОЕ РОДСТВО — родство элементов, связанное с их принадлежностью одному звукоряду. Фактор взаимосвязи, проявляющий себя на протяжении всего построения или его части как в непосредственной форме, данное построение или его часть целиком строятся на основе одного звукоряда, так и опосредованной, когда однозвукорядные элементы чередуются с элементами другого звуко- * 6.422 ** 14, 252 *** 85 214 *** * 70.43 рядного ряда. (См.: Модальность, Полимодальность, Модальная техника, Полидиатоника, Многосоставные лады, Мутирующие лады, Переменный лад.) ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА — 15 ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП — 17 ИНВЕРСИЯ СЕРИИ — 134 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВЫСОТНЫХ СТРУКТУР — "Первый важнейший импульс индивидуализации <...> — стилистическое ограничение, обусловливаемое всем внутренним обликом композитора, его эстетическими убеждениями и темпераментом, национальностью, всем содержанием его творчества. Первое ограничение в большей или меньшей степени исключает для композитора ряд гармонических (если речь идет о гармонии) средств как принципиально несовместимых с его индивидуальностью.... Второе ограничение — выбор гармоний в расчете на конкретное произведение определенного жанра, содержания, характера в рамках данного стиля.... Индивидуализация гармонии служит тем же целям, что и индивидуализация тематизма — более разнообразному и гибкому воплощению образа средствами гармонии как таковой, более полному выражению личности композитора <...>. Объективная предпосылка индивидуализации гармонии <...> заключается в историческом факте превращения множества диссонирующих созвучий из подчиненных в самостоятельные и присоединения к ним новых, ранее не употреблявшихся <...>. Возникает парадоксальная ситуация. Принципиально все аккорды как средства художественного творчества равноправны <...>. В контексте же положение резко меняется<...>. Говоря первое слово, мы имеем полную свободу выбора звуковых элементов, уже второе слово, координированное с первым, такой свободы не имеет, а все последующее, каким бы оно ни было разнообразным, в качестве продолжения мысли является развитием начальных звуковых элементов. Контекст исключает возможность использования любого аккорда или иного звукосочетания. Это непременное условие для логического становления и развития "мысли", которое одновременно является и одним из важнейших условий индивидуализации звуковысотных структур [90.152-153, 155, 157-158]. ИНТЕГРАЦИЯ СТРУКТУРЫ — 15 ИНТЕРВАЛ — "есть соотношение тонов звукоряда и есть наименьший интонационный комплекс"*. "Интервал — точный определитель эмоционально-смыслового качества интонации, а не измеритель,...стершийся в своей выразительности (каким. — Д.Ш.) воспринимают его теперь"*, "...содержание интервала... всегда в соотношении, в процессе и в конкретно-исторической обусловленности.... "Выразитель- * 3.223 ность каждого интервала мыслится безграничной, неизбывной, но исторически-конкретно, и психологически она ограничена"*. Характерный интервал каждой эпохи выступает "словно интонационный центр, вокруг которого наслаиваются и простейшие, и сложные интонационные связи"**. "Всякий закрепившийся интервал — уже интонируемая форма, ибо это соотношение двух элементов некой системы, пусть самой простейшей, двучленной" [3.200 ]. ИНТЕРВАЛЫ ДИАТОНИЧЕСКИЕ ПО СУЩЕСТВУ — все интервалы "не превышающие шести квинт" [29.Ч. 1.72 ]. ИНТЕРВАЛЬНО-МОДЕЛЬНЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 48 ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ — "организация материала ладов как выразительных и логически-осмысленных звуковых объединений"***. (См.: Роды интервальных систем.) ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ — 33 ИНТЕРВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — 117-118 ИНТЕРПОЛЯЦИЯ — 134 ИНТЕРПОЛЯЦИЯ МНОГОРЯДНАЯ (или многосерийная) — ИНТЕРПОЛЯЦИЯ ОДНОРЯДНАЯ (или односерийная) — ИНТОНАЦИЯ — это "осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или не чистая подача звука)<..->. Интонация речевая — осмысление звучаний музыкально не фиксированных, не стабилизировавшихся в музыкальных расстояниях или в постоянных отношениях звуков, ставших тонами. Интонация музыкальная — осмысление звучаний, уже сложившихся в систему точно зафиксированных памятью звукоотношений: тонов и тональностей <...>. Всякая самая простейшая музыкальная интонация предполагает наличие двух моментов: звукопроявление и отношение этого звукопроявления к последующему. Это последующее звукопроявление вступает с предыдущим в ряд отношений <...>. Всякая музыкальная подача звука, чтобы стать интонацией, не может остаться обособленной: она или результат уже данного соотношения, или же вызывает своим появлением последующий звук, ибо только тогда возникает музыкальное движение со всеми его свойствами"*** *. "Приобретенные в ряду поколений интонационные навыки постепенно притупляются, и связанные с ними ассоциации и семантика <...> обнажают свою условную природу <...>. Столь последовательный процесс "выветривания" и "обновления" мыслим в эпоху сравнительно мало * 3. 355 ** 3.345 *** 93.160 *** * 3.198-199 изменяющихся производственных отношений. При резком изменении последних могут выключиться из сознания даже интонации "в полном расцвете их", как несоответствующие новой структуре общества.... Впервые найденная интонация — впервые неопределенное сопротивление; это — открытие музыкального движения по данному направлению, это — движение, в котором еще не доминирует инертность и не утерян динамический момент"*. "Срок между впервые кем-то сынтонированным (найденным и изобретенным) тем или иным звукоотношением и усвоением его окружающей средой, затем рациональным объяснением его и бесконечным числом повторений данного отношения в музыкальной практике — не поддается точному определению"**, Интонация — "это не отвлеченные формальные категории, это комплексы музыкальных помыслов, постоянно находящихся в сознании данной общественной среды"***. Ее "надо понимать как живую связь звуков, имеющую выразительное, образно-смысловое значение.... Интонация является прежде всего мельчайшим, привычным образно-смысловым элементом"*** *. "Интонация создает потенциальную возможность существования лада и является его признаком, но лад как система, как конструктивная единица формы, обладающая кругом выразительных возможностей, представляет очень высокий синтез, новую качественную основу существования интонации"*** **. "На ладовой основе музыкальная интонация приобретает ту членораздельность, которая резко отличает ее от интонации речевой. На ладовой же основе определяется эмоциональная окраска интонаций" (Кушнарев "Вопросы истории и теории армянской монодической музыки" -Л., 1958. с. 412). ИНТОНИРОВАНИЕ — "осмысленное, целеустремленное и данное в некоем содержательном сочетании и взаимосвязи звуковоспроизведение мыслимого..."*** ***, Интонирование — это динамический процесс, смысл которого всегда "остается одним — через сравнение и выяснение тождества и контраста сознание идет ко все дальнейшему продвижению звуков"*** *** *. "Стихийное интонирование — аффектив- * 3.204-206 ** 3.205 *** 3.267 *** * 72.123 *** ** 52.327 *** *** 3.264 *** *** *3.199 но-эмоциональный тонус, — в сущности глиссандо, то есть неразличимость отдельных тонов и их связей и отношений"*. Только через интонирование "элементы музыки становятся произведением искусства, образным мышлением"**. ИНТОНИРУЕМЫЕ ФОРМЫ — "зафиксированные памятью в борьбе за существование и в утилитарных целях первичные отношения тождественных и нетождественных звучаний", являющиеся "откристаллизовавшимися звукосопряжениями"***. ИСКУССТВЕННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — см.: Искусственные лады, Геометризованные ряды, Симметричные лады, Ограниченной транспозиции лады. ИСКУССТВЕННЫЕ ЛАДЫ — лады, "не имеющие определенной диатонической основы, с наличием квартового или квинтового остова или даже без них" и являющиеся "плодом некоторой преднамеренной творческой изобретательности"*** *. (См.: Геометризованные ряды, Ограниченной транспозиции лады, Симметричные лады.) Искусственные лады — "лады хроматической системы, не приводимые к непрерывному квинтовому ряду, причем непрерывность этого ряда может быть периодической или непериодической" (Кон Ю. Об искусственных ладах Проблемы лада. -М., 1972). КВАДРАТ ТРАНСПОЗИЦИЙ — 134 КВАНТИТАТИВНЫЕ РЯДЫ — "ряды однокачественных элементов, расположенные по принципу однонаправленных изменений, где каждый последующий член ряда отстоит дальше от исходного, чем предшествующий ему в данной цепи.... Образование квантитативных рядов (они могут идти одновременно в различных направлениях) есть частное проявление многослойной и многоступенной градации элементов, которая предполагает аналогичное упорядочение всех параметров и аспектов музыкальной композиции.... Градация элементов с наибольшей очевидностью обнаруживает упорядочивающую ("гармонизующую") роль числа, с древнейших времен считавшегося сущностью гармонии.... Градация есть размеренность звуковых величин. Величина, на которую отличается один элемент квантитативного ряда от смежного, выполняет роль меры величины ряда. Соразмерность величин-элементов дает возможность восприятию двигаться по квантитативному ряду. Это движение, складывающееся из элементарных различий "ближе-дальше", "вперед-назад", "вверх-вниз"... и тому подобных, ощущается как смысловая дифференциация элемента, как ло- * 3.344 ** 3.264 *** 3.200 *** * 73.110-111 гическое начало, как музыкальный материал, с помощью которого может выражаться мысль — музыкальная мысль. Тем самым квантитативный ряд из отвлеченно-формальной структуры превращается в категорию содержательную, экспрессивную, в функциональный ряд. Бесконечность числа позволяет ему с равной легкостью быть упорядочивающим фактором любого из музыкальных параметров — ритма, тембра, динамики, темпа. Числовые прогрессии есть единственный универсальный фактор порядка, слаженности в музыке. Совокупность функционирующих элементов, дыхание нарастаний и спадов, внутреннее движение есть уже признаки живого музыкального организма, а траектория движения обрисовывает контуры музыкальной формы [89.244-245]. КВИНТОВЫЕ ФУНКЦИИ — 99 КОЛЛАЖ — техника комбинирования стилистически разнородного музыкального материала: небольших отрывков, целых фрагментов и других элементов, заимствованных из различных произведений, принадлежащих как автору данной композиции, так и другим композиторам. Характерная особенность этой техники — способность объединять разнообразный звуковой материал — от высотно определенного до "шумового". Намеренное использование стилистически разнородного музыкального материала предполагает в конечном моменте вполне определенную его конструктивную взаимосвязь на основе какого-либо драматургического замысла, создание в сознании слушателя особенно широкого круга ассоциаций многопланового порядка. (См.: Полистилистика.) КОМБИНИРОВАННЫЕ ЗВУКОРЯДЫ — 47 КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ПРИНЦИП — 108-109 КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА — звуковые структуры, являющиеся результатом разнообразной "технической работы" с конкретными или шумовыми звуками, а также отдельными музыкальными элементами и тонами с определенной высотой, предполагающей применение различных современных средств звукозаписи и звуковоспроизведения (см. об этих средствах на стр. 7.). "На магнитную ленту можно записывать любой звук — шум машины, скрип колес, треск разбиваемого стекла, бульканье воды... игру на различных инструментах,... крик совы, блеяние овцы и пр. Можно смешивать разнообразные звуки — музыкальные и немузыкальные; можно полученную запись снова переписать в обратном движении. Можно, меняя скорость движения ленты при записи, неузнаваемо искажать любой звук, придавать необычайный колорит. Известны записи на магнитную ленту, при которых смешивалось до четырехсот различных шумозвуков. Наконец, широкие возможности для получения разнообразных шумовых эффектов открывает монтаж — соединение и варьирование уже полученных звучаний в окончательной записи на магнитную ленту. Понятно, что эти свойства магнитофона <...> открывают широкие возможности для создания новых любопытных звучаний, которые могут найти свое применение в театральной практике и в кинопроизводстве" (Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой. -М., 1964. с. 312-313). мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|