рнп 5 ЯРЮРЕИ: лЕРНДХВЕЯЙХЕ ОНДУНДШ Й ЮМЮКХГС ТХМЮМЯНБНЦН ЯНЯРНЪМХЪ ОПЕДОПХЪРХЪ оПНАКЕЛЮ ОЕПХНДХГЮЖХХ ПСЯЯЙНИ КХРЕПЮРСПШ уу БЕЙЮ. йПЮРЙЮЪ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ БРНПНИ ОНКНБХМШ уу БЕЙЮ уЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮ ЬКХТНБЮКЭМШУ ЙПСЦНБ Х ЕЕ ЛЮПЙХПНБЙЮ яКСФЕАМШЕ ВЮЯРХ ПЕВХ. оПЕДКНЦ. яНЧГ. вЮЯРХЖШ йюрецнпхх:
|
метод анализа. Общеструктурные приемыДействие в музыкальных сочинениях общих законов структурообразования — предпосылка проявления в их звуковысотной организации общих конструктивных закономерностей. Их исследование, в свою очередь, предполагает применение и общих приемов гармонического анализа, в том числе: а) определение типа основных конструктивных элементов от простейших к сложным (тоны, интервалы, созвучия и далее группы, состоящие из них); б) определение типа их гармонического склада (монодийный.гетерофонный, полифонический,линеарный, дискретный, смешанный в одновременности — полисмешанный и в последовательности — переменно смешанный); в; установление типа конструктивных элементов по отношению к тем или иным классификациям (применительно, например, к аккор- дам их классификационные характеристики могли бы иметь следующее содержание: консонансы, диссонансы, моноинтервальные, полиинтервальные, созвучия с побочными и заменными тонами и без них, моногармонические, полигармонические, монофункциональные, полифункциональные, "ударные", "фоновые", "разряженные", "плотные" и т.д.); г) дифференциация конструктивных элементов на родственные и неродственные по их звуковому, интервальному, красочному и структурному (порядок звуков, интервалов, их групп в многосоставных элементах, "красочных тонов" в сонорах) содержанию; д) то же, но согласно их фактурному решению (расположение, агогика, динамика, тембр, ритм); е) градация конструктивных элементов (позиционная, связанная с расположением тонов, интервалов, созвучий, групп в порядке нарастания или убывания их высотного превосходства по отношению друг к другу — "ряды высот" или звукоряды. Они могут составляться из всех тонов участвующих в гармоническом процессе, из основных тонов аккордов, интервалов, а также из основных или начальных тонов еще более крупных конструктивных элементов типа субтональных, субмодальных, серийных, интервальногрупповых или сонорных комплексов; сонантная, связанная с расположением интервалов и созвучий, более сложных комплексов из этих же компонентов и других элементов в порядке нарастания или убывания степени их гармонической напряженности — "ряды сонант" или сонантные ряды; то же в отношении красочных сторон гармонических элементов — "ряды красок" или красочные ряды, сонорные ряды); ж) градация конструктивных элементов согласно их динамическому, тембровому, агогическому решению, расположению; з) дифференциация конструктивных элементов согласно технике письма лежащей в основе их построения и связи; и) установление устойчивых и неустойчивых элементов в структуре на разных ее конструктивных уровнях (в соотношении отдельных тонов, интервалов, созвучий, в том числе соноров, групп, состоящих из этих элементов, включая сюда и очень крупные варианты таких групп: субтональности, серийные комплексы, дискретные фрагменты и т.д.); к) дифференциация связей между элементами структуры, их ролей по отношению друг к другу, назначений их действия в структуре. (Ступенная дифференциация, осуществляемая на основе ранее установленных высотных, сонантных, сонорных рядов: "ступени-высоты", "ступени-сонанты", "ступени-соноры"; басофундаментальная, — учитывающая интервалику отношений основных тонов созвучий; сонорная, — имеющая в виду описание определение красочно-структурных значений гармонических элементов; смысловая, — связанная с определением роли элементов в структурно-логическом аспекте. Например: центр — окружение центра, центральный элемент — перифе- рийный элемент, основной — производный, начальный — конечный, основная модель структуры — мультиплицирующие модели, целое — часть, основной элемент — добавочный элемент, фундаментальный тон — надстроенные тона и т.д.); л) установление традиционных и новых закономерностей (моделей) в движении созвучий, их связи на основании каких-либо признаков, в том числе: интервально-ступенного соотношения их основных или просто нижних тонов; соотношения уровней их гармонической напряженности; соотношения красочного содержания; смыслового назначения их действия в структуре. (Интервально-ступенное, графическое, математическое, понятийно-логическое и другие формы выражения, описания этих закономерностей); м) семантические характеристики исследуемых конструктивных элементов и их отношений; н) определение типа зависимости между опорными элементами в их опосредованных отношениях (тоны, интервалы, созвучия, включая сонорные, группы, "супергруппы" как целые фазы гармонического движения, обретающие значение устоя по отношению к другим фазам); о) определение форм линеарного движения, логики их смены, взаимодействия на разных уровнях структуры; п) установление главных и побочных конструктивных принципов структуры; р) дифференциация высотных элементов и закономерностей структуры согласно их историческому и стилистическому происхождению. мЕ МЮЬКХ, ВРН ХЯЙЮКХ? бНЯОНКЭГСИРЕЯЭ ОНХЯЙНЛ:
|