Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 3 Основы управления персоналом




Тема 3.1 Управление персоналом

Сущность понятий «персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.

Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.

Практическое занятие №4

Анализ эффективности методов оценки персонала

 

Методические рекомендации

Раскрыть сущность понятия персонал, кадры, далее изучить структуру кадров, функции кадровой службы. Затем рассмотреть процесс набора, отбора и методы оценки персонала.

Изучение темы заканчивается выполнением практического занятия.

При решении ситуаций необходимо использовать периодические источники в частности журналы «Кадровик», «Управление персоналом». При этом желательно использовать учебник Управление персоналом организации /Под ред.А.Я. Кибанова. - М.: Инфра – М, 2014. - 638 с.

 

Ситуации 1

Рассмотрите ситуацию, примите управленческое решение. Обоснуйте свой вариант ответа.

Многие годы предприятием «Медпрепараты» бессменно руководил А. Петров. Перед уходом на пенсию он решил сделать выбор преемника. Предприятие занимало стабильное положение. Укреплялись контакты с иностранными партнерами. В Борисове было создано совместное предприятие. Расширялся ассортимент выпускаемой конкурентоспособной продукции. Достойных преемников было несколько. Директор остановился на трех кандидатах: И. Иванове, А. Антонове и В. Цареве (табл. 1). Окончательный выбор его затруднил.

Я считаю, что достойным приемником будет Иванов, потому что:

1) его служебная карьера: от экономиста до коммерческого директора;

2) у его есть навыки руководителя, т.е он сможет организовать работу людей и эффективно ими руководить.

Эффективным руководителем является руководитель, который отдает распоряжения, служит примером и поровну распределяет риски и трудности, завоевывает уважение без заискивания, увлекает примером; слова не расходятся с делом; слушает с пониманием; всегда готов обсудить и решить проблемы; приветствует идеи; не жалеет времени, чтобы выслушать человека, поддерживает и помогает; всегда на вашей стороне; помнит о ваших проблемах; использует метод работы в команде; помогает группе принимать наилучшие решения; способствует сотрудничеству.

Таблица 4- Характеристика кандидатов

Характеристика В. Царев А Антонов И.Иванов  
Должность Начальник производственно­го отдела (3 года) Главный инженер (6 лет) Коммерческий директор (1 год)  
Возраст        
Карьера Инженер-технолог (4 года) Начальник КБ (4 года) Экономист (4 года)  
Старший экономист (2 года)  
Начальник - лаборатории (3 года) Главный конструктор (11 лет)  
Начальник экономического бюро (4 года)  
Начальник цеха (4 года)  
Начальник цеха (3 года)  
Аспирантура БГЭУ (3 года)  
Начальник отдела сбыта (9 лет)  
Образование Высшее, инженер. кандидат экономических наук Высшее, инженер- конструктор Высшее, менеджер –экономист  
Авторитет Высокий Высокий Высокий  
Стиль работы Кооперативный Доброжелательно-авторитарный Кооперативный  
Предприимчивость Хорошая Исключительная Отличная  
Коммуникабельность Хорошая Хорошая Отличная  

 

Избегает строгого надзора; не переигрывает в роли начальника; не диктует и не угнетает подчиненных чрезмерным педантизмом

Делегирует полномочия; доверяет группе, полагается на суждения ее членов, дает группе возможность принимать решения; верит в способность других людей к творчеству.

Общается искренне и прямо; говорит, что думает; его словам можно доверять.

Проявляет лучшие человеческие качества; прост и доступен в общении с работниками

3) кооперативный стиль работы часть полномочий по управлению передана коллективу. Комитет - это тот орган, который наиболее часто используется для функционирования кооперативного стиля руководства. Обычно вопросы управления являются постоянными обязанностями членов комитета. Например, решение вопросов распределения заработной платы может принимать коллегиальный орган-комитет.

4) предприимчивость — это находчивость, соединенная с энергией и практичностью. В практической деятельности руководителя предприимчивость — это умение работника находить и использовать резервы повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в работе, это наиболее полное удовлетворение запросов населения в товарах и услугах на основе хорошо налаженной коммерческой работы.

В условиях перехода к рыночной экономике для предприимчивого человека характерны такие качества, как творческий и ответственный подход к выполнению обязанностей, способность к самостоятельному, без административного вмешательства, решению возникающих хозяйственных проблем. Предприимчивость ориентируется на новизну управленческих решений. Она реализуется путем обоснования необычности, неординарности управленческих поступков. Предприимчивый руководитель — это человек, способный к самостоятельным нетипичным действиям, мыслящий гибко, масштабно и перспективно, умеющий анализировать, распознавать и использовать сложившиеся обстоятельства в интересах задуманного дела, своевременно решать сложные вопросы хозяйственной деятельности, умеющий идти на риск. Для предприимчивого руководителя характерно принятие решений на базе глубокого экономического анализа сложившихся обстоятельств и социальных явлений.

Важнейшей чертой предприимчивого менеджера является обостренное чувство нового и умение мыслить категориями экономической эффективности, стремление искать неординарные решения возникающих проблем, проявлять энергию и настойчивость в их достижении, рисковать с пониманием личной ответственности за рискованные решения. Перестройка всего хозяйственного механизма, переход на рельсы рыночной экономики могут быть ускорены только усилиями предприимчивых руководителей. Однако положительного отношения к эффективным идеям в условиях рыночной экономики недостаточно. Нужны люди, способные от разговоров о рыночной экономике перейти к непосредственному осуществлению ее принципов, сломить сопротивление административной системы, вдохновить на эти действия многих и научить действовать предприимчиво.

5) коммуникабельность – одно из основных личных качеств, необходимых практически любому человеку для достижения успеха в современном мире. Для специалистов по пиару, менеджеров по продажам, работников сферы услуг, умение находить общий язык, быстро менять линию поведения и настраиваться на одну волну с абсолютно разными людьми является частью профессиональных компетенций.

Как известно, большинство представителей кадровых служб не обращают особого внимания на список личных качеств, указанных в резюме, но в то же время отсутствие этой, на первый взгляд, формальности может насторожить работодателя и вызвать подозрение, что у соискателя есть некоторые трудности в общении с людьми. Поэтому, с одной стороны, не стоит увлекаться, перечисляя все присущие вам положительные качества, а с другой – не нужно о них забывать, чтобы вам не задавали лишние уточняющие вопросы.

В пользу коммуникабельности соискателя, в первую очередь, свидетельствуют его опыт работы и результаты, которых он смог добиться ранее. Так, если у вас клиентоориентированная профессия, то вы не сможете продвинуться по карьерной лестнице, не будучи общительным человеком.

При всей значимости коммуникабельности следует заметить, что она не должна быть тем флагом, с которым соискатель будет «брать на абордаж» желаемую должность. Конечно, для менеджеров по продажам это одно из самых важных профессиональных качеств. Особое значение для них имеет устная коммуникабельность, позволяющая выстроить диалог и достичь взаимопонимания с любым партнером или клиентом. Но есть и такие профессии, казалось бы, подразумевающие хорошую способность контактировать с людьми, где даже недостаточно общительный человек все равно может стать прекрасным специалистом.

В настоящее время успешна и эффективна только та организация, руководителю которой удается обеспечивать ее устойчивость и развитие. Залог его успеха - в наличии и разумном сочетании управленческих и лидерских навыков.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Различаются ли понятия «кадровый менеджмент» и «управление персоналом»

2. Назовите задачи и функции управления персоналом.

3. Выявите в чем суть отличия кадрового потенциала от кадров.

4. Опишите этапы кадрового цикла.

5. Охарактеризуйте содержание планирования кадрового потенциала.

6. Назовите, на каких принципах базируется планирование кадрового потенциала.

7. Проанализируйте методы подбора персонала. Выделите достоинства и недостатки

8. Раскройте суть профиль-метода.

 

Литература

[3, с.45-65]; [5, с.113-163]; [9, с. 348-409]; [11], с. 57-67]; [14, с. 25-45]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных