Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления трансформации избирательной системы и их реализация в практике проведения выборов




Отсчет времени современной избирательной системы России мы ведем с 1993 года – года принятия новой российской Конституции, проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, года серьезных испытаний российской государственности. Теперь уже за более чем 20-летний период российская избирательная система, законодательство о выборах претерпели серьезные корректировки, апробированы многочисленные новации, избирательная система опирается на международные избирательные стандарты, имеются свои достижения в сравнении с общемировым уровнем.

Избирательное право имеет в нашей стране достаточно длительную историю. Несмотря на распространенное убеждение, что демократические институты не присущи России, в действительности они наблюдаются практически во все периоды развития. Имеются в виду вечевой строй в древнерусских городах (Новгородское вече); казачье и земское самоуправление; земская реформа Александра I (первые всесословные выборные органы местного самоуправления – земские учреждения); учреждение в 1906 году Николаем II Государственной Думы (Положение о выборах, характерны – тайная подача голосов, избирательная записка – аналог современного избирательного бюллетеня, заполнение избирательной записки либо заблаговременно, либо в помещениях, где проводятся выборы – в отдельных комнатах, противостояние правоохранительных органов насилию, наказание за нарушение выборного законодательства, в т.ч. за неоднократное голосование или голосование за иное лицо и т.д.).

Сформированное в те исторические отрезки времени избирательное законодательство и выборные практики, избирательные нормы и даже так называемые хитрости также составляют историю выборов в России, причем нередко используются политтехнологами и сегодня.

Элементы выборности затрагивали даже такие сферы государственного управления, в которых традиционно господствовало единоначалие: например, в русской императорской армии, существовали такие выборные органы, как офицерские собрания, суды офицерской чести, а у нижних чинов – выборы ротного артельщика. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание.

В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат.

Для справки: На состоявшихся весной 1989 года союзных выборах на 1500 мест по территориальным и национально-территориальным избирательным округам был выдвинут 7531 кандидат, т.е. в среднем 5 кандидатов на один мандат. И хотя в 384 округах было по одному кандидату, но общую тенденцию это не нарушило.

Выборы народных депутатов РСФСР 4 марта 1990 года – фактически символ начавшейся реформы всесоюзных, республиканских и местных органов власти. Демократические тенденции проявились в ходе этих выборов еще сильнее и отчетливее, чем на всесоюзных выборах 1989 года.

Осенью 1993 года российское государство столкнулось с определенными вызовами: отсутствовала необходимая законодательная база для проведения выборов и референдума, выборы проводились на основе положений, утвержденных указами Президента Российской Федерации. Система избирательных комиссий и их полномочия, правовая база выборов и референдума фактически были созданы в течение одного-двух месяцев (временные документы, положения, «указное» право).

Для справки: Указами Президента Российской Федерации были утверждены положения: о федеральных органах власти на переходный период, о правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы, о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления, об организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, о выборах в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, о выборах в органы местного самоуправления.

Указами главы государства утверждены также состав ЦИК по выборам в Государственную Думу и Положение о Комиссии, Положение о выборах депутатов Государственной Думы, Положение о выборах депутатов Совета Федерации. На всенародное голосование (референдум) 12 декабря 1993 года был вынесен проект новой Конституции Российской Федерации, порядок голосования на котором также утверждался соответствующим Положением.

В Положении о выборах депутатов Государственной Думы заложены основы современной избирательной системы, которые впоследствии уточнялись, развивались, совершенствовались или были преобразованы в иные.

В период 1993-1994 годов важнейшей целью Центральной избирательной комиссии было преодоление последствий политического кризиса, восстановление политического диалога, формирование стабильной избирательной системы и электорально-правовой культуры. В значительной мере эти задачи были решены. Жизненно важно было не допустить политического кризиса и чрезвычайщины в организации избирательного процесса, предвыборной борьбы без правил.

Сегодня сформирована правовая база организации выборов. В 1994 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» – первый закон, направленный на регулирование выборов в Российской Федерации; учтены нормы международных избирательных стандартов; заложены демократические основы организационного обеспечения голосования – публичность, открытость, прозрачность процедур и действий; базировался на анализе правоприменительной практики; послужил фундаментом для последующей разработки порядка выборов депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации; стал основой для становления законодательства субъектов Российской Федерации о выборах.

В этот период совершенствовались и корректировались структура, порядок формирования, механизмы работы избирательных комиссий, правила участия в выборах. Неизменными остались принципы, действующие в ходе организации и проведения выборов – всеобщее, равное, прямое избирательное право и тайное голосование.

ЦИК России уже много лет проводит совместно с учеными России сравнительное изучение избирательных систем различных государств. По этой теме уже выпущено 8 изданий серии «Современные избирательные системы», несколько выпусков серии «Избирательное законодательство и выборы в современном мире», в т.ч. на английском языке, издание «Международное наблюдение за выборами и референдумами», несколько выпусков серии «Международные избирательные стандарты», «Россия и международные избирательные стандарты» (на английском языке). Опубликованы и другие исследовательские работы о зарубежных избирательных системах, сложился авторитетный авторский коллектив в данной сфере избирательного права и избирательного процесса.

Существуют направления развития избирательных систем, в которых целый ряд государств ориентируется на Россию. Среди таких направлений:

применение современных избирательных технологий, информационно-разъяснительное и информационно-технологическое оснащение выборов;

единая система финансового контроля, в том числе финансовой отчетности политических партий, поступления и расходования средств избирательных фондов избирательных объединений и кандидатов;

система работы с обращениями и жалобами участников избирательного процесса;

деятельность института международного наблюдения как успешная организация приема миссий международного наблюдения в России, так и перспективное направление – дистанционный мониторинг,

а также по ряду иных направлений.

Российские организаторы выборов также тщательно анализируют и используют международный опыт:

правовое регулирование участия политических партий в выборах, в том числе «старых» и «новообразованных» партий, практика преференций, предоставляемых партиям, имеющим парламентское представительство, при выдвижении кандидатов;

информационное обеспечение выборов, в т.ч. институт предвыборной агитации, политической рекламы, практика организации и участия в политических дебатах;

соотношение пропорциональной и мажоритарной избирательных систем на выборах различных уровней;

опыт проведения прямых и непрямых выборов, а также взаимообусловленных выборов;

развитие института внутреннего наблюдения на выборах; участие в миссиях международного наблюдения и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных