Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика педагогической деятельности




Кожевников В.М.

Тема 1: Педагогическое мастерство учителя, пути его становления и реализации

План

1. Вступление

2. Специфика педагогической деятельности

3. Педагогическое мастерство как система.

4. Гуманистическая направленность личности учителя.

5. Профессиональные знания.

6. Педагогические способности.

7. Педагогическая техника.

8. Педагогическая систуация.

Ключевые понятия:педагогическая деятельность; педагогическое мастерство; гуманистическая направленность личности; профессиональное знание; педагогические способности; педагогическая техника; педагогоическая ситуация.

Вступление

Мастер... По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель — мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

Конечно, внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески.

Сейчас нам важен вывод: педагогическое мастерство проявляется в деятельности (Н. В. Кузьмина), но к ней не сводится, оно характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений (В. А. Сластенин), но и это не главное. Суть в личности учителя, ее позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне. И чтобы дать определение, в чем сущность мастерства, проанализируем сначала специфику педагогической деятельности, рассмотрим ее требования к личности учителя, обеспечивающие высокую организацию педагогического процесса.

Специфика педагогической деятельности

Как и каждая деятельность, педагогическая включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой. Прежде всего специфична цель педагогической деятельности. В чем она? Цели работы учителя определяются обществом, т. е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности школьников. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных связей, реа лизации природных возможностей человека в овладении общественным опытом.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Таким образом, цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате (есть определенный стандарт, как писал А. С. Макаренко, в понимании того, кого мы должны воспитать) и нестандартность по задачам в конкретных педагогических действиях. Уже это обстоятельство требует от учителя творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.

«Деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью... это своеобразная мета-деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся».

Таким образом, специфика цели педагогической деятельности в том, что она должна стать и целью педагога, и целью ученика. В этом сущность мета-деятельности. Управление деятельностью другого человека (воспитанием, обучением) сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна учителю, он требует: «Ты должен знать, уметь, делать». В то же время дети живут сиюминутной жизнью, одолеваемые проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Ш. А. Амонашвили называет это противоречие «основой трагедии воспитания». Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно.

Осознавая это, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей. Ш. А. Амонашвили стремится приблизить свою программу деятельности к программе ребенка.

Итак, специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностногопринятия социальной задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции учителя; творческого понимания целей и задач конкретных действий; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Объектпедагогического труда — человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности — ум, чувства, воля, убежденность, самосознание», по выражению В. А. Сухомлинского. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

1. Человек — активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по разному относиться к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

2. Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

3. Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений в школе и стремится к активизации школьников, к тому, чтобы сделать ребенка соратником, соучастником педагогического процесса.

Субьект -тот, кто воздействует на воспитанника,- педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника - личность учителя, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность учителя, критически относятся к его знаниям, поступкам, они воспротивятся его воздействию. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

еГлавные средства воспитания — различные виды деятельности) - в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение. А. С. Макаренко в центр своей системы воспитания поставил производственный труд детей, организованный как коллективная деятельность.

3. Педагогическое мастерство как система

Настоящий учитель понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, активизируя субъект, подбирая средства. Но как? За счет каких индивидуально-личностных особенностей, внутренних резервов, какой-опоры в своей личности?

И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций личностно - деятельностного подхода. Мы исходим из понимания мастерства как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.К таким важным свойствам мы относим: гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

В этом определении нам кажется существенным подчеркнуть такие моменты: во-первых, то, что педагогическое мастерство — это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, стребованиями социалистического общества, выстроить педагогический процесс; во-вторых, фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы; в-третьих, педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования; в-четвертых, техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности. Таким образом, все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности — способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности - умения в области педагогической техники. Рассмотрим теперь, что же представляют собой все четыре элемента педагогического мастерства.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных