Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая ситуация и педагогическая задача




Что такое педагогическая задача? Можно считать, что это основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально.

...Начинается школьный день. В класс заходит опоздавший ученик — уже ситуация. Проверка домашнего задания. Два ученика оказались неподготовленными —тоже ситуация. Во время объяснения новой темы по классу передается записка—снова ситуация. Это не всегда конфликты, но всегда противоречие между ожидаемым и реальностью. Эти ситуации учитель осознает и формирует для себя задачи: стратегического характера (как воспитать у школьников чувство ответственности, организованность), тактического (разработка средств учета и контроля знаний, активизации познавательной деятельности на уроках) и ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, невыучившего, отвлекающегося на уроке).

Мастерство учителя — в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, т. е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели. Ситуация может не стать задачей, если учитель ее не замечает или игнорирует, не придавая значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если учитель реагирует на возникшую ситуацию окриком, тем самым не разрешая конфликт, а усугубляя его.

Таким образом, ситуация становится задачей в условдях целенаправледной педагогической деятельности [ситуация + цель = задача). Задача может иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.

Решение педагогической задачи начинается с анализа ситуации и осознания проблемы. Начинающие учителя опускают эту стадию и принимаются за решение. Торопятся, не ощущают глубины конфликта, стереотипно воспринимая ситуацию как уже встречавшуюся в практике. В результате она не осознается до конца, зачастую воспринимается лишь видимая часть айсберга проблемы. Неумение видеть ситуацию, понимать, что стоит за действиями учеников, приводит к ошибкам в решении задачи. Мастерство педагога характеризуется способностью видеть педагогические задачи во взаимосвязи и взаимообусловленности, а поэтому его решение с «дальним прицелом»: не просто навести порядок, но и вызвать чувство неудовлетворенности и стремление не допускать подобных ситуаций впредь.

Следующий этап решения задачи- анализ исходных данных в место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате происходит осознание мотивов поступков, целей деятельности, специфики условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный собой, своей позицией, учитель может не разглядеть истинных мотивов поведения школьников. Приписывание учащимся несуществующих намерений может перечеркнуть эффект педагогического влияния.

Заключительный этап-выдвижение гипотезы, когда учителю надо выбрать из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, что требует активного мышления, воображения. Учитель-мастер стремится проанализировать ситуацию, привлекая к решению коллектив. Начинающий учитель часто выходит на парное взаимодействие, что ослабляет позицию педагога. На этом этапе важно мысленно примерить найденный прием, представить возможные реакции на его воздействие.

Когда пройдены все фазы решения педагогической задачи, выбирается система методов ибо один прием оказывается мало действенным. Очень существенно то, что в выборе приема педагоги-мастера ищут причины возникновения нежелательных ситуаций в себе, поэтому каждое их решение есть шаг к гармонизации своей деятельности, к самовоспитанию.

Литература:

1. Основы педагогического мастерства: учебное пособие под ред. И.Я. Зязюка.- М.,Просвещение,1999.

2. Опыт и мастерство педагогов – новаторов: учебное пособие для студентов пед..вузов и молодых учителей.- Донецк,1994.

3. Введенская Л.А. Культура и искусство речи/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-на Дону, Феникс, 1999.

Контрольные вопросы:

1. Внешние и внутреннее выражение педагогического мастерства учителя.

2. Почему суть педагогического мастерства заключна в личности учителя?

3. В чем специфика педагогической деятельности?

4. Сущность педагогического мастерства?

5. Педагогическая направленность личности учителя.

6. Профессиональные педагогические знания.

7. Гуманистическая направленность личности учителя.

8. Педагогические способности.

9. Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных