ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетические чувства — важнейший компонент педагогического мастерстваИзлишне доказывать, что сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными. Поэтому такую важную роль играет умение учителя выражать свои чувства, делать их для детей ощутимыми и притягательными. Для передачи своих чувств учитель использует прежде всего интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д. С помощью языка чувств учитель вызывает у школьников сопереживание, как бы заражая их своим собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика — своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности. Учителю любого предмета следует знать, что убеждения личности вне чувств не существуют. Убеждения тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве с знаниями. На их основе формируется такое личностное этическое образование, как совесть. «Идеи...,— писал К. Маркс,— которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им». В педагогике существует закон, определяющий действенность учительского труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения. На положительных чувствах наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия, обусловливающие потребности и интересы личности. Для практической учебно-воспитательной работы учителя важно знать виды чувств, их особенности, специфику проявления. Известно, что духовный мир личности — это прежде всего много-образнейшие и беспрерывные переживания, океан чувств. Они связаны с мышлением, волей, нравственностью, знаниями, культурой, мировоззрением. Чувства пронизывают все мироощущения и мироотношения человека. По выражению выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского, нигде личность не проявляется так целостно, как в чувствах: «В них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Другими словами, в чувствах выражается вся полнота человеческого бытия, и не только в его индивидуальности, но и в историчности. На гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается педагогическое мастерство учителя. Игнорирование этого единства всегда чревато учебно-воспитательными издержками, проявляющимися в инертности, грубости, жестокости учащихся. Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы животных чувств — инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе. В основном педагогическая и психологическая наука дифференцируют человеческие чувства по предмету, их вызывающему. Например, говорится о существовании моральных, трудовых, интеллектуальных, практических, эстетических (вызываемых искусством) чувств. Однако определять чувства предметами окружающего мира — значит обеднять их содержательность, превращать их в механистические проявления, ограничивающие богатство человеческой духовности. Существует и другой подход к чувствам. Наиболее полно его отразил Б. Спиноза: «Кроме чувств удовольствия или неудовольствия (положительных или отрицательных.— Авт.), никаких других не существует». Об этом говорил также выдающийся физиолог И. П. Павлов, назвав эти чувства стеничными и астеничными. Нам представляется, что единство положительных и отрицательных чувств можно определить понятием «эстетические чувства» и утверждать, что, кроме эстетических, других чувств нет. Сфер же, которые их вызывают, существует множество: труд, искусство, религия, человеческие отношения и т. д. К положительным эстетическим чувствам относятся прекрасное и возвышенное. К отрицательным — безобразное и низменное. Переходными между ними или промежуточными — чувство трагического и комического. Формально-логически чувства можно определить следующим образом. Если воспринимаемый мир (природа, искусство, разные виды творческого действия человека и т. д.) соответствует идеалам воспринимающего и вызывает при этом умеренное положительное переживание, то эти чувства можно назвать прекрасными. Если при этом отмечается интенсивность положительных переживаний, такие чувства называются возвышенными. Если воспринимаемый мир не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает умеренные отрицательные переживания, то эти чувства безобразны. При чрезмерности отрицательных переживаний возникают низменные чувства. Переживание смерти близкого по идеалам человека вызывает чувство трагического, а переживание духовных недостатков, изъянов людей — чувство комического. Наличие положительных и отрицательных переживаний как определенного единства по закону единства и борьбы противоположностей вызывает взаимозависимые чувства положительной и отрицательной направленности. Если условимся на оси координат от нулевой точки О (точки чувственной индифферентности) разместить развитие чувственных переживаний положительной и отрицательной направленности, то увидим схематические количественные параметры чувств. Возвышенное — это количественно увеличенное прекрасное, а низменное — увеличенное безобразное. Вряд ли можно найти четкие границы перехода одних чувственных состояний в другие, учитывая неповторимость человеческой индивидуальности. Все же можно предположить множество переживаний чувства прекрасного от нулевой точки О до А, или чувства возвышенного от А до В. Эта множественность отражается обилием понятийного языкового аппарата, отражающего эмоционально-чувственные состояния личности. Чувственные переживания (положительные и отрицательные) отражают норму человеческой жизни, когда человек может управлять чувствами, держать их в узде. Когда же чувства управляют человеком, это, как правило, заканчивается болезнью. Возможен и летальный исход. Такие состояния можно назвать стрессовыми. Природа человеческих чувств обусловлена высшей нервной деятельностью. Чувства всегда проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Внешне они выражаются в позе, в изменении тонуса шейных мышц, в динамике жестов, мимике, дыхании, интонации голоса, в движении глаз, мигании, ширине зрачков, в цвете и влажности кожи, в смехе или в плаче. Внутренне—в значительном изменении деятельности желез внутренней секреции, обильном выделении в кровь адреналина, расширении коронарных сосудов сердца, усилении свертывания крови, торможении работы пищеварительного аппарата и т д Обо всем этом не только надо знать всем учителям без исключения, но и владеть методикой развития эстетических чувств детей, особенно положительных На них, и только на них, базируется успех педагогического действия. И только учителя могут правильно организовать эстетическое образование и воспитание ребенка, познав законы педагогического влияния на его духовность В декларации Государственной комиссии по образованию в 1918 г. подчеркивалось: «под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие... чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость в жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда и науки». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|