ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогическая техникаНаконец, четвертый элемент педагогического мастерства — форма организации поведения учителя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высоких результатов. Педагогическая техника включает, две группы умений- умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе_решения педагогических задач. Первая группа умений — владение своим телом, эмоциональным состоянием техникой речи. Вторая — дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др. (Подробно об этом элементе см. в специальной главе) Рассмотренные элементы педагогического мастерства позволяют уяснить системность этого явления в педагогической деятельности. Высокий уровень мастерства дает новое качество всей ра боте педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности, а совершенствование педагогической техники — обретение результата, адекватного замыслам. Критериями мастерства педагога могут выступать: - Целесообразность(по направленности), - Продуктивность (по результату - уровню знаний, воспитанности школьника), - Оптимальность (в выборе средств), - творчество (по содержанию деятельности). Можно выделить несколько уровней владения мастерством. Задача педагогического вуза — помочь студенту овладеть основами мастерства как начальным уровнем его профессиональной подготовки: сформировать направленность, дать знание, развить способности, вооружить техникой. Теперь, уяснив сущность педагогического мастерства, мы можем охарактеризовать те свойства личности А. С. Макаренко, которые составили ядро его мастерства в ситуации, приведенной в начале главы. Самое главное — это яркая гуманистическая направленность личности педагога: не только стремление навести порядок, но и желание изменить отношения воспитанников, сохранить «зачатки коллектива». Поэтому и в этой ситуации, и в последующих он действует, опираясь на создаваемое общественное мнение. Уровень профессиональных знаний, по словам самого А. С. Макаренко, был еще недостаточен, ведь новая педагогика еще не была создана. Помогли педагогу багаж общих методологических установок и опыт. Непосредственный успех решения задачи оказался обусловленным высоким уровнем педагогических способностей и умений: владеть собой, понимать ситуацию, психологическое состояние воспитанников, умение сказать веско и категорично. Важно, что все действие пронизано уважением к человеку и оптимизмом. «Я всегда ощущал себя накануне победы»,— писал А. С. Макаренко. И мы понимаем — это мастерство. Потому что видим: все действия педагога целесообразны, продуманы, упорядочены. Он владеет ситуацией, умеет ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|