ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Второй способ классификации телевизионной картинки - по совпадению или несовпадению видео и аудио ряда. 2 страница
Публикация такого списка служит достижению той самой цели, которую и преследовал журналист, сумевший "раскрутить" Руководителя на комментарий. А именно приданию весомости комментируемой новости или обсуждаемой теме. Мол, вон какие важные люди считают эту новость значимой, а тему - актуальной.
Во втором случае интерес к комментатору чуть глубже, поскольку выразители общественного мнения делятся аудиторией на сторонников и противников той или иной идеи или субъекта, на позитивных и негативных комментаторов новости. Однако, в любом случае, работают те же механизмы включения комментатора в информационный процесс, что и в первом из описанных случаев.
Наконец, в третьем случае (а он встречается крайне редко) важен и сам комментарий, и личность комментатора. Если комментатор одобряет идею субъекта, он становится частью объекта, каковым являются сторонники идеи или субъекта. Если нет - автоматически превращается в часть объекта под названием противники идеи или субъекта.
Как видим, в любом случае, аудитория не воспримет комментатора в качестве субъекта информационного процесса.
Конечно же, существуют исключения, связанные, в первую очередь с большой разницей в весовых категориях комментатора и субъекта. Например, Президент, резко отрицательно высказавшийся по поводу идеи мэра одного из городов, сразу перехватывает инициативу, превращаясь в субъекта информационного процесса и вынуждая мэра стать одним из комментаторов информации, внесенной в информационный процесс ньюсмейкером-Президентом.
Однако придется заметить, что даже при такой огромной разнице в информационном весе, перехват инициативы становится реальным только при наличии ошибок со стороны "экс-субъекта", у которого перехватывается инициатива. Чтобы Президент мог высказаться по поводу идеи мэра, этот мэр должен был предварительно выступить с федеральной идеей, то есть превратиться в Wasted words dog (см. выше в этой же главе). Если же мэр высказывается исключительно на темы городского хозяйства, Президент вряд ли станет перехватывать у него инициативу в обсуждении темы оптимизации вывоза мусора с помоек. Очевидное-невероятное. Простые советы по подготовке первого лица к должностному комментарию
Тема комментариев, даваемых первыми лицами, не может быть закрыта, покуда не сказаны несколько слов, которые могут показаться банальными. Однако практика показывает, что эти самые слова надо написать на этой странице, чтобы специалист по информационной работе еще и еще раз перечитал их, а потом не уставал (и стеснялся!) повторять их первому лицу.
Итак, существует жанр должностных комментариев, то есть таких комментариев, которых в определенное время и при определенных обстоятельствах ожидают от человека, занимающего ту или иную должность. Таких комментариев нельзя избегать, но к ним надо относиться, как к рабочему моменту.
Если первое лицо идет на совещание (заседание правительства, областную или городскую оперативку и т.д.), на котором будет рассматриваться давно обсуждаемый вопрос, то первое лицо, безусловно, что называется, "в курсе" обсуждаемого вопроса. Более того, первое лицо, как правило, "в курсе" дискуссий, ведущихся в СМИ. и первому лицу кажется, что все вокруг тоже "в курсе".
На самом деле это не так. Практика показывает, что больше половины телезрителей узнают суть вопроса, по которому принимает решение Правительство РФ, только из репортажа "по факту", то есть из сюжета, рассказывающего о том, что такое решение уже принято. Даже, когда правительство решает вопрос об индексации пенсий (а это одна из тем, в наибольшей мере обсуждаемых населением), пенсионеры слушают и пересказывают друг другу, "что сказал Президент Путин (Касьянов, Матвиенко, Починок, Зурабов)".
Посему первое лицо не должно быть оригинальным. Более того, давая должностной комментарий, Руководитель не имеет права быть оригинальным. Он должен терпеливо повторить суть вопроса (излагавшуюся им, ему и в его присутствии десятки и сотни раз), кратко описать суть решения, которое будет принято (или только что принято) и столь же кратко сформулировать не более трех основных плюсов этого решения. И все.
Руководитель должен относиться к должностному комментарию не как к творческой работе, а как к квалификационному минимуму. Он должен подходить к телекамерам и микрофонам, как студент-отличник идет на экзамен к зануде-доценту, снижающему оценку за знакомство с новейшими теориями. В этой связи перед специалистом по информационной стоят две задачи.
1. Убедить Руководителя в выше сказанном. 2. Организовать по итогам принятия решения волну подробных, развернутых, детальных позитивных комментариев и аналитических статей (сюжетов).
Причем, если специалист по информационной работе сумеет решить задачу № 2 и продемонстрировать подборку статей, сообщений инофрмагентств и сюжетов Руководителю, впредь ему будет гораздо легче решать задачу № 1. "Ножки Буша" и "Малая земля". Что такое объект информационного процесса
Мы закончили разговор о частных случаях активности субъекта информационного процесса рассмотрением реактивности, превращающей экс-субъекта в составную часть объекта информационного процесса. Очевидно, что описанный случай - далеко не единственный, когда субъект информационного процесса становится его объектом. Но возможны и обратные метаморфозы.
Более того, один и тот же человек или одна и та же группа людей на практике одновременно являются субъектом информационного процесса в одной системе координат, и объектом - в другой. Впрочем, значения осей координат, помогающих зафиксировать позицию участника информационного процесса в этом процессе, - это тема отдельного разговора, к которому мы и приступим, договорившись еще об одном термине.
Субъектно-объектная мобильность - это система перемены статуса участника информационного процесса в рамках этого процесса. "Объект" и "Субъект" - это примеры статуса участника информационного процесса. Причем это наиболее "чистые" виды статуса (очевидные, не промежуточные виды, или, используя выражение Макса Вебера, "идеальные типы").
О субъекте выше говорилось подробно. Объектом же информационного процесса могут выступать любые типичные комплексы информации, основанные на некой внутренней логике, то есть обладающие структурой.
Объект информационного процесса возникает там и тогда, где и когда субъект (субъекты) вносят в информационный процесс информацию об этом объекте, вызывающую реакцию других субъектов.
Иными словами, не всякая информация, внесенная в информационный процесс субъектом, становится объектом этого процесса. Очень четко можно проиллюстрировать эту разницу на примере рекламы. Субъект информационного процесса размещает в газетах и на телеканалах информацию о новом продукте, и эта информация воспринимается частью аудитории. Однако предмет рекламной информации не становится объектом информационного процесса до того самого момента, покуда другие субъекты не отреагируют на информацию о нем.
Так, американская компания Enron, несмотря на рекламу, не являлась субъектом информационного процесса вплоть до начала обсуждения ее финансовых проблем в американских и других СМИ.
Фотографии Усамы бен Ладена публиковались на интернет-сайтах и на полосах газет, посвященных деятельности спецслужб, задолго до 11 сентября. Но объектом информационного процесса "террорист № 1" стал только после атаки на американские небоскребы и здание Пентагона. А еще точнее - после заявления представителей администрации США о причастности бен Ладена к этим взрывам и комментариев в СМИ на эту тему. Ведь совершенно очевидно, что, если бы к вечеру 11 сентября Джордж Буш сообщил, что за атакой на небоскребы стоит Ходжа Насреддин, или Джон Смит, или Василий Пупкин, и не упомянул при этом Осаму бен Ладена, то объектом информационного процесса стал бы Насреддин (Смит, Пупкин), а не бен Ладен.
А вот "неодушевленные" примеры. Котлеты "Микоян" и пельмени "Дарья" не являются объектами информационного процесса, а "ножки Буша" - являются. Моторные масла "Лукойл" - не объект информационного процесса, а российская нефть марки Urals, подешевевшая или подорожавшая на мировом рынке, - самый что ни на есть объект.
Интересная и весьма полезная книга министра иностранных дел Игоря Иванова "Новая российская дипломатия" не может быть отнесена к числу объектов информационного процесса, как и книги его предшественника Евгения Примакова. Зато книга Владимира Жириновского "Последний бросок на юг", наоборот, не может быть исключена из числа объектов, поскольку нередко оказывается предметом публичных споров. Если говорить о книгах, на обложках которых значатся имена политиков, и ставших объектами информационного процесса, то таковыми являются книга-интервью с Владимиром Путиным, "Президентский марафон" Бориса Ельцина (и более ранние "Исповедь на заданную тему" и "Записки Президента"), книга Альфреда Коха об истории приватизации, в некоторой степени, мемуары Александра Коржакова.
Ну, а история с превращением книг Леонида Ильича Брежнева в объект информационного процесса достойна занесения в книгу рекордов Гиннеса с точки зрения ресурсов, задействованных в ее раскрутке. Последний пример иллюстрирует также и тезис том, что сам ньюсмейкер может вовсе не участвовать в собственной раскрутке, и даже не иметь представления о собственных месседжах. Вспомним в связи с этим советский анекдот.
Брежнев вызывает Пельше и спрашивает: - Арвид Янович, а ты читал "Малую землю"?" - Два раза, - быстро реагирует сообразительный Пельше. - Ну, и как тебе? - Очень интересно, Леонид Ильич. Кроме того, весьма познавательно, написано блестящим литературным языком и поучительно для молодежи. - Вот и все говорят, что интересно, - рассуждает вслух Брежнев. - Может, и мне почитать? День рождения героя. Что такое раскрутка
Как бы то ни было, специалист по информационной работе должен помнить: чтобы создать объект информационного процесса, надо добиться реакции субъектов информационного процесса.
Но не менее важно и другое. Субъект информационного процесса, перестающий вносить в информационное пространство актуальную информацию (то есть такую информацию, которая вызывает реакцию других субъектов), неизбежно перестает быть субъектом информационного процесса, исчезая из него вовсе или превращаясь в объект этого процесса (становясь предметом обсуждения или превращаясь в реактивного комментатора, который является частью субъекта, носящего имя "общественное мнение").
В то же время, нельзя постоянно держаться в рядах субъектов информационного процесса, исключительно делая громкие заявления. Единственный выход для желающих играть роль субъекта информационного процесса - систематически совершать поступки, вызывающие реакцию других субъектов информационного процесса (в первую очередь, профессиональных комментаторов: журналистов, политологов, депутатов и иных политиков и аналитиков).
При реализации такой информационной политики объектом информационного процесса будут выступать не слова, а дела субъекта.
Теперь самое время определить важнейшее понятие в сфере информационной работы.
Раскрутка участника информационного процесса - это его превращение в постоянный объект информационного процесса путем целенаправленных включений в информационный процесс в качестве субъекта этого процесса, объекта этого процесса и комментатора (части объекта "общественное мнение").
Очень упрощенно схему раскрутка участника информационного процесса можно представить как постепенный переход его из одного состояния в другое, в третье и так далее.
Первое (стартовое) состояние любого участника информационного процесса - это такое состояние, при котором он является не более, чем частью аудитории. Пребывание будущего участника информационного процесса в таком своего рода "утробном" состоянии чревато "перинатальными заболеваниями". Едва "родившись" (включаясь в информационный процесс) новый участник несет в себе многие свойства аудитории, самыми болезненными из которых оказываются стремление сохранить за собой свободу выбора и пристрастия аудитории.
Свобода выбора проявляется в стремлении говорить с журналистами о том, что интересно самому участнику. Между тем, говорить с журналистами следует о чем угодно, но только не о том, что интересно самому участнику (за исключением случаев, когда интересы участника совпадают с интересами аудитории и/или других субъектов информационного процесса).
С журналистами можно говорить о том, что интересно:
1. Журналисту При этом участник информационного процесса превратится в комментатора, о чем см. в предыдущей главе.
2. Аудитории При этом надо учитывать следующие несоответствия: - Сам говорящий участник может не адекватно или не совсем адекватно представлять, что именно интересно аудитории. - Аудитории интересно то, что не совместимо со статусом субъекта информационного процесса в большинстве систем координат, то есть аудиторию интересуют "желтые" темы (светская жизнь звезд, криминал, секс, гороскопы и т.п.) и социально-политические темы, связанные с "непопулярными" решениями (то есть, такие темы, на которые, по определению, невыгодно говорить, не становясь на путь популизма - откровенного и принципиального внесения в информационное пространство исключительно такой информации, которая содержит оценки, совпадающие с оценками большинства аудитории, или факты, на основании которых можно сделать или обосновать такие оценки).
3. Другим субъектам информационного процесса. Этот последний путь и оказывается на практике наиболее эффективным. Хотя бы потому, что, внеся в информационное пространство информацию, интересующую достаточное количество других субъектов информационного процесса, участник почти что автоматически становится сперва активным субъектом информационного процесса, а затем - объектом информационного процесса (если удастся закрепить за собой приоритет на внесенную информацию), то есть, фактически, проходит основные стадии раскрутки. Трудность же заключается в том, что на практике крайне сложно внести такую свежую информацию, которая заинтересует множество субъектов информационного процесса.
Вторая "перинатальная болезнь" большинства многих новых участников информационного процесса заключается в том, что они несут на себе пристрастия аудитории. В частности, многие новички доверяют одним СМИ и журналистам и не доверяют другим. С первыми они готовы говорить о чем угодно, со вторыми работать отказываются или разговаривают с плохо скрываемым недоверием, что, вполне естественно, вызывает ответную негативную реакцию. Революция и реакция. Темпы раскрутки
Вторым состоянием участника информационного процесса может стать роль комментатора или сразу же субъекта информационного процесса.
Резкий скачок из информационного небытия в субъекты информационного процесса (ньюсмейкеры) внешне эффектен, но, как и любое революционное изменение, не слишком надежен. Ценой быстрого скачка в субъекты информационного процесса становится, как правило, почти полное исчерпание потенциала дальнейшей раскрутки. Иными словами, в одночасье став громким ньюсмейкером, новый участник информационного процесса часто оказывается обречен на скорое забывание. Большинству быстро раскрутившихся ньюсмейкеров не суждено стать постоянными объектами информационного процесса.
К примеру, о громких преступлениях и о людях, их совершивших, говорят на каждом углу. Но уже через неделю трудно найти человека, который вспомнит фамилию преступника. Те же механизмы работают и в случаях, когда кто-то шокирует аудиторию, не нарушая закона, например, делая громкие политические заявления.
Сказанное, однако, вовсе не значит, что резкий скачок из информационного небытия в субъекты информационного процесса - это плохая схема раскрутки. Она хороша, но только в том случае, если целью раскрутки ставится не стабильное пребывание в числе объектов информационного пространства, а попадание в число таковых на определенный, не очень продолжительный и достаточно близкий период времени. Подобные задачи может поставить перед специалистом по информационной работе новичок, стремящийся выиграть выборы депутата или, к примеру, занять третье место на выборах мэра крупного города.
Если же речь идет не о кратковременном взлете, а о постепенном восхождении, новичку придется для начала не вносить в информационное пространство информацию, способную вызвать реакцию многих субъектов информационного процесса, а самому начать реагировать на вносимую кем-то информацию, то есть стать комментатором, стать частью объекта под названием "общественное мнение", а, следовательно, стать для начала частью общественности.
Помимо очевидной пользы, в просторечии именуемой наращиванием общественного веса, в таком неспешном пути есть и еще один важный плюс: новичок, побывавший в роли комментатора, перестает внутренне, то есть на уровне собственного сознания и привычек, быть частью аудитории. Его мышление и его интересы постепенно становятся все более тождественными типичному мышлению и типичным интересам реактивных субъектов (комментаторов), из рядов которых, в подавляющем большинстве своем, и рекрутируются 14865##активные субъекты## информационного процесса. Таким образом, сам участник информационного процесса, игравший достаточно продолжительное время роль комментатора, начинает понимать и даже чувствовать, какая информация, будучи внесенной в информационное пространство, заинтересует других субъектов информационного процесса и вызовет их реакцию. Хитрый посредник. Объект как продукт взаимодействия субъектов
Выше мы говорили о том, что объект информационного процесса становится таковым вследствие внимания к нему нескольких субъектов информационного процесса. Иными словами, объект информационного процесса - это продукт взаимодействия двух и более субъектов информационного процесса, своего рода посредник в этом взаимодействии.
Графически это выглядит примерно так.
На приведенной схеме субъект обозначен буквой S, объект - буквой О, пунктирные стрелки обозначают мнимые связи, а сплошные стрелки показывают реальные связи.
Действительно, нам часто кажется, что в жизни существуют разговоры "ни о чем". На самом же деле, всякое общение двух субъектов (личное или публичное) подразумевает наличие объекта этого общения. В разговоре двух давних друзей, понимающих друг друга с полуслова, кажется, нет никакого объекта. Но на самом деле такой объект все равно существует. Это может быть новый юный нападающий московского"Спартака" или прикуп в преферансе, общий друг или случайная женщина, глава государства или собирательный образ инспектора ГАИ.
Но все равно даже у такого "пустого", ничего не значащего "трепа", есть свой объект. Причем, прежде, чем стать предметом разговора двух друзей, этот объект прошел раскрутку в рамках информационного процесса.
Если только у двух людей есть представления об одном и том же предмете, значит, информация о нем была внесена в информационное пространство и вызвала чью-то реакцию. Забивай или плати. Дела - это самые эффективные новости
Вспомним приведенные нами примеры. О появлении в "Спартаке" нового нападающего впервые сообщил комментатор, который вел репортаж с весеннего матча Кубка Содружества (не важно, о ком именно из нападающих и даже о каком сезоне идет речь). Дальше были комментарии тренера и высказывания других специалистов - поначалу робкие, поскольку чуть ли не каждую весну в "Спартаке" появляются новые "звезды", которые так и не оправдывают авансов. Но, когда нападающий стал забивать почти в каждом матче, его стали обсуждать. Не только специалисты, но и болельщики взялись прикидывать, что вырастет из перспективного новичка, который, как мы уже поняли, стал объектом информационного процесса. Его дальнейшее присутствие в информационном пространстве напрямую зависит от внесения им самим в информационное поле новой информации о себе самом, причем речь идет о проявлении активности не словом, а делом: забитыми мячами.
Любопытный пример. Некоторые российские футболисты, играющие в зарубежных клубах, осознали важность собственной раскрутки на родине. В европейских клубах есть специалисты по информационной работе, отвечающие за то, чтобы СМИ не забывали писать о команде и об отдельных игроках. Но в их обязанности входит работа со СМИ той страны, в первенстве которой играет команда. К примеру, если речь идет об испанском клубе, то его специалисты отчитываются публикациями в испанских СМИ.
И вот россияне, играющие в одном из зарубежных клубов, решили законтрактовать своего соотечественника - специалиста по информационной работе, - чтобы тот специально занимался освещением их игры в российских СМИ. Характерно, что мотивом такого решения послужило не стремление к славе на родине (заметим: заслуженной славе), но трезвый коммерческий расчет. Фокус в том, что в хозяева и менеджеры испанского клуба - люди весьма амбициозные. Им важна не только игра футболиста, но и его статус. И при перезаключении контракта с игроком они готовы обсуждать заметное повышение зарплаты, если нанимаемый футболист является игроком национальной сборной своей страны.
Однако, специфика формирования сборной России такова, что при комплектации национальной команды на тренера заметно давит общественное мнение. Правда, речь идет не о мнении болельщиков (которое, к сожалению, часто игнорируется), а о мнении футбольных функционеров и "околофутбольной тусовки" (бывшие игроки сборной разных лет, спортивные комментаторы и репортеры, политики, замеченные в симпатиях к футболу). А, как показывает практика, эти люди очень и очень зависимы от того, что пишут в спортивных газетах и говорят в спортивных и специализированных футбольных телепередачах.
Посему, чтобы регулярно попадать в сборную, игроку лучше нанять специалиста по информационной работе, который обеспечит постоянные публикации о выступлении нашего футболиста в зарубежном клубе вкупе с комплиментарными комментариями. Иначе говоря, обеспечит регулярное внесение информации о клиенте в российское информационное пространство и реакцию на эту информацию, или, если короче, превратит клиента в объект информационного пространства.
Впрочем, эта показательная история рассказана еще не до конца. Самое интересное в ней - определение в контракте расходов на покрытие себестоимости публикаций. Европейские юристы, работающие в сфере трудовых отношений, - люди дотошные, составляющие подробные многостраничные контракты. Так вот, в договоре с нанимаемым специалистом по информационной работе они отдельно расписали, что в случае, если наниматель (футболист) в очередном туре забил гол, его расходы на покрытие себестоимости публикаций сводятся к оплате счетов за телефонные переговоры. Если же в очередном туре кандидат в сборную не забил, ему придется оплатить немалые "представительские расходы", без которых нанимаемый специалист не сможет организовать публикации.
Оставим на совести сторон формулировку "представительские расходы". Важно юридическое признание очевидного факта: если футболист забивает, он интересен, и о нем все говорят бесплатно; если игрок не забивает - за публикации о нем приходится платить. Иными словами, только дела - это новость, вызывающая непроизвольную (читай: бесплатную) реакцию субъектов. Два еврея на Лубянке. Взаимопонимание по поводу постоянного объекта
Но вернемся к разговору двух давних друзей. В отличие от новичка московского "Спартака", два других примера (глава государства и инспектор ГАИ) могут служить прекрасными иллюстрациями обобщений в разговоре об объекте информационного процесса. Ведь каждый из этих примеров - не что иное, как образ, имеющий весьма отдаленное отношение к своему прототипу (или к своим прототипам, если речь идет о собирательном образе).
Понятно, что далеко не каждый россиянин лично знаком с главой государства. Откуда же тогда мы черпаем информацию о нем? Ответ очевиден: из средств массовой информации. То есть, из информационного пространства. Следовательно, глава государства является постоянным объектом информационного процесса в своей стране.
Обмениваясь короткими репликами по поводу контактов с и инспектором ГАИ, давние друзья опираются на опыт, также присутствующий в информационном процессе, но в виде баек и анекдотов (в том числе, анекдотов в первоначальном понимании этот жанра, то есть в виде часто пересказываемых, но не опубликованных историй). И эта информация умножается на собственный опыт беседующих давних друзей.
Посему тот факт, что ни один из них не рассказывает подробно ни об инспекторе ГАИ, ни о главе государства, вовсе не означает, что "гаишник" и президент не являются объектами информационного процесса. Наоборот, понимание с полуслова и даже без слов означает, что каждый из этих образов успел стать постоянным объектом информационного процесса, то есть таким объектом, по поводу которого каждый из комментаторов уже высказался, и по отношению к которому у аудитории уже сформировалось устойчивое мнение. Это мнение может быть разным у разных частей аудитории, но общее соотношение оказывается достаточно стабильным. К примеру, на момент написания этих строк рейтинг доверия президенту очень высок и на протяжении нескольких лет превышает 60%, а рейтинг доверия инспектору ГАИ, встреченному на дороге, стабильно низок.
Разве же не естественно, что давние приятели понимают отношение друг друга к этим объектам с полуслова?
Характерный анекдот на ту же тему. Два старых еврея молча плетутся по Лубянской площади. Один тяжело вздыхает. Другой: "И он мне будет рассказывать!" Памятник неизвестному чекисту. Необходимость освещения текущей деятельности организации
Однако объектом информационного процесса может являться не только конкретная персона, но также организация, возглавляемая (представляемая) субъектом, должность, занимаемая субъектом и сама профессия субъекта. Более того, опытный руководитель не рвется к превращению собственной персоны в объект информационного процесса, хотя бы потому, что всякий объект оказывается предметом споров (в которых высказываются и резко отрицательные оценки) и слухов (в том числе, распускаемых так называемой "желтой" прессой).
Грамотный руководитель стремится превратить в постоянный объект информационного процесса возглавляемую или представляемую им организацию. Почему? Во-первых, это позволяет произносить меньше слов, демонстрируя другим субъектам и аудитории больше конкретных дел (поскольку организация в целом делает, как ни крути, больше, чем один человек). Во-вторых, удается уйти от рассмотрения собственных амбиций и личностных характеристик субъекта и превратить обсуждение его персоны в обсуждение персоны исполнителя тех или иных служебных функций. Наконец, в-третьих, раскручивая организацию, субъект может пользоваться ее ресурсами - рабочим временем и опытом сотрудников, а также, что немаловажно, материальными ресурсами.
Здесь важно помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя сокращать количество и снижать качество информации о текущей деятельности органа государственной власти или местного самоуправления (а равно министерства, ведомства и проч.), смещая приоритеты в область публичных заявлений первого лица.
Однако, все это сказано об опытном руководителе. На практике же довольно часто бывает так, что первое лицо, попав в такой период времени, когда к персоне руководителя приковано внимание СМИ (например, к первому лицу энергетической компании или министерства энергетики в период подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону), забывает о прописных истинах информационной работы. И требует от своего специалиста по информационной работе сосредоточить все внимание на публичных заявлениях руководителя и бросить на освещение этих заявлений все ресурсы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|