Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Второй способ классификации телевизионной картинки - по совпадению или несовпадению видео и аудио ряда. 4 страница





Мы не пашем, не сеем, не строим...

Кампании по дискредитации государственного аппарата: "черный пиар" от Горбачева до наших дней

 

Мы достаточно подробно говорим о репутации, потому что современному российскому специалисту по информационной работе в государственном аппарате приходится разгребать настолько запущенные репутационные завалы, что на это уходит львиная доля его времени и находящихся в его распоряжении ресурсов. Адекватное понимание ситуации помогает сократить неизбежные потери или, по крайней мере, заранее представлять, где придется потерять.

 

Итак, мы сказали, что на протяжении более, чем десяти лет, работа по формированию репутации государственного аппарата не велась вовсе. Почему "больше десяти"? Да потому, что дискредитация государственного аппарата при полном попустительстве со стороны самого этого аппарата началась еще в годы существования СССР.

 

Одним из направлений информационного прорыва, ставшего возможным в результате политики гласности, провозглашенной Михаилом Горбачевым во второй половине 80-х годов прошлого века, стала критика партийно-государственного аппарата. Именно партийно-государственного, поскольку главной идеологической претензией критикующих было необоснованное, на их взгляд, сращивание партии и государства. Однако в своем стремлении подорвать монополию "руководящей и направляющей силы", критики были вынуждены указывать на "конкретные недостатки" в работе аппарата. Такими недостатками объявлялись неэффективность аппарата вследствие его громоздкости и отсутствия у аппаратчиков стимулов к эффективной работе.

 

Характерно, что в своем стремлении сохранить власть, тогдашнее политическое руководство страны откровенно сдало аппарат, пожертвовав им, словно пешкой. Бюрократизм вполне официально признавался "существенным недостатком", а с самой высокой партийной трибуны было сказано про "восемнадцать миллионов управленческого аппарата". Дискредитация государственного аппарата фактически оказалась разрешенным направлением критики существовавшей системы, своего рода, легальным каналом отвода политических эмоций и протеста. В итоге общим местом стало противопоставление бюрократии и демократии, государственные издательства печатали "Номенклатуру" Михаила Восленского и другие подобные книги и статьи, а первые российские политологи и социологи клеймили волокиту, которая, якобы, является "родовым свойством аппарата".

 

Заметим, что приписывание государственному аппарату такого свойства, как замедление процесса принятия решений и - шире - процесса государственного управления было отнюдь не таким безобидным, как это может показаться по прошествии десяти с лишним лет. Дело в том, что официальная идеологема, провозглашенная Михаилом Горбачевым еще в 1996-м, идеологема, по отношению к которой "перестройка" воспринималась всего лишь как первый, переходный этап, - это "ускорение". Посему обвинение в замедлении управленческих процессов было весьма серьезным. А ведь по отношению к государственному аппарату в те годы использовались и куда более лихие термины, например: "механизм торможения".

 

Как бы то ни было, а лягать мертвого льва взялись едва ли не все комментаторы, наличествовавшие в информационном пространстве конца 80-х: академики рассуждали о "философских основах" и "об исторических судьбах" чиновничества, сотрудники телевизионных служб новостей взялись выпекать критические программы, равнявшиеся на центральный "Прожектор перестройки". В такого рода программах фактически существовал норматив: вскрытие одной проблемы каждый рабочий день. Если серьезной проблемы не было, брали менее серьезную, или даже не проблему вовсе. Но все равно, на следующий день после эфира летела чья-то голова, потому что газеты и особенно Центральное телевидение (ЦТ) по привычке воспринимались, как глашатаи окончательной истины, истины в последней инстанции. Не случайно, даже "советский народ", ненавидевший бюрократов, окрестил главную инквизиторскую программу сочувственно по отношению к критикуемым в ее выпусках персонажам: "Про жертвы перестройки".

 

Впрочем, и на юмористическом фронте побеждали критики аппарата. Характеризуя времена "восьмидесятников", тогдашние звезды из театра КВН Днепропетровского государственного Университета поют: "...Уходили мальчики на битву с партократами". Самой же знаменитой стала, вероятно, шутка на тему "Что бы это значило?": телефонную трубку с обрезанным проводом предлагалось считать "телефоном с максимальным сокращением аппарата".

 

Апофеозом же информационной кампании, направленной на дискредитацию партийно-государственного аппарата, каким он был в СССР к концу 80-х, стал художественный фильм Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты". Необоснованно богатые чиновники, пользующиеся всевозможными льготами и привилегиями, умело уклоняющиеся от принятия любых решений, непосредственно относящихся к их компетенции - словом, не приносящие обществу абсолютно никакой пользы, - показаны людьми трусливыми, беспринципными, бездарными или зарывшими свои таланты.

 

Народное отношение к государственному аппарату очень точно выразили строки из песни про "бумажных важных людей", прозвучавшей в этом фильме (слова Эльдара Рязанова):

 

Мы не пашем, не сеем, не строим.

Мы гордимся общественным строем.

 

Юрия Ряшенцева) представляет собой более детализированное изложение народных представлений о государственном аппарате.

 

Наливался тучами закат,

Перестройку начали с рассвета.

Не по делу снятый бюрократ

Со своим прощался кабинетом.

Пусть в последний раз в мой строгий взгляд

Ясный свет прольётся из плафона.

Пусть по мне прощально прозвенят

Все мои пятнадцать телефонов.

Разве ж я хоть что-то разрешил?

Разве ж я вошёл куда без стуку?

Так за что же камень положил

Рок в мою протянутую руку?

 

Остается только с сожалением констатировать, что подобное мнение о сотрудниках государственного аппарата и о якобы наличествующих у них злых намерениях до сих пор является преобладающим. Этот факт широко используется политтехнологами, без зазрения совести культивирующих миф о бесполезности и порочности сотрудников государственного аппарата. Тем самым наносится заметный вред репутации органов государственной власти и местного самоуправления. Так, хорошо известно, что итогом почти всякой кампании по выборам губернатора того или иного российского региона, становится снижение уровня доверия власти.


Это за границей Вы - фигура! Репутация и атрибуты

 

Мы описали тот фон, те условия, в которых специалистам по информационной работе в государственном аппарате придется вести деятельность по изменению репутации госаппарата вообще и какого-то конкретного органа государственной власти или местного самоуправления и руководителя этого органа в частности.

 

Только что прозвучавшие слова о том, что репутация руководителя тоже нуждается в изменении - не оговорка. У конкретного политика (хозяйственника, чиновника) может быть безукоризненная деловая и личная репутация. Но это вовсе не означает, что гражданин N будет иметь репутацию честного, трудолюбивого и эффективного губернатора. Просто потому, что о господине N слышали всего-навсего 50% избирателей (это неплохой рейтинг известности). Зато 85% жителей области убеждены (на примере предшественников господина N, а равно в силу общих заблуждений), что любой губернатор приворовывает (в лучшем случае, а в худшем - нагло ворует). 90% жителей области точно знают, что губернаторская работа - непыльная. ("И чего там делать? Знай, бумажки подписывай, да в Москве, кому надо, вылизывай".) И 95% "точно знают", что "у нас все запущено, и будь губернатор хоть семи пядей во любу, он все одно ничего не изменит".

 

И вот уже обладатель блестящей репутации господин N превратился в безликого губернатора - коррупционера и казнокрада, лентяя и пьяницу, не умеющего решать конкретные проблемы и беспомощного перед лицом проблем глобальных.

 

А все потому, что такое свойство, как репутация, присуще не только конкретному человеку, но и каждому определенному социальному статусу - экономическому, политическому и профессиональному, не только каждому субъекту, но и любому объекту информационного процесса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных