Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Три главных оси - это позиционирование статуса, интенсивность статуса и направленность статуса.




 

Все положение субъекта в информационном пространстве можно представить в виде трехмерного изображения, как это показано на схеме 1.

 

На оси P откладываются показатели позиционирования статуса субъекта, на оси I - показатели интенсивности статуса (степени включенности субъекта в информационный процесс, на оси V - показатели направленности статуса субъекта (его сообразности установкам аудитории).

 

 

Собственно, так или почти так определяется в современной социологии любая разновидность социального статуса. К примеру, при самом общем моделировании социального статуса, по оси абсцисс откладывается его качественная (политическая) составляющая - от лица, лишенного избирательных прав, до главы государства. По оси ординат откладывается количественная составляющая, в случае с общим описание социального статуса - экономическая, состоящая из имущества (статика) и доходов (динамика). Наконец, третья ось представляет собой вариативную шкалу, по которой откладываются показатели сонаправленности социального статуса основному вектору ценностной динамики современного массового сознания. Так, на момент написания этих строк минимумом по этой шкале для Москвы являлась позиция "лицо кавказской национальности, торгующее на рынке", а максимумом - "питерский чекист".


Так говорил Ястржембский...

Позиционирование и инфляция статуса

 

Итак, первая ось информационной системы координат, первое измерение статуса субъекта информационного процесса - позиционирование этого статуса. В массовом сознании существует весьма четкая иерархия субъектов информационного процесса. Эта иерархия не всегда описывается самими носителями массового сознания (а точнее сказать, практически никогда не описывается). Она базируется на здравом смысле. И, как и все системы взаимного позиционирования объектов, базирующиеся на здравом смысле, существует в латентном, не формализованном виде.

 

Однако, всякий "простой человек", услышав от Вас на автобусной установке тезис о том, что нельзя мочить террористов в сортире, возразит, что мол, можно, потому как Путин сказал. Смысл такого утверждения Вашего оппонента сводится как раз к соотнесению Вас и Путина как ньюсмейкеров. И Вашему оппоненту совершенно очевидно, что на оси позиционирования проекции статуса Путина соответствует гораздо большее значение, чем аналогичной проекции Вашего статуса.

 

Таким образом, статусы всех субъектов информационного процесса проецируются на ось позиционирования статуса, причем в результате такого проецирования получается четкая иерархия.

 

Но помимо четкости, эта иерархия обладает еще двумя важными свойствами. Одно из них - непостоянная величина интервалов оси, или вариабельность дискретности.

 

К примеру, только для небольшой части аудитории заявление формального лидера депутатской фракции "Единство" имеет отчетливо больший вес, чем заявление формального лидера одной из оппозиционных фракций. Для большей же части аудитории любое все заявления, исходящие из стен парламента имеют практически одинаковый вес. Более того, немалая часть аудитории воспринимает "власть" без дефиниций на различные ветви или даже уровни - федеральный, региональный и муниципальный. Для этой части аудитории ось Р может принять примерно такой вид:

 

 

И все же нельзя недооценивать познаний аудитории в сфере различия статусных позиций. Во-первых, потому что, если верить социологам, современные россияне - люди политически грамотные. А во-вторых, потому что ядро аудитории, то есть те люди, которые обеспечивают других политическими слухами, разбираются в тонкостях российской политической структуры на уровне лекторов общества "Знание" советских времен.

 

Отсюда важность второго свойства иерархии позиционирования статусов субъекта информационного процесса. А именно инфляции статусов. Под инфляцией статусов понимаются изменения иерархии статусов субъектов информационного процесса в массовом сознании.

 

Причем такие изменения происходят отнюдь не только вследствие реальных перемен в политической структуре или в политической конъюнктуре, то есть не только в результате таких новшеств, как формирование Федеральных Округов или изменение расклада политических сил в Государственной Думе РФ. после выборов. Практическое значение инфляционных перемен в иерархии статусов как раз в том и состоит, что инфляция отражает неформальные изменения в весомости тех или иных статусов субъектов информационного процесса.

 

Всего один пример. В середине 90-х на должность пресс-секретаря Президента РФ был назначен Сергей Ястржембский. В отличие от своих предшественников, выступавших с публичными комментариями разве что раз в месяц, новый пресс-секретарь быстро стал основным источником информации о решениях главы государства. Позиционирование статуса "пресс-секретарь Президента РФ" резко повысилось.

 

 

Однако через некоторое время среди информации, вносимой в информационное пространство Сергеем Ястржембским, все чаще стали звучать заявления, воспринимавшиеся аудиторией как не достоверные. После комментариев к событиям в Чечне, к президентским "шуткам", к состоянию здоровья Бориса Ельцина ("давление 120 на 80, рукопожатие крепкое") проекция информационного статуса пресс-секретаря Президента РФ на ось позиционирования статуса стала заметно смещаться в направлении минимальных значений.

 

Этот пример, однако, интересен еще и дальнейшей судьбой статуса пресс-секретаря Президента РФ и персонального статуса Сергея Ястржембского как субъекта информационного процесса. При Владимире Путине пресс-секретарем Президента РФ был назначен Алексей Громов, полностью отказавшийся от публичных заявлений. В результате такой перемены проекция информационного статуса пресс-секретаря Президента РФ на ось позиционирования статусов заметно изменилась. Зато в общественном сознании появился самостоятельный информационный статус "Сергей Ястржембский", проекция которого на ось Р остается в том же районе, где раньше располагалась проекция статуса пресс-секретаря Президента РФ.


Ступени молчания. Интенсивность статуса

 

При моделировании информационного статуса субъекта по оси ординат удобно откладывать интенсивность проявления этого статуса в информационном пространстве. Речь идет о количестве публикаций в СМИ, в которых субъект предстает перед аудиторией в данном статусе. Последняя оговорка очень важна, поскольку появление одного и того же субъекта в разных статусах может не принести совокупного эффекта или принести лишь небольшой совокупный эффект.

 

Казалось бы, с этим измерением статуса все предельно просто: чем чаще субъект появляется в одном и том же статусе, тем лучше. Однако зарубежные исследования показали, что в реальности оптимальной является ступенчатая стратегия.

 

Проще говоря, каждому субъекту информационного процесса рекомендуется при обретении нового формального статуса (то есть, при назначении или избрании на новую должность) увеличить интенсивность своего присутствия в информационном пространстве, затем несколько снизить эту интенсивность, увеличив ее только при появлении реальных возможностей повысить свой формальный статус.

 

 

Такой подход к планированию интенсивности позволяет на определенном этапе резко сократить количество публичных включений субъекта в информационный процесс, снизив связанные с публичными заявлениями риски и одновременно повысив весомость каждого такого заявления. Важно подчеркнуть, что снижение рисков и повышение весомости заявлений достигается на пике деятельности субъекта в каждой должности, то есть как раз тогда, когда и принимаются все основные решения, особенно - непопулярные.


Что нельзя почистить, но можно замарать. Презентация субъекта информационного процесса

 

Теперь поговорим о том, что делать, когда Ваш руководитель, он же, Вашими усилиями, субъект информационного процесса, обрел новый формальный статус (назначен или избран первым лицом органа государственной власти или местного самоуправления) и увеличил свое присутствие в информационном пространстве.

 

Очевидно, что покуда в Вашем распоряжении есть еще некоторое время (до тех пор, когда на пике деятельности руководителя в данной должности придется сократить количество публикаций с его участием), можно попытаться достигнуть большего, а именно создать устойчивый имидж, или завоевать репутацию.

 

Конечно, неповоротливость установок массового сознания создает определенные трудности. Однако, такая структура массового сознания имеет и свои плюсы. Один из таких плюсов - внутренняя сопротивляемость, свойственная массовому сознанию и являющаяся прямым следствием существования штампов, стереотипов и установок.

 

Здравый смысл статичен. Если не предпринимать весьма ощутимых усилий по его изменению, массовое сознание стабилизируется. Изучение реликтовых народов и семей наших соплеменников, коим волею судеб довелось прожить несколько поколений в относительной изоляции (хотя бы информационной) ясно свидетельствует в пользу стремления сознания к абсолютизации существующих ценностей и имеющейся информации.

 

Но именно это свойство массового сознания можно и нужно использовать в пользу представляемого органа государственной власти или местного самоуправления, а равно руководителей, возглавляющих эти органы. Завоевав однажды ту или иную репутацию ценой привлечения довольно значительных ресурсов, в дальнейшем ее можно поддерживать при относительно малых затратах. Здесь важно отметить, что "с нуля" репутацию выстроить гораздо легче, чем корректировать уже сложившуюся репутацию.

 

Характерная французская загадка: "Что нельзя почистить, но можно замарать?" Отгадка: "Репутацию".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных