ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.Л. Ерманскому (1866— 1941), который внес значительный вклад в создание теории социа листической рационализации. Основные положения этой теории рас крыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в свет в 1922 г. и затем в течение четырех лет еже годно переиздавалась. Новое, переработанное и дополненное изда ние этой книги вышло в 1928 г. под названием «Теория и практика рационализации», которое переиздавалось вплоть до 1933 г. По этим работам Ерманского училось не одно поколение студентов и прак тических работников.
В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществ ления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:
• социалистическая рационализация осуществляется в интере сах рабочего класса, в отличие от капиталистической рацио нализации, направленной против рабочих;
1 Гастев Л.К. Трудовые установки // Организация труда. 1924. № 1. С. 24—25.
• социалистическая рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части — предприятия, а капитали стическая рационализация учитывает интересы только отдель ного предприятия.
Опираясь на народно-хозяйственный подход, Ерманский выде лил несколько последовательных ступеней ее осуществления: 1) рационализация отдельного рабочего процесса;
2) рационализация производственного процесса в рамках пред приятия как единого целого;
3) рационализация всей промышленности; 4) рационализация всего народного хозяйства.
После победы социалистической революции «в главнейших стра нах мира»1 необходимо будет (по Ерманскому) выделение еще од ной, самой высокой ступени рационализации, а именно — рацио нализации мирового хозяйства.
Комплексное решение проблем рационализации на разных сту пенях управления предприятием и народным хозяйством в целом потребует усиления внимания к стандартизации и нормализации продукции и процессов, специализации и кооперированию предпри ятий, концентрации предприятий и их оптимальному кооперирова нию. Важное значение приобретает решение задачи оптимального распределения производительных сил по отдельным отраслям на родного хозяйства и рационального районирования всех частей на родно-хозяйственного целого, устранения непроизводительных за трат и потерь и др.
Все вышеизложенные вопросы Ерманский рассматривал в об щем виде. Основным же объектом его изучения являлось отдельное предприятие.
Ученый рассматривал рационализацию как качественную зада чу, имеющую целью добиться увеличения достигаемого полезного результата. Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа поло жительного подбора, принципа организационной суммы и принци па оптимума.
Принцип положительного подбора, считал Ерманский, лежит в ос нове решения как простых, так и сложных задач рациональной ор ганизации труда и управления. Под положительным подбором сил он понимал такое их сочетание, при котором они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют. Так, например, материал, из которого будет изготов лен инструмент, его конструкция, размер, вес и форма должны быть точно подобраны применительно к той работе, для которой предна-
1 Ерманский О.А. К постановке проблемы рационализации // Плановое хозяйст во. 1929. № 2. С. 227.
значен этот инструмент. В качестве примера решения более слож ной задачи Ерманский приводил задачи, решаемые психотехникой, — профподбор и профориентацию. Люди, говорил он, отличаются по своим индивидуальным психофизическим силам. Но и различные профессии и специальности предъявляют разные требования к ра ботнику, и этим они отличаются друг от друга. Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) — к кон кретному человеку. Ерманский отмечал, «что действительно рацио нальная организация труда, и только она, имеет право на название «научная организация труда» (НОТ). Опирается она на законы тех ники, экономики и психофизиологии труда1.
Обоснование принципа положительного подбора сил позволило Ерманскому сформулировать «основной закон организации», кото рый сводился к следующему: организационная сумма больше арифме тической суммы сил, ее составляющих. Простое арифметическое суммирование сил, например элементов производства, считал Ер манский, никогда не даст того положительного эффекта (результата), который может быть получен при их сочетании в соответствии с прин ципом положительного подбора. В этом случае, по его мнению, ре зультат всегда будет больше.
Главным из трех выдвинутых Ерманским принципов является третий — принцип оптимума, который он называл «стержнем про блемы рационализации». Принцип оптимума Ерманский раскрыва ет путем сопоставления проделанной работы R с затраченной энер гией Е. Под энергией он понимал «...не только живую энергию работающего человека, но и энергию, воплощенную во всех факто рах производства — двигателях, машинах, инструментах и т.п., ис пользованных в данной работе»2. Отношение проделанной работы R к затраченной энергии Е он называл коэффициентом рационально сти т, откуда т = R/E.
Принцип оптимума требует наилучшего, оптимального примене ния всех видов энергии для достижения требуемого результата. В со ответствии с этим коэффициент рациональности должен быть как можно большим, чтобы получить возможно больше полезного ре зультата на единицу затраченной энергии, либо, наоборот, чтобы за тратить возможно меньше энергии на каждую единицу полезного результата. Раскрывая сущность принципа оптимума, Ерманский подчеркивал, что «руководящим для рациональной организации яв ляется не принцип максимума, а принцип оптимума». Рациональ ная организация труда и управления требует неукоснительного со-
1 Ерманский О.А. Теория и практика рационализации. М.: Наркомтяжпром, 1933. С. 31.
2 Там же. С. 45.
блюдения принципа оптимума. В противном случае организация труда и управления становится нерациональной, неэффективной.
Ерманский останавливается на понятиях производительности и интенсивности труда. Производительность определяется качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженно сти труда. Интенсивность труда зависит от расходования работни ком сил и энергии. Интенсивность труда, считал Ерманский, долж на возрастать только до определенной нормы (оптимума). Таким образом, он выступал против потогонной системы труда. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике со стороны его современников по двум основным причинам:
1) за введение понятия принципа оптимума, в котором усмат ривалось ограничение возможностей человека в росте производи тельности труда. Принцип оптимума противоречил установке партии догнать и перегнать капиталистические страны в экономическом развитии; 2) за попытку изложить трудовую теорию стоимости К. Маркса, в основе которой лежит понятие общественно необходимого труда, измеряющегося в единицах рабочего времени, в энергетических терминах. Несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и прак тики организации труда значителен. Им обобщен большой практи ческий материал хозяйственного строительства в СССР.
Теория «всякой организационной деятельности» П.М. Кер женцева Проблемы научной организации труда получили широкоеосвещение в трудах П.М. Керженцева (1881—1940), основными рабо тами которого являются книги: «НОТ», «Принципы организации», «Борьба за время», «Организуй себя сам». Кроме теоретических раз работок этой проблемы, Керженцев был организатором и руково дителем Лиги «Время», редактором печатного органа Лиги — журнала «Время». Им была разработана теория «всякой организационной дея тельности».
Керженцев распространил понимание научной организации тру да на все сферы человеческой деятельности. По его мнению, НОТ включает в себя три составные части: 1) человек и его деятельность; 2) материальные средства (выбор места для организации, пред приятия, подбор необходимого оборудования, материалов и др.); 3) использование рациональных организационных методов. Все эти составные части тесно связаны между собой и оказыва ют непосредственное влияние друг на друга. Для изучения трудовой деятельности человека необходимо ис следование: • рабочих движений человека с помощью фотографии рабочего дня, хронометража;
• физиологических особенностей труда, в том числе вопросов правильного питания, степени напряженности труда, режима труда и отдыха; • психофизиологических качеств человека; • психотехнических особенностей различных профессий. Особенно большое значение Керженцев уделял использованию организационных методов, которым на практике не уделялось долж ного внимания. К этим методам он относил методы подбора и ис пользования работников, вопросы дисциплины, ответственности, учета и контроля, подчиненности и т.д. Эти проблемы нашли отра жение в его работе «Принципы организации», которая неоднократ но переиздавалась в связи с большим интересом к ней читателей. В отличие от Ерманского, провозгласившего принцип «оптиму ма», Керженцев отстаивал принцип «экономии», под которым он понимал достижение максимального эффекта от труда человека при минимальных затратах как человеческой энергии, так и материаль ных средств. Кроме того, острой критике подверг Керженцев пози цию Ерманского по вопросам интенсификации труда.
Интенсификация труда, — писал он, — будет одним из средств, при помощи которого мы повысим производительность труда и тем самым сможем перейти к высшей хозяйственной ступени1.
При этом он отмечал, что интенсификацию труда не следует свя зывать с ухудшением физического состояния рабочего.
Отмечая общие заслуги Гастева в развитии НОТ, Керженцев одновременно критиковал некоторые стороны установочного мето да и систему трудовой подготовки, созданную им в Центральном институте труда.
Особое внимание Керженцев уделял методам научной организа ции труда, к числу которых он относил: выработку нормалей и стан дартов, тщательное измерение и учет, обследование «в натуре». «Ма териальной ценностью особого рода» он считал время: время неиспользованное — время, погибшее безвозвратно. Поэтому, что бы правильно использовать время, мы должны с особой тщательно стью и бережливостью к нему относиться. Он подробно анализиро вал причины растраты времени в народном хозяйстве и предлагал пути их устранения.
Керженцев остро критиковал неудовлетворительную организацию работы управленческого персонала. Важнейшими направлениями улучшения его деятельности он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работника ми, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени.
Керженцев считал необходимым распространение организаци онных методов на различные сферы деятельности: государственный
1 Керженцев П.М. Борьба за время. М.: Экономика, 1965. С. 16.
аппарат, школы и пр. Им давались рекомендации по перенесению организационного опыта из одной сферы деятельности в другую, например, военного опыта в промышленность, опыта промышлен ности в культуру и т.д. с учетом особенностей каждой области.
Обладая обширными знаниями, Керженцев излагал свою точку зрения по широкому кругу важнейших организационных вопросов. Так, он высказывался по вопросу возможности применения «штаб ной организации» в управлении производством, о достоинствах ли нейной и функциональной организаций и т.д.
Исследования по проблемам теории систем и НОТ В 1922 г.,задолго до зарождения таких наук, как кибернетика (наука о связях и информации), теория систем и системотехника, НА. Амосов — инженер Таганрогского института ТОТ — исследовал механизм взаи модействия управляющей и управляемой систем, соотносительность хозяйственных процессов и управляющих ими центров, а также формы связи между ними. Амосов, ведущий тему «Теория органи зационного плана», своевременно поставил вопрос о разработке принципов науки организации. В отличие от Богданова, Амосов ис следовал не философскую, а техническую сторону этой проблемы.
В это же время в стране стали проводиться исследования в об ласти психотехники и психофизиологии труда. Этими вопросами занимались Лаборатория промышленной психотехники Наркомтру-да, Казанский и Ленинградский институты труда, ЦИТ и другие учреждения. Наряду с фундаментальными исследованиями в об ласти НОТ в этот период публиковалось много статей в периоди ческой печати.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда (НОТ) и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ. За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Кер женцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым.
Наряду с общими позициями между обеими платформами име лись существенные разногласия, которые сводились к следующему:
1) в центре внимания платформы «Семнадцати» было вовлече ние трудящихся масс в работу по НОТ. Платформа ЦИТ считала, что работа по НОТ должна осуществляться через институты по НОТ и администрацию предприятий и учреждений;
2) группа «Семнадцати» признавала необходимым сосредоточить основное внимание на проработке теории НОТ и борьбе с ошибоч ными взглядами. Платформа ЦИТ основной акцент делала на прак тической и исследовательской работе в этой области и не считала нужным вдаваться в рассмотрение разногласий по теоретическим проблемам НОТ;
3) главное разногласие между обеими платформами отмечалось в общем подходе к НОТ, его исходной базе. ЦИТ придерживался теории «узкой» базы, группа «Семнадцати» — «широкой» базы.
Сущность теории «узкой» базы сводилась к определению слабых мест и постепенному их улучшению. Сторонники «широкой» базы считали, что работа по НОТ является частью общехозяйственной деятельности и поэтому необходимо прежде всего изучить все орга низационные формы, в которых протекает деятельность предприятия или учреждения.
Полемика между двумя течениями закончилась созданием цен тральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутиро вавших платформ.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вы вод о том, что в этот период времени все внимание было сосредо точено на теоретических проблемах НОТ: определении понятия НОТ, его содержания, разработке методик обследования предприятий, составлении психотехнических тестов и других вопросах. Практиче ская же работа по НОТ на предприятиях проводилась недостаточно. Поэтому основной задачей II Всесоюзной конференции по НОТ (10—16 марта 1924 г.) явилась разработка программы действий по вне дрению НОТ на предприятиях и в учреждениях в широких масштабах. Конференция дала определение понятия «НОТ»:
НОТ нужно понимать как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенст вований, повышающих общую продуктивность труда1.
НОТ необходимо осуществлять на предприятиях, в хозяйствен ных и государственных учреждениях. После конференции в стране развернулась широкая практическая работа по рационализации ор ганизации труда на предприятиях. Подводя итоги развития науки управления производством в СССР в 1920-е гг., следует подчеркнуть, что в этот период были заложены теоретические основы научного управления социалистическим про изводством, развернута большая научная и практическая работа по их внедрению. Особое внимание обращалось на проблемы научной организации труда, рационализации производства, труда и управления.
В период индустриализации народного хозяйства, создания круп ной машинной индустрии рыночные отношения постепенно стали уступать место прямому распределению государством материально-технических ресурсов. Экономические методы хозяйствования на чали вытесняться административным регулированием хозяйствен ных процессов. Это сопровождалось перестройкой организационных
1 Резолюция II Всесоюзной конференции по НОТ, принятая по докладу В. В. Куй бышева 12 марта 1924 г. // Научная организация труда и управление / Под ред. А.Н. Щербаня. М.: Экономика, 1965. С. 29.
форм управления, которая выразилась в том, что хозрасчетные объ единения (тресты и синдикаты) были упразднены и их функции были переданы непосредственно центральным отраслевым управ ляющим органам. Постановлением ЦК партии от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации управления промышленностью»1 предусматрива лось, что ведущим принципом организации всей производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий является хозяйственный расчет. Однако вскоре в связи с ограниченностью ре сурсов хозрасчет превратился в формальный, а все права перешли к вышестоящим органам управления.
Разработка теоретических основ социалистического производ ства Тридцатые годы характеризуются неоднократными изменениями системы управления производством во всех его звеньях (создание промышленных наркоматов, переход к территориально-производст венному принципу построения аппарата управления через главные производственные управления — главки, реорганизация и увеличе ние численности наркоматов и др.). Одновременно в значительной мере была свернута как практическая, так и научная работа по ра ционализации в органах государственного управления, и все внима ние было перенесено непосредственно на производство. На первый план были выдвинуты исследования по таким проблемам, как организация основного и вспомогательного производства, технико-экономическое и оперативно-производственное планирование, диспетчирование про изводства, развитие поточных методов организации производства.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистиче ской организации производственных процессов был внесен О.И. Не-порентом1. Все операции он классифицировал по признаку их соче тания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла изготовления партии де талей и эффективность производственного процесса. В трудах Непо-рента также рассматривались закономерности определения оптимально го размера партии деталей в серийном производстве и формирования заделов как в серийном, так и в массовом производстве.
В эти же годы развернулась большая работа по проблемам тео рии социалистической организации производства. По этим вопро сам было написано много работ различными авторами. Но особый интерес представляют труды Б.Я. Каценбогена3. Он изложил свое мне ние относительно предмета и содержания науки организации произ-
1 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1967. Т. 2. С. 136-142.
2 Непорент О. И. Технические основы календарного движения производства. М.: Стандартизация и рационализация, 1933.
3 Каценбоген Б.Я. К вопросу о теории социалистической организации производ ства // Организация управления. 1936. № 3.
водства. Центральным вопросом науки он считал кооперацию, т.е. ор ганизацию труда каждого рабочего в его взаимоотношениях с другими участниками процесса труда.
В 1930-е гг. была проделана большая научная и практическая ра бота по созданию науки об организации производства, труда и управ ления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства1. Впоследствии по его типу и структуре были созданы аналогичные учебники по организации
и планированию производства на предприятиях почти всех отрас лей промышленности, в которых нашли отражение специфические особенности этих отраслей.
В это же время было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономиче ским образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инже нер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей. Было открыто три специа лизированных инженерно-экономических института (Московский, Ленинградский, Харьковский), а также инженерно-экономические факультеты в составе политехнических институтов и во многих отрас левых технических вузах. В последующие годы система повышения квалификации, созданная в 1930-е гг., развивалась и совершенство валась за счет создания соответствующих институтов, различных курсов и т.д.
7.2. Совершенствование системы хозяйственного руководства в 1940—1960-е годы
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не пре терпела принципиальных изменений. Основным принципом управле ния продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Широко развернулось социалисти ческое соревнование, способствующее росту инициативы и энергии советских людей. Научная работа велась по проблемам внутризавод ского планирования и диспетчирования.
В послевоенные годы была проведена значительная реорганизация управления народным хозяйством, в том числе упразднен ряд госу дарственных комитетов и наркоматов, произведена перестройка от раслевых министерств. Эта перестройка касалась только центральных органов управления и, как правило, не затрагивала промышленных предприятий и методов управления ими.
1 Организация производства в машиностроении: Учебник / Колл. авторов под ру ководством Б.Я. Каценбогена. М.: ОНТИ, 1937.
Тогда же возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Большое значение имели III Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию
и управлению производством в машиностроении, состоявшаяся в фев рале 1948 г. в Москве, и создание первого межотраслевого учебника по организации и планированию промышленного предприятия1, в ко тором значительное внимание было уделено чисто управленческим проблемам, в частности, принципам и методам управления.
Курс «Организация и планирование предприятия» вводится в качестве обязательного в учебные планы всех отраслевых технических и ин женерно-экономических вузов и факультетов. В экономических ву зах вводится межотраслевой курс «Организация и планирование промышленного предприятия».
Вместе с тем следует отметить, что в послевоенный период имело место сокращение исследований в области управления производст вом по философским, социальным и психологическим проблемам, по изучению его экономических основ, разработке вопросов количест венной оценки явлений и процессов. К концу 1950-х гг. тематика ис следований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.
Во второй половине 1950-х гг. был принят ряд постановлений
и разработаны конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы хозяйственного руководства и развитие принципов демократического централизма в управлении народным хо зяйством. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических ад министративных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности,
и они выполнили возложенные на них задачи. Они способствовали комплексному развитию экономических районов, совершенствова нию кооперирования и комбинирования производства, установле нию более рациональных хозяйственных связей между предприятия ми по обслуживанию производства в рамках экономических районов.
Однако первый опыт деятельности совнархозов показал серьез ные недочеты территориальной организации производства и управ ления. Отрасли промышленности оказались раздробленными между многочисленными административными экономическими районами, централизованное руководство техническим прогрессом в значитель ной степени ослабло. Система территориального управления про мышленностью пришла в противоречие с потребностями отраслево го развития.
1 Каменицер СЕ. Организация и планирование социалистического промышлен ного предприятия. М.: Госпланиздат, 1950.
Все это создало предпосылки для осуществления крупной эко номической реформы, переходу к отраслевому принципу управле ния производством на основе экономических методов руководства
и дальнейшего развития демократических начал в управлении на родным хозяйством.
Мероприятия по совершенствованию форм и методов хозяйст вования благотворно повлияли на развитие исследований в области управления производством. При исследовании различных проблем стал шире использоваться комплексный подход: помимо вопросов ор ганизации и планирования интересы ученых начали распростра няться на методы хозяйствования, технику и технологию управления
и пр. Первым таким комплексным исследованием явилась моногра фия проф. СЕ. Каменицера «Хозяйственное руководство промышлен ным предприятием в СССР»1, основная концепция которого заключа лась в том, что хозяйственное руководство является самостоятельной общей функцией общественного труда, охватывающей его более част ные функции: организацию, планирование и управление. Другой круп ной работой была монография проф. ТВ. Теплова «Планирование на промышленном предприятии (теория и практика)»2, в которой дается глубокое обобщение огромного опыта внутризаводского планирова ния, накопленного в течение всего периода его развития в стране.
В этот период выходит большое количество работ, исследующих структуру аппарата управления предприятием, хозрасчет предпри ятия и внутрипроизводственный хозрасчет, проблемы управления от раслями производства и народным хозяйством в целом (в том числе принципы и методы народно-хозяйственного планирования). Про должается работа над совершенствованием методов построения меж отраслевого баланса, концепция методов построения которого была создана еще в 1920-е гг. в СССР и позднее получившая широкое рас пространение и признание за рубежом. Специально созданные специа лизированные организации3 успешно развивают теорию и практику использования экономико-математических методов в планировании
и управлении в различных звеньях народного хозяйства страны.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоя тельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно свя занной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А. И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важною роль в развитии теории управления производст-
Каменицер СЕ. Указ. соч. М.: Эконом и здат, 1961.
2 Теплое ТВ. Указ. соч. М.: Экономиздат, 1964.
3 Лаборатория экономико-математических методов АН СССР, Вычислительный центр Госплана СССР, Научный совет АН СССР по проблеме «Применение ма тематики и вычислительной техники в экономических исследованиях и планиро вании», Центральный экономико-математический институт АН СССР (ЦЭМИ).
вом. Значительное влияние на формирование системы планирования и управления народным хозяйством оказало Всесоюзное совещание по применению математических методов в экономических исследо ваниях и планировании1.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 г., по вопросам совершенствования системы и методов управления народ ным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Начало дискуссии было положено публикацией двух статей в газете «Правда»: проф. Е.Г. Либермана (сентябрь 1962 г.) и акад. В.А. Тра пезникова (август 1964 г.). Заметное влияние на ход дискуссии оказали также работы проф. A.M. Бирмана «Некоторые проблемы науки о со циалистическом хозяйствовании»2 и акад. B.C. Немчинова «О даль нейшем совершенствовании планирования и управления народным хозяйством»3.
Экономическая дискуссия явилась крупным толчком для разви тия собственно управленческой мысли. Появилось много моногра фий и статей, посвященных сущности отношений управления со циалистическим производством, выяснению места, занимаемого им в базисе и надстройке, выявлению соотношения управления произ водством со смежными науками и т.д.
Существенный вклад в развитие управления в этот период внесли смежные с экономикой науки — философия, социология, психология, педагогика, право, — которые средствами и методами своих наук изу чали проблемы управления. Значительная роль этих исследований объяснялась следующими причинами:
1) необходимостью создания комплексных работ по управлению производством;
2) потребностью выделения науки об управлении производством при социализме в самостоятельную отрасль знания.
Необходимость развития управления производством как самостоя тельной науки в СССР ставилась многими авторами уже в 1962— 1963 гг. К 1965 г. относится выход в свет наиболее крупных моно графий по теоретическим проблемам управления социалистическим производством, в которых авторы стремились выяснить социально-экономическую природу управления производством в системе социа листических производственных отношений4. Проблемам выявления сущности управления посвящена также работа А. С. Петрова «Экономи ческие основы управления производством», изданная в 1966 г. в изда тельстве «Экономика».
1 Труды научного совещания о применении математических методов в экономи ческих исследованиях и планировании. М.: АН СССР, 1961. Т. I—VII. 2 Бирман A.M. Указ. соч. М.: Экономика, 1963.
3 Немчинов B.C. Указ. соч. М.: Экономика, 1963.
4 Годунов А.А. Вопросы теории управления производством. Л.: ЛГУ, 1965; Олиеин-Нестеров В. И. Эффективность управленческого труда в промышленном производ стве. М.: Экономика, 1965.
7.3. Перестройка системы управления
в 1960—1990-е годы
Период времени, начиная с 1965 г., характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование си стемы управления народным хозяйством: 1) реформа системы управления экономикой 1965 г.; 2) реформа системы управления 1979 г.;
3) ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и пе реход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
Реформа системы управления экономикой 1965 г. Началореформы было положено мартовским (1965 г.) пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским (1965 г.) пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях пленумов го ворилось о необходимости совершенствования всей системы управле ния, расширения самостоятельности предприятий и перехода от ад министративных к экономическим методам управления.
Основные положения реформы нашли отражение в принятых правительством постановлениях: «Об улучшении управления про мышленностью» и «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Большое значение для развития предприятий сыграло утверждение «Положения о социалистическом государственном производственном предприятии». Была упразднена территориальная система управления и вновь введена отраслевая си стема. Была произведена структурная перестройка управления народ ным хозяйством: ликвидирован Высший совет народного хозяйства
СССР, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.
Большие изменения произошли в системе внутризаводского пла нирования предприятий. В частности, для планирования деятельности предприятий вместо показателя «валовая продукция» стал использо ваться показатель «объем реализованной продукции». Оценка резуль татов деятельности предприятий стала осуществляться по показателям: объем реализованной продукции, прибыль (рентабельность производ ства), выполнение заданий по поставкам важнейших видов продук ции. Был осуществлен ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономиче
ского стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд разви тия производства.
После принятия в 1965 г. решения о проведении хозяйственной реформы вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Значительным со бытием, имевшим крайне важное значение для совершенствования
научного управления производством в СССР, стала состоявшаяся в июне 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-техническая конферен ция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью», на которой с научными докладами выступили видные ученые, занимающиеся проблемами управления: Д.М. Гви-шиани, СЕ. Каменицер, Ю.О. Любович и др. Целый ряд докладов ка сался вопросов применения экономико-математических методов, использования ЭВМ и других средств механизации и автоматиза ции для совершенствования управления. К их числу следует отне сти доклады В. М. Глушкова, И. П. Федоренко, О. В. Козловой.
В период 1965—1966 гг. состоялось более 30 отраслевых и регио нальных научно-технических конференций и совещаний по пробле мам научной организации труда, производства и управления. В ходе их проведения выявилось существенное отставание теории от прак тики управления производством, что потребовало принятия самых энергичных мер для развертывания широких исследований в облас ти теории управления.
Конец 1960-х гг. характеризуется выходом целого ряда серьез ных публикаций по теоретическим проблемам управления. Это моно графии Г.Э. Слезингера, В.Г. Афанасьева, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадо-ва, О.А. Дейнеко, О. В. Козловой и И.И. Кузнецова, Г.Х. Попова и др.
В связи с развитием экономико-математических методов и исполь зованием моделирования в экономике и управлении к этому времени относится начало разработки теории оптимального функциониро вания экономики, в становление которой был внесен значительный вклад коллективом ЦЭМИ АН СССР под руководством академика Н.П. Федоренко. Им были сформулированы основополагающие по зиции этой теории в монографии «Система оптимального функ ционирования экономики», а также в других статьях и работах по данной проблеме.
Основная идея метода математического моделирования состоит в создании модели, способной сохранить существующие свойства реального оригинала. Для управления особый интерес представляют так называемые оптимальные модели, т.е. модели, используемые для выбора оптимального решения. В практике планирования и управ ления народным хозяйством и его отдельными звеньями постоянно возникает необходимость выбора из множества возможных вариан тов решений одного — оптимального. Для этого и используется мо делирование.
Оптимальные модели включают две составляющие: целевую функцию (критерий оптимальности) и ограничения. Критерий оп тимальности выбирается таким образом, чтобы целевая функция была наилучшей (оптимальной) с точки зрения выбранного крите рия. Наилучшее значение функции достигается тогда, когда вы бранный критерий соответствует наибольшему (в задачах максими зации) или наименьшему (в задачах минимизации) значению этой
функции. Ограничения представляют собой математическую запись условий, при которых осуществляется выбор альтернативных реше ний. Реализация формализованной модели осуществляется на осно ве применения экономико-математических методов и ЭВМ.
I960—70-е гг. характеризуются активным изучением зарубежного опыта по проблемам организации управления производством. Про водится значительная работа по совершенствованию системы под готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Определенный вклад в развитие теории и практики управления производством внесла Вторая Всесоюзная научно-практическая кон ференция «Проблемы научной организации управления социалисти ческой промышленностью», состоявшаяся в июле 1972 г. в Москве.
После реформирования системы управления 1965 г. в первое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Почти в 2 раза увеличились темпы роста сельского хозяйства, в 1,5 раза — производительность обще ственного труда, перестала снижаться фондоотдача в промышленно сти, ускорилась оборачиваемость оборотных средств в народном хозяйстве, существенно снизились нормы потребления топлива и сы рья. Ускоренными темпами велось строительство жилья. Однако в начале 1970-х гг. произошло заметное ухудшение всех показате лей, снизились реальные доходы на душу населения.
Причинами, не позволившими добиться ожидаемых результатов от проведения реформирования системы управления народным хо зяйством 1965 г., являются: снижение самостоятельности предпри ятий; планирование «от достигнутого уровня» и частое внесение из менений в планы предприятий; использование затратного принципа ценообразования, основанного на индивидуальных затратах пред приятий, и т.д.
Затратный принцип ценообразования, а также недостатки, при сущие показателю «объем реализованной продукции», вызвали цепь неплатежей в народном хозяйстве. В трудах советских ученых под черкивалось, что вышестоящие органы не могут эффективно пла нировать деятельность предприятий, не зная как следует условия производства и их внутренние ресурсы. Указывалось, что система управления должна быть нацелена на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов. Острой критике был подвергнут показатель «реализованная продукция» в связи с тем, что в нем имеет место повторный счет стоимости прошлого труда. Все надежды ста ли возлагаться на показатель «нормативно-чистой продукции», в кото ром исключается повторный счет затрат прошлого труда. Этот показа тель в наибольшей степени отражал конкретные усилия коллектива на производство продукции.
Реформа системы управления 1979 г. В целях интенсификацииэкономики была предпринята вторая экономическая реформа, ос новные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучше нии планирования и усилении воздействия хозяйственного механиз ма на повышение эффективности производства и качества работы».
Экономическая реформа 1979 г. была нацелена на достижение высоких конечных народно-хозяйственных результатов, на повыше ние эффективности производства и качества работы, которые долж ны были создать условия для более полного удовлетворения обще ственных и личных потребностей.
Для измерения объемов производства показатель «реализован ной продукции» был заменен на показатель «чистой (нормативной) продукции», исключающий повторный счет прошлого труда. Рост производительности труда, норматив заработной платы на 1 рубль продукции рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) про дукции. Четко был определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обязательным для вы полнения промышленными министерствами, объединениями и пред приятиями. Большое внимание уделялось заключению хозяйствен ных договоров. Вводились нормативы платы за производственные фонды (в размере 6%), плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (за счет себестоимо сти продукции).
Большое внимание в постановлении уделялось вопросам рацио нального сочетания отраслевого и территориального планирования и управления, а также разработке целевых комплексных экономи ческих, научно-технических и социальных программ в целом по на родному хозяйству и развитию отдельных регионов и территориаль но-производственных комплексов.
Несмотря на то, что экономическая реформа 1979 г. отвечала всем требованиям, предъявляемым к системам управления в разви тых странах Запада, она не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и об этой реформе вскоре забыли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось.
Ускорение социально-экономического развития страны Выходиз создавшегося положения апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС нашел в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройки всех
сторон общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства на осно ве опережающего роста машиностроения. Была провозглашена новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.
Перестройка, начатая генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Гор бачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы проведения не были понятны никому. Проводились отдель-
ные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР. Так, еще в июне 1985 г. было про ведено совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения НТП. Важ ным было принятое на нем решение об отказе от остаточного принци па выделения средств на реализацию социальных проблем. Январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на широкую демо кратизацию жизни общества и создание к 1990 г. целостной систе^ мы управления с новым хозяйственным механизмом (эта система называлась радикальной экономической реформой). В период с 1985 по 1989 г. было проведено множество разнообразных экономических экспериментов по отдельным отраслям и предприятиям, направлен ных на проверку результатов новых методов планирования и управ ления. Концепция перестройки была развита на XXVII съезде КПСС и I съезде народных депутатов СССР (1989 г.).
Однако к этому времени уже стало ясно, что нельзя добиться существенных результатов путем частичного усовершенствования.
К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета составил, по разным оценкам, 100—140 млрд руб. В 1988 г. размер эмиссии (до полнительный выпуск денег) достиг критической отметки и в 4 раза превысил средний уровень 11-й пятилетки. Объем денежных накоп лений населения в 5 раз превысил запасы материальных ценностей и товарных ресурсов. Темпы роста доходов населения значительно превышали рост товарооборота. В результате на некоторые виды про дукции начали расти цены, усилился инфляционный процесс (сред негодовой темп инфляции составлял 2—4%).
Сложилась предкризисная ситуация. По 40% видов промышлен ной продукции снизились объемы производства. Сокращалось сель скохозяйственное производство. Усугубились диспропорции, увели чился разрыв между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Широко развива лись явления застоя.
Стало ясно, что волевыми методами исправить положение нельзя. Действующая система управления стала преградой на пути интенси фикации и научно-технического прогресса. Главным звеном в реше нии стратегических задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управ ления, создание целостной системы хозяйствования.
Радикальная реформа управления ставила целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикаль ной реформы управления заключалось в переходе от преимущест венно административных к экономическим методам руководства на всех иерархических уровнях, к управлению интересами и через ин тересы, к широкой демократизации управления, всемерной активи зации человеческого фактора.
Предполагалось, что целостная система управления должна вклю чать проведение следующих мероприятий: 1) резкое расширение границ самостоятельности предприятий (объ единений), перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование; 2) коренную перестройку централизованного руководства экономи кой (определение стратегии, темпов и пропорций развития народного хозяйства в целом, его сбалансированности и невмешательства центра
в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев); 3) кардинальную реформу планирования, ценообразования, фи нансово-кредитного механизма, переход к оптовой торговле средст вами производства и перестройку управления научно-техническим прогрессом, внешнеэкономическими связями, трудом и социаль ными процессами;
4) создание новых организационных структур; 5) переход к демократической системе управления и развитие самоуправления. Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожи даемых результатов. Произошло дальнейшее обострение кризиса: пятилетние и годовые планы не выполнялись, увеличилась эмиссия денег, продолжала расти внешняя задолженность, рос дефицит госу дарственного бюджета.
В этот период произошли серьезные изменения в политиче ской системе управления страной: КПСС утратила свою руководя щую и направляющую роль, была провозглашена многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появи лась оппозиция, открыто выступающая против политики президента М.С. Горбачева. В соответствии с рекомендациями депутатов, про звучавшими на I съезде народных депутатов СССР, правительством
СССР под руководством Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку1. Она содержала по ложения о многообразии форм общественной собственности и госу дарственном регулировании экономики при помощи налогов, нало говых льгот и финансовых санкций, а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения.
В стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным от ношениям:
1) внесение отдельных элементов рынка в существующую ко мандно-административную систему управления;
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
1 См.: О мерах по оздоровлению экономики, этапах экономической реформы и принципиальных подходах к разработке тринадцатого пятилетнего плана: Сб. материалов. ML: Политиздат, 1990.
3) создание системы управления на основе регулируемой рыноч ной экономики. Этот вариант совершенствования системы управле ния соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия, под руководством академика С. Шаталина
подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехо да к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рас сматривалась как «шоковая терапия».
По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехо да от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью ко торой было полное разрушение административно-командной систе мы управления.
Ликвидации единой системы управления СССР способствовали также августовский путч 1991 г. и объявление рядом бывших союзных республик своей независимости. 8 декабря 1991 г. прекратил свое су ществование Союз Советских Социалистических Республик и гла вами трех республик (России, Украины и Белоруссии) было подпи сано соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Вслед за этим был ликвидирован целый ряд союзных орга нов — Госплан, Госснаб, Госкомитет по науке, многие министерст ва и ведомства.
Формирование рыночных отношений в стране С ноября 1991 г.начался процесс формирования рыночных отношений в России. К ос новным мероприятиям, направленным на создание рыночного меха низма управления, следует отнести:
• разгосударствление собственности;
• создание рыночных отношений на основе сочетания различ ных форм собственности; • создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране;
• образование новых рыночных структур управления. Был создан Государственный комитет РСФСР по управлению государствен ным имуществом и соответствующие комитеты на местах. Неко торые отраслевые министерства были преобразованы в корпора ции или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы
и множество самых разнообразных акционерных обществ. В декабре 1990 г. был принят и с 1 января 1991 г. введен в дей ствие Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея тельности». Закон определил статус основного звена экономики — предприятия — и закрепил его ведущее место в реформируемой хо зяйственной системе.
В Законе отмечалось, что предприятие самостоятельно занима ется предпринимательской деятельностью, под которой понимается изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг, на-
7 История менеджмента 169 правленных на получение прибыли. Предприятия никому не подчи няются, ими управляет рынок. Понятие «вышестоящий орган» исчезло из законодательного оборота. Предприятия являются самостоятель ными товаропроизводителями и сами отвечают за конечные резуль таты своего труда. Предприятия были наделены широкими правами: могли по собственной инициативе принимать любые решения, если таковые не противоречили действующему законодательству.
В течение многих десятилетий государственная форма собственно сти была преобладающей в нашей стране. С переходом к рыночным отношениям начался процесс ее разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление представляет собой многогранный процесс по сокращению государственного вмешательства в экономику, включая выведение предприятий из-под прямого административного управ ления государственных органов, превращение их в реальных ры ночных агентов.
Приватизация —- часть этого процесса, состоящая в замене госу дарства иными собственниками, более заинтересованными в эффек тивном использовании принадлежащих им ресурсов. Приватизация означает приобретение гражданами и акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депу татов в частную собственность предприятий, цехов, участков и дру гих подразделений предприятий, а также оборудования, зданий, сооружений, лицензий, ценных бумаг.
Процесс проведения приватизации в стране можно разделить на два этапа:
I этап — чековая (ваучерная) приватизация (1991 г. — 30 июня 1994 г.);
II этап — денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. и по насто ящее время).
Приватизация осуществлялась в соответствии с Законом РФ «О при ватизации государственных и муниципальных предприятий в Россий ской Федерации» (от 3 июля 1991 г.) и «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Рос сийской Федерации (утвержденной Указом Президента РФ от 24 декаб ря 1993 г. № 2284). Проведение денежной приватизации регламен тировалось «Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Рос сийской Федерации после 1 июля 1994 года» (утвержденными Ука зом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535).
В «Основных положениях» были определены главные цели при ватизации государственных и муниципальных предприятий:
• повышение эффективности российской экономики и деятель ности отдельных предприятий;
• формирование широкого слоя частных собственников и со действие процессу образования стратегических частных соб ственников;
• привлечение в производство инвестиций, в том числе ино странных;
• содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (ак ционеров).
Аналогичные задачи ставились и при проведении чековой при ватизации, что подчеркивает общую направленность первого и вто рого этапов приватизации.
Практически в ходе чековой приватизации не была достигнута ни одна из поставленных целей. Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акцио нерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами. При проведении ваучерной приватизации было заявлено, что приватизационный чек будет равен по цене двум автомашинам «Волга», что владельцы вау черов перейдут в средний класс, станут собственниками. Однако это го не произошло. Создание класса средних собственников требует наличия благоприятной экономической среды, эффективной нало говой, ценовой и экспортно-им портной политики и довольно про должительного периода времени. Вопросы создания класса частных собственников в нашей стране решались искусственно в процессе приватизации.
Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходи мым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к прива тизации явилось преобразование их в акционерные общества откры того типа. Были разработаны основные способы приватизации и три варианта льгот, предоставляемых предприятиям при приватизации.
Коллектив предприятия самостоятельно выбирал один из трех вариантов льгот. При этом коллективу крайне важно было просчи тать свои финансовые возможности, взвесить степень риска своего выбора. Одновременно происходило создание частных и индивиду альных предприятий, формирование новых хозяйственных субъектов (товариществ, кооперативов и пр.).
Рыночная система управления — это система, основанная на ча стной собственности. В западной теории и практике управления утвердилось представление, согласно которому под частной собст венностью понимается всякая негосударственная форма собственно сти. Рыночные отношения требуют сокращения количества государст-
7* 171 венных предприятии и создания на их основе предприятии других организационно-правовых форм. В странах Запада подавляющее число предприятий является акционерными. Многие государственные предприятия функционируют в акционерной форме, но считаются государственными потому, что государство располагает контрольным пакетом акций. Поэтому перевод государственных предприятий в ак ционерные при сохранении за государством контрольного пакета акций также является приватизацией. В этом случае государство выступает в качестве одного, но главного акционера.
Для развития системы управления на основе рыночных отно шений в нашей стране сделано очень много. Создана законодатель ная, юридическая база, разработаны многие десятки нормативных документов. С 1 января 1995 г. введен в действие Гражданский ко декс РФ, разработаны федеральные законы: «Об акционерных об ществах», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и бан ковской деятельности» и др.
Большое значение на развитие рыночных отношений в стране оказало принятие в декабре 1993 г. новой Конституции, согласно которой серьезные изменения были внесены в систему управления регионов.
Однако несмотря на принятые меры не удалось приостановить раз вала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни
в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руковод ства, регулирования со стороны государства.
Одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менедж мент. Для предыдущего периода формирования рыночных отноше ний в нашей стране характерно то, что делались попытки перенести на наши условия системы управления, сложившиеся на Западе. Как показала практика, это не принесло экономике страны ожидаемых результатов.
7.4. Современная концепция менеджмента
и формирование российской модели менеджмента
Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента, приведен ную ниже.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|