Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормы управляемости —см.диапазон (сфера) контроля.




 

«Одномерные» учения об управлении — учения, разработанные при­менительно к одному из трех основных элементов управления: задачи, человек и управленческая деятельность. Классификация предложена О.С. Виханским и А.И. Наумовым.

 

Организация (в менеджменте) — это группа людей, деятельностькоторых сознательно координируется для достижения общей це­ ли (целей). Это определение справедливо для формальной орга­ низации. Различают формальную и неформальную организации.

 

Организация (как функция управления) — управленческая функция,посредством которой система управления решает все организаци­ онные и технические вопросы как в управляемой, так и в управ­ ляющей системах. Различают материальную организацию и соци­ альную организацию.

 

Ответственность — обязательство работника выполнять задачи, при­сущие занимаемой им должности, и отвечать за результаты своей деятельности.

 

Партисипативное управление («производственная демократия», «де­мократия на рабочих местах») — привлечение к управлению ор­ ганизациями работников-непрофессионалов как самого предпри­ ятия, так и внешней по отношению к нему среды (потребители товаров и услуг, посредники и др.). Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.


 


Подход с точки зрения количественных методов — подход, для которогохарактерно применение научного метода, моделей, системного анализа и ЭВМ. На этом подходе базируется школа науки управ­ ления (количественная).

 

Подход с точки зрения науки о поведении — подход, выросший издвижения за человеческие отношения. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Основное внимание уделя­ ет изучению поведения людей. На этом подходе базируется шко­ ла поведенческих наук.

 

Подход с точки зрения научного управления — первый формальныйподход к управлению; основан на том, что, используя наблюде­ ния, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать мно­ гие операции ручного труда, добиваясь их более эффективно­ го выполнения. На этом подходе базируется школа научного управления.

 

Подход с точки зрения человеческих отношений — подход, в центре ко­торого находится человеческий фактор, включающий и отно­ шения между людьми в процессе работы. На этом подходе базиру­ ется школа человеческих отношений.

 

Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами орга­низации и определять действия ее работников.

 

Потребности — физиологический или психологический дефицитчего-либо, отраженный в восприятии человека. Различают пер­ вичные (базисные) и вторичные (производные, метапотребности) потребности.

 

Правление (по А. Файолю) — движение предприятия к поставленнымцелям на основе наилучшего использования всех его ресурсов.

 

Предвидение (планирование) — функция управления, определяющаядействия предприятия на перспективу.

 

Принципы управления — основные нормы и правила, определяю­щие построение и функционирование системы управления. Со­ блюдение принципов управления обеспечивает его эффектив­ ность.

 

Процессный подход к управлению — подход к управленческой тео­рии, основывающийся на концепции, согласно которой управ­ ление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.

 

Процессуальные теории мотивации — теории мотивации, ориенти­рованные на мотивационный процесс. К их числу относятся: теория ожидания В. Врума, теория постановки целей Э. Лока, теория равенства (справедливости) С. Адамса, модель Портера—-Лоулера.

 

Процесс управления — общий объем непрерывных взаимосвязанныхдействий или функций в рамках организации. Различают про-


 


Стратегия — генеральная программа действий, выявляющая при­оритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели кор­ порации.

 

Структура управления — количество и состав звеньев, уровней и сту­пеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Раз­ личают линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, проектную, матричную, матрично-штабную ти­ пы организационных структур.

 

Теория «7С» — одна из системных концепций менеджмента, вклю­чающая семь составляющих, название которых начинается с буквы «с»: стратегия, структура, системы, штат (кадры), стиль, квалифи­ кация, разделенные ценности (основные направления деятель­ ности организации).

 

Теория X — в ее основе лежит положение о том, что люди ленивы,не хотят работать, предпочитают, чтобы ими руководили. Разра­ ботана Д. Макгрегором. Главный вывод — людей надо принуж­ дать работать. Это позиция автократичного руководителя.

 

Теория Y — в ее основе лежит положение о том, что труд для людейявляется естественным процессом, люди стремятся к самореали­ зации и участию в достижении целей организации. Разработана Д. Макгрегором. Главный вывод — в организации надо создавать условия для развития человеческой личности. Это позиция демо­ кратичного руководителя.

 

Теория Z — выдвинута У. Оучи, который дополнил теорию X и тео­рию Y. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, от которых зависит эффективность управ­ ления.

 

Теория «всеобщая организационная наука (тектология)» А.А. Богда­ нова — теория, согласно которой управленческая деятельностьпредприятия включает в себя два механизма: механизм, форми­ рующий систему (основными его элементами являются первич­ ные элементы — «конъюгации»), и механизм, регулирующий систему (с его помощью осуществляются «ингрессии», т.е. связь конъюгации друг с другом). Успех предприятия зависит от ра­ ционального действия этих механизмов.

 

Теория «всякой организационной деятельности» П.М. Керженцева

 

концепция, согласно которой научная организация труда (НОТ) должна охватывать все сферы человеческой деятельности. К ме­ тодам НОТ Керженцев относил: выработку нормалей и стандар­ тов, тщательное измерение и учет, обследование «в натуре». Осо­ бое внимание уделялось организации работы управленческого персонала.


 


Теория ожидания В. Врума — концепция, которая основывается напредположении, что человек направляет свои усилия на дости­ жение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в боль­ шой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребно­ стей или достижения цели.

 

Теория постановки целей Э. Лока — концепция, которая основыва­ется на предположении, что человек определяет для себя цели и стремится к их достижению, предпринимая определенные дей­ ствия и работу. Достигнув намеченных результатов и целей, он получает удовлетворение.

 

Теория равенства (справедливости) С. Адамса — концепция, осно­ванная на предположении, что люди субъективным образом сравнивают полученное вознаграждение с затраченными уси­ лиями, а затем сопоставляют это отношение с отношениями, по­ лучаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную рабо­ ту. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.

 

Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского — концеп­ция, которая предусматривала комплексное решение проблем рационализации на разных ступенях управления предприятием

 

и народным хозяйством в целом. Задачей рационализации явля­ ется увеличение полезного результата, которое возможно на ос­ нове соблюдения главных принципов рационализации: принци­ па положительного подбора, принципа организационной суммы

 

и принципа оптимума.

 

Традиционный тип организации (по М. Веберу) — непосредственносвязан с харизматическим типом. В случае смены в организации руководителя все ее работники по традиции подчиняются руко­ водителю, заменившему прежнего лидера.

 

Управление (администрирование) — это процесс предвидения, орга­низации, распорядительства, координирования и контроля, не­ обходимый для достижения целей организации (по А. Файолю).

 

Уровни управления — вертикальное разделение труда в организа­ции.

 

Функции управления общие — по содержанию процесса управле­ния А. Файоль выделял: предвидение (планирование), органи­ зацию, распорядительство, координирование и контроль. Об­ щие функции справедливы для любой сферы деятельности.

 

Функции управления специфические — функции, относящиеся не­посредственно к управлению промышленным предприятием (по А. Файолю).


 


Функция управления — определенный род трудовой деятельности,обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

 

Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководи­теля или его способности привлекать сторонников.

 

Харизматический тип организации (по М. Веберу) — характерен дляорганизаций, которые возглавляются харизматическими руково­ дителями (лидерами) с привлекательными личными качествами. Этот тип характерен для докапиталистических организаций.

 

Хоторнский эксперимент — эксперимент, проведенный под руко­водством Э. Мэйо. Его целью было выяснение зависимости меж­ ду физическими условиями работы и производительностью труда.

 

«Хоторнский эффект» — создание специальных условий для полу­чения желаемого результата. В связи с тем, что условия, созда­ ваемые при проведении эксперимента и существующие на прак­ тике, как правило, никогда не совпадают, следует избегать «хо-торнского эффекта».

 

Человеческие отношения — отношения, складывающиеся между ра­ботниками, а также между работниками и руководителями.

 

Человеческие ресурсы — все работники любой организации (пер­сонал).

 

Шведская модель социализма — модель, которая базируется на тео-* рии «социального рыночного хозяйства», социально регули­ руемой экономики и социального партнерства. Главным в этой модели является создание системы социальной защиты насе­ ления. Автором модели является лауреат Нобелевской премии

Г.К. Мюрдаль.

 

Школа науки управления (количественная) — школа зародиласьв 1950 г. и продолжает развиваться в настоящее время по двум главным направлениям: рассмотрение производства как «соци­ альной системы» с использованием системного, процессного и си­ туационного подходов и исследование проблем управления на ос­ нове системного анализа, математических методов и ЭВМ.

 

Школа «научного менеджеризма» — соединение в единую концепциютейлоризма и файолизма. Такая практика использовалась в США и раде других стран.

 

Школа научного управления — школа (1885—1920), основополож­ником которой является Ф.У. Тейлор. Целью Тейлора было повышение производительности труда и создание системы на­ учной организации труда на основе проведения экспериментов и анализа производственного процесса. В начале XX в. Тейлор установил, что управлять можно «научно».


 


Школа поведенческих наук (бихевиористических) — школа, непо­средственно примыкающая к школе психологии и человеческих отношений. Школа зародилась в 1950 г. и продолжает разви­ ваться в настоящее время. Она изучает проблемы человеческого поведения, психологии работников (этические нормы и прави­ ла, убеждения, мотивы поведения).

 

Школа психологии и человеческих отношений — школа (1930—1950),основоположниками которой являются Э. Мэйо и Ф.Г. Ротлис-бергер. В центре внимания школы находится человеческий фак­ тор и отношения между людьми в процессе работы.

 

Японская модель менеджмента — модель, ориентированная на «со­циального человека», психологию группы, систему «пожизненно­ го найма», систему «продвижения по старшинству» («систему синьоризма»). Большое внимание уделяется контролю за каче­ ством и рациональной организации труда (система «Канбан»).


 

Введение    
Глава 1. Эволюция управленческой мысли    
1.1. Этапы развития менеджмента    
1.2. Классификация подходов и школ менеджмента    
Тесты для самопроверки   21
Библиографический список   23
Глава 2. Основные положения    
школы научного управления    
2.1. Ф. Тейлор — основоположник научного управления  
производством    
2.2. Развитие идей Ф. Тейлора в трудах его последователей  
Тесты для самопроверки   45
Библиографический список   47
Глава 3. Формирование классической    
(административной) школы в управлении    
3.1. Основные положения концепции А. Файоля    
3.2. Развитие концепции А. Файоля    
Тесты для самопроверки   65
Библиографический список   67
Глава 4. Школа психологии и человеческих отношений:  
возникновение и развитие    
4.1. Человек и его поведение — основа школы психологии  
и человеческих отношений    
4.2. Хоторнский эксперимент. Основные положения    
доктрины человеческих отношений    
4.3. Изучение потребностей и мотивационного поведения  
4.4. Развитие теории лидерства и стиль руководства.    
Д. Макгрегор    
Тесты для самопроверки   100
Библиографический список   102

 


Глава 5. Становление и развитие школы науки  
управления (количественной школы)  
5.1. Методологические основы школы науки управления  
5.2. Системный анализ и математические методы  
в управлении  
Тесты для самопроверки 115
Библиографический список 116
Глава 6. Разнообразие моделей менеджмента  
6.1. Особенности американской модели менеджмента  
6.2. Особенности японской модели менеджмента  
6.3. Особенности западноевропейской модели  
менеджмента  
Тесты для самопроверки 146
Библиографический список 147
Глава 7. Развитие менеджмента в СССР и России  
7.1. Развитие теории и практики управления в СССР  
в 1920—1930-е годы  
7.2. Совершенствование системы хозяйственного  
руководства в 1940—1960-е годы  
7.3. Перестройка системы управления в 1960—1990-е годы  
7.4. Современная концепция менеджмента  
и формирование российской модели менеджмента  
Тесты для самопроверки 179
Библиографический список 181
Заключение  
Словарь основных терминов и понятий  

 

 

Учебное пособие

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных