ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нормы управляемости —см.диапазон (сфера) контроля.
«Одномерные» учения об управлении — учения, разработанные применительно к одному из трех основных элементов управления: задачи, человек и управленческая деятельность. Классификация предложена О.С. Виханским и А.И. Наумовым.
Организация (в менеджменте) — это группа людей, деятельностькоторых сознательно координируется для достижения общей це ли (целей). Это определение справедливо для формальной орга низации. Различают формальную и неформальную организации.
Организация (как функция управления) — управленческая функция,посредством которой система управления решает все организаци онные и технические вопросы как в управляемой, так и в управ ляющей системах. Различают материальную организацию и соци альную организацию.
Ответственность — обязательство работника выполнять задачи, присущие занимаемой им должности, и отвечать за результаты своей деятельности.
Партисипативное управление («производственная демократия», «демократия на рабочих местах») — привлечение к управлению ор ганизациями работников-непрофессионалов как самого предпри ятия, так и внешней по отношению к нему среды (потребители товаров и услуг, посредники и др.). Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Подход с точки зрения количественных методов — подход, для которогохарактерно применение научного метода, моделей, системного анализа и ЭВМ. На этом подходе базируется школа науки управ ления (количественная).
Подход с точки зрения науки о поведении — подход, выросший издвижения за человеческие отношения. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Основное внимание уделя ет изучению поведения людей. На этом подходе базируется шко ла поведенческих наук.
Подход с точки зрения научного управления — первый формальныйподход к управлению; основан на том, что, используя наблюде ния, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать мно гие операции ручного труда, добиваясь их более эффективно го выполнения. На этом подходе базируется школа научного управления.
Подход с точки зрения человеческих отношений — подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отно шения между людьми в процессе работы. На этом подходе базиру ется школа человеческих отношений.
Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и определять действия ее работников.
Потребности — физиологический или психологический дефицитчего-либо, отраженный в восприятии человека. Различают пер вичные (базисные) и вторичные (производные, метапотребности) потребности.
Правление (по А. Файолю) — движение предприятия к поставленнымцелям на основе наилучшего использования всех его ресурсов.
Предвидение (планирование) — функция управления, определяющаядействия предприятия на перспективу.
Принципы управления — основные нормы и правила, определяющие построение и функционирование системы управления. Со блюдение принципов управления обеспечивает его эффектив ность.
Процессный подход к управлению — подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управ ление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.
Процессуальные теории мотивации — теории мотивации, ориентированные на мотивационный процесс. К их числу относятся: теория ожидания В. Врума, теория постановки целей Э. Лока, теория равенства (справедливости) С. Адамса, модель Портера—-Лоулера.
Процесс управления — общий объем непрерывных взаимосвязанныхдействий или функций в рамках организации. Различают про-
Стратегия — генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели кор порации.
Структура управления — количество и состав звеньев, уровней и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Раз личают линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, проектную, матричную, матрично-штабную ти пы организационных структур.
Теория «7С» — одна из системных концепций менеджмента, включающая семь составляющих, название которых начинается с буквы «с»: стратегия, структура, системы, штат (кадры), стиль, квалифи кация, разделенные ценности (основные направления деятель ности организации).
Теория X — в ее основе лежит положение о том, что люди ленивы,не хотят работать, предпочитают, чтобы ими руководили. Разра ботана Д. Макгрегором. Главный вывод — людей надо принуж дать работать. Это позиция автократичного руководителя.
Теория Y — в ее основе лежит положение о том, что труд для людейявляется естественным процессом, люди стремятся к самореали зации и участию в достижении целей организации. Разработана Д. Макгрегором. Главный вывод — в организации надо создавать условия для развития человеческой личности. Это позиция демо кратичного руководителя.
Теория Z — выдвинута У. Оучи, который дополнил теорию X и теорию Y. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, от которых зависит эффективность управ ления.
Теория «всеобщая организационная наука (тектология)» А.А. Богда нова — теория, согласно которой управленческая деятельностьпредприятия включает в себя два механизма: механизм, форми рующий систему (основными его элементами являются первич ные элементы — «конъюгации»), и механизм, регулирующий систему (с его помощью осуществляются «ингрессии», т.е. связь конъюгации друг с другом). Успех предприятия зависит от ра ционального действия этих механизмов.
Теория «всякой организационной деятельности» П.М. Керженцева —
концепция, согласно которой научная организация труда (НОТ) должна охватывать все сферы человеческой деятельности. К ме тодам НОТ Керженцев относил: выработку нормалей и стандар тов, тщательное измерение и учет, обследование «в натуре». Осо бое внимание уделялось организации работы управленческого персонала.
Теория ожидания В. Врума — концепция, которая основывается напредположении, что человек направляет свои усилия на дости жение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в боль шой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребно стей или достижения цели.
Теория постановки целей Э. Лока — концепция, которая основывается на предположении, что человек определяет для себя цели и стремится к их достижению, предпринимая определенные дей ствия и работу. Достигнув намеченных результатов и целей, он получает удовлетворение.
Теория равенства (справедливости) С. Адамса — концепция, основанная на предположении, что люди субъективным образом сравнивают полученное вознаграждение с затраченными уси лиями, а затем сопоставляют это отношение с отношениями, по лучаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную рабо ту. Если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.
Теория социалистической рационализации О.А. Ерманского — концепция, которая предусматривала комплексное решение проблем рационализации на разных ступенях управления предприятием
и народным хозяйством в целом. Задачей рационализации явля ется увеличение полезного результата, которое возможно на ос нове соблюдения главных принципов рационализации: принци па положительного подбора, принципа организационной суммы
и принципа оптимума.
Традиционный тип организации (по М. Веберу) — непосредственносвязан с харизматическим типом. В случае смены в организации руководителя все ее работники по традиции подчиняются руко водителю, заменившему прежнего лидера.
Управление (администрирование) — это процесс предвидения, организации, распорядительства, координирования и контроля, не обходимый для достижения целей организации (по А. Файолю).
Уровни управления — вертикальное разделение труда в организации.
Функции управления общие — по содержанию процесса управления А. Файоль выделял: предвидение (планирование), органи зацию, распорядительство, координирование и контроль. Об щие функции справедливы для любой сферы деятельности.
Функции управления специфические — функции, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием (по А. Файолю).
Функция управления — определенный род трудовой деятельности,обособившийся в процессе специализации управленческого труда.
Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
Харизматический тип организации (по М. Веберу) — характерен дляорганизаций, которые возглавляются харизматическими руково дителями (лидерами) с привлекательными личными качествами. Этот тип характерен для докапиталистических организаций.
Хоторнский эксперимент — эксперимент, проведенный под руководством Э. Мэйо. Его целью было выяснение зависимости меж ду физическими условиями работы и производительностью труда.
«Хоторнский эффект» — создание специальных условий для получения желаемого результата. В связи с тем, что условия, созда ваемые при проведении эксперимента и существующие на прак тике, как правило, никогда не совпадают, следует избегать «хо-торнского эффекта».
Человеческие отношения — отношения, складывающиеся между работниками, а также между работниками и руководителями.
Человеческие ресурсы — все работники любой организации (персонал).
Шведская модель социализма — модель, которая базируется на тео-* рии «социального рыночного хозяйства», социально регули руемой экономики и социального партнерства. Главным в этой модели является создание системы социальной защиты насе ления. Автором модели является лауреат Нобелевской премии Г.К. Мюрдаль.
Школа науки управления (количественная) — школа зародиласьв 1950 г. и продолжает развиваться в настоящее время по двум главным направлениям: рассмотрение производства как «соци альной системы» с использованием системного, процессного и си туационного подходов и исследование проблем управления на ос нове системного анализа, математических методов и ЭВМ.
Школа «научного менеджеризма» — соединение в единую концепциютейлоризма и файолизма. Такая практика использовалась в США и раде других стран.
Школа научного управления — школа (1885—1920), основоположником которой является Ф.У. Тейлор. Целью Тейлора было повышение производительности труда и создание системы на учной организации труда на основе проведения экспериментов и анализа производственного процесса. В начале XX в. Тейлор установил, что управлять можно «научно».
Школа поведенческих наук (бихевиористических) — школа, непосредственно примыкающая к школе психологии и человеческих отношений. Школа зародилась в 1950 г. и продолжает разви ваться в настоящее время. Она изучает проблемы человеческого поведения, психологии работников (этические нормы и прави ла, убеждения, мотивы поведения).
Школа психологии и человеческих отношений — школа (1930—1950),основоположниками которой являются Э. Мэйо и Ф.Г. Ротлис-бергер. В центре внимания школы находится человеческий фак тор и отношения между людьми в процессе работы.
Японская модель менеджмента — модель, ориентированная на «социального человека», психологию группы, систему «пожизненно го найма», систему «продвижения по старшинству» («систему синьоризма»). Большое внимание уделяется контролю за каче ством и рациональной организации труда (система «Канбан»).
Учебное пособие
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|