Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности формирования ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте




Базовым компонентом сюжетно-ролевой игры является ролевое поведение. Ролевое поведение - это осуществление взаимоотношений с партнёрами по игре, диктуемых ролью.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: формирование ролевого поведения, развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) и использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, при этом сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [16,32].

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова считают, что овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей. При традиционном руководстве игрой основное внимание уделяется содержанию ролей. Для этого используются методические приемы: ознакомление с профессиями взрослых и подбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей. Например, чтобы дети играли в «строителей», их ведут на экскурсию на стройку, а затем дают для игры мастерки и каски. Ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Саша, а «шофер») и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Сашей, а «шофером» автобуса) [17,71].

Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.Эти умения формируются постепенно [13 ,126].

Как уже указывалось, эффективное формирование ролевых умений на всех возрастных этапах может осуществляться в совместной игре взрослого с детьми. Воспитатель должен построить совместную игру так, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым [34,61].

Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом. Роли не обозначены. Приемы руководства на данном этапе - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре, показ способов действий с предметами, совместные с воспитателем игровые действия, подбор игрушек с определенными свойствами, наблюдение за действиями взрослых.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог). Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли. Для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (например, мама- дочка, доктор-больной, продавец-покупатель и т.д.).Парные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие-ролевой диалог. Роль называется, дети по ходу игры меняют роль. Воспитатель включается в игру, направляет её, принимает на себя главную или второстепенную роль, вступает в ролевую беседу, при этом сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [17,84].

Воспитатель включается в игру, принимает на себя главную или второстепенную роль, вступает в ролевую беседу. Кроме этого, необходимо проводить экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми, чтение художественных произведений, драматизация сказок.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события [12,227]. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. В совместной игре педагог берет на себя главную или второстепенную роль и демонстрирует образец ролевого поведения. После игры он может провести коллективное обсуждение ролевого поведения играющих.

Приёмы косвенного руководства на этом этапе - обогащение социального опыта детей через наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы, привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Воспитатель должен организовывать совместную игру с детьми, постепенно её усложняя: сначала взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль, а в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, затем уступает ее другому ребенку [17,89].

Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достает коробку с «медицинскими принадлежностями» и на виду у детей начинает играть. «Буду детей лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим... У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает в игру одного из детей, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей. «Ваня, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришел. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Даша? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей» [27,48].

Обязательным условием игры с детьми является неоднократное называние воспитателем своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к игрушечному персонажу или ребенку как носителю роли («Заходите, больной» и т. п.), разговор с ним.

Показателями сформированности ролевого поведения у детей являются следующие: наличие самостоятельных ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, называние своей роли, ролевое обращение, короткий ролевой диалог. Если у детей слабо развито ролевое поведение, с ними можно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, которые им хорошо знакомы.

Ребенку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей: «Давай, ты Емеля, а я щука... А теперь я вельможа, который приехал к Емеле... А теперь я царь...» Разумеется, такая игра должна носить характер импровизации, без точного повторения текста сказки, важно лишь воспроизвести общий смысл ролевых диалогов [17,91].

Рассмотрим, как можно организовать совместную игру с детьми на конкретном примере. На первом этапе игра ребенку отводится основная роль в сюжете. Воспитатель последовательно меняет свои роли в ходе игры. Он не рассказывает о сюжете, а сразу начинает игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на его интересы. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: « Кирилл, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с шофером, а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и полицейский нас остановил. Я теперь буду полицейским » и т.д. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. В совместной игре, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы они не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия [29,33]. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу выхода из игры. Воспитатель не диктует, а предлагает детям в игре ту или иную роль.

Обязательно после окончания игры провести анализ результатов, для этого педагог должен зафиксировать основные этапы на бланках учёта. Это необходимо для диагностики игровых умений, сформированных у детей в ходе сюжетно-ролевой игры [30,71].

Подводя итог выше сказанного, следует отметить, что формирование ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры осуществляется следующим образом:

- воспитатель должен знать методику руководства игровой деятельностью, методы и приемы руководства игрой.

- воспитатель играет вместе с детьми, не нарушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности;

- педагог использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму, ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера (сначала — взрослого, а затем — сверстника).

-воспитатель поощряет принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми, одобряет ролевые реплики как средство взаимодействия детей, участвует в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных