Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации для педагогов и родителей по организации сюжетно-ролевой игры




- последовательно и систематически организовывать игровую деятельность детей;

- в три года происходит становление ролевого взаимодействия. Взрослый может начинать игру на глазах у детей, предлагая продолжить игровые действия;

- воспитатель играет вместе с детьми, не нарушая её, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности;

- при организации совместных игр воспитатель использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводит к минимуму. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера (сначала — взрослого, а затем - сверстника);

- воспитатель должен использовать тематику игр, интересную для ребенка;

- в совместной игре с детьми не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

- воспитатель играет совместно с детьми, в игре принимает позицию играющего партнера, позиция воспитателя, поддерживающая и стимулирующая свободную игру;

- педагогическая поддержка игры предполагает использование косвенных приёмов: создание среды, внесение атрибутов, совет, просьба и другие - в сюжетной игре не должно быть внешних запретов и обязательств, необходимо поощрять инициативу детей, самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми;

- не играть за ребенка, стараться повышать его активность, помочь овладеть более сложными способами игровой деятельности;

- поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

- необходимо обогащать содержание игровой роли и расширять диапазон ролей, которые принимает на себя ребенок;

- расширять знания об окружающем мире (наблюдения, прогулки, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме предстоящей игры с целью создания новых игровых сюжетов, познавательные игры-лото, настольные развивающие игры);

- необходимо создать рациональную предметно-игровую среду, учитывая возрастные особенности и динамично её изменять игровыми атрибутами;

- стимулировать детей к проявлению эмоций и чувств, соответствующих играемой роли;

- создавать условия для проявления детьми игровой активности в течение дня;

- руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на исследования отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготского,Н. В. Краснощековой, Н.Я. Михайленко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина) о теоретических основах формирования ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников, мы пришли к следующим выводам.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, в которой ребенок берёт на себя роль взрослого, а также применение в ней предметов - заместителей, взятие на себя роли, соблюдение правил, социальный мотив игр.

Согласно ФГОС, игре отводится большая роль как основной форме организации деятельности, направленной на освоение содержания основных образовательных областей. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии ребёнка. Игра – это подлинная социальная практика ребенка. Поэтому проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества, является актуальной для дошкольной педагогики. Для того, чтобы игра стала основным и эффективным средством обучения и воспитания ребёнка, необходим высокий уровень её развития.

Сюжетно-ролевая игра у современных детей – это актуальная проблема, требующая особого внимания со стороны педагогов. Чтобы грамотно организовать сюжетно-ролевую игру педагогу дошкольного учреждения необходимо хорошо понимать её специфику, иметь представления о её развивающем значении, знать методику руководства на каждом возрастном этапе. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей, являются: обогащение знаний об окружающем мире, создание предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей.

Для формирования ролевого поведения воспитателю необходимо: осуществлять педагогическую поддержку сюжетно - ролевых игр детей, поощрять принятие роли, ролевое общение и ролевого взаимодействие между детьми, участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения, поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, выделение сверстника, как возможного партнёра по игре. Использование этих методов руководства игрой позволит успешно использовать развивающие функции игры.

Перед опытно-экспериментальной работой была проведена диагностика по методике Р.Р.Калининой. Диагностика показала, что дошкольники имеют не достаточный уровень развития ролевого поведения. Согласно результатам у 40% детей наблюдался низкий уровень сформированности игровых действий, 50% средний уровень и лишь 10 % – высокий уровень сформированности игровых действий. После проведения мероприятий по формированию ролевого поведения показатели значительно повысились.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведённая в рамках формирующего эксперимента работа является эффективной и может быть использована в педагогической практике.

Цели и задачи, поставленные в начале работы, решены. Гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования ролевого поведения у детей 3-4 лет подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.​ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.​ Воронович, Е.А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников / Е.А. Воронович // Научное мнение. – 2012. - №3. – С.37 -40.

3.​ Гурьянычева, Н. Ю. Диагностика развития игровой деятельности / Н. Ю. Гурьянычева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 1. - С. 89-93.

4.​ Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова.- М: Центр пед. образования, 2012.- 139 с.

5.​ Дрокина, Е.М. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста / Е.М. Дрокина // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования Дальневосточном регионе. - 2012. - №1. - С. 50-57.

6.​ Дубик, И. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://www.maam.ru/detskijsad/IrinaDubik

7.​ Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка / Г.А. Забудько //Дошкольная педагогика. – 2012. - №7. –С. 24-26.

8.​ Игра сюжетная // Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 200 — С. 176.

9.​ Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь / В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1983.- С. 118.

10.​ Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / И. О.Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.– 71с.

11.​ Коваленко, И.П. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений / И. П. Коваленко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013.- № 7. -С. 229-233.

12.​ Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н /Д: Феникс, 2013. – 250 с.

13.​ Лаврова, Г. Н. Обучение детей сюжетно-ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: учеб. пособие / Г.Н. Лаврова - Челябинск: Образование, 2005. - 183с.

14.​ Макарова, Е.Д. Игра в жизни современного дошкольника / Е.Д. Макорова // Детский сад: теория и практика.-2011.-№1.- С.96-103.

15.​ Маслова, Н. Ю. Развитие творческой инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http:// festival.1september.ru

16.​ Мир сюжетно-ролевой игры: опыт работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:/http://smyshljonyshi.ru/metodicheskiy-kabinet-akademii/master-klassy/master-klass-mir-syuzhetno-rolevoy-igry

17.​ Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. - 3-е изд., испр. - М.:ЛИНКА - ПРЕСС, 2009.-96с.

18.​ Мишанина, В.И. Особенности организации творческих игр современных дошкольников В.И. Мишина // Научный поиск. – 2012. - №4. –С. 30-34.

19.​ Нисская, А.К. Современное дошкольное детство – территория игры / А.К. Нисская // Современное дошкольное образование. Теория и практика.-2014. - №3.- С.52-57.

20.​ Олейникова, Н.А. Развитие индивидуальности в процессе театрализованной деятельности / Н.А. Оленникова // Методист. – 2013. - №2. – С.59-63.

21.​ Пахомова, Н.А.. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка / Н.А. Пахомова // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2013. -№10. - С. 232-235.

22.​ Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.

23.​ Рагозина, М. Г.Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: / http://cons/1769-organizatsiya-syuzhetno-rolevoj-igry-doshkolnikov-v-srednej-gruppe.html

24.​ Решилова, Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевых игр / Р. Р. Решилова // Обучение и воспитание.- 2013.-№7.-С. 27-31.

25.​ Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. пед. вузов / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.

26.​ Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2013. - №2. - С. 15-23.

27.​ Смирнова, Е.О. Технология сюжетных игр дошкольника / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2011. - №3. – С. 42-48.

28.​ Сюжетно-ролевая игра / Н.А. Виноградова // Дошкольное образование. Словарь терминов / Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 319.

29.​ Сюжетно-ролевая игра дошкольника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /http://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2012/04/03/syuzhetno-rolevaya-igra-doshkolnika

30.​ Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:/ http://www.maam.ru/detskijsad/uslovija-i-sposoby-razvitija-syuzhetno

31.​ Харчевникова, А.К. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра как средство развития детей 4-5 лет: особенности реализации / А. К. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. – 2012. - №10.-С.48-55.

32.​ Шалова, С. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками / С. Ю. Шалова // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. – С. 74-85.

33.​ Шарапова, С.А. Основные направления развития и обогащения сюжетно-ролевой игры детей под влиянием игровой позиции воспитателя / С. А. Шарапова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты.- 2013.- № 9. - С. 120-125.

34.​ Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 143с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игровая (воображаемая, мнимая ) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.

Игровые действия - это те действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по логике сюжета.

Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Методы - совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Правила - это порядок, предписание действий в игре.

Приём - это элемент метода, его составная часть, отдельное действие, направленное на конкретное улучшение.

Ролевое (игровое) действие - это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.

Роль -игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации.

Ролевые отношения в игре -отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетом игры.

Ролевое поведение в игре – это осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия.

Руководство игрой - непосредственное участие педагога в игре

вместе с детьми.

Содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций,

это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.).

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними.

Сюжетно-ролевая игра - вид творческой игры, в котором ребенок

воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов,

сказок.

Тема игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «семья», «поликлиника», магазин»).

Формирование игры - планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

Приложение 2

Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных