Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыт работы по формированию ролевого поведения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры




Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игрой является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Руководство этим видом игр требует от педагога знания методики организации на каждом возрастном этапе и педагогического такта.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание игры детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Для грамотного руководства игрой педагог должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Обратимся к опыту работы воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования ролевого поведения детей.

И.Г. Коваленко, воспитатель детского сада из г. Таганрог [11,211] создает предметно-игровую среду, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности. В группе она оформила центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», которые пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей. Также создан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук [11,225].

Для формирования у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью автор статьи использует костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для постового), в изготовлении оказывают помощь родители.

Играя с детьми, И. Г. Коваленко создает проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности. Воспитатель играет вместе с детьми, в игре принимает позицию играющего партнера, на каждом возрастном этапе разворачивает игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ построения игры. Кроме этого, воспитатель старается создать доброжелательную атмосферу. В совместной игре с детьми не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры. Также И.Г. Коваленко формирует у детей умение играть в совместные игры: проявляет интерес к играм детей и, задавая вопросы, воспитатель постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли [10,8].

Рагозина М.Г., воспитатель из г. Белгород, подробно описывает свой опыт по развитию ролевого поведения в игре у детей старшего возраста [23,18]. Она считает, что при организации сюжетно-ролевых игр важное значение имеет субъект - субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка, где взрослый является не руководителем, а партнером детей в творческом процессе.

Игра строится так, чтобы для ребенка возникла необходимость ролевого взаимодействия с другими детьми, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это достигается при соблюдении следующих условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Для того чтобы сформировать у детей ролевое поведение Рагозина М.Г перед началом игры предлагает проводить предварительную работу: наблюдения с учётом темы предстоящей игры, беседы об увиденном на экскурсиях, целевых прогулках, чтение художественной литературы по теме, рассматривать иллюстрации, совместно создавать атрибуты для предстоящей сюжетно - ролевой игры.

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы. Когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребёнку 7-10 минут.

Для того, чтобы дети сохраняли желание ещё раз вернуться к игре при завершении игры можно использовать такие фразы: «Магазин закрывается на перерыв», «Гости поехали домой» и т.п. [23,27].

В свободное время полезно проводить беседы о том, в какую игру дети играли сегодня, кто кем был, какие игрушки нужно сделать, чтобы игра стала интересней в следующий раз.

В родительский уголок помещаются советы и рекомендации по организации игровой деятельности дома. Вот их тематика: «Как играть с ребёнком», «Как придумать сюжет игры», «Вместе мы многое сможем», «О пользе детской игры» [23,29].

Обратимся к опыту Кузюра Юлии Владимировны, воспитателя МАДОУ №40 г. Томска [30,14] с детьми 3-4 лет.

Работая в группах с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель старается установить эмоциональный контакт с ребенком. Вначале каждой игры старается создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Она предлагает детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

Кузюра Ю.В. предлагает использовать следующие приемы для формирования ролевого поведения детей в играх: показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, участие воспитателя в играх детей, составление рассказа «Как можно играть в эту игру», обучение планированию игры.

Кроме того, Ю.В. Кузюра проводит беседы с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы, совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр, предлагает использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью, изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения.

Автор считает, что необходимо побуждать в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры, приобщать детей к "действию" с воображаемыми предметами. Немаловажное значение имеет обогащение предметной игровой среды игровым материалом [30,16].

Маслова Наталья Юрьевна [15,81], воспитатель высшей категории детского сада № 282 г. Челябинск, обращает внимание на то, что детей (5-7 лет) необходимо увлечь тематической сюжетно-ролевой игрой и предлагает следующие методы и приемы: беседы, экскурсии, встреча с людьми определенных профессий, моделирование игры: выбор ролей, игровых действий, изготовление атрибутов и костюмов совместно с детьми, а так же дома с родителями. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме игры в дошкольном учреждении проводят дни открытых дверей, их приглашают в «Открытие кафе», «Цирковое представление», «Домик в деревне».

Родителей привлекают к помощи в изготовлении костюмов и атрибутов, а также обогащения развивающей среды для сюжетно-ролевой игры. Обучение ребёнка ролевому поведению лучше начинать с наиболее близких ему по содержанию ролей, - считает автор статьи.

Научить ребёнка роли, можно только играя вместе с ним. При этом важно, чтобы ребёнок в ходе общения понял, что он должен делать в соответствии с принятой ролью. Ролевые взаимодействия, ролевой диалог в старшем возрасте становится более длительным и выразительным. Воспитатель учит детей правильному использованию мимики, жестов, интонаций [15,85].

Ирина Дубик, воспитатель д/с "Чайка" п. Малино Московской области [6,29] считает, что одним из важных моментов в руководстве игрой детей является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли. Воспитатель дает ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, используются костюмы и различные атрибуты.

Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.) Для проведения таких игр требуется подготовка детей. Для формирования у детей представления об этих профессиях проводятся экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливает соответствующие атрибуты к игре. В совместной игре воспитатель выступает, как играющий партнёр. В начале каждой игры он старается создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. В процессе проведения игры дети учатся подчинять свое поведение роли. После игры воспитатель спрашивает у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Таким образом, изучение опыта работы воспитателей дошкольных учреждений позволило прийти к выводу, что работа по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешной, если педагогом определены способы обучения ролевому поведению в игре с учетом возрастных особенностей, используются косвенные методы руководства, применяются различные формы работы с родителями.

Вывод по главе 1

Рассмотрев теоретические основы формирования ролевого поведения детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры, мы пришли к следующим выводам.

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети моделируют действия взрослых. Она имеет важнейшее значение не только для развития отдельных форм психической деятельности ребенка-дошкольника, но и для формирования его личности. В своем развитии игра проходит несколько этапов.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства и четкой организации и проведения игр.

Центральным компонентом сюжетно – ролевой игры является ролевое поведение. Ролевое поведение - это осуществление взаимоотношений с партнёрами по игре, диктуемых ролью.

Исследования и практический педагогический опыт передовых воспитателей показывают, что, только знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной форме общественные функции людей и отношения между ними, можно создать условия, необходимые для развития сюжетов и содержания игр.

Работа по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры предусматривает обучение ролевому поведению в игре с учётом возрастных особенностей, используются косвенные методы руководства, тесное взаимодействие с родителями.

Изучив опыт работы воспитателей дошкольных учреждений, можно сделать вывод, что работа по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешной, если педагогом определены способы обучения ролевому поведению в игре с учётом возрастных особенностей, используются косвенные методы руководства, применяются различные формы работы с родителями.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных