SWOT-анализ деятельности предприятия
Полученные результаты исследований являются основой для разработки методического подхода к установлению основной стратегической цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.
Применим метод SWOT - анализа для установления основной стратегической цели деятельности предприятия. Предположим, что результаты проведенный нами исследований отражают условия функционирования конкретного предприятия торговли и служат основой для составления карты SWOT его деятельности (см. таблицу 25).
Условно обозначим в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования (она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки:
Возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 — очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое).
Таблица 24
Карта SWOT деятельности
Возможности
| баллы
| Угрозы
| баллы
| Расширение сегмента рынка
| 5
| Ужесточение налоговой политики
| 5
| Частое обновление ассортимента
|
| Наличие и появление сильных конкурентов
|
| Внедрение новой техники
|
| Нестабильность политической ситуации
|
| Благоприятные перспективы развития рынка
|
| Неплатежеспособность предприятий клиентов
|
| Повышение качества поступающей продукции
|
| Низкая покупательная способность населения
|
| Итого
| 22
| Итого
| 20
| Сильные стороны
| баллы
| Слабые стороны
| баллы
| Большой выбор товаров
|
| Недостаточная известность фирмы
| 5
| Стабильность спроса на продукцию
| 5
| Недостаточно высокий уровень квалификации кадров
| 4
| Хорошее финансовое состояние
| 4
| Отсутствие службы маркетинга
| 5
| Стабильные связи с поставщиками
| 5
| Небольшое количество групп товаров
|
| Низкие издержки продукции
| 5
| Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия
|
| Итого
| 24
| Итого
| 23
|
Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние сильные стороны (24 балла).
Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT.
Таблица 25
Обобщающая матрица SWOT
| Возможности
| Угрозы
|
Баллы (22)
| Баллы (20)
| Сильные стороны
| Баллы (24)
| 24 * 22 = 528
| 24 * 20 = 480
| Слабые стороны
| Баллы (23)
| 23 * 22 = 506
| 23*20 = 460
|
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его ~ выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации (таблица 25).
Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сильные и возможности», следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности. То есть целью предприятия должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию расширения на рынке.
Стратегия расширения на рынке предполагает расширение организацией масштабов продаж, ставку на контролируемое развитие, расширение бизнеса. К стратегии расширения организация переходит, как правило, после того как её не устраивает прежний доход.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|