Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ ликвидности баланса. .




2008 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1   1312,273 435,828   П1   3629,783   5732,387   -2317,51 -5296,55
А2 1273,624 2944,878 П2 74,684 1354,513 1198,94 1590,365
А3 1624,723 1777,822 П3 - - 1624,723 1777,822
А4 9049,428 16439,651 П4 9555,581 14511,279 -506,153 1928,372
Баланс 13260,048 21598,179 Баланс 13260,048 21598,179 Х Х

 

2009 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1 435,828 735,502   П1   5732,387   8824,403   -5296,56 -8088,901
А2 2944,878 3306,388 П2 1354,513 644,447 1590,365 2661,941
А3 1777,822 4345,681 П3 - - 1777,822 4345,681
А4 16439,651 17353,444 П4 14511,279 16272,165 1928,372 1081,279
Баланс 21598,179 25741,015 Баланс 21598,179 25741,015 Х Х

 

2010 год, тыс. руб. Платежный излишек (недостаток)
Актив На начало года На конец года Пассив На начало года На конец года На начало года   На конец года  
А1 735,502   530,909   П1   8824,403   9292,25 - 8088,901 -8761,3
А2 3306,388 10593,66 П2 644,447 16753,487 2661,941 6159,83
А3 4345,681 8370,476 П3 - - 4345,681 -8370,476
А4 17353,444 14916,541 П4 16272,165 8365,849 1081,279 -6550,69
Баланс 25741,015 34411,586 Баланс 25741,015 34411,586 Х Х

 

Исходя из представленных выше таблиц, можно сделать следующие выводы.

На протяжении рассматриваемого периода баланс предприятия является неликвидным, и к концу 2010 г. ситуация ухудшается.

За весь анализируемый период не соблюдается первое неравенство, что говорит о неспособности предприятия при необходимости погасить свои срочные обязательства за счет имеющихся денежных средств. В течение данного периода разница между величиной денежных средств и кредиторской задолженности постоянно возрастает. Это происходит в основном за счет значительного роста кредиторской задолженности. Такая ситуация делает положение предприятие достаточно рискованным.

Второе неравенство соблюдается за исключением 2010г. В 2008 и 2009 гг. предприятие способно было погашать займы и кредиты за счет дебиторской задолженности. Но к концу 2010 г. величина заемных средств значительно возросла, и погасить ее с помощью дебиторской задолженности стало невозможно. Это еще более усложнило положение предприятия. Сложившаяся ситуация говорит о низкой текущей ликвидности предприятия.

Чтобы определить перспективную ликвидность, необходимо рассмотреть соотношение запасов (плюс НДС по приобретенным ценностям) и долгосрочных кредитов и займов. Данное предприятие на протяжении всего рассматриваемого периода не прибегало к долгосрочным заемным средствам. Следовательно, у него не возникает обязательств в долгосрочной перспективе. Отсюда также можно сделать вывод, что источником финансирования запасов является либо займы и кредиты, либо кредиторская задолженность. При рассмотрении последнего соотношения труднореализуемых активов и постоянных пассивов выявлено, что необходимое условие соблюдается только в начале 2008 г., когда внеоборотные активы полностью покрываются собственными средствами. В дальнейшем это соотношение нарушается. Можно предположить, что при недостаточности собственных средств, предприятие для финансирования внеоборотных активов прибегает к заемным средствам. Но так как долгосрочные займы и кредиты не используются, то наиболее вероятным источником вложений в необоротные активы служат краткосрочные заемные средства. Тогда для финансирования запасов используется кредиторская задолженность, что может привести к ее росту и, следовательно, к нарушению первого неравенства.

Таким образом, предприятие находится в очень рискованном положении. Во-первых, за счет того, что недостаточно собственных средств для погашения внеоборотных активов ему приходится использовать для этого краткосрочные заемные средства. А, во- вторых, то, что предприятие имеет очень низкую текущую ликвидность, т.е. не способно погасить всю кредиторскую задолженность в случае необходимости.

Считается, что у нормально функционирующего предприятия оборотные активы должны превышать краткосрочные пассивы, т.е. часть текущих активов погашает краткосрочные пассивы, другая часть погашает долгосрочные обязательства, оставшаяся идет на пополнение собственного капитала. Поэтому данному предприятию для снижения риска своего положения можно прибегнуть к использованию долгосрочных заемных средств. Это укрепит его финансовое положение и снизит риск неплатежеспособности.

Таблица 19

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2008г
  Показатели Нормальное ограничение   На начало года   На конец года   Изменения за период  
Коэффициент общей ликвидности ≥2 1,14 0,73 -0,41
Коэффициент срочной ликвидности ≥1 0,7 0,48 -0,22
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2 0,35 0,06 -0,29
СОС   505,153 -1985,246  

 

 

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2009г
  Показатели Нормальное ограничение   На начало года   На конец года   Изменения за период  
Коэффициент общей ликвидности ≥2 0,73 0,95 0,22
Коэффициент срочной ликвидности ≥1 0,48 0,46 -0,02
Коэффициент абсолютной ликвидности ≥0,2 0,06 0,08 -0,02
СОС   -1985,246 -452,457  

 

Анализ коэффициентов ликвидности предприятия за 2010г

С помощью коэффициентов ликвидности можно определить финансовые возможности предприятия для регулярного и своевременного погашения своих долговых обязательств.

Общую тенденцию состояния ликвидности предприятия можно проследить на изменении показателя чистого оборотного капитала. Расчеты показывают, что только лишь на начало 2008г. этот показатель имеет положительное значение, т.е. когда краткосрочные обязательства могут полностью покрываться оборотными активами. Следовательно, снижение этого показателя свидетельствует об уменьшении уровня ликвидности предприятия.

Об этом же свидетельствует и коэффициент абсолютной ликвидности, который соответствует нормативному значению только на начало 2008г. В дальнейшем данный показатель значительно снижается. Коэффициенты срочной и общей ликвидности на протяжении всего рассматриваемого периода значительно ниже нормальных ограничений.

Данные результаты свидетельствуют о низком уровне ликвидности предприятия. В случае предъявления всеми кредиторами требования о погашении долгов, предприятие не сможет удовлетворить все требования и сохранить условия для продолжения своей деятельности.

Такое положение объясняется тем, что данное предприятие является промышленным, а это, как правило, говорит о большом удельном весе запасов и малом удельном весе денежных средств. Кроме того, за рассматриваемый период происходит постоянное увеличение кредиторской задолженности, а также величины заемных средств.

Для того, чтобы повысить ликвидность предприятия необходимо либо увеличить оборотные активы при неизменной сумме краткосрочных обязательств, либо снизить краткосрочные долги. Увеличить оборотные активы можно с помощью привлечения долгосрочных займов. Это не повлечет увеличения краткосрочной задолженности, зато в оборотных активах появится дополнительный источник покрытия. Если невозможно прибегнуть к долгосрочным источникам заимствования, то можно уменьшить величину краткосрочных обязательств путем реализации части запасов и погашения данными средствами кредиторской задолженности.

Проведем анализ деловой активности деятельности ООО «Нола».

 

 

Таблица 20

Анализ деловой активности, %

Показатель 2008г 2009г 2010г
Коэффициент оборачиваемости активов 1,91 2,84 3,19
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 15,75 21,52 13,8
Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности, дн. 23,18 16,96 26,45
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 7,10 9,24 10,59
Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности 51,44 39,50 34,47
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 17,00 20,00 17,19
Средний срок оборота материальных средств, дн. 21,47 18,25 21,23
Коэффициент оборачиваемости денежных средств, дн. 48,19 114,85 153,65
Средний срок оборачиваемости денежных средств, дн. 7,57 3,18 2,38
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 2,76 4,27 7,43

 

Таблица 21

Анализ деловой активности, дней

Результаты расчета свидетельствуют о том, что в течение рассматриваемого периода оборачиваемость активов постоянно возрастает. Целесообразно рассмотреть оборачиваемость не по всем оборотным активам, а по отдельным их элементам.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности заметно возрастает в 2010г. по сравнению с 2008г., а число дней одного оборота соответственно уменьшается, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. Но в 2010г. положение снова ухудшается: коэффициент оборачиваемости заметно снижается. Это объясняется значительным увеличением доли дебиторской задолженности в оборотных активах. В такой ситуации предприятию необходимо ужесточать политику кредитования.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности также имеет неблагоприятную тенденцию: в течении рассматриваемого периода этот показатель постоянно возрастает, а количество дней одного оборота соответственно снижается. Эта тенденция может неблагоприятно сказаться на ликвидности предприятия, если средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности будет превышать средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности, т.е. предприятие, будет вынуждено чаще платить по своим долгам, чем получать денежные средства от своих дебиторов.

Коэффициент оборачиваемости материальных активов также неодинаков и наилучшее его значение соответствует 2009 году. В 2008г. и 2010г. этот показатель уменьшается, что говорит о замедлении оборачиваемости материальных активов. Причиной этого могут служить излишние запасы.

Оборачиваемость денежных средств заметно возрастает к концу 2010г., что является положительным моментом. Также увеличивается и коэффициент оборачиваемости собственного капитала, что свидетельствует об усилении активности средств, которыми рискуют акционеры. Такое повышение свидетельствует об увеличении уровня продаж, что в значительной степени должно обеспечиваться кредитами и, следовательно, снижать долю собственников в общем капитале предприятия. Что и наблюдается при вертикальном анализе баланса предприятия.

Как видно из таблицы продолжительность операционного цикла после некоторого снижения снова увеличивается. Такая же тенденция наблюдается и у составляющих операционного цикла. Продолжительность финансового цикла в течение 2008 и 2010 гг. имеет отрицательное значение, т.е. время, когда предприятию нужно отдать финансовые ресурсы больше, чем время, когда они находятся в виде материальных ресурсов и дебиторской задолженности, следовательно, можно предположить, что появляются излишние финансовые ресурсы, и это снижает эффективность финансовой деятельности предприятия. Но к концу периода данный показатель имеет положительное значение и задача предприятия не допустить его увеличения.

Таким образом, при существующих неблагоприятных тенденциях изменения коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности, положение предприятия на данный момент нельзя назвать критическим. Для повышения коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности можно воздействовать на срок оборачиваемости путем изменения договорных условий расчетов с поставщиками. Таким же образом можно воздействовать на показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Для этого можно сократить сроки между поставкой товара и его оплатой.

Проведем анализ прибыли предприятия и резервов ее увеличения.

Источником анализа является отчет о прибылях и убытках.

Таблица 22

Структура отчета о прибылях и убытках
Показатели   2008 г. 2009 г. 2010 г.
Рубли % рубли % рубли %
1. Выручка от реализации товаров     100,00        
2.С/с реализации товаров     78,20     84,71     86,70
3.Валовая прибыль   21,80   15,29   13,30
4.Коммерческие расходы     3,87     3,17     2,84
5.Управленч. расходы            
6.Прибыль (убыток) от продажи     17,927     12,12     10,46
7.Проценты к уплате           0,02
8.Доходы от участия в других организациях             0,002
9.Прочие опер.доходы   0,4571   0,28   0,17
10.Проч.опер.расходы   2,2728   2,10   0,02
11.Проч.внерелизац.доходы   8,5117   0,55   0,27
12.Проч.внерелизац.расх.   0,8903   1,22   2,02
13.Прибыль(убыток)до налогообложения     23,732     9,63     8,84
14.Налог на прибыль   2,9357   1,80   2,89
15.Прибыль(убыток)от обычной деятельности       20,797     7,83     5,96

 

На основе данных таблицы 22 можно сделать следующие выводы: на протяжении рассматриваемого периода абсолютное значение выручки - нетто увеличивается на 62700,972 тыс. руб. (95915,248-33214,276= 62700,972), что связано как с увеличением объема выпускаемой продукции, так и с повышением цены на нее. Основную долю в выручке с реализации занимает себестоимость продукции. За весь период ее доля увеличилась с 78,20%(25974179/33214276 * 100%) до 86,70%(83158490/95915248 *100%). Данная тенденция неблагоприятна для предприятия, т.к. с увеличением доли затрат соответственно снижается доля прибыли от реализации продукции. В основном это произошло за счет наиболее значимых статей себестоимости - постоянного повышения заработной платы. С данной тенденцией увеличения затрат связано и снижение валовой прибыли, так как она составляет разность между выручкой и затратами.

Снижается доля коммерческих расходов. С одной стороны - это положительная тенденция, т.к. снижаются затраты, что позволяет сохранить прибыль. Но при этом необходимо проанализировать изменения качества продукта, спроса на нее и др. факторы. Уменьшение доли коммерческих расходов также связано с изменением учета транспортных услуг, оказываемых предприятием по доставке товаров. В начале рассматриваемого периода счет за транспортные услуги выставлялся отдельно на фиксированную сумму за определенный тоннаж. Затем предприятие стало на коммерческие расходы относить только себестоимость перевозки продукции, что позволило уменьшить долю коммерческих расходов.

С уменьшением доли валовой прибыли соответственно снижаются и доли прибыли от продажи, прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности. Хотя необходимо рассмотреть влияние на них изменений других доходов и расходов.

Так, например, в 2009 г. у предприятия появляются проценты к уплате по долгосрочным обязательствам, хотя в балансе не отражается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Это может, быть связно с тем, что предприятие не смогло вовремя погасить задолженность по краткосрочному кредиту и заключило договор о его пролонгации.

На уменьшение прибыли повлияло также снижение доли прочих операционных и внереализационных доходов (строка 11,12 табл. 22), а также повышение внереализационных расходов. Однако, можно сказать, что увеличение внереализационных расходов к 2009 году компенсируется значительным снижением операционных расходов.

Увеличение показателя по стр. 14 характеризует долю прибыли, перечисляемой бюджет; рост этого показателя в динамике происходит, как правило, при увеличении ставок налогообложения. Это нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление. Данный показатель также влияет на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На основании расчетов можно судить об уменьшении прибыли от обычной деятельности.

Следует также учитывать, что предприятие ведет свой учет по отгрузке товаров, а не по оплате. Следовательно, указанная величина прибыли не соответствует реальному ее значению, т.к. не известно все ли покупатели рассчитаются за полученную продукцию, и не возникнет ли дебиторская задолженность, которая со временем перейдет в разряд просроченной.

Как видно из таблицы 22 прибыль на протяжении рассматриваемого периода снизилась с 20% (6907466/33214276*100%) до 5,96% (5713718/95915248 * 100%). Данная неблагоприятная тенденция объясняется непропорциональным ростом чистой выручки и затрат на производство продукции. Для того, чтобы повысить прибыль, необходимо либо снизить затраты, что затруднительно, т.к. происходит постоянный рост цен на сырье и существует необходимость повышения заработной платы, либо воздействовать на увеличение выручки. Это возможно с помощью повышения цен на продукцию или за счет увеличения объема реализации. Используя первый путь, предприятие значительно снизит свою конкурентоспособность, т.к. на рынке продукции действует достаточно жесткая конкуренция, и потребители значительное внимание уделяют цене продукта. Поэтому предприятие вынуждено регулировать свои цены в соответствии со среднерыночным, а кроме того, оно должно учитывать законодательно установленную норму рентабельности по продукции (на данный момент 15%). Таким образом, наиболее приемлемым путем увеличения чистой выручки является повышение объема реализации. Данными задачами на предприятии занимается коммерческий отдел во главе с коммерческим директором. Кроме этого, необходимо обратить внимание на операционные и внереализационные расходы, а именно не допускать нарушений условий договоров, что влечет за собой возникновение штрафов, следить за составом дебиторской задолженности и не допускать возникновения просроченных долгов.

Источником анализа являются отчет о прибылях и убытках и баланс предприятия (см. Приложения).

 

Таблица 23

 

Расчет коэффициентов рентабельности  
  Показатели   2008г   2009г   2010г
1. Коэффициент рентабельности активов 2. Коэффициент рентабельности активов без учета незавершенного производства 3. Коэффициент рентабельности организации (продаж) 4. Рентабельность продукции 5. Коэффициент рентабельности постоянного капитала 6. Коэффициент рентабельности простого акционерного капитала 7. Коэффициент рентабельности инвестиций   0,40   0,52     0,21     0,23     0,57     0,57     0,57   0,22   0,27     0,08     0,14     0,34     0,34     0,34   0,191   0,194     0,06     0,12     0,47     0,47     0,46

Данные расчетов показывают, что за рассматриваемый период коэффициент рентабельности активов постоянно снижается (с 0,40(2008г) до 0,22(2009г) до 0,191(2010г)), что свидетельствует о снижении эффективности использования всех активов предприятия. Хотя следует отметить, что полученные величины данного коэффициента значительно превышают среднеотраслевой показатель (4,9%).

Для анализа рентабельности активов, необходимо рассмотреть их структуру. Следует иметь в виду, что незавершенное строительство, учитываемое в составе внеоборотных активов, - это актив, наличие которого на балансе, как правило, не влечет за собой получение прибыли в данном периоде, но будет давать прибыль в последующие периоды, когда основные средства начнут эксплуатироваться. Таким образом, исключение из расчетов величины незавершенного строительства приводит к повышению рентабельности общих активов.

Для определения факторов, влияющих на рентабельность активов можно представить ее как произведение рентабельности продаж на оборачиваемость активов. Для каждого предприятия влияние этих факторов на рентабельность активов различное.

Показатель рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В течении рассматриваемого периода времени данный показатель постоянно снижается, что является неблагоприятной тенденцией. Это снижение говорит о том, что предприятие получает все меньше прибыли на вложенные средства. Такое изменение может быть связано с тем, что у предприятия постоянно возрастают затраты при незначительных изменениях цен. Для увеличения чистой прибыли необходимо повысить цены, либо увеличить объем продаж. Значительное повышение цен приведет к потере конкурентоспособности, следовательно, предприятию необходимо увеличивать объемы реализации.

Значения показателей рентабельности постоянного и акционерного капитала в нашем случае совпадают, т.к. предприятие не выплачивает дивиденды по акциям и не привлекает долгосрочные заемные средства. В течении рассматриваемого периода рентабельность собственного капитала остается достаточно высокой по сравнению со среднеотраслевой величиной (10%).

Для оценки коэффициентов рентабельности полезно сопоставить их между собой. Сравнивая рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, видна разница между этими показателями. Она обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Причем рентабельность собственного капитала превышает рентабельность активов, что обусловлено выгодным привлечением и использование заемных средств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных