Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. 1. Пояснительная записка с




Оглавление

1. Пояснительная записка с. 2

2. Проектирование современного урока с точки зрения

системно - деятельностного подхода с. 6

3. Урок как целостная система с. 10

4. Классификация типов уроков с. 12

5. Рекомендуемая литература с.19

6. Приложения с.20

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Пояснительная записка

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. за № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт). Ряд общеобразовательных учреждений, в том числе и в Республике Карелия (приказ Министерства образования РК от 03 февраля 2012 г. за № 79), «по мере готовности», уже с 1 сентября 2012 г. приступили к организации образовательного процесса в 5 классе в соответствии с требованиями Стандарта. Но и сегодня часто задаваемыми вопросами являются: «Чем обусловлена необходимость введения стандартов нового поколения? В чём особенности новых стандартов образования? В чём новизна требований к содержанию, методам и формам организации образовательного процесса?».

Ответы в полном объёме на эти и другие вопросы дают курсы повышения квалификации работников образования. Авторы методических рекомендаций лишь расставляют акценты, осмысление которых поможет учителю раскрыть концептуальные положения Стандарта как документа, определяющего стратегию общего образования в Российской Федерации.

* * *

Анализ российской системы общего образования с позиций сегодняшнего дня позволяют говорить о том, что отечественная система школьного образования до определённого периода находилась в стагнации, последствие которой проявилось в снижении международных рейтингов российского образования по оценке результатов школьников.

Международные исследования выявили, что наши школьники плохо работают с объёмными текстами, содержащими информацию из нескольких источников, или текстами, содержащими противоречивую информацию; трудно справляются с заданиями, при выполнении которых нужно учитывать несколько условий; испытывают проблемы при выполнении интегрированных заданий, требующих применения знаний из нескольких учебных предметов; затрудняются делать выводы. Наши школьники показывают высокие результаты, когда нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, где знания нужно применить в нестандартной ситуации.

Анализ причин снижения позиций отечественной общеобразовательной школы в мировом рейтинге показал, что российская школа даёт высокий уровень предметных знаний и низкий уровень общепредметных умений. Низкие результаты в меньшей степени связаны со слабостью методической системы, некачественной учебно-методической базой или неэффективной работой учителя. Одной из главных причин отставания российской системы общего образования от современных требований стала её ориентация на устаревшие цели образования – узкопредметные знания, умения и навыки и адекватные им методы обучения.

Уровень образования и степень его соответствия вызовам времени определяют качество человеческого капитала[1]. Чем выше уровень образования и чем выше удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве страны, тем увереннее она интегрирует в мировое сообщество. Человеческий капитал – это главный фактор создания новейших технологий, развития производства, повышения их эффективности, опережающего развития науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы.

Постиндустриальная эпоха в сравнении с индустриальной эпохой формирует новые социальные запросы, которые в свою очередь определяют новую цель образования, зафиксированную Стандартом: признание школьниками ценности образования как личностно значимого фактора.

Сегодня изменились качественные характеристики профессионала: профессионал 21 века – это специалист широкого профиля, для которого нет разделительной границы между гуманитарными и естественнонаучными знаниями, между смежными и несмежными предметами (дисциплинами). Средняя общеобразовательная школа не готовит специалистов, но является базой (основанием, фундаментом), в которой заложены психолого-педагогические механизмы, позволяющие школьнику в будущем стать профессионалом. И первое, что сегодня стремится сделать общеобразовательная школа, - это преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать метапредметный тип интеграции (метапредметный тип учебного задания), связанный с новым содержанием образования.

Время вносит коррективы и в дидактические принципы организации образования и обучения. Традиционное взаимодействие учителя и ученика, при котором деятельность учителя имеет характер деятельности поучающей (воздействующей), а деятельность ученика – изучающей, сменяется совместной деятельностью учителя и ученика, направленной на развитие способности ученика ориентироваться в образовательном пространстве. Учитель современной школы ничего не формирует и не развивает, он создает условия, при которых процесс формирования и развития осуществляется естественным образом.

Современная дидактика определяет учителя как профессионала, который вместе со своими коллегами управляет образовательным процессом. Поэтому цель дидактики нового типа – определение условий, позволяющих организовать учебную деятельность в целом, а не только по достижению узкопредметных знаний и умений, условий, которые позволят развивать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях и будут побуждать ученика самостоятельно открывать новое знание, определять в своём знании область незнания и переводить его в знание. Современная дидактика требует, чтобы уже в общеобразовательной школе человек учился действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать нужную информацию из максимально большого числа источников, учился её анализировать, выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, делать выводы, принимать решения. Поэтому Стандарт определяет деятельность ученика не методической особенностью современного урока, а обязательным компонентом содержания образования. Сегодня педагог общеобразовательной школы учится способам перевода учебной задачи в учебную ситуацию, которая будет провоцировать учащихся на активное учебное действие и создавать мотивацию учения. Сегодня уже недостаточно того, чтобы ученик, например, в результате анализа изучил химические свойства металлов. Важно, чтобы в процессе изучения химических свойств металлов ученик выяснил, что существует метод познания «анализ», уяснил его сущность и этапы.

Дидактика нового типа исходит из того, что человек познает мир только тогда, когда у него появляются некоторые проблемы, формирующие цель. «Человеческое познание начинается с проблем, а не с пассивной регистрации повторений. Именно проблема направляет внимание и формирует ожидание»[2]. Наука определяет познание как процесс целеустремлённого, активного отображения объективного мира в сознании людей. Ключевое слово здесь «целеустремлённого»: есть цель, которая как-то задана, и человеку надо вести себя «устремлённо», активно, чтобы выполнить задачу и достичь цели.

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с психологическими особенностями возраста. Здесь ключевое слово «организация», то есть создание условий, стимулирующих активную учебно-познавательную деятельность школьников. Именно в организованном учителем учебно-познавательном пространстве и осуществляется совместная деятельность учителя и учеников по достижению метапредметных результатов.

Следует помнить, что основанием для организации обучения является недостаточное количество или качество знаний ученика об учебном материале. Например, ученик знает грамматические признаки прилагательного и причастия, но не различает грамматические формы отглагольного прилагательного и страдательного причастия прошедшего времени, т.е. не владеет методом анализа и сравнения и потому не может делать правильные выводы. Учебная ситуация для ученика проясняется, когда он выполняет не предметные, а метапредметные задания: вместо перечисления, например, имён существительных, относящихся к 1-му, 2-му и 3-му склонению (предметное задание - проверка памяти), он размышляет над тем, какие действия нужно совершить, чтобы определить, к какому склонению относится то или иное имя существительное (метапредметное задание - мыследеятельность по составлению алгоритма).

Как видим, современная дидактика (и требования Стандарта к результатам освоения школьниками основной образовательной программы общего образования) акцентирует внимание учителя на создании метапредметных ситуаций, так как в основе современного образования лежит деятельностная парадигма, определяющая, что важным элементом образовательного процесса являются созданные учителем условий для овладения школьниками системой учебных действий с изучаемым материалом и развития способности к решению учебно-познавательн6ых и учебно-практических задач.

Чем лучше сегодня учитель будет работать на старый результат (знать), тем ниже будут новые результаты (развитие личности). Результат работы современной школы должен соответствовать целям опережающего развития детей и отвечать общемировым требованиям к человеческому материалу, а человеческий капитал России 21 века – это люди с новым мышлением, современным стилем поведения, люди новой мотивации, способные жить и работать в условиях информационного общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных