ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Системно - деятельностного подхода
Предъявляемые Стандартом требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учениками основной образовательной программы определяют ценностные ориентиры современного школьного образования: предметные знания не рассматриваются уже как доминирующий показатель современного качества образования, они значимы только в единстве со степенью освоенности школьниками метапредметных действий и с личностными характеристиками, которые возникают в процессе обучения. Напомним, что деятельность учителя является успешной, когда в управляемом им образовательном процессе происходят положительные изменения в ценностном отношении ученика к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу и его результатам (личностные результаты образовательной деятельности). Такие изменения являются следствием того, насколько качественно ученик освоил способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (метапредметные результаты). Метапредметные результаты достигаются в процессе предметной деятельности, результаты которой выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. В любом случае основной результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий. Программа формирования универсальных учебных действий задает деятельностные ориентиры. Заботой педагога становится организация такой деятельности школьника на уроке, которая требует от него (школьника) осознанных и адекватных целям действий. Иными словами, ученик под руководством учителя проектирует свои действия на уроке от постановки учебной цели до рефлексивной оценки полученного результата. Оценке подвергается не только качество продукта (правильно/неправильно решена задача; без ошибок написано предложение и т.д.), но и качество собственного действия, усилия (легко/трудно; полностью самостоятельно – с помощью другого, задача решена полностью или частично; новое в опыте, ценное в новом знании или умении и т.п.). Умение подобного проектирования самостоятельной деятельности проходит путь формирования, логика которого раскрывается школьнику в совместном обсуждении, сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Программа УУД как часть образовательного стандарта предлагает системное описание действий человека, необходимых ему для успешной образовательной и познавательной деятельности сейчас (на данной ступени школьного обучения) и в будущем. Эти действия объединены в четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия. В каждой из этих групп – перечень конкретных действий, ориентированных на решение задач смыслообразования, организации деятельности, осмысленного познавательного продвижения в условиях конструктивного взаимодействия в информационном пространстве. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся, реализуется: • в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, • в метапредметной деятельности, • в организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Условиями и средствами формирования универсальных учебных действий являются: • учебное сотрудничество, • совместная деятельность, • разновозрастное сотрудничество, • проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества, • дискуссия, • тренинги, • рефлексия, • педагогическое общение. Учитель при реализации образовательной программы и планировании конкретного урока получает в этой программе целевые ориентиры, которые ложатся в основание выбора технологии урока, внеурочного занятия или деятельности детей как метапредметной в специализированных курсах. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. В педагогической и психологической литературе многие авторы подчеркивают необходимость определения как основных - соотносимых с целью - результатов, так и развивающих эффектов разных технологий обучения и воспитания (В.П.Беспалько, М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, И.А. Колесникова, Г.К. Селевко, И.В. Муштавинская и др.). Строить технологию своего урока – значит находиться в деятельностной, а не ЗУНовской образовательной парадигме. Планируя ситуацию совместной работы на уроке и самостоятельной учебной деятельности ученика, педагог может предвидеть, на совершенствование каких умений, предметных или универсальных учебных действий будет направлена эта деятельность. Возможность осуществления выбора образовательной технологии для достижения конкретной цели опирается на рефлексивные способности педагога и его понимание развивающих эффектов той или иной технологии. Актуальными образовательными технологиями для решения задач, формулируемых Федеральным образовательным стандартом, являются (из материалов федерального оператора ПНПО): n технологии развивающего обучения; n коллективная система обучения (КСО); n технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); n исследовательские и проектные методы; n технология модульного и блочно-модульного обучения; n технология «дебаты»; n технология развития критического мышления; n лекционно-семинарская система обучения; n технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; n обучение в сотрудничестве; n информационно-коммуникационные технологии; n здоровьесберегающие технологии; n система инновационной оценки «портфолио»; n технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Каждая из названных в программе формирования УУД группа действий имеет возрастные нормативы, определяющие, в каком объеме и на каком уровне возможно освоение этих действий на возрастной ступени (младший школьный, младший и старший подростковый и ранний юношеский возраст). Реализация программы формирования универсальных учебных действий, таким образом, предполагает: · высокий уровень теоретической подготовки учителя, его вхождение в психолого-педагогическое обоснование системно-деятельностного подхода; · готовность педагогов технологично ставить образовательные цели урока и внеурочной деятельности учащихся исходя из формируемых универсальных учебных действий; · умение выбирать адекватные целям образовательные технологии; · умение создавать и применять комплекс диагностических приемов для определения промежуточных результатов (уровня сформированности УУД) и постановки новых педагогических задач. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет[3]. Стандарт предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ, программы формирования УУД (Приложения 1,2). С позиций деятельностного подхода наиболее эффективной формой представления (планирования, структурирования) образовательного процесса является технологическая карта. Согласно концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое и поурочное планирование. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). Унифицированной формы технологической карты нет, учитель вправе выбирать или конструировать собственную карту изучения темы или карту урока. Определим только основные требования, которые рекомендуется отразить в технологической карте урока. В структуре технологической карты урока, как правило,предусматривается возможность: · тщательного планирования каждого этапа урока; · максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; · координации и синхронизации действий всех субъектов образовательной деятельности. В технологической карте урока в соответствии со Стандартом, таким образом, соотносится деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе урока и прогнозируются конкретные результаты: предметные, метапредметные, личностные (Приложение 3). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|